Классный час Физики фронту


Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»








Физики фронту
(классный час)












Подготовил: классный руководитель Полянин с.б.




Рубцовск 2015



Разработка классного часа ко дню Победы.

Тема: «ФИЗИКИ ФРОНТУ»

9 мая 2015 года исполняется 70 лет Победы в Великой Отечественной войне. Проявив массовый бессмертный героизм и мужество, наш народ в жесточайшей битве с врагом отстоял честь, свободу и независимость своей Родины, спас народы мира от угрозы фашистского порабощения.
Свой вклад в разгром врага внесли и ученые физики. Патриотический лозунг « Все для фронта, все для победы!» определил главный смысл работы каждого советского человека, каждого советского ученого, конструктора, инженера.
Ряд ведущих физиков, в том числе А.Ф.Иоффе, П.Л.Капица, А.П. Александров, вошли в состав различных комиссий, созданных Академией наук СССР для планирования и координации оборонных научно-технических исследований. Ученые-физики, научно-исследовательские институты включились в работу по военной тематике, вели исследования, важные для фронта, для успешной борьбы с врагом. Огромный вклад в героическую борьбу Советской Армии с фашистскими захватчиками и Победу над ненавистным врагом внесли советские конструкторы в области авиации:А.Н.Туполев,А.С.Яковлев,А.И.Микоян,С.В.Ильюшин,С.А.Лавочкин и другие. Советские самолеты созданные нашими конструкторами превосходили однотипные машины противника. Например ,советские самолеты могли развивать большую скорость, чем вражеские: максимальная скорость наших истребителей МиГ-3,Як-3,Ла-7 была соответственно 640,720 и 680 км/ч, в то время как для немецких истребителей «Мессершмидт-109» и «Фоке-Вульф-109А» она составляла всего лишь570 и 600 км/ч. Превосходство наших самолетов в скорости и маневренности позволяло советским летчикам успешно бороться с фашистской авиацией. Вот слова прославленного героя Великой Отечественной войны, выдающегося летчика И.Н.Кожедуба, сбившего 62 самолета врага, о наших самолетах-истребителях: «когда мы вели бои с гитлеровцами, наши «Лавочкины»,как и «Яковлевы»,были самыми современными истребителями и, кстати, превосходили хваленую немецкую авиацию. Мой старый «Лавочкин» по тем временам развивал огромные скорости, поднимался на большие высоты. Обстановка иногда заставляла превышать расчетные данные, и мой испытанный самолет отлично выдерживал все превышения. Например, случалось в погоне за противником я развивал скорость выше 700 км/ч, что превышало расчетную на несколько десятков километров.»( И.Н.Кожедуб « Верность Отчизне» М, « Детская литература »,1969 г. )
Точно также обстояло дело с танками. Скорость движения советского среднего танка периода Великой Отечественной войны на много превосходила скорость фашистского танка Т-3 соответствующего класса: наш имел максимальную скорость 55 км/ч, а гитлеровский -40 км/ч.
В годы Великой Отечественной войны специально для партизанских отрядов под руководством академика А.Ф.Иоффе был разработан термоэлектрогенератор. Он служил источником электропитания для радиоприемников и радиопередатчиков.
Термоэлектрогенератор состоял из нескольких десятков термоэлементов, изготовленных из сурьмянистого цинка и константана и размещенных в специальном котелке. В котелок наливалась вода, и он ставился на костер. Кипящая вода «задавала» температуру одним ( «холодным» ) спаям термоэлементов, а температуру других ( « горячих « ) определяло пламя , нагревающее дно котелка ; разность температур оставляла 250-300 градусов, Хотя такие генераторы обладали невысоким К.П.Д. ( всего 1,5-2%), они служили надежным источником тока и имели мощность, достаточную для работы переносной радиоаппаратуры. Их использование оказывало большую помощь партизанам, воевавшим в тылу врага.
Известно, что корпус корабля и его различные механизмы намагничиваются под действием магнитного поля Земли и корабль становится , по существу , огромным плавающим магнитом.
Поэтому если на пути корабля встретится мина , имеющая чувствительный магнитный индикатор ( например , магнитную стрелку ), то последний сразу же сработает ( магнитная стрелка повернется ) и замкнет « боевую цепь »
Мины ; мина взорвется. В годы второй мировой войны фашисты в больших количествах применяли магнитные мины. По данным зарубежной печати немецкий флот поставил 120 тыс. таких мин. Перед советскими физиками была поставлена задача – создать эффективный метод защиты кораблей от этих мин. Академиком А.П.Александровым была разработана и сконструирована аппаратура для размагничивания кораблей. Она состояла из специальных обмоток , опоясывавших корабль , по которым пропускался электрический ток; магнитное поле этого тока было рассчитано так что , чтобы оно компенсировало магнитное поле корабля. Вот что писал В.Н.Головин о работе И.В.Курчатова по размагничиванию кораблей: « Начали обучать матросов и офицеров, как размещать обмотки на кораблях для размагничивания. В Северной бухте сделали полигон для испытания кораблей, прошедших размагничивание. В воде поставили немецкую мину с взрывателем, но с извлеченной взрывчаткой и от нее протянули на берег провода для получения сигнала от взрывателя. Над миной проходили корабли , и только после тщательной проверки они получали добро на выход в море.
Моряки вначале посмеивались над профессорскими «штучками». Первым размагнитили лидер « Ташкент «, за ним поставили на очередь еще три тральщика. Когда пришел приказ о выходе в море, размагничено было только два из них. Тральщики выходили в кильватер, один за другим. Второй, неразмагниченный, при выходе из бухты подорвался. Остальные выполнили задания и невредимыми вернулись на базу. Недоверие моряков к физикам сразу исчезло. Размагничивание стали проводить на всех кораблях. » (И.Н.Головин « И.В.Курчатов.» М. Атомиздат,1969г.)
Работа группы ученых, которой руководил Курчатов была сопряжена не только с большой ответственностью, но и опасностью. Устройство мин , применявшихся фашистами , все время менялось.
« Как-то утром Игорь Васильевич Курчатов предупредил всех:
- Сегодня действуйте без меня . Иду на разборку немецкой мины неизвестной конструкции. Будем определять ее параметры. Нам это пригодится. И вот винтик за винтиком , шаг за шагом проникают разведчики «подводной смерти» в тайны хитроумного механизма. Одно неловкое движение, и Но нет, движения верны, Решения безошибочны, хотя на висках пот от напряжения.» ( Н.Т.Осташенков. «Курчатов». М., «Молодая Гвардия»,1968).
Грозным оружием второй Мировой войны были, созданные советскими учеными и конструкторами,- гвардейские минометы, широко известные под названием « Катюша». В канун войны Советское правительство приняло решение о серийном производстве нового оружия – многозарядной установки реактивных снарядов, получивших обозначение БМ-13 ( названных потом «катюшами»).
Установка монтировалась на грузовом автомобиле и имела восемь направляющих балок, укрепленных на ферме, которая могла поворачиваться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Каждая балка имела пазы , в которые входили направляющие штифты реактивных снарядов. На балку помещали по два снаряда: один – сверху, другой- снизу. Залп (16 выстрелов) производился за 7-8 секунд.
Снаряд массой 42,5кг, длиной 1,5м и диаметром 13см представлял собой пороховой реактивный двигатель. Корпус ракеты служил камерой сгорания, внутри которой находилось твердое топливо. В момент выстрела замыкалась электрическая цепь пиросвечи, ее проволочное сопротивление раскаливалось и воспламеняло порох. Образующиеся газы вырывались в атмосферу из сопла, вследствие их взаимодействия со снарядом последний приобретал импульс, равный по величине импульсу газов, но противоположный по направлению, и приходил в движение. Дальность полета снаряда достигала 8 км. Стабилизаторы придавали снаряду устойчивость в воздухе. Во время Великой Отечественной войны такое маневренное и мощное ракетное оружие , как «катюши», имела только наша армия.
Практические потребности обороны страны поставили перед советскими физиками важную научную проблему : создать новую технику , которая позволила бы осуществлять дальнее и точное обнаружение воздушных целей независимо от состояния погоды. Решение ее ученые видели в использовании электромагнитных волн.
Е.П.Хорошилов – один из специалистов, работающих над данной проблемой, писал в своих воспоминаниях, что академик С.И.Вавилов, взвесив все «за» и «против», пришел к выводу о перспективности предлагаемого способа. «А.Ф.Иоффе,- продолжал П.Е.Хорошилов - с большим вниманием выслушал нас Он полностью одобрил идею радиообнаружения самолетов и заверил, что сделает все, чтобы создать такой аппарат для Красной Армии Он увлеченно рисовал перед нами картину будущего техники радиообнаружения». («Это начиналось так.» П.Е.Хорошилов. М., Воениздат,1970 г.)
В разработке нового метода , имевшего первостепенное значение для обороны страны, и создании отечественных радиолокационных установок принял участие ряд советских физиков: А.А.Чернышев, Н.Д.Папалекси, Д.А.Линник, Ю.Б.Харитон, Д.А.Рожанский, Ю.Б.Кобзарев, Н.Д.Девятков и другие. По простоте устройства и обслуживания, по надежности, стоимости производства, условиям транспортировки и времени приведения в рабочее состояние наши радиолокационные станции, действовавшие уже в самом начале войны , превосходили аналогичные станции противника. Радиолокационные установки охраняли воздушное пространство на подступах к столице нашей Родины, Ленинграда и других городов. Фашисты 122 раза пытались совершить массированные воздушные полеты на Москву и всегда встречали мощный отпор : сигнал к началу обороны подавали радиолокаторы. Враг потерял под Москвой 1300 самолетов.

Шесть лет бушевал над планетой пожар войны. Он охватил гигантскую территорию в 22млн.кв.км. В войну были вовлечены более 60 государств, в которых проживало 80% населения земного шара. 110 млн. человек стали солдатами. В ходе сражений было убито почти 55 млн. и 90 млн. ранено – такой ценой человечество заплатило за безумства фашистских захватчиков. Никогда не изгладятся из памяти людей те грозные годы, великий подвиг советского народа самоотверженно сражавшегося за честь и независимость своей Родины.