Урок по русскому языку 1 класс Правописание гласных в ударных и безударных слогах
Тема: Правописание гласных в ударных и безударных слогах.
Цель урока: начать формировать умение детей обосновывать написание слов с безударными гласными.
Задачи урока:
1.Образовательная.
Наблюдать за гласными звуками и буквами в ударных и безударных слогах. Начать формировать умение обосновывать написание слов с безударными гласными.
2.Развивающая.
Развивать умение подбирать проверочные слова. Обогащать словарный запас учащихся. Развивать у учащихся личностные качества самоконтроля и самооценки. Работать над развитием внимания, фонематического слуха.
3.Воспитывающая.
Воспитывать аккуратность, интерес учащихся к урокам русского языка. Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Планируемые результаты:
Предметные:
- учащиеся научатся выделять гласные звуки; научаться распознавать проверочные и проверяемые слова;
- повышение активности учащихся на уроках;
- улучшение результатов обучения;
Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные:
Регулятивные: осуществлять контроль, коррекцию, самопроверку, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение.
Коммуникативные: контролировать действия партнера, строить монологическое высказывание, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Средства обучения:
- дидактический материал на таблице;
- карточки для групповой работы,
- карточки для работы в паре,
- учебник 1 класc,
- ноутбук, ЖК телевизор, презентация.
Оборудование: компьютер, электронное приложение к учебнику «Русский язык. 1 кл.» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык. 1 кл.» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, рабочая тетрадь В.П. Канакина, два плаката с рисунками букв и словами, презентация.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Методы:
-репродуктивный,
- проблемный,
- частично-поисковый.
Формы:
- фронтальная,
- парная,
- индивидуальная,
- групповая.
Ход урока
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель: мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к УД
Формируемые УУД: коммуникативные: умение сотрудничать с партнёрами по образовательному процессу, личностные: развитие у учащихся мотивационно-ценностного отношения к учению.
Ребята, посмотрите в окно. На улице ярко светит солнышко. Оно согревает своими лучами всех на свете: птиц, зверей, растения. А вас? Сожмите ладошки, представьте, что у каждого из вас спряталось маленькое солнышко. Вы чувствуете тепло? А теперь повернитесь друг к другу лицом и прикоснитесь ладошками. Подарите тепло своему товарищу. Какое у вас стало настроение? И пусть тепло вашей души поможет каждому из вас преодолеть все трудности на уроке. Я уверена, вы обязательно справитесь со всеми заданиями, если будете работать дружно и сообща.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:1. На уроке будь старательным,Будь спокойным и …внимательным.2. Говорите чётко, внятно,Чтобы было всё … понятно.3. Если хочешь отвечать –Надо … руку поднимать. (1-2 минуты)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Формируемые УУД: познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы; систематизация знаний о сове, коммуникативные: умение слушать и слышать одноклассников, высказывание собственных мнений, аргументируя их.
- Ребята, к нам в класс прилетела гостья. Отгадайте кто она, прочитав загадку.
2 слайд Днём спит, ночью летает,Ухает, людей пугает.В темноте горят глаза –Всем мышам она гроза.3 слайд (Сова)
- По каким признакам догадались, что это сова?
- Что вы знаете об этой птице?
-Совы — хищные птицы, очень умные, как правило, живут по одиночке. Они охотятся на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных. Совы — ночные охотники.
- Сова в сказках – мудрая птица. Значит и мы с вами должны показать свои знания и узнать сегодня что- то новое. (2-3 минуты)
III. Выявление места и причины.
Цель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Формируемые УУД: познавательные: закрепление знаний об ударных и безударных слогах; коммуникативные: умение слушать и слышать одноклассников, высказывать и аргументировать собственное мнение.
4 слайд Давайте запишем слово сова. Можем ли мы сразу написать это слово? Почему? Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово сова? (подобрать проверочное слово).
- Запишите проверочное слово. Поставьте ударение. Какая гласная пишется под ударением. Значит в слове с.ва какую гласную мы напишем без ударения? 5 слайд
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план).
Цель: построение проекта выхода из затруднения.
Формируемые УУД: регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу, определяют тему урока; коммуникативные: учатся слушать и слышать одноклассников, высказывать собственное мнение.
- Так о чём мы с вами будем говорить на уроке?
Появляется карточка:
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
- Прочитайте хором стихотворение - цель нашего урока.
6 слайд Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
- Почему причиняет много мук?
- Так чем мы сегодня будем на уроке заниматься?
- Значит цель нашего урока…
(открывается вторая половина стихотворения)Какую гласную писать,Будем с вами изучать!
- Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться грамотно писать). (2-3 минуты)
7 слайд Итак, тема нашего урока «Правописание гласных в ударных и безударных слогах».
V. Реализация построенного проекта.
Цель: реализовать построенный проект.
Формируемые УУД: познавательные: общеучебные: выполнение упражнений, пользуясь ранее полученными знаниями; логические: осуществление поиска необходимой информации из собственных знаний, знаний одноклассников, составление алгоритма.
Коммуникативные: умение договариваться с партнёрами по образовательному процессу, высказывание собственного мнения, аргументируя его.
Личностные: понимание значений знаний для человека, проявление интереса к изучаемому предмету, самостоятельности и ответственности.
Регулятивные: контроль и оценивание своей деятельности и деятельности партнёров по образовательному процессу.
- Сова приглашает нас посетить лесную поляну.
8 слайд На тр(о,а)ве сверкают капли р(о,а)сы.
- Обсудите в парах и вставьте пропущенные буквы, подбирая проверочное слово (устно).
Проверка по компьютеру - самооценка( если правильно, на полях поставить +, если ошиблись -.)
- Какие буквы выбрали? Докажите.
(открыть карточку)
ПРОВЕРЯЕМЫЕ
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
Появляется карточка:
ПРОВЕРЯЙ УДАРЕНИЕМ!
Алгоритм:
1.Прочитай слово вслух
2.Поставь ударение
3.Найди безударную гласную
4.Подбери проверочное слово
5.Сделай вывод (5-6 минут)
9 слайд. Физминутка «Паровозик». Поедем в лес!
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5-6 минут)
Цель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.
Формируемые УУД: познавательные: понимание учебной задачи, стремление её выполнить; использование приобретённых знаний при выполнении заданий; регулятивные: осуществление своей деятельности в соответствии с поставленной задачей; осознание уровня и качества усвоения изучаемого материала; коммуникативные: умение договариваться с партнёрами по образовательному процессу, работать в группе, высказывание собственного мнения, аргументируя его.
-Сова хочет нам рассказать, кто и как живёт в лесу. Для этого она нам приготовила необычные предложения. Первое предложение первому варианту, второе второму. - Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.
На работу даю 1 минуту. Теперь первый вариант читает предложение и объясняет
выполненную работу второму.
10 слайд Живёт в л.су л.са.
11 слайд Второй вариант, проверьте по слайду, правильно выполнена работа вашего товарища? Поставьте +, если правильно, - - если неправильно.
Теперь второй вариант читает предложение и объясняет выполненную работу первому.
12 слайд Гр.чата пищат в гн.зде.
13 слайд Первый вариант, проверьте по слайду, правильно выполнена работа вашего соседа? Поставьте +, если правильно, - - если неправильно.
- Так как проверить безударный гласный?
14 слайд Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты немедленно её
Ставь под ударение.
2. Работа в группах
Сова хочет проверить, умеете ли вы работать вместе в группах. На карточках разложены на парте слова. Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, второе – проверочным. Вставьте пропущенные буквы.
15 слайд Г… ра, гн…здо , тр…ва , р… ка, стр…на, страны, реки, травы, горы, гнёзда. Самопроверка
Сделайте вывод: как проверять безударный гласный?
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.
Формируемые УУД: личностные: адекватная оценка своего успеха или неуспеха, понимание значения знаний для человека; регулятивные: осуществление своей деятельности в соответствии с поставленной задачей.
16 слайд Игра «Построй мосток»
- На лесной полянке журчит весёлый ручеёк. Мы не сможем пройти дальше, пока не построим из брёвен мосток.
2017395732790сл.ды
гр.за
сн.га
д .жди
00сл.ды
гр.за
сн.га
д .жди
Каждый из вас будет самостоятельно строить мосток. На брёвнах написаны слова с пропущенной безударной гласной. Вставьте безударную гласную, подбирая проверочное слово.
Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками. Проверьте правильность выполнения. Поочерёдно объясните правописание слова, начинает первый вариант.
16 слайд Поставьте +, если всё сделано правильно или - , если выполнено с ошибками.
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения (4-5 минут)
Цель: включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Формируемые УУД: познавательные: обогащение словаря, знакомство с фразеологическими оборотами, развитие речи; регулятивные: контроль и оценивание своей деятельности; личностные: воспитание нравственных норм, бережного отношения к природе, осознание личной ответственности.
1. Отгадывание загадок
- Сова предлагает отгадать загадки и написать отгадки.
1. Эта хищница болтлива,Воровата, суетлива,Стрекотунья белобока,А зовут ее ... Слайд 17.1. (сорока). (слайд)
- А всегда ли можно проверить безударную гласную в корне?
- Как называются в этом случае безударные гласные? (Непроверяемые безударные гласные)
Появляется карточка:
НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ
- Как быть в этом случае? (Запомнить, проверить себя по словарю)
Появляется карточка:
ЗАПОМНИ!
- Где записаны такие слова? (в словаре)
Слайд 17.2. Маленький мальчишка,
В сером армячишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
В полях ночует,
Семечки ворует. (воробей)
Слайд 17.3. Носит серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь кружит двадцать пар
И кричит «кар – р» (ворона)
- Открой орфографический словарь в учебнике на стр.137
Проверьте себя по словарю. Кто правильно все слова написал, на полях может поставить +.
2. Работа по учебнику
Стр.69, упражнение 14
- Прочитайте загадку. Ответьте на вопросы. (на первые 2 вопроса)
- Посмотрим, есть ли это слово в орфографическом словаре? Найди и напиши его.
Слайд 18. - Определи сколько в слове заяц слогов.
- Вспомни, когда так говорят:
Слайд 19. Убить двух зайцев. (выполнить сразу два дела)
Заячья душа. (о трусливом человеке)
3. Развитие речи.
- Как замечательно мы проводим время в лесу. Сколько птиц и зверей мы повстречали. А сова спрашивает: «Какие правила поведения в природе вы знаете?»
- Я предлагаю вам прочитать небольшой текст об этом.
Слайд 20. В лесу нельзя шуметь. Весной птицы и звери ждут потомство. Не пугайте их. Не разоряйте гнёзда.
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. (1-2 минуты)
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Формируемые УУД: регулятивные: контроль и оценивание своей деятельности..
- Как проверить безударный гласный звук в слове?
- Где можно найти слова с непроверяемой гласной?
- Как нужно поступить со словами, где есть непроверяемая гласная?
- Кто из вас уже хорошо научился подбирать проверочные слова?
-Весной звери и птицы нуждаются в помощи человека. Поможем и мы им. Подберём угощение для них: орехи, жёлуди.
- На уроке вы уже сами оценивали себя, ставя + и -.
- Если считаете, что вы сегодня отлично справились со всеми заданиями, не испытывали трудности и на уроке ставили себе только +, то возьмите грибочек для белочки.
Если вы всё делали правильно, но только немного затруднялись, т.е ставили себе -, то возьмите орешек для белочки.
Молодцы ребята! Сова рада, что вы справились со всеми заданиями, и думает, что урок пойдёт вам на пользу не только при написании слов с безударной гласной, но и при посещении леса.
Спасибо за урок!