Конспект урока русского языка Обозначение твёрдости-мягкости согласных при помощи гласных
Ф.И.О. Емелёва Зоя Александровна
Специальность: учитель начальных классов
Урок: Русский язык
Тема: Обозначение твердости – мягкости согласных с помощью гласных.
Цели урока:
раскрыть функцию гласных – служить средством обозначения твердости или мягкости согласных звуков;
закреплять умение составлять звуковые модели слов;
отрабатывать действия письма и чтения.
Тип урока: урок решения частных задач по применению открытого способа.
Ход урока
I. Организационная часть
II. Создание учебной ситуации.
У. Ребята, сегодня я получила два необычных конверта. В них лежат листочки со словами. Помогите мне, пожалуйста, разобраться: почему слова разложили по конвертам. Поможете?
Д. Поможем.
У. В одном конверте вот такие слова:
Мама, мыло, мышка, мука, мал. Почему эти слова поместили в один конверт?
Д. Потому что все слова начинаются со звука [м].
У. Кто попробует записать значок, которым мы обозначаем на письме звук [м]?
(3 – 4 ученика пишут на доске буквы)
У. Как этот значок называется?
Д. Буква эм.
У. А во втором конверте вот какие слова: медведь, мел, мир, мяч, мял. Почему эти слова поместили в этот конверт?
Д. Потому что все слова начинаются со звука [м`].
У. Кто попробует записать значок, которым мы обозначаем на письме звук [м`]?
(3 – ученика пишут на доске буквы).
У. Как этот значок называется?
Д. Буква эм.
У. Как же так! Разве нет разницы между звуком [м] и звуком [м`]?
Д. Есть. Звук [м] – твердый, а звук [м`] – мягкий.
У. Тогда почему разные звуки мы обозначили одной и той же буквой?
Д. Потому что при чтении слов с буквой эм можем звук произнести твердо, а можем – мягко.
У. А как вы догадаетесь, что в слове нужно согласный произнести мягко или твердо?
Д. Нам это подскажут гласные, которые стоят после согласных. Ведь некоторые гласные
указывают на твердость согласного, а другие – на мягкость.
У. Спасибо, ребята, за помощь!
III. Постановка учебной задачи.
У. Сейчас вам нужно будет поработать в группах и выполнить следующее задание: составить звуковые модели слов мал и мял.
(У каждой группы свое наборное полотно и карточки для составления звуковых моделей слов. Когда группа заканчивает работу, то показывает сигнал: встают и берутся за руки).
У. Я вижу, что все группы закончили выполнять задание. Давайте обсудим то, что у вас получилось.
(Представители групп выходят к доске с наборными полотнами. Дети высказывают свое мнение о проделанной работе каждой группы. Если возникает проблема, то необходимо провести обсуждение и прийти к единому правильному решению).
У. Теперь нам нужно составить буквенные модели данных слов.
(По одному представителю от каждой группы выходят к доске и пишут слова).
Д. 1 ученик: мал мял
2 ученик: мал мал
3 ученик: мал мьал
У. Хорошо. Посмотрите как записали эти слова «мал» составлены одинаковые буквенные модели, а для звуковой модели слова «мял» - разные. Почему так получилось? Давайте проверим.
Как вы думаете, почему для обозначения гласного звука [а] в первой модели ребята выбрали букву а?
Д. Потому что для этого слова нужна буква, которая обозначает звук [а] и указывает на твердость согласного. А это буква а.
У. Хорошо. С первой моделью все понятно, тогда как быть с другой моделью?
Какая буква нам нужна для обозначения гласного звука в звуковой модели слова «мял»?
Д. Нам нужна такая буква, которая обозначает звук [а] и указывает на мягкость согласного.
У. А кто знает, что это за буква?
Д. Это буква я.
У. Значит, какая буквенная модель к слову «мял» самая правильная?
Д. Первая. Где написана буква я.
У. Так какую работу выполняет буква я в слове «мял»?
Д. Буква я обозначает звук [а] и указывает на мягкость согласного.
У. А как эту работу буквы я можно записать знаками (схематично), чтобы всем было понятно, о чем идет речь?
(Дети предлагают возможные варианты для обозначения работы буквы я, но в итоге учитель подводит их к единой записи: я )
IV. Применение выведенного способа действия
У. Послушайте, пожалуйста, следующее задание. Вам нужно будет поработать в парах и составить звуковые и буквенные модели слов: рама, няня, марля, мяла.
(У каждой пары свое наборное полотно и карточки для составления звуковых и буквенных моделей слов. Когда пара заканчивает работу, то показывает сигнал: встают и берутся за руки).
У. Я вижу, что все пары закончили выполнять задание. Давайте обсудим то, что у вас получилось.
(Вызываю к доске 2 – 3 пары с наборными полотнами. Дети знаками «+» и «-» показывают, согласны ли они с мнением других пар. Если возникает проблема, то необходимо провести обсуждение и прийти к единому правильному решению.)
У. Скажите, пожалуйста, какую работу выполняет буква а в этих словах?
Д. Буква а обозначает звук [а] и указывает на твердость согласного.
У. Есть ли в русском языке буквы, которые выполняют подобную работу?
Д. Да. Это буквы о, у, э, ы.
(Вывешиваю на доске карточки:)
а о у э ы
У. Что можно сказать об этих буквах?
Д. Они обозначают гласный звук и указывают на твердость согласного.
У. Скажите, пожалуйста, какую работу выполняет буква я в этих словах?
Д. Буква я обозначает звук [а] и указывает на мягкость согласного
(Вывешиваю на доске карточку:)
я
У. Есть ли в русском языке буквы, которые выполняют подобную работу?
Д. Есть
У. Назовите?
Д. Не знаем. Мы этого еще не проходили.
У. Ничего страшного. Об этих буквах мы с вами поговорим на следующих уроках.
V. Итоговая рефлексия.
У. Наш урок подходит к концу. Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали?
Д. Мы узнали о работах буквы я.
У. Чему можете научить теперь своих родителей?
Д. Что буква я выполняет две работы: обозначает гласный звук [а] и указывает на мягкость согласного.
У. Кто может похвалить себя за работу на уроке? Встаньте, пожалуйста. Похвалите себя.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 615