Конспект индивидуального логопедического занятия на тему Дифференциация лабиализованных гласных (1 класс, ОНР)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24»
Муниципальное образование «Мирнинский район»
Республика Саха (Якутия)

болотова Эржен дашицыреновна
Учитель-логопед
* * *
Индивидуальное логопедическое занятие
«Дифференциация лабиализованных
звуков» для учащегося 1 класса

Пояснительная записка

Индивидуальное занятие разработано для учащегося 1 класса П. Вадима, билингва, имеющего речевое заключение: ОНР III уровня, стертая форма дизартрии. В звукопроизношении нарушено несколько характерных для стертых форм дизартрии групп звуков (смягчение, шипящий сигматизм, ротацизм, ламбдацизм). Вадим испытывает трудности в освоении русского языка, связанные со смешением двух фонетических систем и лексики. Выражается это в нечетком произношении, в недоговаривании окончаний, неправомерном редуцировании слогов, неправильном ударении, общей «смазанности» устной речи. Он упрощает слова, избегает произнесения структурно сложных конструкций, не использует предлоги. Его речевая коммуникация осуществляется по принципу «Одна ситуация - один язык». Дома с ним говорят на якутском языке, а в школе, на улице – на русском. Часто дети-билингвы, которые вне школы общаются на родном языке, имеют проблемы стойкой неуспеваемости по русскому языку.
В данное время у Вадима автоматизируется звук [С], ведется подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [Р], отрабатывается и формируется моторный компонент речи и серийная организация артикуляционных движений. Параллельно ведется работа по развитию фонематического слуха как неотъемлемого компонента работы по введению звуков в речь и профилактики дисграфии и дислексии
При разработке конспекта занятия учитывались затруднения в выделении заданных звуков, определении их числа и последовательности в слове. В занятие включены коррекционно-развивающие задания, направленные на ликвидацию недостаточности и неполноценности лексических средств: неумение улавливать изменения значений, приобретаемых словами при соединении их с аффиксами, неточное употребление слов, обозначающих родовые и видовые понятия. Проводится работа по расширению семантического поля слов-действий, повторению слов-предметов по признаку живые-неживые.
Основная коррекционно-развивающая цель занятия: формировать умение слышать, чётко произносить и различать лабиализованные гласные звуки и буквы О-У, выделять их из слогов и слов, осуществлять звуко-буквенный анализ. Пропедевтическая направленность занятия заключается в предупреждении дисграфических ошибок, выражающихся в пропуске гласных букв, в последующей работе по пониманию слогообразующей роли гласных, в создании функционального базиса орфографических знаний, умений и навыков.
На занятии использовались знаково-символические средства, способствующие развитию ассоциативного мышления, закреплению обозначения гласных О-У через форму и цвет. Во время игр на развитие слуховой памяти, произвольного выборочного запоминания и на всех остальных этапах занятия учитывались индивидуальные психологические особенности ребенка: заторможенность, замедленная переключаемость, снижение работоспособности на фоне быстрой утомляемости. Произвольное внимание активизировалось посредством смены деятельности.


Технологическая карта

Предмет: Индивидуальное логопедическое занятие
Класс: 1-а
ФИО учителя-логопеда: Болотова Эржен Дашицыреновна
Наименование образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» Муниципального образования «Мирнинский район» Республика Саха (Якутия), г.Удачный
Место занятия в системе занятий по данной теме: модуль «Гласные звуки I ряда» в системе занятий по предупреждению дисграфии на почве языкового анализа и синтеза и аграмматической дисграфии. Проведены занятия «Звук и буква О», «Звук и буква У».
Триединая дидактическая цель занятия:
Контроль и программирование речевой деятельности, сопряженные с формированием произвольной психической деятельности
коррекционно-образовательная:
– закреплять и уточнять понятие гласный звук;
- обучать навыкам дифференциации гласных У-О устно и на письме;
коррекционно-развивающая:
- закрепить артикуляционно-акустические образы гласных О-У
- вырабатывать умение выделять и сравнивать лабиализованные гласные У-О на уровне звука, слога и слова на основе развития механизмов звуко-зрительного и слухо-произносительного анализа;
- создавать условия для усвоения способов закрепления дифференциации гласных фонем У-О путем выработки навыков фонематического и артикуляционно-кинестетического самоконтроля при их произношении и обозначении на письме;
- развивать фонематическое представление, звукобуквенный анализ и синтез через отработку конкретных навыков фонематического разбора слогов, слов с гласными У и О;
- соотнесение выделенных из слова фонем У-О со зрительными образами букв (графемами), которые должны быть отдифференцированы друг от друга;
- способствовать развитию осознанных и автоматизированных общеучебных навыков, пониманию грамматической закономерности, лежащей в основе усвоения содержательной и операциональной стороны навыков написания гласных У и О в словах;
- развивать ассоциативное мышление, ориентировку в пространстве, зрительно-пространственное восприятие и зрительную память;
- коррекционно-воспитательная:
- развивать патриотическое чувство по отношению к русскому языку, любви и интереса к нему.
- обучать слушать педагога;
- развивать личностные качества
Планируемые результаты урока (в соответствии с ФГОС):
Предметный – использовать способы фонематического и артикуляционно-кинестетического контроля для правильного произношения и различения гласных О-У в спонтанном речевом потоке и обозначения их при написании.
Метапредметный результат - формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД: смыслообразование - обращать внимание на особенности устных высказываний логопеда и учащегося (интонацию, темп, тон речи, выбор слов); формировать интерес к навыкам самоконтроля при произношении и письме гласных О-У; осуществлять анализ объекта с выделением существенных признаков.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя-логопеда; формировать умение принимать учебную задачу, работать по предложенному учителем-логопедом плану; учиться высказывать своё предположение; осуществлять первоначальный контроль в различных видах познавательной деятельности; оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя-логопеда, в сотрудничестве с учителем-логопедом находить варианты решения учебной задачи.
Познавательные УУД: формировать умение ориентироваться в информационном материале, умение осуществлять знаково-символические действия под руководством учителя-логопеда, самостоятельно использовать графические символы звуков; вооружать способами действия и средствами слухо-произносительного контроля; умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов различения гласных звуков О-У для правильного обозначения их при написании.
Коммуникативные УУД: воспринимать различные точки зрения, воспринимать мнение учителя-педагога, пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему, ключевые слова; использовать простые речевые средства для передачи своих знаний и своего мнения, выражать свою точку зрения во время работы.


Этапы занятия
Цель/задачи этапа
Плани
руемое
время
Деятельность и слова учителя-логопеда
Планируемая деятельность ученика
Запланированный результат
этапа

1.Мотивация
Организационная часть

Мотивировать ученика на результат и на самоопределение к деятельности
Кинезиологи
ческое упражнение








Развивать артикуляционную моторику.
Отрабатывать серийную организацию артикуляционных движений для постановки звука [р])
3 мин.
Формирование позитивного эмоционального климата на уроке, на личностное развитие ребенка
Включение в деловой ритм.
- Здравствуй, Вадим, мы рады тебя видеть. Почему я говорю мы, потому что сегодня у нас гости, поздоровайся с ними.
- Вымой руки, вытри полотенцем.
- Чтобы настроиться на занятие, тебе нужно выпить немножко воды.
- Пей неторопливо, маленькими глотками.
Эмоционально настраивается на учебное сотрудничество



Активизация мыслительной деятельности

Готовится к применению учебной цели и задачи.



Выполняет артикуляционные упражнения перед зеркалом

Регулятивные УУД: целеполагание
Коммуникативные: интеракция и кооперация (уметь соблюдать нормы речевого этикета, участвовать в диалоге)

Личностные:
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу









- Скажи, пожалуйста, какой звук ты учишься правильно произносить на логопедических занятиях? (звук [С]).
- Сегодня мы будем учиться красиво выговаривать и другие звуки, а какие ты догадаешься сам.
- Сначала мы выполним упражнения для язычка и губ.
- губки проснулись, улыбнулись; 1,2,3,4,5.
- к чаю потянулись; 1,2,3,4,5.
- блинов захотели; 1,2,3,4,5.
- ам, и съели;
- а блины с вареньем, оближем губки; 1,2,3,4,5.
- теперь покатаемся на лошадках. Поцокали. 1,2,3,4,5.
- А в лесу комарики, звеним как комарики.
- приготовь пальчик, сейчас мы поднимем язычок и продолжаем звенеть.
- молодец, у тебя все хорошо получается. И язычок, и пальчик хорошо поработали.



2.Постановка учебных задач




















Формулиро
вание темы занятия.

Создание проблемной ситуации.




















Фиксация новой учебной задачи
2 мин.
Сегодня у нас будет путешествие на паровозе. Вот он подает сигнал. Ты знаешь, как подает сигнал паровоз? ( У-У-У!). (Слайд 1)
- Вот он едет издалека, слышно как сначала тихо, а потом все громче и громче он гудит. Послушай: У-У-У-У
- Покажи теперь ты.
- Мы приехали на станцию «Птичий двор». Станция – это остановка паровоза.
- Кто это нас встречает? (игрушки утка и утята) (Слайд 2)
- Ты знаешь, как называется эта игрушка?
- Она умеет плавать?
- Как называют детенышей утки? УТЯТА
- А вот как они выглядят на самом деле.
(Слайды 3,4)
- Послушай, на какой звук начинается слово утка?
- А слово утята?
- А вот у нас картинка «На птичьем дворе»,
покажи, где здесь утки, а где утята?
- А кто кормит уток и других птиц?
- Эту девочку зовут Оля. Это Оля кормит уток.
- Как зовут девочку?
- А на какой звук начинается имя девочки Оли?
- Как ты думаешь, случайно здесь оказались игрушки утка, утята и девочка Оля?
- Ты догадался о каких звуках мы будем говорить?








Строит понятные для собеседников высказывания















Формулирует, уточняет тему урока
Фиксирует проблему
Регулятивные:
целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися.


Коммуникативные:
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание




Познавательные УУД:
общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели

3.Совместное исследование проблемы

Актуализация знаний


Поиск решения учебной задачи

Характеристика звука по артикуляторным и акустическим признакам

Закрепить ассоциацию на обозначение звуков символами


2 мин.
Продолжим наше путешествие, поехали дальше на паровозе.
Мы на станции, которая называется «Звуки О и У»
- Посмотри на свои губы в зеркало. Что происходит с губами при произнесении звука [О]? Помнишь на какую фигуру похожи губы? (на овал).
- А когда произносим звук [У], губы на что похожи? (на маленький кружок).
- Что с ними происходит? (они вытягиваются).
- Поётся или не поется звук, когда мы произносим звуки [О] и [У]?
- Мешает ли препятствие во рту произношению этих звуков?
- Значит эти два звука какие? (гласные)
- Каким цветом обозначаем гласные? (красным)
- найди символ звука [У], [О] на экране. (Слайд 5. Символы гласных звуков).
- А теперь найди, кто из детей показывает звук [У].
- Попробуй, скажи также.
(Слайд 6. Изображения детей с артикуляцией звуков)
- Отгадай, кто произносит звук [О]?
- А теперь ты произнеси.
Осуществляют самоконтроль
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Анализируют, аргументируют свою точку зрения

Исследуют условия учебной задачи.
обсуждают предметные способы решения;
Оральный и акустический контроль;

Использует сенсорно-графические обозначения гласных звуков
[О]-[У]
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления существенных признаков;
- общеучебные:
- умение
преобразовывать чувственные формы в знаково-символические модели и наоборот знаково-символические характеристики преобразовы
вать в существенные характеристики объектов –гласные У и О;


4. Динамическая пауза

2 мин.
- Вспомни, какие динамические паузы мы проводили. А какая больше всего тебе нравится? Вместе произносим и шагаем:
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
- шагает на месте
- машет руками над головой;
- шагает на месте
- машет руками над головой;
(два раза с убыстрением)
Развивать общую моторику и координацию движений, умение двигаться в такт четверо
стишия


Автоматизация звука [с] в словах с гласными
У и О

А сейчас на столе, как на пианино, поиграем пальчиками, только будем при этом произносить чистоговорки.
Со-со-со – у Сони колесо
Су-су-су – мы видели осу
Ос-ос-ос – на поляне много ос.

Развивать мелкую моторику, умение двигать пальцами в такт
чистоговоркам

5. Переход к этапу решения частных задач.


Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия
Соотношение
звука с буквой.

1 мин.
- Теперь мы приехали на станцию «Буквы У и О». Мы уже знаем, как пишутся буквы, обозначающие звуки [О]-[У]. Напиши на доске буквы У, О.
(Слайд 7)
- Сосчитай глазами, сколько букв У в первом ряду;
- во втором ряду;
- в третьем ряду.
А теперь посчитайте, сколько букв О в первом ряду;
- во втором ряду;
- в третьем ряду.
Осуществляют работу по выполнению отдельных операций



Осуществляет самоконтроль
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция

Актуализация зрительных образов буквы;
Развитие зрительного внимания


6. Применение общего способа действия для решения частных задач
Коррекция отработки способа действия

Автоматизация звука [с],
звуковой анализ и синтез
слогов и слов
с гласными О, У

4 мин.





Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.
Создание проблемной ситуации.
- Сейчас ты сам будешь составлять слоги и слова. (Касса букв).
- Найди среди других буквы занятия.
Составим слог ОС. Какая первая буква? Найди её.
- Под какой буквой красную фишку положим?
- Прочитай, что получилось.
- А под буквой С, какого цвета фишку нужно положить?
- А как сделать так, чтобы из слога ОС получилось СО? Прочитай.
- А какую букву добавим, чтобы из слога СО получилось СОК?
- под какой буквой красную фишку положим?
- рядом со словом СОК составь слог УС. Прочитай.
- А как сделать так, чтобы из слога УС получилось СУ? Прочитай.
- Теперь из слога СУ нужно получить слово СУП.
- Какой звук слышишь на конце слова СУП, найди букву П.
- Под какой буквой красную фишку положим? (У)
(Слайд 8)
- Аккуратно отодвинь кассу. Спиши в тетрадь.
- Сначала запиши число в тетради там, где я поставила точку в центре листа.
- Найди вторую точку. Начинай записывать слоги и слова.
- красным карандашом поставь точку под гласными.
Организация деятельности в процессе перевода слухового восприятия в визуальное на основе формирования устойчивых визуально-кинестетических и визуально-аудиальных связей

Отработка операций, в которых допущены ошибки
Строят рассуждения, понятные для собеседника.
Применяет и отрабатывает новый способ в целом.
Осуществляет пошаговый контроль
Осознанно строит речевые высказывания, рефлексия своих действий
Познавательные:
Логические универсальные действия:
осуществлять синтез – составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих объектов:
умение обозначать гласные звуки О и У буквами в слогах и словах с опорой на звучание и артикуляцию,
из слога получать слово;

Регулятивные:
Планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами


7.Конструиро
вание нового способа действия.


Применение нового способа действия в сенсибилизированных условиях
Построение ориентирован
ной основы нового способа действия.

2 мин.
Организует применение нового способа для выделения понятия
Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции
Мы приехали на станцию «Отгадай-ка».
Утка, удав и гусь загадали слова-действия, которые начинаются со звука [У]. Договори слово:
- Утка плыла-плыла и (уплыла).
- Гусь летел-летел и (улетел);
- Удав полз, полз и (уполз).
- Какие слова-действия загадали нам утка, удав и гусь?
- Где стоит звук [У]?
- Как изменилось значение слов: плыла-уплыла? полз-уполз? летел-улетел?
(Вот утка была-была, мы ее видим, а потом она уплыла, ее не стало видно)
Конструирует новый способ действия
Участвует в обсуждении содержания материала

Принимает и сохраняет учебную цель и задачу.

Осуществляет слоговой анализ и синтез в процессе самоконтроля
Познавательные:
умение определять гласный звук [У] в словах с опорой на слуховое восприятие;
умение отличать семантическое значение слов-действий с приставкой –У.


8.Контроль на этапе окончания учебной темы

Интерактивный контроль
Моделирование деятельностной среды посредством игры для различения гласных У и О в словах


3 мин.
Диагностическая работа (на выходе):
- организация дифференцированной коррекционной работы; - контрольно-оценивающая деятельность
Едем на следующую станцию, она называется «Магазин». Что только не продается в магазине!
Ослик, лодка, дом, утка, петух, улитка, осы, утюг.
- я куплю 4 картинки, а те картинки, что я забыла купить - купишь ты.
- Слушай внимательно, я куплю ослика, лодку, дом, ос.
- А теперь ты покупаешь, то, что осталось. Что ты купишь? Называй.
- Какой звук слышится во всех словах на твоих картинках? (звук [У]).
- А ты услышал, какой общий звук у меня на картинках? (звук [У]).
- А сейчас выбери слова-предметы, которые отвечают на вопрос кто это? (утка, ослик, петух, улитка, осы).
- То есть, они все какие? (живые).
- Сейчас птицы и звери поедут на поезде вместе с нами путешествовать. Только в разных вагонах: в первом вагоне поедут звери и птицы, в названиях которых имеется звук [У], а во втором – звери и птицы, в названиях которых имеется звук [О].
- Кто поедет в 1-ом вагоне?
- Кто во втором?
- Вот поезд уехал, слышно, как громко он прогудел, а потом все тише, тише У-У-У
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат

Самопроверка.
Осуществляет пошаговый контроль по результатам



Умеет использовать речь для регуляции своего действия

Коммуникативные:
умение осуществлять обратную связь (коммуникация как интериоризация)

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные: контроль, оценка, выделение и осознание того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения


9. Рефлексия деятельности
Контроль
1 мин.
- Поезд уехал, спасибо ему, он помогал нам различать звуки.
- А мы приехали на свою станцию, посмотри на слайд. Узнаёшь это место?
- Правильно, это наш город Удачный. На какой звук начинается название нашего города? (Слайд 9)
- А какие звуки мы учились отличать друг от друга на занятии?
- Как считаешь, ты научился отличать звуки и буквы О и У?
- Если думаешь, что не будешь путать О и У, то нарисуй в тетради оранжевый кружок, а если считаешь, что не научился – фиолетовый кружок.

Рефлексия своих действий
Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты, степень их соответствия.
Познавательные: рефлексия.
Личностные: смыслообразование



Список использованной литературы

Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи» -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.- 160с
Гомзяк О.С. «Говорим правильно. I период обучения»: - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007г.-160с.
Ишимова О.А., Бондарчук О.А.«Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов дополнительного образования, родителей»– М.: Просвещение, 2012 -176с. (работаем по новым стандартам).
«Коррекционное обучение детей-билингвов». М://ООО»Коррекционнная педагогика «Школьный логопед» №3(30) 2009г.
«Развитие коммуникативных и речевых умений у детей-билингвов в условиях реализации ФГОС нового поколения», Галлямова А.Х., Хусаинова Г.А., Данилова Е.В., Яруллина С.Н. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
«Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями: коррекционно-развивающие задания, упражнения/ авт-сост. Калабух Т.В., Е.В.Клейменова – Волгоград: Учитель, 2014,-100с.
Цуканова С.П., Л.Л.Бетц «Учим ребёнка говорить и читать» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009г.-160с.










ёsђ Заголовок 1ёsђ Заголовок 2Fђ Заголовок 3ёsђ Заголовок 4Sђ Заголовок 815