Урок по окружающему миру Путешествие по материкам ( 2 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс)
Тема урока Путешествие по материкам
Цель урока
1.Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «материк или континент» и «океан».
2. Формировать умение выдвигать гипотезу, обосновывать доказательство своего предположения
Задачи урока: Образовательные задачи:
•помочь детям усвоить новые понятия «материк или континент» и «океан»;
•научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны.
Развивающие задачи:
•развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической литературы;
•развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, толковым словарем русского языка;
•развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
•развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
•содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
•прививать уважительное отношение друг к другу, к народам, живущим на Земле;
•формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Планируемые результаты данного урока
Новые понятия и термины «части света», «материк или континент» и «океан»
Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока. Узнают: о материках и океанах
Научатся: узнавать и показывать на карте все материки и океаны
Научатся: осознавать необходимость бережного отношения к природе, уважительное отношение друг к другу, к народам, живущим на Земле
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока. Регулятивные УУД:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний;
извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта, иллюстрация);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
Предметные УУД:
уметь объяснять значение терминов «материк или континент», «океан»;
работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой);
находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
расширить знания о материках и водных пространствах нашей планеты.
Оборудование: •учебник для 2-го класса «Окружающий мир» ч.2,автор А.А.Плешаков. (Образовательная программа «Школа России»);
•рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»,
•мультимедийный проектор;
•ноутбук;
•экран;
•глобус,
•карточки с разрезами поверхности Земли для работы в группах,
•шапочки птиц,
•цветок с разноцветными лепестками;
•карточки с изображением солнца;
•карточки с буквами (о,к,е,а,н, м,а,т,е,р,и,к)
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Организационный этап 1.Организационный этап.
Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лариса Эдуардовна.
-Я сегодня у вас проведу урок окружающего мира.
- Проверьте готовность к уроку.
- Я желаю вам хорошего настроения и успехов на весь учебный день, пожелайте и вы друг другу удачи на пути к знаниям во время урока «Окружающий мир», одарив друг друга улыбкой.
-Вспомните, какие правила нужно выполнять, чтобы урок для каждого стал интересным и познавательным?
- Работать дружно. Во время обсуждения не забывать, что всем нужно высказать свое мнение. Внимательно выслушивать мнения друг друга, выражать свое отношение к услышанному.
Личностные: самоопределение;
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества сучителем и сверстниками
Этап актуализация знаний
Мотивация
-Я очень люблю путешествовать по миру. А вы?
- А вы хотели бы сегодня на уроке попутешествовать?
-На доске птица с цветовой схемой в клюве (волшебный цветок с лепестками оттенков зеленого, желтого, коричневого, синего цветов).
- Как вы думаете, как связан волшебный цветок с нашим уроком? Что могут означать его лепестки?
- Я очень люблю!
- А я просто обожаю!
- Его лепестки показывают цвета, которые используются на карте. Перечисляют значение цветов.
Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения новых
Знаний Учитель:
-А о чём вы хотели бы вы узнать во время путешествия?
- Чтобы у нас всё получилось, что нам для этого необходимо?
- Ребята, мы сегодня с вами совершим кругосветное путешествие по земному шару, не выходя из класса.
- Я знаю, что вы любите загадывать и отгадывать загадки.
- Предлагаю вам анаграмму КИАРМТЕ.
- Догадайтесь, что это за слова. Обсудите в парах, о чём будем говорить на уроке.
_ А что это слово обозначает?
- Нам поможет словарь русского языка С.И. Ожегова. Откройте по закладке, найдите слово «материк» и прочитайте обозначение.
-Что такое «океан»?
-Посмотрим определение по словарю. Дети высказываются.
Материк – это обширное пространство земли, омываемое морями и океанами, суша.
Океан это непрерывная водная оболочка Земли, омывающая участки суши. Умение вести диалог
Постановка учебной задачи
Определение темы
Формулирование
цели и задач урока - Давайте сформулируем тему урока
-А что нового узнаем?
-А чему научимся?
-А на чём будем путешествовать?
-А я хочу вам предложить необычное путешествие.
-На столах у вас шапочки птиц. Догадались зачем?
- Примерьте шапочки, закройте глазки.
- Послушайте, как птицы радуются нашему путешествию.
(Звучит фонограмма голосов птиц)
-Готовы? Полетели! Фронтальная работа. Умение определять тему урока, ставить цели и задачи,
выдвигать гипотезы
Этап открытия нового знания
Первичное усвоение новых знаний.
Физ.минуткаЗакрепление изученного материала
Задача: уметь применять полученные знания
Работа с учебником
-Посмотрите на экран. Перед вами карта нашей Земли.
-Раньше на Земле был один материк. И назывался он… вы думаете как?
– Пангея ( греч. слово. Пан – вся, Гея – земля – вся земля). Омывался он одним океаном. Много – много миллионов лет назад Пангея раскололся на 2 континента, потом из 2 - х материков образовалось 6 континентов, которые существуют по настоящее время.
- Давайте познакомимся с этими материками.
( Электронный учебник «инфоурок».-Вам понравилось путешествие?
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за парты.)
- Какую работу можем выполнить, чтобы закрепить свои знания о материках и океанах?
- Подумайте, какие вопросы можно сформулировать о материках и океанах?
-Обсудите это в парах и предложите свои вопросы для перекрестного опроса. Ответы найдите в учебнике на стр.
Я очень хочу узнать, как вы освоили новый материал:
- Какой материк самый большой?
- Какой материк самый маленький?
- На какие группы можно разделить все материка?
- На каком материке самые высокие горы?
- На каком материке много равнин?
- Какой океан самый теплый?
- Какой океан самый холодный?
- Какой океан самый маленький и самый большой?
- Сколько материков омывает Тихий океан?
- Сколько материков омывает Атлантический океан?
- Какая часть света состоит из двух материков?
-Вы сегодня увидели с высоты птичьего полёта, как прекрасна наша Земля.
-Как её сохранить для будущего поколения?
-Кто должен первым применить все усилия на сбережения всего живого на земле? Дети предлагают названия.
Ребята выполняют движения
Работа в парах
Работа с информацией в учебнике.
Задать вопросы друг другу.
Учащиеся формулируют ответ
Бережно относится к друг другу, к богатствам земли.
-Мы! Формируем умение извлекать информацию из учебника;
формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Формируем умение делать умозаключения
Формируем умение осознавать необходимость бережного отношения к природе, уважительное отношение друг к другу, к людям, живущим на Земле
Оценочно-рефлексивный этап
Домашнее задание - Выберите из учебника материал и составьте рассказ о материках в любом полушарии. Выполните задание 1 и 2 в рабочей тетради. Записывают задание в дневники.
Уч. С.96-101; Р.т. С. Задание 1,2. Рефлексия.
Самооценка детьми собственной деятельности. - Вот и закончилось наше путешествие по материкам.
- Что нового узнали?
- Были у вас трудности в пути?
- Где пригодятся знания?
- Что может сказать о своей работе каждый из вас?
- Оцените себя. На столах у вас два вида солнышка. Поднимите одно из них.
- Мне с вами было очень приятно интересно работать. Вы были внимательными, старательными.
Вы - большие молодцы. Спасибо за сотрудничество. Урок окончен. До свидания. Рефлексия:
Мы узнали...
Было непросто ...
Мои знания пригодятся….
Я поработал на ….
Ребята оценивают свою работу на уроке Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,
осознание качества и уровня усвоения;
формирование позитивной самооценки