План урока по биологии в 7 классе на тему «Общая характеристика Типа Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви»


План урока по биологии в 7 классе
на тему «Общая характеристика Типа Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
Образовательные: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями; дать характеристику среды обитания, познакомить с многообразием и значением в природе многощетинковых кольчатых червей, их внешним и внутренним строением и процессами жизнедеятельности;
Развивающие: продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать в группах; продолжить формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, рисунками;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; уважительное отношение к «червякам», к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе.
Оборудование: таблицы, рисунки с изображением схем строения кольчатых червей, раздаточный материал: рабочие листы, домино, презентация урока.
Планируемые результаты:
Узнавать по рисункам и называть системы органов;
Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви, класса Многощетинковые черви;
Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей.
Ход урока
Организационный момент
Учитель: здравствуйте ребята! Сегодня как обычно мы будем работать в группах и «зарабатывать» жетоны разных цветов. В конце урока они будут обменены на оценки. Работать мы будем по следующему плану:
Повторение ранее изученного материала;
Изучение нового материала;
Закрепление нового материала;
Подведение итогов.
Повторение изученного материала
Учитель: какие типы червей мы изучали на прошлых уроках? (Тип Плоские и Круглые черви)
Учитель: предлагаю вам разгадать кроссворд по этим темам, сам кроссворд вы видите на экране и в рабочих листах. Пока группы отгадывают кроссворд, два человека от каждой группы в это время работают над тестами по подготовке к ГИА. (см. материалы к уроку) Тесты сдаете моему помощнику, он их оценивает и выдает жетоны группе.
Вопросы к кроссворду
По горизонтали: 1. Хозяин, в теле которого происходит половое размножение паразитов. 2. Половые органы самок. 3. Название рыхлой соединительной ткани, которой заполнены промежутки между органами у плоских червей.
По вертикали: 4. Полость тела у круглых червей. 5. Как называется слой зародышевых клеток, который появляется у червей. 6. Название отверстия, которым у круглых червей заканчивается кишечная трубка. 7. Название класса червей, к которому принадлежит белая планария.
По итогам раздаются жетоны.
Изучение нового материала
Запишите в тетрадь тему урока: «Общая характеристика Типа Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви»
Учитель: как вы думаете, что мы должны изучить о многощетинковых червях?
(где обитают многощетинковые черви, их многообразие, строение и процессы жизнедеятельности).
Учитель: послушаем доклад вашего одноклассника о многообразии многощетинковых червей. Ваша задача внимательно слушать и делать пометки в таблице «Общая характеристика червей», которую мы начали заполнять на предыдущих уроках. В конце выступления вашего одноклассника, мы подведем итоги.
Доклад учащегося:
Тип Кольчатых червей, или кольчецов, охватывает около 9 тыс. видов червей, обладающих гораздо более сложной, чем представители других типов червей. В настоящее время всех кольчатых червей делят на несколько классов, среди которых широко распространены и известны три.
Слайд
Многощетинковые черви населяют моря, обитая от мелководья до больших глубин. Некоторые представители встречаются в пресноводных бассейнах, например в озере Байкал.
Большинство морских многощетинковых живут на дне, как например живущие на мелководье нереиды или нереисы.
Форма тела нереиды вытянутая, тело состоит из множества сегментов или колец (отсюда и название типа Кольчатые черви).
Окраска червей данного класса различна: зеленоватая, желтоватая, красноватая. Нереиды служат основной пищей для промысловых морских рыб и поэтому в 1939-1941 гг. они были переселены из Азовского моря в Каспийское, где ранее не водились. Нереиды хорошо прижились в новых условиях и ныне стали в Каспийском море ценным кормом для осетровых рыб. Нереиды хищники и способны активно передвигаться по дну. Органами движения служат мускулистые выросты по бокам каждого сегмента тела, которые называют параподиями. Это прообраз конечностей более высокоорганизованных животных – членистоногих (насекомых, ракообразных и паукообразных). Параподии содержат в себе своеобразную арматуру - многочисленные щетинки (отсюда и название класса Многощетинковые). Червь загребает параподиями спереди назад, цепляясь за неровности субстрата, и таким образом ползет вперед. Передние сегменты, сливаясь образуют хорошо выраженный головной отдел, на котором расположены рот, пара щупиков (пальпы), пара щупалец (антенны) и усики. Это органы осязания и химического чувства. А кроме того здесь расположены пары глазков. На заднем конце тела – анальная лопасть, там из названия располагается анальное отверстие и зона роста. Своеобразный многощетинковый червь пескожил зарывается в заиленный песок, который пропускает через кишечник и переваривает содержащиеся в нем органические вещества. Длина этого червя от 20 до 40 см. Пескожил также является кормом для рыб, ракообразных, иглокожих, кишечнополостных и птиц.
Среди многощетинковых есть и сидячие формы, которые строят защитную трубку и никогда её не покидают. Это серпула – многощетинковый червь у которого щупальца приобретают перисторазветвленную форму: они выполняют роль жабр и участвуют в добывании пищи. Поверхность их покрыта ресничками, которые гонят воду со взвешенными в ней пищевыми частицами ко рту.
Учитель: а теперь по таблице «Общая характеристика червей», которую мы с вами начинали ещё на прошлых уроках сформулируем более четко общую характеристику Типа Кольчатые черви.
Работаем по плану в таблице.
Характеристика Тип Плоские черви Тип Круглые черви Тип Кольчатые черви
Представители Кл.Многощетинковые;
кл.Малощетинковые
Численность 9 тыс. видов
Среда обитания Водная, почвенная
Симметрия тела Двусторонняя симметрия
Форма тела Тело вытянутое, состоит из сегментов или колец
Полость тела Вторичная (целом), заполнена жидкостью
Слои клеток 3 слоя
Кожно-мускульный мешок Тонкая кутикула – эпителий+кольцевые и продольные мышцы
Ткани 4 типа
Системы органов Опорно-двигательная, пищеварительная, выделительная, нервная, половая + КРОВЕНОСНАЯ
Работа с группами по заполнению таблицы 1-5 пункты
Учитель: 6 пункт таблицы – полость тела. У кольчатых червей вторичная полость тела или целом, отличается от первичной тем, что вторичная полость тела выстлана собственным внутренним эпителием, который формируется из мезодермы. Целомическая полость находится между кишечником и стенкой тела и поделена продольно на две половинки, правую и левую, двуслойной клеточной перегородкой. Кроме того, вторичная полость разделена на сегменты и поперечными перегородками, т.е. она состоит как бы из отдельных отсеков. Эта внутренняя сегментация совпадает с наружной кольчатостью. Полость заполнена жидкостью. Каковы функции целомической жидкости? (участвует в обмене веществ, переносит питательные вещества, накопляет и выводит наружу вредные для организма вещества, служит гидроскелетом).
ПРОБЛЕМА
Почему в процессе эволюции у кольчатых червей появляется вторичная полость тела? Почему у них как у круглых не сохраняется первичная? Какие преимущества дает вторичная полость тела кольчатым червям?
(При повреждении кожно-мускульного мешка полостная жидкость вытекает только из одного сегмента и организм не погибает, в отличие от первичнополостных круглых червей).
Учитель: Человек использует план строения вторичной полости тела в своих технических конструкциях, так современные кораблестроители для повышения живучести крупных судов, в особенности подводных лодок, трюм корабля разделяют переборками, и пробоина не всегда приводит к гибели судна. Это не единичные примеры, когда научные изыскания основываются на принципах работы живых организмов. Есть наука, занимающаяся этими вопросами – БИОНИКА.
Учитель: а теперь давайте вспомним, какие функции выполняет каждая система органов, для этого соберем зоологическое домино. На партах разложено домино, берем и начинаем раскладывать. Первой делаю ход я, а потом группы по очереди собирают домино.
Работа с карточками домино на партах и на слайде презентации.
Учитель: сейчас, после того, как мы с вами вспомнили какие функции выполняет каждая из систем органов, давайте посмотрим какое строение они имеют у многощетинкового червя нереиды. Работаем в группах по рабочим листам. Выполняем задание 2 в течении 5 минут, после представители группы выступят перед нами с отчетом о проделанной работе.
Заслушиваются выступления ребят о строении пищеварительной, выделительной, нервной систем, кровеносной системы, а также о дыхании и размножении многощетинковых червей.
Заполняется таблица по мере выступления учащихся.
Раздаются жетоны
Закрепление изученного материала
Сейчас между группами пройдет конкурс вопрос-ответ. На слайде будут появляться вопросы и группам по очереди нужно будет ответить на них, при этом за правильный ответ группа получиткрасный жетон, а за неверный ответ синий жетон. Если группа не справилась с ответом, на этот же вопрос отвечает следующая группа.
Раздача жетонов
Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: ну а теперь для подведения итогов я предлагаю вам составить синквейн по теме малощетинковые черви. Если кто забыл, как составить синквейн смотрим на слайд
Пример синквейна по теме Многощетинковые черви:
Малощетинковые черви
Вторичнополостные, кольчатые
Активно передвигаются, размножаются половым и бесполым способом, питаются
Морские свободноживущие сложно устроенные черви
Подсчет жетонов и выставление оценок.
Домашнее задание
Изучить § 18
Ответить на вопросы с. 87
Задание на выбор:
подготовить сообщение о любом представителе Кольчатых червей;
подготовить тесты по теме класс Многощетинковые черви;
составить кроссворд по теме Кольчатые черви.