Урок истории для 7 класса коррекционной школы VIII вида «Былины — источник знаний о Киевской Руси»
Тема урока: Былины – источник знаний о Киевской Руси.
Образовательные цели: актуализировать знания учащихся о Киевской Руси, принятии христианства, знакомить с былинами, их особенностями и отражением в них реальных исторических событий.
Воспитательные цели: воспитывать любовь к Родине, познавательный интерес к изучению истории России и школьного предмета истории вообще. Формировать понимание ценности мирного труда, уважение к людям труда.
Коррекционные цели: развивать память детей, мышление, речь, обогащать словарный запас, совершенствовать навыки чтения. Закреплять умение работать с лентой времени и исторической картой. Работать над коррекцией внимания, работоспособности.
Оборудование: Лента времени и карточки с датами и историческими событиями, иллюстративный материал – презентация по теме, аудиозапись «гусли», «былина», карточки со словами для словарной работы, красные и зелёные карточки для фронтального опроса, карточки для чтения, карточки для индивидуальной работы – коррекционные упражнения по теме урока.
Ход урока.
Организационный момент.
Повторение.
1. Беседа по вопросам:
- Какое древнерусское государство мы изучали на прошлых уроках?
- В каком веке оно возникло? Покажите 9 век на ленте времени, его начало, середину и конец.
- Выберите карточку с годом основания Киевской Руси и прикрепите его под лентой времени.
- Кто был первым киевским князем? Что вы о нем знаете?
- Каких еще киевских князей вы можете назвать? Чем они прославились?
2. Расположите карточки парами:
Владимир Красное Солнышко
Олег Вещий
Святослав
Игорь
Ольга
Крещение Руси
Завоевание Царьграда
Двойной сбор дани
Упорядочение сбора дани
Войны с хазарами и печенегами
Дополните пары нужными карточками с датами:
879 год – основание Киевской Руси
988 год – принятие христианства на Руси
Мы говорили о том, что князь Владимир стремился к объединению всех славянских племён. Он хотел сделать это с помощью веры. Сначала он хотел укрепить старые, языческие верования.
- Кто такие язычники?
- Каких языческих славянских богов вы можете назвать?
- Что сделал Владимир для укрепления языческой веры?
Но Владимира не устраивала старая вера, потому что каждое племя верило в своих богов, да и жертвы, зачастую человеческие, отвращали князя от языческих ритуалов. Он решил узнать больше о других верах.
- Что он для этого сделал?
- Какая вера больше всего понравилась Владимиру? Почему?
- При каких обстоятельствах он сам принял христианство?
- Как происходило крещение в Киеве?
- Какие изменения в жизни людей последовали за принятием христианства на Киевской Руси?
Сообщение темы и целей урока.
(Начало работы с презентацией)
Мы выяснили, что Киевская Русь образовалась в конце 9 века. Сегодня мы много знаем о том, как жили люди в этом государстве. Откуда мы это знаем? Вспомните, что такое исторические памятники? Это то, что позволяет нам получить информацию о прошлом. Какие бывают исторические памятники? Вещественные – дошедшие до нас предметы того времени (слайд 1), письменные – летописи, грамоты (слайд 2) и устные (слайд 3). Произведения народного творчества, которые не записывали, а передавали из уст в уста – песни, сказки, былины.
И сегодня мы с вами будем говорить о былинах. Мы послушаем былины, почитаем их и узнаем, какие знания о Киевской Руси мы из них получаем. Итак, тема нашего урока – «Былины – источник знаний о Киевской Руси». (слайд 4)
Объяснение нового материала.
Что такое былины? Почему они так называются? Это рассказ о том, что было, произошло на самом деле, а не придумано, т.е. рассказ о реальных исторических событиях. Былины и похожи на сказки, и отличаются от них. Чем? Мы прочитаем несколько отрывков из былин и тогда сможем ответить на этот вопрос.
Кто придумывал былины? У былин нет конкретных авторов, а если когда-то и были, то имена их не сохранились. Поэтому говорят, что это произведения народного творчества.
Кто рассказывал их, передавая из уст в уста? (слайд 5)
По городам и селениям Киевской Руси ходили певцы-сказители. Они играли на гуслях – русском народном струнном музыкальном инструменте и пели-сказывали былины (аудиозапись). Послушайте, как красив былинный сказ, как напевна, музыкальна речь сказителей! (слайд 6)
Кто главные герои былин? Это богатыри. (слайд 7) Именно они чаще всего становились героями былин, и певцы-сказители описывали их подвиги во славу земли русской. Беседа по картине Васнецова «Богатыри». Характеристики богатырей. (слайды 8 – 12)
В былинах описываются странствия богатырей в поисках подвигов и их битвы с врагами своего Отечества. (слайды 13 - 14)
Но Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич – не единственные герои русских былин. Давайте познакомимся и с другими.
Работа с презентацией. Дети зачитывают отрывки из былин «Вольга и Микула Селянинович» (слайды15 -18), «Святогор-богатырь» (слайды 19 -22), «Садко» (слайды 23 – 27)
Физкультпауза.
Как же былины дошли до наших дней? (слайд 28) Через сотни лет после их возникновения появились люди, которые ездили по разным уголкам России, в основном по отдалённым деревням, расспрашивали людей и записывали с их слов былины, а потом напечатали их в книгах. Благодаря этим людям былины не забыты. Благодаря напевному красивому слогу, захватывающим сценам борьбы со злом, смелым, добрым и благородным героям этот жанр любим и в наши дни, особенно детьми. В нашей стране выпускается много книг по русским былинам. Есть они и в нашей библиотеке. (слайд 29)
По сюжетам русских былин сняты мультфильмы, которые учат добру, и любви к Родине. (слайд 30)
Итак, вернёмся к вопросу, чем похожи и чем отличаются сказки и былины. (ответы детей). (слайд 31) И сказки и былины возникли в глубокой древности. Тогда это были произведения устного народного творчества.
Их отличия: сказки основаны на вымысле, а былины – на реальных исторических событиях с элементами вымысла. Былины сочетают в себе правду и выдумку. Тем они нам и интересны. (слайд 32)
А какие знания о Киевской Руси мы получаем из былин? (Ответы детей). (слайд 33)
Мы узнаем о труде земледельцев, их орудиях труда («Микула Селянинович»)
О богатырях, их оружии, службе князю («Святогор-богатырь»).
О купцах, их жизни, спорах, развлечениях, торговле и товарах («Садко»).
Вывод: былины дают современным читателям богатый исторический материал, потому что из них мы узнаём о жизни наших далёких предков.
Закрепление материала.
Словарная работа. Какие новые слова узнали на уроке? Запись в тетради: Былины – произведения устного народного творчества, основанные на реальных исторических событиях с элементами вымысла.
Работа в тетрадях – разгадывание ребусов (слайды 34 – 37) и выполнение коррекционных упражнений (слайды 38 - 39)
Запасное задание.
Фронтальная работа с красными и зелёными карточками по вопросам. Учащиеся отвечают при помощи карточек (зелёная – утвердительный ответ, красная – отрицательный).
Вопросы-утверждения.
Былины рассказывают нам о далёком будущем.
Героями былин в основном являются богатыри.
У былин есть конкретные авторы.
Былины рассказывали гусляры-сказители.
Сюжеты былин основаны на вымысле.
Из былин мы узнаем о жизни людей в Англии и Франции.
Былины для нас записали собиратели народного творчества.
В наши дни русские былины получили новую жизнь благодаря новым мультфильмам.
Былины учат нас справедливости, добру и любви к Родине.
6. Подведение итогов урока. Понравился вам сегодня наш урок? О чем вы сегодня узнали? Что вам показалось самым интересным? Кто, по вашему мнению, работал наиболее активно и заслужил оценку «5»? Кто работал на «четвёрку»?
7. Домашнее задание. Прочитать о былинах вы сможете на страницах вашего учебника.
Тексты для предварительного чтения сильным ученикам. На уроке могут быть пересказаны либо могут быть прочитаны фрагменты оригинальных былин (в презентации)
Ехал по полю богатырь Вольга с дружиною. Услышал он, что где-то пашет пахарь и поехал на звук.
Три дня ехали дружинники, наконец встретили пахаря, сильного мужика. Вольга позвал его к себе в дружину. Пахарь распряг коня, сел на него и поехал с богатырём.
Отъехали, вспомнил мужик о брошенной сохе. Послал Вольга пять дружинников. Не смогли они соху вытащить. Послал десять – соха даже не сдвинулась. Тридцать богатырей тоже не смогли её вытащить. Тогда мужик взял соху одной рукой и забросил в калинов куст.
Удивился Вольга, спросил: «Как зовут тебя, мужичок?» А тот ответил: «Микула Селянинович»
Жил в горах богатырь Святогор. Ростом он был выше леса, головой доставал до облаков. Земля его не держала, поэтому он жил одиноко в горах. Как-то увидел он в долине мужика с сумой. Долго скакал за ним, никак не мог догнать. Наконец догнал его, поздоровался. Спросил Святогор: «Что, мужичок, у тебя в суме?». «Сам посмотри!» - говорит мужик. Пытался Святогор суму поднять, та только по колено в землю ушел, да по лицу от натуги кровь потекла. А мужичок легко подхватил суму и сказал: В этой суме – земля русская. Она всего сильнее!»
Жил в Новгороде гусляр по имени Садко. Однажды играл он на гуслях на берегу Ильмень-озера. Поднялись волны, вышел морской царь и сказал: «Хочу тебя наградить за твою игру. Спорь с купцами на весь их товар, что поймаешь в озере рыбу с золотыми перьями» Садко поспорил, поймал рыбу и спор выиграл. Стал он богат, купил много товара и повез его на кораблях по морю. Тут поднялась буря. Понял Садко, что это его к себе морской царь требует, лёг на доску и на дно отправился. Оказался он во дворце морского царя. Велел царь ему играть на гуслях.
Стал Садко играть, а царь стал плясать, а на море буря поднялась, стали корабли тонуть. Поломал тогда Садко свои гусли, стал на Русь проситься за новыми гуслями. Царь велел ему себе жену выбрать. Всех красавиц пропустил Садко, а в жёны выбрал девушку-чернавушку. Утром очнулся на берегу, у реки Чернавы, рядом его корабли с товаром. Больше Садко по морям не ездил, а жил в Новгороде.