Конспект урока русского языка Обозначение твёрдости-мягкости согласных при помощи гласных

Ф.И.О. Емелёва Зоя Александровна

Специальность: учитель начальных классов

Урок: Русский язык
Тема: Обозначение твердости – мягкости согласных с помощью гласных.
Цели урока:
раскрыть функцию гласных – служить средством обозначения твердости или мягкости согласных звуков;
закреплять умение составлять звуковые модели слов;
отрабатывать действия письма и чтения.

Тип урока: урок решения частных задач по применению открытого способа.

Ход урока

I. Организационная часть
II. Создание учебной ситуации.

У. Ребята, сегодня я получила два необычных конверта. В них лежат листочки со словами. Помогите мне, пожалуйста, разобраться: почему слова разложили по конвертам. Поможете?
Д. Поможем.
У. В одном конверте вот такие слова:
Мама, мыло, мышка, мука, мал. Почему эти слова поместили в один конверт?
Д. Потому что все слова начинаются со звука [м].
У. Кто попробует записать значок, которым мы обозначаем на письме звук [м]?
(3 – 4 ученика пишут на доске буквы)
У. Как этот значок называется?
Д. Буква эм.
У. А во втором конверте вот какие слова: медведь, мел, мир, мяч, мял. Почему эти слова поместили в этот конверт?
Д. Потому что все слова начинаются со звука [м`].
У. Кто попробует записать значок, которым мы обозначаем на письме звук [м`]?
(3 – ученика пишут на доске буквы).
У. Как этот значок называется?
Д. Буква эм.
У. Как же так! Разве нет разницы между звуком [м] и звуком [м`]?
Д. Есть. Звук [м] – твердый, а звук [м`] – мягкий.
У. Тогда почему разные звуки мы обозначили одной и той же буквой?
Д. Потому что при чтении слов с буквой эм можем звук произнести твердо, а можем – мягко.
У. А как вы догадаетесь, что в слове нужно согласный произнести мягко или твердо?
Д. Нам это подскажут гласные, которые стоят после согласных. Ведь некоторые гласные
указывают на твердость согласного, а другие – на мягкость.
У. Спасибо, ребята, за помощь!

III. Постановка учебной задачи.

У. Сейчас вам нужно будет поработать в группах и выполнить следующее задание: составить звуковые модели слов мал и мял.

(У каждой группы свое наборное полотно и карточки для составления звуковых моделей слов. Когда группа заканчивает работу, то показывает сигнал: встают и берутся за руки).

У. Я вижу, что все группы закончили выполнять задание. Давайте обсудим то, что у вас получилось.

(Представители групп выходят к доске с наборными полотнами. Дети высказывают свое мнение о проделанной работе каждой группы. Если возникает проблема, то необходимо провести обсуждение и прийти к единому правильному решению).

У. Теперь нам нужно составить буквенные модели данных слов.

(По одному представителю от каждой группы выходят к доске и пишут слова).

Д. 1 ученик: мал мял
2 ученик: мал мал
3 ученик: мал мьал

У. Хорошо. Посмотрите как записали эти слова «мал» составлены одинаковые буквенные модели, а для звуковой модели слова «мял» - разные. Почему так получилось? Давайте проверим.
Как вы думаете, почему для обозначения гласного звука [а] в первой модели ребята выбрали букву а?

Д. Потому что для этого слова нужна буква, которая обозначает звук [а] и указывает на твердость согласного. А это буква а.

У. Хорошо. С первой моделью все понятно, тогда как быть с другой моделью?
Какая буква нам нужна для обозначения гласного звука в звуковой модели слова «мял»?

Д. Нам нужна такая буква, которая обозначает звук [а] и указывает на мягкость согласного.

У. А кто знает, что это за буква?

Д. Это буква я.

У. Значит, какая буквенная модель к слову «мял» самая правильная?

Д. Первая. Где написана буква я.

У. Так какую работу выполняет буква я в слове «мял»?

Д. Буква я обозначает звук [а] и указывает на мягкость согласного.

У. А как эту работу буквы я можно записать знаками (схематично), чтобы всем было понятно, о чем идет речь?

(Дети предлагают возможные варианты для обозначения работы буквы я, но в итоге учитель подводит их к единой записи: я )



IV. Применение выведенного способа действия

У. Послушайте, пожалуйста, следующее задание. Вам нужно будет поработать в парах и составить звуковые и буквенные модели слов: рама, няня, марля, мяла.

(У каждой пары свое наборное полотно и карточки для составления звуковых и буквенных моделей слов. Когда пара заканчивает работу, то показывает сигнал: встают и берутся за руки).

У. Я вижу, что все пары закончили выполнять задание. Давайте обсудим то, что у вас получилось.

(Вызываю к доске 2 – 3 пары с наборными полотнами. Дети знаками «+» и «-» показывают, согласны ли они с мнением других пар. Если возникает проблема, то необходимо провести обсуждение и прийти к единому правильному решению.)

У. Скажите, пожалуйста, какую работу выполняет буква а в этих словах?

Д. Буква а обозначает звук [а] и указывает на твердость согласного.

У. Есть ли в русском языке буквы, которые выполняют подобную работу?

Д. Да. Это буквы о, у, э, ы.
(Вывешиваю на доске карточки:)

а о у э ы


У. Что можно сказать об этих буквах?

Д. Они обозначают гласный звук и указывают на твердость согласного.

У. Скажите, пожалуйста, какую работу выполняет буква я в этих словах?

Д. Буква я обозначает звук [а] и указывает на мягкость согласного
(Вывешиваю на доске карточку:)

я



У. Есть ли в русском языке буквы, которые выполняют подобную работу?

Д. Есть

У. Назовите?

Д. Не знаем. Мы этого еще не проходили.

У. Ничего страшного. Об этих буквах мы с вами поговорим на следующих уроках.


V. Итоговая рефлексия.

У. Наш урок подходит к концу. Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали?

Д. Мы узнали о работах буквы я.

У. Чему можете научить теперь своих родителей?

Д. Что буква я выполняет две работы: обозначает гласный звук [а] и указывает на мягкость согласного.

У. Кто может похвалить себя за работу на уроке? Встаньте, пожалуйста. Похвалите себя.










Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615