Особенности организации и проведения эвакуации при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

Тема: Особенности организации и проведения эвакуации при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Введение

Эвакуация, как способ защиты населения, используется давно, особенно больших масштабов она достигла в годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 г. ЦК ВКП (б) и СНК СССР определили порядок вывоза и размещения людских контингентов и наиболее ценного имущества. В сентябре при Совете по эвакуации было создано Управление по эвакуации населения, аппарат которого в центре и на местах на 1 января 1942 г. насчитывал 2757 человек. Наряду с Советом по эвакуации в октябре декабре 1941 г. действовал также Комитет по эвакуации под председательством А.И. Микояна. Комитет руководил эвакуацией оборудования, запасов сырья и продовольствия. Размещение эвакуированных предприятий и организаций проводилось совместно с органами власти и управления на местах. За июль декабрь 1941 г. только из Ленинграда было эвакуировано 539 400 человек; из Украины, Белоруссии, России и других республик на восток за Урал перемещены 2 693 предприятия, из прифронтовых районов вывезено 2,4 млн. голов крупного рогатого скота, более 5 млн. голов коз и овец, 1 млн. лошадей и свиней. Из Ленинграда было вывезено 3 700 вагонов оборудования и культурных ценностей. Организационно эвакуация проходила достаточно четко и по своему стратегическому значению приравнивалась выигрышу крупной битвы. Наряду с Советом и Комитетом по эвакуации 22 июня 1942 г. постановлением ГКО была создана Комиссия по эвакуации во главе с Н.М. Шверником. В ее состав вошли Микоян, Косыгин, М.З. Сабуров, Б.Н. Арутюнов и П.А. Ермолин. Комиссия действовала по осень 1942 г. За время работы комиссии под ее руководством было эвакуировано около 8 млн. человек, более 150 крупных предприятий, значительные запасы продовольствия.
Но это было тогда, А как сегодня? Не потеряла ли эвакуация своего значения?
Крупномасштабные мероприятия по эвакуации населения проводились и в послевоенные годы:
- при ликвидации последствий радиационной аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г.;
- при землетрясениях в г.Спитак в 1988 г., г.Нефтегорск в 1995 г.
Накопленный опыт проведения эвакомероприятий позволяет сформулировать и обосновать основные требования к их планированию, организации и проведению при угрозе и возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Нормативные правовые документы по организации и проведению эвакуации в мирное время.

Основные задачи по планированию и проведению эвакуационных мероприятий изложены в следующих нормативно правовых актах:
Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»
Статья 1. Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Статья 2. Основными задачами в области гражданской обороны являются:
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы
Статья 9. п.1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации».
9. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, являются:
- организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;
- подготовка районов размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
- создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».
Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий органами местного самоуправления и руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей соответствующих органов местного самоуправления и организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны.
16. Организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:
По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
- организация планирования, подготовки и проведения эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы организаций, прекращающих в военное время производственную деятельность в городах и населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в населенных пунктах, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктах, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-х часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих в военное время производственную деятельность в указанных населенных пунктах;
- подготовка районов размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
- разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в загородной зоне, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);
- создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Статья 11. Органы государственной власти субъектов РФ:
в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение
ГОСТ Р 22.3.03-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения.
3.1. Для защиты жизни и здоровья населения в ЧС следует применять следующие основные мероприятия гражданской обороны, являющиеся составной частью мероприятий РСЧС:

- эвакуацию населения из зон ЧС.
3.3. Эвакуация населения из зон ЧС
Эвакуацию следует проводить в случае угрозы возникновения или появления реальной опасности формирования в этих зонах под влиянием разрушительных и вредоносных сил природы, техногенных факторов и применения современного оружия критических условий для безопасного нахождения людей, а также при невозможности удовлетворить в отношении жителей пострадавших территорий минимально необходимые требования и нормативы жизнеобеспечения.
Эвакуацию следует осуществлять путем организованного вывода и (или) вывоза населения в близлежащие безопасные места, заранее подготовленные по планам экономического и социального развития соответствующих регионов, городов и населенных пунктов и оборудованные в соответствии с требованиями и нормативами временного размещения, обеспечения жизни и быта людей.
Постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 28.12.2007 № 74-пг «Об эвакуационной комиссии Правительства Санкт-Петербурга»
Эвакуационная комиссия Правительства Санкт-Петербурга создана в целях организации планирования и руководства проведением эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы в условиях военного времени, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера регионального масштаба в мирное время.
Комиссия руководствуется в своей деятельности 13 LINK 14Конституцией15 Российской Федерации, законодательными и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, а также Положением об эвакуационной комиссии Правительства Санкт-Петербурга.
Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и организациями в сфере их полномочий по вопросам планирования, подготовки и проведения эвакуации населения Санкт-Петербурга, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Проведение эвакуации
2.1.Эвакуация населения в мирное время - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) районах (местах).
Эвакуация в мирное время может проводиться в целях вывода населения из зон:
- возможного катастрофического затопления,
- химического заражения местности и воздуха в результате аварии на химически опасном объекте, 
- радиоактивного заражения в результате аварии на радиационно опасном объекте,
- возможного задымления в результате лесных пожаров,
- наводнений, угрожающих жизни людей, и др.
Решение на эвакуацию может принять руководитель объекта или (и) органы власти любого уровня. Они же несут полную ответственность за организацию и проведение мероприятий по эвакуации.
Важную роль в организации эвакуации отводится комиссиям по ЧС и ПБ различного уровня. Комиссии по ЧС и ПБ, обладая особыми полномочиями, обеспечивают оперативное решение всех вопросов эвакуации. На практике эвакуация в чистом виде бывает редко. Она, как правило, сочетается с другими  мероприятиями, в реализации которых участвуют и другие структуры РСЧС.
Эвакуационные комиссии выполняют функции планирования и организации эвакуации различных категорий граждан. Из-за ограниченного времени эвакуационные органы полностью не разворачиваются. В ряде случаев для эвакуации транспорт будет подаваться прямо к жилым домам, административным зданиям и с помощью органов внутренних дел; эвакуация может даже носить принудительный характер.
Как правило, эвакуационные комиссии планируют эвакуационные мероприятия заранее, так как некоторые ЧС достаточно точно прогнозируемы. Обычно известны потенциально опасные объекты, степень их опасности, роза ветров, особенности местности и другие исходные данные. Это позволяет заранее информировать службы, организации и объекты района, города об их участии в обеспечении проведения эвакуационных мероприятий.
Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомероприятий.
2.2. Особенности эвакуация населения в мирное время:
- носит, как правило, кратковременный характер, но не исключается и эвакуация на многие десятки лет, как это имеет место после аварии на ЧАЭС;
- собирательный эвакопункт, как правило, не создаются. При необходимости их роль исполняют оперативные группы, сформированные из состава ОЭК;
- эвакорайоны и маршруты движения заблаговременно неизвестны;
- большое внимание уделяется подготовке населения к эвакуации, обеспечению безопасности людей и объектов, жилых домов при эвакуации;
- транспорт для эвакуации подаётся по месту проживания или работы;
- эвакуация из зон заражения обычно производится по «двухплечевой системе». Первое « плечо» - от огня до внешней границы заражения (транспортом, который подаётся к подъездам домов, производств и защитных сооружений). Второе « плечо» - от внешней границы заражения к месту назначения («чистым» транспортом);
- оповещение населения производится на всю глубину зоны радиоактивного или химического заражения. При этом в первую очередь оповещается население районов, которые непосредственно примыкают к месту аварии.
Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации население будет вывезено (выведено) за границы зоны действия поражающих факторов источника ЧС в безопасные районы.
Вот как происходила эвакуация людей в апреле 1986 года при аварии на Чернобыльской АЭС. Целую ночь готовились списки, составлялись расчеты. К утру 27 апреля в районе Чернобыля было сосредоточено более 1200 автобусов и 200 бортовых автомобилей, а па ближайшей железнодорожной станции Янов стояли в ожидании два дизельных поезда на 1500 мест. Для организованного проведения эвакуации весь город был разбит на 5 секторов, за каждым из кото?ыc закрепили эвакогруппу во главе с ответственным сотрудником милиции, Руководили эвакуацией работники горисполкома и штаба ГО. В 13.10 по местному радио было
·
·редано сообщение Припятьского горисполкома о том, что эвакуация населения начинается. К этому времени работники милиции уже обошли дома, квартиры, разъясняя людям порядок посадки в автобусы. С
·ециальный дис
·етчерский пункт при въезде в город регулировал подачу автобусов к домам. В 13.50 жители вышли из подъездов, а в 14.00 начался организованный вывоз их из города. Он продолжался до 16.30. Колонна машин растянулась почти на 20 километров. Всего в тот день было эвакуировано 44 тысячи 460 человек. Позже была осуществлена эвакуация людей из населенных пунктов, расположенных в десяти и тридцатикилометровой зонах, подвергшихся значительному радиоактивному заражению. Всего за короткий срок было вывезено свыше 91 тысячи человек.

2.3.Проведение эвакуации при ЧС природного и техногенного характера.
Из районов, пострадавших в результате землетрясения, проводится эвакуация населения по производственно-территориальному принципу. Она может носить местный либо региональный характер. Решение на проведение эвакуации принимается главой администрации субъекта РФ.
Эвакуация осуществляется в один этап, как правило, с развертыванием СЭП в пострадавших районах. В качестве СЭП, а также мест временного размещения подлежащего эвакуации населения, используются городские площадки, стадионы и другие безопасные в случае повторных толчков места. При этом потерявшее кров население может быть временно размещено в палатках, юртах, вагонах-домиках, сборных домиках, железнодорожных вагонах, судах водного транспорта.
Сроки проведения эвакомероприятий по вывозу (выводу) населения из зоны ЧС определяются дорожно-транспортными возможностями. Эвакуация из зон крупномасштабных землетрясений осуществляется, как правило, после восстановления транспортных систем. В период пребывания людей в зоне ЧС организуется их первоочередное жизнеобеспечение.
Эвакуация населения в случае аварии на радиационно опасных объектах, как правило, производится по территориальному принципу, за исключением отдельных объектов (интернаты, детские дома, медицинские учреждения психоневрологического профиля и т.п.), эвакуация которых предусматривается по производственному принципу.
Эвакуация населения производится в два этапа:
- на первом этапе эваконаселение доставляется от мест посадки на транспорт до ППЭ, расположенного на границе зоны возможного радиоактивного загрязнения;
- на втором этапе эваконаселение выводится с ППЭ в спланированные места временного размещения;
ППЭ создаются на внешней границе зоны возможного опасного радиоактивного загрязнения и должны обеспечивать: учет, регистрацию, дозиметрический контроль, санитарную обработку, медицинскую помощь и отправку эвакоконтингента к местам временного размещения.
В случае аварии на химически опасном объекте (ХОО) проводится экстренный вывоз (вывод) населения, попадающего в зону заражения, за границы распространения облака аварийно-химического опасного вещества (АХОВ). Население, проживающее в непосредственной близости от ХОО, ввиду быстрого распространения облака АХОВ, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрываются в жилых (производственных и служебных) зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещений и с использованием средств индивидуальной защиты органов  дыхания  (СИЗ  ОД) на верхних или нижних этажах (в зависимости от характера распространения АХОВ). Возможный экстренный вывод (вывоз) населения планируется заблаговременно по данным предварительного прогноза и производится из тех жилых домов и учреждений (объектов экономики), которые находятся в зоне возможного заражения.
Размещение населения производится в зданиях общественного назначения (гостиницы, дома отдыха, кинотеатры, спортивные сооружения, общежития и т.п.). Порядок оповещения и размещения доводится до всех категорий населения. Регистрация эвакоконтингента производится непосредственно в местах размещения.
Эвакуация населения из зон катастрофического затопления (наводнения) носит локальный или местный характер. При достаточном времени упреждения эвакуация проводится по производственно-территориальному принципу с развертыванием СЭП. При небольшом периоде упреждения эвакуация проводится по территориальному принципу в один или два этапа. Во втором случае эваконаселение вывозится (выводится) на ППЭ на границе зоны катастрофического затопления (наводнения), а затем доставляется в места временного размещения.
При угрозе прорыва гидротехнического сооружения производится экстренная эвакуация из зоны 4-х часового добегания волны прорыва. За пределами зоны 4-х часового добегания волны прорыва эвакуация производится исходя из прогнозируемой или реально сложившейся гидрологической обстановки.
При угрозе катастрофического (природного или техногенного характера) затопления эвакуация населения может проводиться без развертывания СЭП. При этом оперативные группы, сформированные из личного состава СЭП организуют вывоз (вывод) эваконаселения на границу зоны ЧС с последующей отправкой к местам временного размещения.
В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации:
Локальная
эвакуация -
проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эваконаселения составляет от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.

Местная
эвакуация
проводится в том случае, если в зону опасности попадают средние города, отдельные районы крупных и крупнейших городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может составить от нескольких тысяч до сотен тысяч человек. При проведении местной эвакуации вывозимое население размещается, как правило, в безопасных районах пострадавшей и соседних с ней областей.

Региональная
эвакуация
осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одной или нескольких областей с высокой плотностью населения и включающие крупные города. При проведении региональной эвакуации выводимое из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения:
Упреждающая (заблаговременная) эвакуация

проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация

проводится в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Вывоз (вывод) из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия поражающих факторов источника ЧС.

Заключение
Из сказанного выше можно сделать вывод, что тема эвакуации населения является актуальной в настоящий момент, так как этот способ защиты в России, в отличие от зарубежных государств, является основным и, оттого как она будет организована и заблаговременно подготовлена, будет зависеть ее эффективность и снижение материальных и людских потерь.
Накопленный опыт проведения эвакомероприятий, изменения в действующих и вновь принятых нормативных правовых актах позволяют сформулировать и обосновать основные требования к планированию, организации и проведению эвакуационных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Проведение эвакуации потребует слаженной, взаимосвязанной работы многих организаций различной ведомственной принадлежности, участие тысяч (а в военное время миллионов) людей, сотен тысяч единиц разнообразных технических средств. Следует также иметь в виду, что в мирное время проведение эвакомероприятий ведет к нарушению нормальной жизнедеятельности значительных масс населения, нарушению нормального функционирования большого числа объектов экономики,
Решение таких сложных задач невозможно без глубокого теоретического усвоения организационных основ проведения эвакомероприятий, выработки практических навыков по управлению ими.




Литература:

Федеральный закон Российской Федерации от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации».
Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».
ГОСТ Р 22.3.03-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения.
Постановление Губернатора Санкт- Петербурга от 19.06.2012 № 37-пг «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Санкт-Петербурге».
Постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 28.12.2007 № 74-пг «Об эвакуационной комиссии Правительства Санкт-Петербурга».
Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. МЧС-2005 г.
Руководство по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, ВНИИ ГОЧС, 1996 г.
Руководство по организации планирования, обеспечения и проведения эвакуации населения в военное время, ВНИИ ГОЧС, 2008 г.









13PAGE 143115


13PAGE \* MERGEFORMAT14915