Урок чтения (обучение грамоте) для 1 класса по теме «Обозначение гласных звуков буквами после букв Ж и Ш. Орфограмма ЖИ-ШИ»

Технологическая карта урока чтения (обучения грамоте)
по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова,
авторы учебника: В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, В.А.Левин
Составитель: учитель начальных классов МКОУШР «СОШ № 2» Черкашина Т.И.
Тема: «Обозначение гласных звуков буквами после букв Ж и Ш. Орфограмма ЖИ-ШИ».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель:
Предметная - формировать умение обозначать гласные звуки буквами после букв Ж и Ш;
Метапредметная – формировать УУД
Познавательные – постановка познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач, развитие универсальных логических действий, постановку и решение проблемы.
Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Регулятивные – постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, планирование работы, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция, оценка.
Личностная - формировать действие самоопределения, смыслообразования, действие нравственно – этического оценивания.
Ресурсы: ПК, игровые карточки, учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, интерактивная презентация, информационная доска.
Этап урока
Предполагаемая деятельность учителя
Предполагаемая деятельность учащихся
Формируемое УУД

1. Организационный момент. (Мотивация к учебной деятельности)
Цель: психо-эмоциональный настрой на урок

- Добрый день, мои дорогие ребята! Рада видеть вас на уроке чтения.
- Что вы ждёте от сегодняшнего урока? От чего это зависит? Пожелаем друг другу отличной работы и помощи в кругу.
Игра «Настроение»

Коммуникационные УУД


2. Актуализация знаний
Цель данного этапа: планирование работы в сотрудничестве с учителем,








- Предлагаю посадить «Дерево предсказаний, вспомнив все этапы работы на уроке, чтобы сделать новое «открытие».
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


Дети планируют работу, называя этапы урока.








Регулятивные УУД









Формирование эмоциональной удовлетворенности учащихся своими знаниями и умениями, положительная оценка учителем достижений учеников.
- Открыть новое нам помогут 2 буквы, которые живут в словах жук, шляпа и обозначают согласный звук, твёрдый, шипящий. (Ш, Ж)
Дети называют буквы

Познавательные УУД (структурирование знаний)


Создание для учащихся «ситуации успеха». Дети должны продемонстрировать то, что они уже умеют и знают. Это помогает создать положительный эмоциональный фон урока.

- Что можете рассказать о работе букв гласных звуков?
Работа с информационной доской
Буквы Ж Ш
Схема обозначения буквами гласных звуков)


Я


А

Ё


О

Ю


У

И


Ы

Е


Э




Называют буквы и какую работу они выполняют
Познавательные УУД (структурирование знаний)


Наилучшим способом организации деятельности учащихся здесь является сочетание фронтальной и самостоятельной работы.

· Молодцы! Кто из вас желает узнать больше об этих звуках и буквах?
Желаю вам успешной работы!





3. Этап постановки УЗ.
Основное звено мотивационно- ориентировочной части учебного занятия. Цель данного этапа: подведение к самостоятельному выделению предмета исследования, преобразование конкретной практической задачи в УЗ, к открытию нового способа деятельности. На этом этапе осуществляется поиск ответа на вопрос: «Что же мы должны узнать, чтобы иметь возможность двигаться дальше?»
Здесь, на фоне «ситуации успеха» создается аналогичная по внешним признакам, но более сложная проблемная ситуация. При этом дети должны почувствовать дефицит собственных знаний.
-Выполните з-б анализ слов пружина и машина
- Кому нужна помощь?
- Проверка.
-Сколько звуков?
- Сколько слогов?
- Сколько звуков в 1 слоге? 2? 3?
- Какой слог ударный?
- Назовите порядок гласных и согласных?
- Назовите звонкие согласные.
- Назовите мягкие согласные.
- Сличите с образцом Самоучек. Оцените свою работу.
Запишите слова. (работа у доски)




Дети составляют самостоятельно звуковые модели слов, называя характеристику каждого звука.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415пружина
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415машина

Регулятивные УУД
Целеполагание, планирование


4.Этап решения конкретно – практических задач
Цель: выявление места и причины затруднения.

А) Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.
















Б) Физминутка.











В) Первичное закрепление во внешней речи.
- Что вы умеете делать, а в чем испытываете затруднение?
- Что является причиной затруднения? (расположение букв)
- Какая задача стоит перед нами? Чему должны научиться? ( обозначать буквой звук после букв Ж, Ш)

· Какова же цель нашего урока? (научиться обозначать буквой звук (ы) после букв Ж,Ш)
- Обсудите в парах, какая буква подходит и почему?
Вывод: из всех букв больше подходит буква И
Так как буквы Ж, Ш сами справляются со своей работой, то после них стоят буквы, выполняющие 1 работу. (слайд работа букв)

· Вы узнали секрет. В чем он состоит?
- Заполните карточку, лежащую на столе.


Ж
Ш





Жи-ши пиши с И
- Как будет звучать тема нашего урока?
На болоте жабы жили.
И друг с другом так дружили.
Прыгали они по кочкам,
Спали вместе тёмной ночкой.
А проснувшись поутру,
Начинали вновь игру.
Сесть и встать
И два прыжка.
Вместе весело всегда.
- Кто у нас самый внимательный? Какие слова встретились с сочетанием жи,ши?
- Где пригодится умение обозначать звук ы после букв Ж,Ш? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)

- Научились ли вы писать правильно слова с сочетаниями жи-ши?
- Как будем действовать?

Работа в группах. Лингвистические задания.
1 группа
Угадай и запиши слово. Подчеркни орфограмму.
Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане живут ________ .
Не поедет без бензина
ни автобус, ни ___________ .
2 группа
Слова рассыпались. Собери их и подчерни правило.
ИИЧЖ –
УЛАЖ -
3 группа
Переставь местами слоги и получи новые слова.
Подчеркни орфограмму.
ЖИЛЫ –
НАШИ -
4 группа
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.
Составьте словосочетания.


КОЛЮЧИЙ
ЖРАВЛЬ

ДУШСТЫЕ
ГУСЬ

ЖРНЫЙ
ЁЖ ..К

ДЛИННОНОГИЙ
ЛАНДЫШ


· Есть ли здесь «ловушка»? Журавль - герой рассказа, который сейчас почитаем.
- Что вы знаете о журавлях? (рассказ учителя)
Эти птицы поразительно красивы. Прилетают в наши края в апреле и селятся парами изолированно друг от друга, то есть на расстоянии. Живут возле водоемов. Делают гнезда из сухой травы. Своё гнездо используют несколько лет подряд. Питаются ягодами, семенами растений, лягушками, грызунами. В сентябре собираются в стаи и улетают в тёплые края.
Работа с текстом «Жук и журавли» с.21
Чтение текста учителем
- Как автор называет жука?
- Почему жук злой?
- Почему с ним никто не дружит?
- Случается ли такое же у людей?
- Чтобы вы посоветовали жуку?
Самостоятельное чтение учащимися
- Прочитайте самостоятельно и найдите слова с ЖИ-ШИ.
Дети отвечают на вопросы и формулируют тему, цели урока














Выдвигают гипотезы, строят модели.



















Дети запоминают правило








Релаксация

















Дети ищут связь с жизнью












Работают в группах












































Вспоминают о журавлях из уроков окружающего мира






Ответы на вопросы по тексту учебника.





Самостоятельное чтение текста, деление на слоги.
Познавательные УУД



Анализ синтез объектов (логические)
Регулятивные УУД



Выбор наиболее эффективных способов действия (общеучебные УУД)








Регулятивные УУД











Познавательные УУД















Коммуникационные УУД
















Регулятивные УУД




4. Рефлексивно-оценочный этап.
Цель этого этапа:
1. Рефлексия (мысленное возвращение к прошлым действиям).
2. Оценка собственной учебной деятельности.
3. Обучение вызывает положительные эмоции от радости познания нового

·Что нового узнали на уроке? (Узнали правописание буквосочетаний ЖИ
· ШИ.)

· В чём у вас было затруднение?
– Какую цель вы поставили в начале урока?

· Вы достигли поставленной цели?
- Оцените свою работу. Рефлексивные линеечки.
– Молодцы! Спасибо за урок.



Корректировка собственной работы.
Заполнение листа самоконтроля
Контроль. регулятивное УУД
Коммуникативные учебные действия – планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Коррекция (регулятивные УУД)
Оценка (регулятивное УУД)

Методические рекомендации к уроку.
Уважаемые учителя! Букварь этот вероятно вызвал у вас немало недоуменных вопросов. Уж очень он не похож на памятный всем с детства букварь. И все таки он предназначен, как и все буквари на свете обучать младших школьников грамоте. О существовании этого способа знают немногие. Он заключается в том чтобы, ничего не навязывая ребенку, вместе с ним «открыть» способы письма и чтения и проверить их пригодность на возможно более широком материале.
Урок открытия новых знаний имеет следующую структуру:
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


Как и любой урок начинаем с организационного момента (мотивация к учебной деятельности). Цель: психо-эмоциональный настрой на урок. Второй этап урока актуализация знаний. Цель данного этапа: планирование работы в сотрудничестве с учителем, формирование эмоциональной удовлетворенности учащихся своими знаниями и умениями, положительная оценка учителем достижений учеников. Данный этап позволяет создать для учащихся «ситуации успеха». Дети должны продемонстрировать то, что они уже умеют и знают, отделить знание от незнания. Это помогает создать положительный эмоциональный фон урока. Наилучшим способом организации деятельности учащихся здесь является сочетание фронтальной и самостоятельной работы. Следующий этап постановки учебной задачи. Основное звено мотивационно- ориентировочной части учебного занятия. Цель данного этапа: подведение к самостоятельному выделению предмета исследования, преобразование конкретной практической задачи в УЗ, к открытию нового способа деятельности. На этом этапе осуществляется поиск ответа на вопрос: «Что же мы должны узнать, чтобы иметь возможность двигаться дальше?» Тема урока не формулирует учитель, а организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемы для того, чтобы на основе глубокой и активной речемыслительной деятельности учащиеся смогли самостоятельно, с учётом дифференцированного подхода, определить и сформулировать предназначенную для изучения проблему (определить метод поиска). Здесь, на фоне «ситуации успеха» создается аналогичная по внешним признакам, но более сложная проблемная ситуация. При этом дети должны почувствовать дефицит собственных знаний. Затем этап решения конкретно – практических задач. Цель: выявление места и причины затруднения. Идёт построение проекта выхода из затруднения и его реализация. Затем строится работа, направленная на первичное закрепление во внешней речи. Рефлексивно-оценочный этап позволяет мысленное возвращение к прошлым действиям. Оценить собственную учебную деятельность. Обучение вызывает положительные эмоции от радости познания нового.













Root Entry