Перспективное планирование игр и упражнений для обогащения сенсорного опыта и формирования элементарных математических представлений


Название публикации
Всероссийский конкурс для педагогов ДОУ
"Лучшая методическая разработка"
Тема: «Перспективное планирование игр и упражнений для формирования элементарных математических представлений и обогащения сенсорного опыта у детей младшей группы.»
Чупина Вера Николаевна
Воспитатель
МДОУ детский сад №8 «Орлёнок»
г. Касли

воспитатель Чупина В.Н.
Перспективное планирование игр и упражнений для обогащения сенсорного опыта и формирования элементарных математических представлений
Не нарушая положения ФГОС ДО и используя доступные методы педагогической диагностики. Мы смогли увидеть необходимость проведение математических дидактических игр в образовательном процессе в группе детей младшего возраста. После отбора необходимого содержания из дошкольных методик составили перспективный план игр и упражнений с детьми.
Содержанием данного плана стали дидактические игры, которые мы использовали как в непрерывно-образовательной деятельности, так и в совместной с детьми деятельности свободное от НОД время. В плане отображается единство воспитательных и образовательных задач развития детей. План составлен на учебный год и расписан по месяцам, а его содержание соответствует календарно тематическому планированию, возрасту детей младшей группы
Таблица - Перспективное планирование дидактических игр и упражнений по формирование элементарных математических представлений для детей младшей группы.
Месяц Неделя Тема Задача Дидактическая игра
Сентябрь 1 «До свидания, лето» Раскладывать однородные предметы на две группы по цвету.
Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и величины фигур. Подбери такой же цвет.
Спрячь куб (шар)
2 «Мой дом» Соотносить и выбирать предметы двух заданных форм из четырёх.
Закреплять представления об отношениях по форме, учить располагать в порядке убывания. Закрой окошки
Собери пирамидку.
3 «Урожай» Формировать представление о понятиях «один» и «много»
Соотносить предметы двух заданных свойств (форма и величина) Сбор яблок.
Разложи по местам
4 «Краски осени» Научить детей умению подбирать предметы по одному или нескольким признакам,
пониманию выражения «такой - же»)
соотносить предметы по цвету Найди такой же формы и цвета
листок
домино
Октябрь 1 «Животный мир» (+птицы, насекомые) Помочь детям усвоить понятия «один – много»
Научить показывать группы животных «Один и много «Кто к нам пришел?»
2 «Я – человек» Учить понимать временные ориентировки (части суток).
Помочь усвоить понятие круг. Научить обследовать форму осязательно-двигательным путём. Когда это бывает, день-ночь (части суток)
Найди что ни будь круглое
3 «Народная культура и традиции» научить детей устанавливать отношение предметов по величине (высоте и длине),
освоить приёмы обследования формы осязательно-двигательным и зрительным путём. Матрёшки (высота), гуляют по дорожкам (соответствующей длины)
Чудесный мешочек (предметы разной формы)
4 «Наш быт» Закрепить количественные представления (один и много), выделять отдельные предметы из группы (один) и составлять группу из отдельных предметов (много), использовать слова много, один, по одной, ни одной.
Сформировать представления о сравнении предметов по длине путём приложения.
Обогатить временные ориентировки. Чаепитие (чайник и чашки)
Сравним шарфики.
Приметы осени
Ноябрь 1 «Дружба» Научить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный-короткий, длиннее-короче.
Научить строить башенки высокие и низкие или одинаковые по высоте. Поможем зайчику выбрать короткую дорогу домой.
Строим рядом, строим вместе.
2 «Транспорт» Сформировать представление о понятиях один и много.
Научить детей выполнять словесные инструкции. (пространственные отношения предметов в групповой комнате)
Развивать зрительную память.
Формировать слуховое внимание. Что привез Мишутка?
Поезд
Едут машины.
Далеко – близко».
3 «Здоровей-ка» Сформировать представления о сравнении(соизмерении) предметов по длине путём приложения и наложения.
Закрепить количественные представления (один и много). Шарфики (длинный, короткий)
Разложи шарфики по порядку (длинный- их два, короткий и самый короткий)
Витамины для ребят.
4 «Кто как готовится к зиме» Закрепить количественные представления.
Развивать представления о параметрах величины (ширина), (узкий, широкая, уже, чем…, шире, чем…)
Освоить приёмы обследования формы осязательно-двигательным и зрительным путём. Знаешь сколько отвечай.
Путешествие на лесную поляну.
Чудесный мешочек.
Декабрь 1 «Здравствуй, зимушка-зима!» Закрепить количественные представления.
Обогатить представления о величине (ширина) и геометрических фигурах. Прилетели снежинки.
Разложи коврики по порядку. (по три коврика на каждого ребёнка, разноцветные, одинаковой длины, разной ширины).
Геометрическое лото (круг, квадрат, треугольник)
2 «Город мастеров» Развить количественные представления.
Обогатить представления о величине. Куклы пришли в гости (стол, стулья, посуда, угощения, поровну, одинаково, столько же, сколько).
Снеговики по порядку становитесь.
Что, где находиться.
3 «Новогодний калейдоскоп» Закрепить количественные представления.
Обогатить сенсорный опыт и представления о геометрических фигурах.
Обогатить временные ориентировки. Орешки для белочек.
Подушечка
Какая фигура спряталась.
Приметы зимы.
4 «Новогодний калейдоскоп» Совершенствовать количественные представления.
Обогатить представления о геометрических фигурах.
Обогатить временные ориентировки. Звёздочки (на верхушку) для ёлочек
дед мороз с подарками.
Геометрическое лото).
Когда это бывает (части суток).
Январь
1 Рождественские каникулы Закрепление пройденного материала Игры
2 3 «В гостях у сказки» Совершенствовать количественные представления и пространственные ориентировки.
Обогатить сенсорный опыт. Новогодние игрушки для ёлочки.
Где что находиться (с одной стороны их предмет находиться, а с другой стороны…)
Что в мешке у деда мороза.
4 «Этикет» Совершенствовать количественные представления, научить сравнивать предметы по величине (высота, ширина, длина, толщина).
Обогатить сенсорный опыт. В гостях у трёх медведей
Угощения и подарки (фрукты и игрушки)
Февраль 1 «Моя семья» Закрепить представления геометрических фигурах.
Совершенствовать количественные представления и пространственные ориентировки. У мамы на кухне.
Поможем маме накрыть стол к обеду.
Что вокруг меня.
2 «Азбука безопасности» Закрепить представления о геометрических фигурах и величине.
Совершенствовать временные ориентировки. Что увидим на дороге. (разные машины, светофор)
Автомобили.
Приметы зимы.
3 «Наши защитники» Совершенствовать количественные представления и временные ориентировки.
.
. Обогатить сенсорный опыт. Собираем игрушки на парад.
Когда это бывает. (времена года.)
Собери фрукты по цвету.
4 «Маленькие исследователи» Совершенствовать представления о геометрических фигурах.
Совершенствовать количественные представления.
Совершенствовать пространственные ориентировки. (относительно стрекозы) Проводи фигуры в их домики. (форма не зависит от цвета и размера)
Всем ли куклам хватит подарков. (расчёски, ленточки, ракушки, фонарики.)
Путешествие стрекозы по лесу. (вверх, вниз, далеко, близко, рядом, с одной стороны и с другой)
Март 1 «Женский день» Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Совершенствовать представления о геометрических фигурах и величине.
Совершенствовать временные ориентировки Соберём бусы.
Какая фигура спряталась. (по пять геометрических фигур разного цвета размера, треугольник, квадрат и круг для каждого ребёнка)
День-ночь (символы)
2 «Миром правит доброта» Совершенствовать количественные и геометрические представления.
Обогатить временные ориентировки. Одежда куклам.
Геометрическое домино.
Назови пропущенное слово.
3 «Быть здоровыми хотим» Совершенствовать пространственные ориентировки.
Совершенствовать представления о величине.
Научить составлять предмет из частей. Подвесные шары.
Закрой двери в домиках
Разрезные картинки по теме спорт.
4 «Весна шагает по планете» Обогатить временные ориентировки.
Совершенствовать представления о геометрических фигурах.
Обогащать количественные представления Приметы весны
Найди пару.
Кто найдёт цветок для мотылька.
Апрель 1 «Цирк» Совершенствовать пространственные ориентировки. Где звенит колокольчик.
2 «Встречаем птиц» Устанавливать равенство-неравенство между двумя группами предметов.
Совершенствовать количественные представления. Птички.
Воробушки и автомобиль.
3 «Космос», «Приведем в порядок планету» сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». Украсим коврик
Ракета
4 «Волшебница вода» Закрепить понятие один-много, равенства-неравенства между двумя группами предметов.
(Вязаные рыбки)
Различать основные цвета.
Закрепить понятие о величине (большой-маленький). Рыбки и рыбак.
Рыбки ходят в гости, рыбки потерялись.
Мамы и малыши.
Май 1 «Праздник весны и труда» Закреплять название геометрических фигур, умение находить предмет нужной формы в окружающей обстановке. Найди предмет.
Флажки.
Узнай форму
2 «День победы» Закрепление понятий один-много.
Совершенствовать количественные представления, сравнивать предметы по величине (ширина, длина) Самолёты.
Салют.
Флаг России.
3 «Мир природы» Закреплять представления о шести цветах, закреплять названия цветов спектра. Разложи фигуры по цвету
4 «Вот мы какие стали большие» Сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково». Жучки на листиках»
«Бабочки и цветы