Урок по окружающему миру Путешествие по материкам и океанам

МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ
Тема урока: Путешествие по материкам и океанам
Цели урока:
1. Формировать общие представления о нашей планете, материках и океанах. Проверить знания учащихся о глобусе, как модели Земли; познакомить их с новыми терминами “океан”, “материк”;
дать учащимся первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты, продолжить формирование умения находить на глобусе необходимые географические объекты (океаны и материки).Дать понятие о физической карте мира, учить «читать» карту. На отдельных примерах показать разнообразие природы Земли.
2. Формировать общие учебные умения и навыки: сравнение, обобщение, способность делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, к окружающей среде

Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, глобус, разноцветные карточки для деления на группы, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Ход урока
I. Оргмомент
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Актуализация опорных знаний
1.Работа с кроссвордом.
(Слайд 1)
- Ребята, мы сегодня с вами совершим кругосветное путешествие по земному шару не выходя из класса на
А вот на чём? Вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд. (За каждый правильный ответ вы будете получать цветную карточку)
(Слайд 2)
1. Линия, проведена на одинаковом расстоянии от полюсов на глобусе. (Экватор)
2. Ближайшая к нам Звезда. (Солнце)
3. Линии, соединяющие Северный полюс с Южным полюсом Земли (Меридианы)
4. В переводе с латинского языка “глобус” означает - (Шар)
5. Уменьшенная модель Земли. (Глобус)
6. Меридиан, проведённый более толстой или красной линией на глобусе называется (Нулевым)
7. Линии, которые проведены к Северному и Южному полюсам от экватора называется в единственном числе (параллель).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Ну, конечно, на корабле! Посмотрите чего на нашем корабле не хватает? Без чего корабль не сможет выйти в море? (Без парусов) (На доске рисунок парусника)
- У вас на партах лежат паруса нашего корабля. Это паруса ожиданий на которых вы сейчас посовещавшись в группах, напишите что вы ожидаете получить от этого урока?
- Но перед этим давайте вспомним правила работы в группах. (Учитель вывешивает правила на доску
Устав групповой работы:
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай
Ну а теперь можно приступать к работе.
- Паруса у нашего корабля на месте и корабль готов отплыть в кругосветное путешествие.
Прочитаем девиз урока:
“ Не страшны нам любые испытанья Вперед друзья, откроем новые знания”.
IV. Работа над новым материалом
-. Вот какое определение слову “путешествие” дает толковый словарь Ожегова: “Путешествие-поездка или передвижение по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). Значит мы станем кем? Путешественниками. Путешественники – это люди, которые путешествуют. Отправляемся в кругосветное путешествие!
- И опять перед нами проблема. Для того чтобы путешествовать надо взять с собой что ..
- Правильно карту, а она у нас пустая.
1. Работа в группах.
Групповое задание
-Составьте карту полушарий из предложенных шаблонов - материков, определив местоположение каждого материка, подписать названия океанов, вашими помощниками станут глобус и карта. Используя знания подпишите название каждого материка.(Дети составляют карту).При затруднении можно обратиться за помощью.
А твой друг через 5 мин. проверит тебя.
(один ученик выполняет эту работу на доске)
ПРОВЕРКА. Поменялись тетрадями. Сравните с эталоном на доске.
- Какого цвета глобус?
- Синего или голубого.
- Почему на глобусе синего и голубого цвета больше всего?
Голубым и синим цветом обозначают водные просторы – океаны, моря, реки, озёра.
2. Работа по теме урока.
Океан – это огромные водные пространства, окружающие материки и острова. (Слайд 4)
И так, мы начинаем путешествие по океанам с Северного Ледовитого океана.(Слайд 5)
- Отправляемся на юго-восток и попадаем в
- Посмотрите и найдите на глобусе Тихий океан.
(Ребята на глобусах находят месторасположения Тихого океана и каждая группа получает печатный материал для самостоятельного изучения. Затем выбирается ученик для пересказа. За каждое дополнение группа получает карточку определённого цвета.)
Тихий океан
Тихий океан - великий океан. Южная часть океана представляет собой область спокойствия, слабых ветров. Именно за прозрачность воздуха и тишину спутники Магеллана назвали эти водные просторы Тихим морем, а в последствии это название закрепилось и за всем океаном. В Тихом океане экспедиция обнаружила самое глубокое место в мире – Марианскую впадину. Её глубина 11034 м.
(Прочитай в хрестоматии “Тайна пяти океанов”)
Д.М.. Самый большой из океанов на Земле – Тихий океан. Назвал его так мореплаватель Фернан Магеллан. Во время его плавания на парусных кораблях этот океан был спокойным. На самом деле Тихий океан совсем не тихий, особенно в западной части. Там он поднимает и гонит огромные волны – цунами, одно упоминание о которых наводит ужас на жителей Японских островов.
- Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в Атлантический океан. (Слайд 7)
На столах появляются тексты для самостоятельной работы и работа по хрестоматии.
Атлантический океан
Атлантический океан собирает пресные воды с самой значительной части суши. Голубой цвет воды сменяется сначала светло-голубым, затем начиная с нулевого меридиана - различными оттенками зелёного, вплоть до ярко-зелёного. Свечение зелёных вод вызвано обилием морских организмов.
Д.М.. (дидактический материал).
Было время, когда люди, жившие в Европе, даже и не подозревали о существовании Тихого океана. Им был известен только один океан – Атлантический. И он оказался им беспредельным. Потому и нарекли его именем самого сильного героя греческих мифов – Атланта. На самом деле Атлантический океан – второй по величине после Тихого. Нравом Атлантический океан не добрее. И в этом океане бывают огромные волны высотой с трёхэтажный дом! Наибольшая глубина океана – 5 километров.
(Группа выбирает ученика, который будет зарабатывать бал для своей команды. Каждый участник группы имеет право дополнить ответ).
- Направляясь к Южному Полюсу, мы попадаем в Южный океан. (Слайд 8)
- Который открыт совсем недавно. Название Южный океан часто дают водам, окружающим Антарктиду. Называют этот район и Антарктическим океаном.
Существуют споры относительно существования данного океана. Многие не поддерживают его существования и делят южные воды между тремя другими океанами. Этот океан почти не отображают на географической карте мира, и океанов. Одни источники делили Мировой океан на четыре части, другие на пять, но в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] приняла разделение на пять океанов
Поднимаясь на северо – восток, мы попадаем в Индийский океан. (Слайд 9)
На столах появляются тексты для самостоятельной работы и работа по хрестоматии.
Индийский океан
Индийский океан менее обширен, чем другие океаны. Температура воды в основном выше 29 градусов. Если воды Тихого океана восхищают своим синим цветом, то воды Индийского океана славятся своей прозрачностью. Воды Индийского океана несколько более солоноваты, чем в Мировом океане.
Д.М. Индийский океан теплее других. Даже в северной части его воды прогреваются до 35 градусов.
(Группа выбирает ученика, который будет зарабатывать бал для своей команды)
- Двигаясь на север, мы попадаем в Северный Ледовитый океан. (Слайд 10)
(На столах дети самостоятельно работают с текстом)
Северный Ледовитый океан
Не только самый маленький, но и самый неглубокий. Жизнь здесь есть и в воде, и на дне, и на льдах.
Д.М. У Северного полюса расположен ещё один океан. Большую часть года он покрыт льдами. Вот почему его назвали Северный Ледовитый океан.
(Подводятся итоги, награждается группа, набравшая больше цветных карточек оценками)
V. Физминутка.
Послушайте стихотворение Андрея Усачёва “Четыре океана”, верно ли поэт объясняет современную географию:
На нашей Земле океанов – четыре: Индийский – самый солёный в мире, Океан Атлантический – славен сельдями, Ледовитый – всё время спит подо льдами, А Тихий, конечно же, вовсе не тихий – А буйный, глубокий и самый великий!
(Ответы детей)
Нет. Андрей Усачёв не назвал Южный океан. А в остальном он прав.
3. Работа в группах. (Каждая группа получает вопрос и готовит ответ на него)
Чем важны океаны?
Океаны питают сушу влагой, а воздух кислородом.
Не дают замерзнуть Земле и излишне разогреться.
Вред, наносимый людьми Мировому океану.
1.Реки, текущие через промышленные города, приносят грязь.
2. Образуются нефтяные пленки при авариях судов.
3.Хищническое, бездумное использование водных ресурсов.
4. Сообщения детей о растительном и животном мире океанов
Тихий и Атлантический океаны (Слайд 11-12)
Морская капуста, синий кит, краб, акула, айсберг птичий базар
Индийский океан (Слайд 13-14)
Разнообразные рыбки, кораллы, водоросли.
Северный ледовитый океан. (Слайд 15-16)
Дрейфующие льды, белые медведи, кит, моржи, тюлени.
МАТЕРИКИ
Затем учащиеся знакомятся с понятие
“Материк” - большие участки суши, окружённые со всех сторон океанами. (Слайд 17-18)
Евразия (Слайд 19 - 22)
-Что вы о нём можете рассказать? (сообщение учащихся)
Самый большой, состоит из Азии и Европы, граница по Уральским горам. Омывается четырьмя океанами. Самые высокие горы на Земле- Гималаи, вершина –Эверест(Джомолунгма)Самое большое озеро в мире- Каспийское. Самое глубокое озеро-Байкал. Разные природные зоны :от тундры до пустынь. Много разных животных. Слайд ( олень, белый медведь, белка верблюд)
Д.М. В Евразии находится самое глубокое озеро в мире – Байкал, образовавшееся в узкой и длинной расщелине гор глубиной до 1620 м , в которую с окрестных гор стекают воды более 336 рек и из него вытекает только одна красавица – река Ангара. В другой части Евразии образовалось самое большое озеро в мире – Каспийское.
Д.М. Евразия – самый густонаселенный материк мира: трое из каждых четырех жителей планеты живут на этом материке. В Евразии находятся самые крупные государства мира: по численности населения – Китай , по площади территории – Россия. Наша родина Украина находится на этом материке
Д.М. Легенда рассказывает: у финикийского царя была дочь по имени Европа. Всемогущий Зевс полюбил девушку. Он переправил ее на остров Крит. Там Европа впервые ступила на землю той части света, которая с тех пор стала носить ее имя. В течение многих веков менялись границы Европы, лишь в XVlll веке окончательно договорились о том, что Уральские горы разделяет ее с Азией.
Африка (Слайд 23-25) (сообщение учащихся)
Соединена с Евразией Суэцким перешейком. Омывается Индийским и Атлантическим океаном. Почти пополам делит экватор. Очень жаркий климат. Летом 25-30 градусов, а зимой 10-25 тепла. Есть горы. Самая большая пустыня в мира-Сахара. Животный мир разнообразен: крокодилы, бегемоты, слоны, зебры и т.д.Осадки в некоторых районах могут идти до 24 дней подряд. Слайд (жирафы, Сахара, горы)
Сообщения детей. Слайд (лев, страус эму, бегемот, зебра, крокодил)
Жирафы – самые высокие из всех животных. Рост взрослого животного примерно 5 метров. (Это высота двухэтажного дома.) Кроме длинной шеи у жирафа ещё очень длинные ноги. Они помогают ему убегать от большинства врагов. Но длинные ноги – это ещё и сложность для жирафа: чтобы дотянуться до чего-нибудь на земле – до воды или до травы, - животному приходится широко расставлять ноги. Язык жирафа почти полметра. Хотя жирафы могут спать лёжа, они предпочитают делать это, стоя, просунув голову между двумя ветками, чтобы не упасть.
Австралия (Слайд 26-28)
У:- Что знаете об этом материке?
Показ на карте и фишка на контурной карте
В переводе с греческого языка «Южная земля». Берега омывают Индийский океан и Тихий. Это самый сухой материк. Находится в Восточном и Южном полушарии. Лежит в районе экватора, поэтому там очень тепло. Даже 10 градусов холода это редкость для Австралии. Очень удивителен животный мир. Здесь есть кенгуру, коалы и много других экзотических животных. Есть тропические леса, пустыни.
Слайд (кенгуру, коала, страус эму)Слайд (утконос, ехидна)
У: -Ребята, только в Австралии живёт такое животное, как утконос.
Сообщения детей. Слайд
Утконосы напоминают бобров, их тело покрыто мехом, нос похож на утиный. Длина тела всего 45 см. Они предпочитают тихие речные заводи. Здесь они вырывают себе норки с двумя ходами. Один из ходов ведёт в воду, а другой на поверхность земли. Охотится только в сумерках.
Северная Америка (Слайд 29-31)
На севере примыкает самый большой остров-Гренландия. Омывается тремя океанами. Горная цепь-Кордильеры. Климат от холодного до жаркого. Животный мир схож с Евразией.
Слайд (овцебык, бизон, дикобраз, морж)
Сообщение. Слайд (секвойя, Большой каньон)
Скунсы, эти чёрно-белые пушистые создания имеют тайное оружие большой мощности. Если они испуганы или им угрожает опасность в виде приближающегося другого животного, они сначала предупреждают, топают лапами или делают стойку на передних лапах. Если предупреждение не подействовало, скунс выпускает в нападающего струю маслянистой жидкости с ужасным запахом. Скунс способен выстреливать этой жидкостью на расстоянии о Южная Америка (Слайд 32-34)
Связана с Северной Америкой Панамским перешейком. Есть высокие горы-Анды. Самый влажный материк. Зима на крайнем юге-это наш июнь. Много тропических лесов. Южная Америка-родина картофеля, томатов, кукурузы, фасоли. Разнообразен и животный мир. Слайд ( попугай Ара, колибри, анаконда, страус нанду
Сообщение ребёнка Слайд (игуана, ягуар, броненосец,)
Муравьед ест муравьёв и термитов, за что и получил своё название. Он когтями (а они у него длиной с карандаш) пробивает крепкую стенку термитника, просовывает в дыру узкую, как труба, морду и высовывает язык. Язык у муравьеда достигает полуметра. Им он слизывает термитов. За день он съедает до 30 тысяч насекомых. А потом сворачивается калачиком в тени, укрывается пышным хвостом и спит.
Антарктида (Слайд 35-37)
Покрыт льдом. Есть небольшие участки суши. Там встречается растительность как мхи и лишайники. Здесь суровый климат. Температура достигает до 60 градусов. На побережье есть животный мир: тюлени, много пингвинов. Омывается Южным океаном. Слайд
Сообщения детей. Слайд (пингвины, чайка, тюлени)
Это крупная птица. Тело обтекаемой формы, поэтому хорошо плавает и ныряет. Питается рыбой, кальмарами. Они не умеют летать, передвигаются неуклюже. Толстый слой жира спасает от лютых морозов. Они могут нырять очень глубоко, выпрыгивая высоко прямо на лёд.
VI. Закрепление нового материала.
1. Работа в группах. Игра «Географический футбол»
Каждая группа формулирует вопрос по прослушанному материалу и задаёт любой другой группе. Если ответ верен, то нет гола, если неверен, то –гол.
Б) Проблемный вопрос.
У: -Подумайте, как изменится природа на материках в результате хозяйственной деятельности человека. Что нужно сделать, чтоб этого не произошло?
2. Создание проекта указа о защите природы нашей планеты.
В качестве домашнего задания учащимся было предложено ответить на вопросы.
Какие объекты природы вы защитите в первую очередь? Что для этого нужно сделать?
Какое количество средств вы считаете нужно выделить на защиту природы?
Какое наказание понесут те, кто нарушает принятые правила?
1-я группа. Человеку и другим живым существам нужен чистый воздух для дыхания. Но дым из труб заводов и фабрик, отходы промышленных предприятий отравляют воздух, которым дышат все. Что же делать?
Давайте издадим указ о защите воздуха.
2-я группа. Вы знаете, что леса – лёгкие нашей планеты. А земля – наша кормилица. Но люди наносят вред почве – вырубают леса, неправильно вспахивают почву, нарушая жизнь животным в почве. Вырубка леса может привести к изменению климата, нехватке продовольствия. Указ о лесе.
3-я группа. Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. От этого гибнут птицы, нарушается газообмен. Известно, что 80 % загрязнения океана – результат деятельности человека на суше. Особенно тяжёлая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного океана. Какие меры предпринять по охране океанов?
VII. Подведение итогов
По окончанию работы каждой группы результаты вывешиваются на доску. Выбранные ученики объясняют свои решения.
1. Рассмотрите нашу планету. Что вы о ней можете сказать? Почему мы считаем нашу планету нашим домом?
2. Вы знаете, что “экология” в переводе с греческого языка означает “изучение дома”.Оцените возможности своего собственного участия в решении экологических проблем. Какие ваши действия могли бы помочь сохранению живого на планете?
3. Мы с вами создали свод указов по сохранению природы нашей планеты. Наша конституция даёт нам право на благоприятную окружающую среду и одновременно требует от каждого не наносить вред природе. Исчезающие растения и животные записаны в Красной книге. Какие международные организации участвуют в борьбе за сохранение жизни на нашей планете?
Вернемся к девизу нашего урока и, опираясь на слова, дайте ответы.
Узнал
Удивился
Задумался
Запомнил
Повторил
Научился
Каждая группа вывешивает флажки на корабль.
Урок заканчивается стихотворением Е. Шкловской
Смотрю на глобус– шар земной. И вдруг вздохнул он, как живой. И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”. В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек. В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”. Грустит глубокая река, свои, теряя берега. И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”. Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной. И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.










13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 315