Конспект урока по истории «Возрождение как культурно-историческая эпоха»
УРОК ИСТОРИИ В 10 КЛАССЕ НА ТЕМУ:
«Возрождение как культурно-историческая эпоха»
Цель урока: рассмотреть предпосылки Возрождения; охарактеризовать гуманизм как идейную основу новой культуры; познакомиться с некоторыми достижениями в области искусства.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, репродукции картин, портреты деятелей Возрождения.
Ключевые слова: Античная культура, гуманизм, Возрождение.
Новые имена: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Джотто ди Бондоне, Сандро Боттичелли, Донателло, Филиппо Брунеллески.
План урока:
I. Проверка знаний в области Средневековой культуры.
II. Становление новой культуры; основа, на которой она возникла.
III. Характеристика основных черт культуры Возрождения; идеи гуманизма.
Знакомство с достижениями раннего Возрождения в области искусства.
Ход урока:
I. Слово учителя: Сегодня мы продолжим разговор о культуре, начатый несколько уроков назад. Напомните, пожалуйста, значение термина «культура».
Предполагаемый ответ учащихся: Культура – это достижения людей в области образования, науки и техники, литературы и искусства.
Слово учителя: Итак, мы с вами видим, что понятие «культура» - многосоставное. С какими явлениями средневековой европейской культуры мы с вами познакомились на уроках истории в этом году?
Предполагаемый ответ учащихся: с образованием, литературой, архитектурой.
Слово учителя: Прежде, чем продолжить разговор о культурных явлениях XIV – XVI вв. предлагаю вам несколько освежить наши знания в этой области. Проведём небольшой экспресс-опрос:
1. Какие учебные заведения, дающие качественное образование, появились в средневековой Европе с XII века? (Университеты)
2. Кто стоял во главе университета? (Ректор)
3. Объединения по предметам в университете? (Факультеты)
4. Кто возглавляет факультет? (Декан)
5. Назовите «высшие», главные факультеты? (Медицины, права, теологии)
6. Высшая учёная степень? (Доктор)
7. Что позволяло студентам, переходящим из одного университета в другой, преодолевать языковой барьер? (Во всех университетах Европы преподавали на латыни)
8. Странствующий студент, переходящий из университета в университет? (Вагант)
9. Две популярные науки средневековья, с точки зрения современности – лженауки? (Алхимия, астрология)
10. Строительное искусство, умение проектировать и строить различные типы зданий? (Архитектура)
11. Какому архитектурному стилю посвящены следующие строки поэта О. Мандельштама:
«Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика, и – радостный и первый –
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый лёгкий свод.
Но выдаёт себя с наружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран»?
(Готический стиль)
12. С помощью каких архитектурных конструкций зодчие научились переносить тяжесть сводов со стен? (Аркбутанов и контрфорсов)
13. Украшение окон в соборах готического стиля из кусочков цветного стекла? (Витражи)
14. Архитектурный стиль, для которого характерны: избыточная массивность, глухие стены опор, наиболее простые, чаще полукруглые своды, сравнительно маленькие окна (Романский)
15. Архитектурный стиль, при котором колонны теряли массивность и приобретали стремительный взлёт? (Готический)
16. Как с любовью называли студенты университет? (Альма матер)
II. Слово учителя: Итак, наступает XIV век. В недрах Средневековья зарождается новая блистательная эпоха.
Звучит музыкальный фрагмент из концерта А. Вивальди «Весна» («Времена года»). На фоне музыки учитель читает стихотворные строки:
«Настали сроки: струны вновь запели,
И краски вновь зардели с полотна.
Из дряхлой Византии в жизнь – весна
Вошла, напомнив о любви, о теле;
В своих созданьях Винчи, Рафаэли
Блеск бытия исчерпали до дна.
Стремились все – открыть, изобрести,
Найти, создать Царила в эти годы
Надежда – вскрыть все таинства природы»
Эти поэтические строки И. А. Бунина посвящены прекрасному времени, которое вошло в историю как Эпоха Возрождения. Что это за эпоха? Где следует искать её истоки? Ответ очевиден – В солнечной Италии.
Хотя во многих странах в XIV-XV вв. появились черты нового, именно в Италии эта, новая культура, достигает зрелости, что знаменуется величайшими достижениями в науке, литературе и искусстве.
Наша задача сегодня:
Во-первых – определить основу, на которой возникла новая культура; выяснить, почему именно Италия становится её колыбелью.
Во-вторых – дать характеристику основных черт культуры Возрождения; определить, что послужило её идейной основой.
Наконец, познакомиться, хотя – бы, вкратце, с некоторыми её достижениями, открыть для себя новые имена и их творения.
Взгляните, пожалуйста, на карту Европы и обратите внимание на особенности расположения Италии.
Предполагаемый ответ: Италия расположена в центре Средиземноморья.
Учитель: Какому роду занятий способствует такое расположение?
Предполагаемый ответ: Торговле.
Учитель: это занятие выгодное? Почему?
Предполагаемый ответ: Торговля – одно из наиболее прибыльных занятий и именно она способствовала обогащению жителей Италии и, следовательно, процветанию итальянских городов.
Учитель: Вы совершенно правы: нигде в Европе не было столь многочисленных и процветающих городов.
Учитель: Какие слои населения города занимались торговлей или были напрямую связаны с ней, зависимы от неё?
Предполагаемый ответ: Купцы, банкиры, ремесленники.
Учитель: Именно они и задают тон жизни итальянского города. Давайте попробуем сейчас все вместе определить, какие качества порождает их род деятельности, какие ценности являются для них определяющими?
Учащиеся вместе с учителем формулируют выводы:
Людей, занимающихся торговлей (бизнесом) отличают:
Расчётливость, предприимчивость, конкурентоспособность;
Стремление к богатству, приобретаемому путём торговли, занятием ремеслом или денежным делом, то есть трудом, а не грабежом.
Умение ценить время. (Пословица того времени: «Кто является господином денег и времени, тот является господином всех вещей»).
Умение вести дела, то есть потребность в особых знаниях (бухгалтерии, знании законов и т. д.) Следствием этого становится стремление граждан к грамотности и образованности, потребность общества в специалистах: бухгалтерах, юристах, инженерах и техниках, учителях и врачах, архитекторах и художниках.
Богатство жителей и является основой их процветания.
Учитель: Как люди распоряжаются своим богатством?
Предполагаемый ответ: Будут тратить на себя, то есть жить полнокровной жизнью. Строить дворцы, собирать библиотеки, заниматься литературой и искусством. Таким образом, человек хочет испытать радость земного бытия, стремится к земному счастью, а не к райскому блаженству.
Учитель: Итак, мы с вами определили основу, на которой и возникла новая культура.
Записать в тетради:
Основа, на которой возникла новая культура:
Расцвет итальянских городов;
Грамотность горожан, потребность общества в образованных людях (бухгалтерах и юристах, инженерах и техниках, учителях и врачах, архитекторах и художниках;
Стремление к богатству, добытому не грабежом и захватом земель, а честным трудом (торговлей, денежным делом и ремеслом) Умение ценить время;
Стремление к земному счастью, а не к райскому блаженству.
(Выводы спроецированы на экран)
III. Учитель: Перейдём к нашей второй задаче и дадим характеристику основных черт новой культуры – культуры Возрождения.
Послушайте, пожалуйста, сведения из истории Флоренции того времени:
Некий Николо Николи из Флоренции имел огромную коллекцию предметов античной эпохи – монет, медалей, скульптур, библиотеку античных авторов (он читал только их); пропагандировал античность, приглашал знатоков латыни, одевался в тогу, ел из античной посуды – словно жил не в своём времени, а в Античности. Один из биографов говорил: «Было удовольствием смотреть, как сидел он за столом, весь такой античный. Столь пристальный интерес к эпохе Античности отличал и других жителей Флоренции, да и всей Италии.
На основании этих сведений сформулируем первую характерную черту новой культуры.
(Учащиеся формулируют и результат проецируется на экране):
Интерес к эпохе Античности.
Учитель: Вспомните, пожалуйста, что это за эпоха и почему именно в Италии возникает к ней интерес?
Предполагаемый ответ: Под эпохой Античности мы подразумеваем историю Древней Греции и Древнего Рима, а Италия – это именно та земля, с которой Античность непосредственно связана.
Учитель: Попытайтесь, пожалуйста, на основе этих сведений объяснить смысл названия новой культуры – Возрождение.
Предполагаемый ответ: Культура Возрождения – это, в какой-то степени возрождение идеалов давно ушедшей эпохи.
Учитель: Действительно, люди считали, что Античность – некий идеальный исторический период, когда процветали науки и искусства. Потом пришли варвары, и свет знаний померк, вместо латыни появились грубые наречия. Античная культура затем была осуждена церковью и частично забыта. А сейчас в Италии XIV-XV вв. – снова возродился «золотой век», снова возродилась классическая латынь, отсюда и название эпохи – Возрождение или Ренессанс (по-французски).
Итак, мы с вами объяснили название новой культуры и сформулировали её первую характерную черту – интерес к Античности. Разрешите мне теперь сформулировать её вторую характерную черту:
Интерес к природе и человеку. (Проецируется на экран)
Главное завоевание эпохи Возрождения – это огромный интерес к человеку, человеческой личности, её неограниченным творческим возможностям.
Тех, кто занимался «изучением человеческого» с конца XV века стали называть гуманистами (от латинского homo – человек; humanus – человеческий) в отличие от изучающих «божественное».
Каково же место человека во вселенной? –
Вот как отвечает на этот вопрос известный гуманист и философ Джованни Пико дела Мирандола (1463-1494):
« Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать всё, что есть в миреО дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет!»
А другой философ Марсилио Фичино (1433-1499) заявляет ещё более смело:
«Человек измеряет землю и небо Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал Человек может всё!»
Какая дерзость! Сравнивать и равнять себя с Творцом!
В тон философам вторят и поэты.
Послушайте стихотворение французского поэта Пьера Ронсара. (Исполняет учащийся, получивший заранее задание выучить наизусть):
«В огромном этом мире, где от века
Мы жить обречены,
Природой рождены
Два племени – Богов и Человека.
У матери одной, с богами рядом,
Росли мы искони
И небеса одни
Пронизывали дерзновенным взглядом,
Нам разум гордый даровал величье,
Бессмертное подчас;
С богами есть у нас
Всего одно, но веское различье.
Не быть тебе, мой друг, счастливым вечно
И вечно молодым,
Мы таем, словно дым,
А жизнь богов светла и бесконечна».
Учитель: Не правда ли, очень смелые рассуждения? И как разительно они отличаются от прежних средневековых представлений о человеке. Вспомните, пожалуйста, какую роль в мире отводили человеку в средневековье?
Предполагаемый ответ: Средневековые представления о человеке были как о существе ничтожном, удел которого – молитва, смирение и послушание, никто не осмеливался оспаривать приоритет божественного, величие Бога-творца.
Учитель: Характерной чертой культуры Возрождения является воспевание природы, восхищение её красотой. Предлагаю вашему вниманию ещё одно стихотворение Пьера Ронсара:
Моему ручью
Полдневным зноем утомлённый,
Как я люблю, о мой ручей,
Припасть к твоей волне студёной,
Дышать прохладою твоей,
Покуда Август бережливый
Спешит собрать дары земли,
И под серпами стонут нивы,
И чья-то песнь плывёт вдали.
Неистощимо свеж и молод,
Ты будешь божеством всегда
Тому, кто пьёт твой бодрый холод,
Кто близ тебя пасёт стада.
И в полночь на твои поляны,
Смутив весельем их покой,
Всё так же нимфы и сильваны
Сбегутся резвою толпой.
Но пусть, ручей, и в дрёме краткой
Твою не вспомню я струю,
Когда, истерзан лихорадкой,
Дыханье смерти узнаю.
Учитель: Мыслители Возрождения развивают философское учение о природе. Природа рассматривается как универсальная реальность, имеющая свои законы существования, обосновывается идея познаваемости мира с помощью разума и ощущений.
Характерной чертой Возрождения был отказ от средневекового отношения к изобретениям как к порождению зла. Люди начали ценить изобретения, было выдвинуто множество новых технических идей.
Отношение к феодализму и церкви (проецируется на экран)
Гуманисты выступали против деления людей на сословия.
Высказывания того времени:
«Кичиться своим древним происхождением – это значит кичиться происхождением от закоренелых разбойников».
Слава и благородство достигается «не подвигами предков, а своими трудами и занятиями».
Таким образом, чтобы стать гуманистом не требовалось ни аристократического происхождения, ни крупного состояния. Следовало лишь владеть языком Цицерона. Среди гуманистов встречались сыновья сапожников и герцогов, писцы и папы, купцы и военачальники, правители и поэты. Объединяло их всех приверженность к изучению «человеческого».
До середины XVI века высшие государственные должности в городах Италии занимали гуманисты. Впервые в западноевропейской истории элита, формировалась не по принципу происхождения, а по принципу обладания определёнными познаниями и способностями.
Остаётся ещё один важный мировоззренческий вопрос:
Как гуманисты относились к церкви?
Гуманисты решительно порывали с религиозным аскетизмом и утверждали приоритет радостей жизни, светской культуры над церковной. Они подвергали резкому осуждению церковь, высмеивали жадность, глупость, невежество, властолюбие служителей церкви, однако Бога не отрицали, были людьми верующими, а религию считали «уздой» для простого народа.
Подведём итоги:
Итак, идейной основой культуры Возрождения стал гуманизм. Суммируем его основные принципы: (учебник стр. 179). Выписать в тетрадь:
возрождение Античности как главного истока человеческой культуры и нравственности;
отрицание традиций церковно-феодальной культуры;
утверждение в качестве идеала свободного человека-творца;
отстаивание прав человека на счастье в земной жизни;
вера в разум и возможность рационального познания;
провозглашение красоты мира и человека в качестве главного эстетического идеала.
Предлагаю вам провести игру-тренинг. Утвердительные ответы будете отмечать кивком головы, а отрицательные – поворотом головы влево-вправо.
1. Какие характеристики отражают отношение представителей культуры Возрождения к природе и человеку:
А) Человек всесилен и прекрасен.
Б) Природу создал Бог, поэтому её нельзя изменить.
В) Человек бессилен перед Богом.
Г) На все вопросы есть ответ в церковных книгах.
Д) Не следует отрекаться от радостей жизни.
2. С какими изменениями в жизни средневекового общества было связано появление гуманистической культуры:
А) Появлением особой группы людей, занимающихся умственным трудом.
Б) Возрождением интереса к Античной культуре.
В) Стремлением к богатству, добытому честным путём.
Г) Господством религиозного миропонимания.
Д) Возникновением новой мировой религии.
Е) Накоплением европейцами знаний о различных сторонах жизни общества.
3. Какие качества необходимы были жителям итальянских городов для того, чтобы достичь власти;
А) Знатное происхождение.
Б) Предприимчивость.
В) Безудержная вера в Бога.
Г) Монашеская отрешённость.
Д) Активность, способность быстро принимать решения.
Е) Преданность средневековым традициям.
Ж) Личная свобода человека в выборе средств достижения успеха.
4. Гуманизм – это:
А) Новая наука о человеке.
Б) Новое религиозное учение.
В) Вид искусства.
Г) Направление развития культуры, в центре которого – человек.
5. Гуманисты:
А) Отвергали феодальные порядки.
Б) Высмеивали сословное деление общества.
В) Не верили в Бога и выступали против церкви.
Г) Оставались верующими, но выступали против учения церкви.
Д) Защищали сословное деление общества.
6. Возрождение – это:
А) Восстановление церковью утраченных позиций.
Б) Период и процесс возникновения новой культуры.
В) Период и процесс восстановления культурных традиций Античности.
Г) Появление огромного интереса к личности человека, его внутреннему миру, его радостям и страданиям.
IV. Учитель: А теперь нам следует перейти к знакомству с конкретными
именами. Мы поговорим сегодня о развитии литературы, живописи и архитектуры в эпоху раннего Возрождения, послушаем небольшие сообщения. (Учащиеся готовят их заранее).
Литература:
Итальянцы со времени Возрождения доныне говорят, что начало итальянской литературе положили «три флорентийских светоча»:
Данте Алигьери (1265-1321);
Франческо Петрарка (1304-1374); не жил во Флоренции, хотя родился в окрестностях;
Джованни Боккаччо (1313-1375).
Примечание: портреты деятелей культуры, о которых идет речь, последовательно проецируются на экран, а также репродукции картин и фотографии архитектурных сооружений.
Данте Алигьери:
Многие историки считают, что Данте – переходная фигура от Средних веков к Возрождению. Он участвовал в политической борьбе, познал горечь изгнания, умер в Равенне вдали от родины. Известен как поэт, учёный. Самое известное его сочинение – «Божественная комедия» - описание странствий поэта по загробному миру (Аду, Чистилищу и Раю), который населён людьми древности и его собственного времени. Данте считается создателем итальянского литературного языка.
Франческо Петрарка:
Истинный родоначальник гуманистической литературы. Мечтал о единстве Италии, о возрождении былого могущества и славы Рима. Бессмертную славу принесли ему «Песни», написанные на итальянском языке. В них он с силой и страстью говорит о своей возлюбленной – Лауре, с болью – о судьбах Италии. Послушайте одно из его стиховорений:
Когда, как солнца луч, внезапно озаряет
Любовь её лица спокойные черты,
Вся красота других, бледнея, исчезает
В сиянье радостном небесной красоты.
Смиряясь, моя душа тогда благословляет
И первый день скорбей, и первые мечты,
И каждый час любви, что тихо подымает
Мой дух, мою любовь до светлой высоты.
Свет мысли неземной лишь от неё исходит,
Она того, кто вдаль последует за ней,
Ко благу высшему на небеса возводит,
По правому пути, где нет людских страстей.
И, полон смелостью, любовью вдохновленной,
Стремлюсь и я за ней в надежде дерзновенной!»
Джованни Боккаччо:
Друг Петрарки, его последователь, автор трактатов на темы античной истории и мифологии. Венец его творчества – «Декамерон», то есть «Десятиднев». Десять юношей и девушек бежали из Флоренции от эпидемии чумы, «Чёрной смерти». Собрались на загородной вилле и в течение десяти дней рассказывали друг другу истории. Всего 100 новелл: лирических, героических, сатирических. В них – воспевание жизни, её радостей и веселья. Новеллы содержат множество заимствований из фольклора, из городской литературы, рискованных любовных историй, насмешек над духовенством. Земная жизнь – высшая ценность для автора. В старости Боккаччо отрёкся от этого сочинения, охваченный сомнениями в том, не греховно ли оно.
Новое в архитектуре, скульптуре и живописи:
Началось строительство зданий новых типов: палаццо (дворцов), загородных вилл, университетов. Архитекторы научились решать сложнейшие конструктивные задачи. Так, знаменитый архитектор Филиппо Брунеллески блестяще решил труднейшую инженерную задачу, за которую не решались браться несколько поколений зодчих. Он перекрыл огромным куполом собор своего родного города – собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Диаметр собора составил 42 метра! Сложность задачи состояла в большой величине пролёта и небольшой толщине стен барабана.
Возродилась круглая скульптура. Скульптуры ставились на городских площадях, можно было осмотреть её со всех сторон. Создавались скульптурные портреты современников. Наиболее прославился флорентийский скульптор Донателло. Он был сыном чесальщика шерсти. Современники полагали, что произведения скульптора были очень похожи на создания античных мастеров. Среди его работ – бронзовый монумент кондотьера Гаттамелаты в Падуе. 1444 год. Скульптуру отличает реалистичность изображения предводителя одного из наёмных военных отрядов. После смерти Донателло, рядом с его именем на надгробье будет впервые в истории поставлено – скульптор!
Новшествами была отмечена и живопись: открыты правила линейной перспективы; началось изучение строения человеческого тела; художники достигли впечатления объёмов фигур, используя светотень.
Художником Предвозрождения считают Джотто (1266-1337). Гениальность Джотто в области живописи сравнивают с поэтическим гением его современника Данте. Художник выразил в своём творчестве нарождающееся новое отношение к человеку и миру. Его называли изобретателем и открывателем нового стиля живописи. Особая цветовая гамма произведений Джотто восхищала художников. Он ввёл в живопись изображение трёхмерного пространства, стал моделировать объёмы фигур светотенью. Знаменит цикл его фресок в капелле дель Арена в Падуе. Они объединены светло-синим фоном, символизирующим небо Италии. Хотя черты лиц грубоваты, как у простонародья, в них чувствуется героическая сила, художник стремится к достоверности изображения. Главное для художника – спектр переживаний и чувств: горе и надежда, любовь и ненависть. Покорность и печаль. Знамениты его фрески: «Воскрешение Лазаря» и «Оплакивание Христа».
Завершает раннее Возрождение творчество Сандро Боттичелли (1445-1510). Он также уроженец Флоренции, родился в семье дубильщика кожи. В его творчестве соединились высокая одухотворённость и новая гуманистическая образность. Боттичелли привлекали сюжеты священного писания и Античной мифологии. Его мадонны и языческие богини оставляют впечатление удивительной хрупкости, незащищённости и «вечной женственности». К лучшим творениям Боттичелли относятся: «Благовещение», «Оплакивание Христа», «Паллада и Кентавр».
Заключение.
Учитель отмечает, что в рамках одного урока невозможно раскрыть столь объёмную по содержанию тему и предлагает учащимся самостоятельно, используя текст учебника и дополнительную литературу, познакомиться с дальнейшими этапами эпохи Возрождения, творчеством её выдающихся деятелей.
Учитель подводит итог урока, оценивает учащихся, объясняет домашнее задание.
Домашнее задание: Параграф 14, задание №4 – составить таблицу.
Список литературы:
Уколова В. И. Всеобщая история: с древнейших времён до конца XIX века: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / В. И. Уколова, А. В. Ревякин; под ред. А. О. Чубарьяна. – М. : просвещение, 2008.
Данилова Г. И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века : учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений гуманитарного профиля / Г. И. Данилова. М. : Дрофа, 2005.
Любимов Л. Д. Искусство Западной Европы. М., 1976.
Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. – М.: Аванта+, 2000.
Ресурсы Интернета:
Эпоха Возрождения
http://renesans.narod.ru/index.htm
1. Какие учебные заведения, дающие качественное образование, появились в средневековой Европе с XII века? (Университеты)
2. Кто стоял во главе университета? (Ректор)
3. Объединения по предметам в университете? (Факультеты)
4. Кто возглавляет факультет? (Декан)
5. Назовите «высшие», главные факультеты? (Медицины, права, теологии)
6. Высшая учёная степень? (Доктор)
7. Что позволяло студентам, переходящим из одного университета в другой, преодолевать языковой барьер? (Во всех университетах Европы преподавали на латыни)
8. Странствующий студент, переходящий из университета в университет? (Вагант)
9. Две популярные науки средневековья, с точки зрения современности – лженауки? (Алхимия, астрология)
10. Строительное искусство, умение проектировать и строить различные типы зданий? (Архитектура)
11. Какому архитектурному стилю посвящены следующие строки поэта О. Мандельштама:
«Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика, и – радостный и первый –
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый лёгкий свод.
Но выдаёт себя с наружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран»?
(Готический стиль)
12. С помощью каких архитектурных конструкций зодчие научились переносить тяжесть сводов со стен? (Аркбутанов и контрфорсов)
13. Украшение окон в соборах готического стиля из кусочков цветного стекла? (Витражи)
14. Архитектурный стиль, для которого характерны: избыточная массивность, глухие стены опор, наиболее простые, чаще полукруглые своды, сравнительно маленькие окна (Романский)
15. Архитектурный стиль, при котором колонны теряли массивность и приобретали стремительный взлёт? (Готический)
16. Как с любовью называли студенты университет? (Альма матер)
13PAGE 15
13PAGE 14115