Конспект урока математики в 3 классе с использованием школьной переносной лаборатории «Весовые измерения»
Конспект урока математики в 3 классе с использованием школьной переносной лаборатории
«Весовые измерения»
Тема урока: «Единицы массы. Грамм».
Основные цели: сформировать представление о новой единице массы (грамм), установить соотношения между килограммом и граммом; тренировать способность к преобразованию единиц массы, их сравнению, сложению и вычитанию.
Оборудование урока: школьная переносная лаборатория «Весовые измерения», пружинные весы с желтой дужкой, динамометр, полоски бумаги (13см-0,9см), наборы разновесов, наборы грузов, чашки для грузов.
Таблица соотношений единиц длины.
Схема 1кг 1г
УУД: познавательные (П)
регулятивные (Р)
коммуникативные (К)
личностные (Л)
Этапы урока Ход урока УУД, формируемые на уроке.
1. Мотивация к учебной деятельности. -Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи на уроке.
-Чему были посвящены последние уроки математики? (Изучению новой единицы длины-километр).
-Где можно использовать полученные знания?
-Какие еще величины вы знаете?
- Самоопределение (Л);
– смыслообразование (Л);
– целеполагание (П);
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в учебном действии.
3.Выявление места и причины затруднения.
-Что мы можем делать с величинами? (Сравнивать, преобразовывать, выполнять действия.)
-Решите задачу: «Длина реки Невы составляет 74000м. Река Чусовая в 10 раз длиннее. Какова длина реки Чусовая?» Запишите ответ. (740000м)
-Выразите длину реки Чусовая в километрах.
-Мы повторили единицы измерения длины. Выполните следующее задание в тетради: переведите в меньшие единицы измерения
3км=…. 3м=… 3дм=… 3кг=…..
На выполнение задания отводится 1 минута.
-Проверяем задание. Какие ответы у вас получились?
Несколько уч-ся по очереди фиксируют ответы на доске. Ответы к первым трем проверяются по схеме. В последнем задании ребята испытывают затруднение.
-Почему не смогли выполнить перевод единицы массы? (Не знаем меньших единиц массы их соотношений.)
-Значит, какую цель мы перед собой поставим на уроке? (Узнать меньшую единицу массы.)
-обобщение, аналогия(П)
– использование знаково-символических средств (П);
-выполнение пробного учебного действия (Р);
– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
-постановка и формулирование проблемы (П);
-целеполагание, как постановка учебной деятельности (Р);
4.Построение проекта выхода из затруднения.
-Какова тема урока? (Единицы массы)
Учитель открывает тему урока: «Единицы массы»
-А кто знает единицу массы меньшую, чем килограмм? (Грамм)
Учитель выкладывает табличку ГРАММ-г
-Сколько граммов в килограмме? (Варианты ответов)
-Где узнать? (В учебнике, справочнике, в Интернете)
-выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий (П);
5.Реализация построенного проекта.
-Я предлагаю выяснить это по шкале динамометра самостоятельно. А затем вы проверите вой вывод по учебнику.
Ребята устанавливают, что в 1кг 1000г.
-Откройте учебник на стр.101 и прочитайте вывод.
-Вернитесь к заданию в тетради и правильно найдите решение.(3кг=3000г)
-планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли (К);
-поиск и выделение необходимой информации (П);
6.Первичное закрепление во внешней речи.
-Потренируемся переводить килограммы в граммы и наоборот.
-Как перевести граммы в килограммы? (При переводе в граммы число килограммов надо умножить на 1000).
-№2(1строчка) стр.101
Фронтальная работа. Дети выполняют задание в тетради, комментируя по очереди с помощью опорной схемы.
-Какое действие надо выполнить при переводе граммов в килограммы? (При переводе в килограммы число граммов надо разделить на 1000 или выразить в тысячах)
№3(1строчка)стр.101
-А если число граммов не делится на 1000 при переводе в килограммы? (Надо на 1000 разделить с остатком ,т.е. выразить в тысячах и единицах.)
№4(а,б) стр.101
-умение выражать свои мысли (К);
–анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
– моделирование и преобразование моделей разных типов (П);
– использование знаково-символических средств (П);
7.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
-А теперь выполните задание самостоятельно:
№2(2 строчка) стр.101
№3(2 строчка)стр.101
№4(в,г) стр.101
Дети выполняют задание. По окончании работы учитель открывает запись на доске для проверки.
-Кто справился с заданием?
- Кто допустил ошибку?
-Какую ошибку допустили? Почему?
-Что надо сделать, чтобы не допускать такие ошибки?
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (Р);
-оценивание качества и уровня усвоения, коррекция (Р);
8.Включение в систему знаний и повторение.
-Где используют различные единицы массы чаще всего? (В магазине)
-Каким измерительным прибором пользуются? (Весами)
-Для измерения массы каких предметов будем пользоваться новой единицей? (Варианты ответов).
-Давайте поработаем с весами, измерим массу данных предметов. Но для этого нам нужно нанести на шкалу деления равные 1г.
Работа в парах.
Инструкция. (На каждой парте )Закрепите полоску бумаги на трубку пружинных весов.
Положите грузик массой 1г на чашу весов и нанесите карандашом деление на уровне пружинки.
Положите еще 1 грузик на чашу весов, нанесите следующее деление.
Нанесите 20 делений на вашу шкалу.
-Теперь вы можете взвешивать предметы массой 20г.
-Сколько граммов в резиновой трубочке? В шурупе? В монете?
-Сколько грамм в гирьке? (10г)
-Какие еще гири можно использовать для измерения массы в граммах?
№1(а)стр.101
-Прочитайте задачу.
-Что означает слово РАВНОВЕСИЕ? Как вы понимаете его смысл? (Это когда сравниваемые предметы имеют равный , одинаковый вес)
-Знание какого правила вам поможет решить эту задачу? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее . А затем взять гири, которые соответствуют полученной разности.)
1кг=1000г
1000-700=300(г)
Надо взять гири массой 200г и 100г (Варианты ответов)
Решите остальные задачи:
№1(б)стрю101
4кг800г=4800г
5кг=5000г
5000-4800=200(г)
Надо взять гири массой 200г.
№1(в)
1кг=1000г
1000-100-200=700(г)
Надо взять гири массой 500г и 200г.
-инициативное сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации (К);
-управление поведением партнера (К)
-выполнение действий по алгоритму (П);
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
–анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
-– использование знаково-символических средств (П);
-– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
9.Рефлексия учебной деятельности.
-Какова тема урока? («Единицы массы. Грамм.»)-Какое затруднение у вас возникло на уроке?
-Что помогло нам найти выход из него?
-Сколько граммов в килограмме?
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
-Что запомнилось на уроке?
-Домашнее задание №6 стр.101, №8,10 стр.102.
-умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П);
-умение выражать свои мысли (К);
-оценка-выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование (Р).