Литературное чтение. Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей (роман-сказка).
Тема. "Н.Носов. "Приключения Незнайки и его друзей" (роман-сказка).
Цели: Продолжить знакомство с биографией и творчеством Н.Носова , его произведением "Приключения Незнайки и его друзей" ; учить беглому, осознанному и выразительному чтению, работать с текстом, работать над совершенствованием навыков чтения; развивать диалогическую и монологическую речь учащихся, обогащать их словарный запас новыми словами, развивать чувство юмора; воспитывать культуру речи, уважительное отношение к товарищам; разгадывать кроссворд, выполнять тест; давать точные ответы на поставленные вопросы; способствовать формированию высоких нравственных принципов: честности, порядочности, сострадания, трудолюбия; прививать любовь к чтению; воспитывать наблюдательность, трудолюбие, стремление к получению знаний; помочь понять смысл дружбы,Задачи: 1.Обучать вдумчивому чтению произведения детской литературы. 2.Развивать устойчивый интерес к книге как к источнику знаний; развивать коммуникативные навыки учащихся - умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять ответы товарищей, работать в парах. 3. Способствовать формированию высоких нравственных качеств: честности, порядочности, сострадания; воспитывать качества личности: целеустремленность, трудолюбие, усидчивость.
Оборудование: Книги Н.Н.Носова, мультимедийный проектор с презентацией, карточки, учебник, тесты.
Тип: урок изучения нового материала.
Технологии: проблемно-развивающая, здоровьесберегающие, личностно-ориентированный, дифферинцированная, проблемно-развивающая, современные информационные технологии.
Ход урока:
I. Орг. момент:
- Встали, подравнялись! Садитесь!
- Начинаем урок литературного чтения.
- Всё ли необходимое лежит на парте? (дневник, книга литературного чтения, ручка, простой карандаш, книга дополнительного чтения)?
I I. Эмоциональный настрой.
– Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам.
– Пожелайте друг другу успехов на сегодняшний урок.
III. 5´ - чтение:
- Откройте книгу дополнительного чтения, приготовились, начали читать.
- О чём прочитали?
- Что запомнили?
IV. «Человек нашёл слово для всего, что обнаружено им во вселенной» - писал Самуил Яковлевич Маршак.
А писатели и поэты с помощью слов создают удивительный, особый мир в своих произведениях. И наша задача, читая эти произведения, перенестись туда на крыльях фантазии, воображения, осмотреться, услышать звуки, почувствовать запахи, пережить события, что происходят там, а когда прийдёт пора вернуться обратно в класс, то не забыть унести в душе с собой самое важное, что заметили там; и сказать спасибо человеку, подарившему такое путешествие.
Отправляемся в удивительный мир путешествий, слыша, переживая, чувствуя самое важное, что происходит на уроке.
V. Постановка учебной задачи.– Чему вы хотели научиться сегодня на уроке? (Учиться бегло и выразительно читать. Уметь находить в тексте важное, нужное. Уметь владеть своим голосом.)– Что нам с вами поможет выполнению поставленных задач? (упражнения)
VI. Речевая разминка.
Упражнение для дыхания: “Представьте, что у вас на ладони лежит пушинка. Наберите воздуха в легкие, вздохните глубоко и подуйте на пушинку, чтобы она улетела как можно дальше” (2-3 раза).
Дети выполняют упражнения на дыхание, для губ для языка.
1. Заборчик.
Зубы ровно мы смыкаем
и заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы –
посчитаем наши зубы.
1 – 2 – 3 – 4 – 5.
2. Трубочка.
Мои губы трубочка
превратились в дудочку.
Ду-ду-ду.
3. Лопатка.
Язык лопаткой положи
и спокойно подержи.
1 – 2 – 3 – 4 – 5.
Язык можно убирать.
4. Иголочка.
Язык в иголку превращаю.
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну
до пяти считать начну.
1 – 2 – 3 – 4 – 5.
Иголку я могу держать.
– Молодцы! Умение владеть своим голосом поможет нам на уроке выполнению остальных задач, а именно: выразительно и безошибочно читать. Хорошее чтение поможет понять текст.
VII. Проверка домашнего задания: А.Б.Раскин «Как папа выбирал профессию»-выразительно читать, отвечать на вопросы.
Ф.И.________________________________________ 2-«А»класс
1 уровень: Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные слова. 1. Когда папа был _______________________ , ему задавали один и тот же вопрос _________________________________________________________2. Сначала папа хотел стать ______________________. 3. Потом ему захотелось сделаться ____________________ и играть на сцене. 4. Кроме того, ему очень хотелось поступить на корабль _________________5. По улице шел незнакомый _______________________ 6. Нельзя каждый день выбирать себе новую ___________________________. 7. Прежде всего надо быть ___________________________
Ф.И.________________________________________ 2-«А»класс 2 уровень: Выберите правильный ответ: 1 Произведение А.Б. Раскина называется .... а) Как папа выбирал профессию б) Как папа решил стать человеком с) «Кем стать?» 2.Папа хотел стать ночным сторожем потому, что... а) Все спят б) Нравилась колотушка с) Спишь дольше всех 3. После папа хотел стать.... а) летчиком, артистом, токарем, юнгой , пастухом. б) Лётчиком, часовщиком, акробатом, водителем с) Не думал о том, кем стать 4. На улице папа встретил ... а) Женщину Ь) Мужчину с) Военного
5.Прежде всего надо быть ... а) Военным Ь) Хорошим человеком с) Собакой
Ф.И. _______________________________________2-«А»класс3 уровень: Подчеркните нужное слово: 1 .Когда папа был (большим / маленьким), ему задавали один и тот же вопрос. 2.Сначала папа хотел стать (продавцом мороженого /продавцом булочек) 3.Потом ему захотелось сделаться (клоуном/артистом) и играть на сцене. 4.Кроме того, ему очень хотелось поступить (юнгой/ капитаном) на корабль. 5.По улице шел незнакомый (продавец/ военный). 6.Нельзя каждый день выбирать себе новую (профессию/ игру). 7.Прежде всего надо быть хорошей (собакой/ хорошим человеком).
Проверка: 1уровень + 3 уровень 1. маленьким 2. ночным сторожем 3. артистом 4. юнгой 5. военный 6. профессию 7. хорошим человеком
2 уровень 1-а) 2-б) 3-а) 4-с) 5-б) Нормы оценок:«5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки «2» - 3 ошибки
VIII. Работа над загадкой.Коротышка озорной,В яркой шляпе голубой.Неумейка и зазнайка,И зовут его…. . (Незнайка) (слайд 2)Беседа: Откуда знаком вам этот персонаж? (Читали книги, смотрели м\ф)
-Что вы о нем знаете? Берусь всегда за все дела Немножко я зазнайка, Люблю командовать, приврать Зовут меня ...НЕЗНАЙКА
-Почему его так назвали?
IX. Сегодня на уроке познакомимся с биографией Н.Н.Носова и отрывком из его произведения «Приключения Незнайки и его друзей».
-Как понимаете слово «приключение»? объясняется так “приключение - происшествие, неожиданный случай в жизни”.-К какому жанру относится произведение? Почему? Сказка- необыкновенный, занимательный рассказ о волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов. - Обратите внимание на слова «роман-сказка». Чем же отличается «роман-сказка» от «сказки»? Рома́н — литературный жанр, который предполагает развернутое повествование о жизни главного героя .Сказка — рассказ о вымышленных событиях .В толковом словаре С.И. Ожегова слово объясняется так «приключение - происшествие, неожиданный случай в жизни», большой объем, много героев, большой промежуток во времени, много событий .
X.Биография Н.Н.Носова.
Детство: Родился в Киеве в семье актёра. детство провёл в посёлке
Ирпень, возле Киева.
Мечтал стать музыкантом.
Увлекался химией.
Учился в Киевской гимназии.
Деятельность: Работал на кирпичном заводе.
В 19 лет поступил в Художественный институт,но не закончил.
В 27 лет поступил Московский Институт Кинематографии.
Работал в кино режиссёром мультфильмов и учебных картин.
Творчество:
Первый сборник рассказов «Тук-тук-тук», в него вошли такие рассказы как «Фантазёры», «Затейники»(выпустил, когда ему было 40 лет)
В 1949 году вышла повесть «Весёлая семейка».
1950 году выходит «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома».
В 1960 году выходит его трилогия –сказка-повесть «Приключения Незнайки и его друзей».
1 «Приключения Незнайки»
2 «Незнайка в Солнечном городе»
3 «Незнайка на луне».
Книги Николая Носова нравятся детям, потому что в них рассказывается о таких же, как они, непоседах, изобретателях и фантазёрах - словом, об обычных мальчишках и девчонках.
XI. Физминутки: «Бабочка»,
Куанамын менде, куанасын сенде,
Куанамыз бәріміз, арайлы атқан күнге.
XII. Словарная работа:
- Как понимаете значение слов: Аллея- (фр. allée, aller — идти) — дорога, пешеходная или проезжая (обычно в парке, саду, иногда вне их), обсаженная по обеим сторонам деревьями, иногда в сочетании с кустарниками. Бульвар-(фр. boulevard, от нем. bollwerk — укреплённый земляной вал) — аллея или полоса зелёных насаждений вдоль (обычно посреди) улицы (первоначально — на месте прежних городских валов), вдоль берега реки, моря, предназначенная для прогулок.
Замените словосочетание одним словом:Ничего не знал- глупый целыми днями слонялся - бездельник сочинял небылицы - выдумщик
XIII. Первичное знакомство с текстом. Чтение учителем.
XIV. Анализ содержания сказки. I глава.Как звали главных героев? - Кто был самым главным малышом-коротышом? (Знайка) Почему?
-Кто был самым известным? Почему?
- Как назывался город в котором жил Незнайка?
– Хотелось бы вам поближе познакомиться с Незнайкой и его друзьями?
– Охарактеризуйте Незнайку?
-Каких качеств ему не хватает? (Трудолюбие, усидчивость, гениальности, чувства юмора, наблюдательности).
XV. Физминутка: Учащиеся выполняют движения за словами учителя.Наш Незнайка улыбнулся, потянулся и нагнулся.Хочет мышцы он размять и немного поскакать.Глазками по кругу водит, влево, вправо их заводит,А руками, будто птица, хочет ввысь он устремиться.Но мечтам пришел конец, надо вновь за книгу сесть.
XVI. Чтение текста учащимися по цепочке.
XVI. Вопросы:
1. Хотели бы вы быть похожими на Незнайку? Почему?
2. У. Сколько человек жило в одном доме с Незнайкой?
Д. Шестнадцать человек.
XVIII. Рефлексия: У. Чему учит это произведение?
Д. Нехорошо говорить неправду, все равно ложь когда-нибудь откроется.– Все любят смеяться над кем-то, но не любят, когда смеются над ними.– Учит тому, что в дружбе жить лучше.– Любви к дому, к друзьям.
XIX. Картинная галерея
А если бы вы получили от автора такое задание: подсказать новый образ коротышек
Какое имя предложили?
Чем он мог заниматься?
Итог урока.
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Кто его автор?
- Какова его главная мысль?
- Важна ли для нас эта тема?
-Почему?
Берясь за дело, нужно несмотря ни на что довести его до конца. Если не умеешь - учись, но делай это как положено!
У нас у всех есть друзья, мы не должны так поступать.
Домашнее задание: Выразительное чтение отрывка рассказа, отгадывание кроссворда.
Учитель: -Вы ответьте, на уроке
Не было ли скуки?
Кому было интересно
Поднимите руки.
Оценивание учащихся. Наш урок подошел к концу. Вы все очень активно работали, поэтому я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
-Продолжите предложение:Мне было интересно…Мне захотелось…Я учился ….У меня получилось…
Задала я вам заданье.
Что ж, ребята, до свиданья!
Прозвенит сейчас звонок,
И закончится урок,
Спасибо вам мои, друзья!
Всем очень благодарна я.