Элективный курс по истории «Трудные и проблемные вопросы при изучении истории России 9-19 в.в.через работу с историческими источниками»
Элективный курс по истории «Трудные и проблемные вопросы при изучении истории России 9-19 в.в.через работу с историческими источниками»
Аннотация
Элективный курс «Трудные и проблемные вопросы при изучении истории России 9-19 в.в через работу с историческими источниками» адресован учащимся 10 класса и ориентирован на тех, кто готовится к сдаче ЕГЭ по истории. Основная задача курса – отработать и закрепить знания, умения и навыки, необходимые для работы с документами.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Обоснование необходимости разработки и внедрение курса в учебно-воспитательный процесс:
Средняя (полная) общая школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России
В итоге различие между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, а качественный характер, что подразумевает не столько увеличение суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования.Таким образом, в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.
Программа элективного курса «разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.
.
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Рабочая программа элективного курса по истории в 10 кл. разработана на основе следующих нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании» от 21.12 2012 г. № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год. ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1067);
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, 2007г.;
Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012 г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»;
Региональный базисный план и примерные учебные планы образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, 2012г.;
Учебный план МБОУ СОШ №9 на 2013/2014 учебный год;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №9 г. Ульяновска.
М. Русское слово 2010 г.
А.Н.Сахаров,А.Н.Боханов «История России 17-18 в.в.»М.Русское слово 2010 г.
Курс рассчитан на 34 часа, разработан на основе справочно-энциклопедических материалов, хрестоматий, методических и учебных пособий по истории России
Цели курса:
1. Формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов об основных этапах важнейших событиях, происходивших в России и мире, о крупных деятелях отечественной и зарубежной истории.
2. Воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся
3. Формирование личностного отношения к истории своей страны, потребности самостоятельного поиска и расширения исторических знаний.
Ведущая образовательная цель: способствовать самоопределению учащихся через активные формы и методы самостоятельного нахождения знаний по основным историческим источникам с помощью обучающего (предметного) и развивающего (надпредметного) образовательных модулей.
Цели обучения: закрепление ранее изученного и формирование системы знаний, умений, навыков учащихся; способствовать формированию умения применять ЗУН в новой ситуации, формировать интерес к историко-политической сфере общественной жизни.
Цели воспитания: воспитывать интерес к получению знаний и активности в приобретении новых знаний; воспитание гуманности, доброжелательности, честности, патриотических и нравственных качеств личности.
Цели развития личности: развитие мыслительных операций: анализировать, систематизировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, конкретизировать, способствовать формированию абстрактно-логического мышления, формировать инициативность, самостоятельность, настойчивость, способность преодолевать трудности, уверенность в своих силах; желание овладеть новыми знаниями и добиться высоких результатов в деятельности.Продуктивный уровень программы реализуется при помощи таких методов организации образовательного процесса, как эвристические методы получения знаний: учебно-исследовательские, учебно-игровые, коммуникативно-диалоговые, особое внимание уделяется интеллектуальной, предметно-практической сферам развития личности. Используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковые методы обучения; фронтальная, индивидуальная, групповая, индивидуальная, коллективная, самостоятельная формы организации учебной деятельности.Задачи курса:
- формировать у учащихся чувства гордости, уважения к далёким предкам, сопричастности с судьбами края, толерантности и уважения к различным народам, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- стимулировать интерес к изучению истории, к участию в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях и конкурсах.
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
знать:
-основные этапы и ключевые события истории страны и края с древности до наших дней, выдающихся деятелей;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
-изученные виды источников;
уметь:
-соотносить исторические события, процессы с периодом, эпохой;
-анализировать, сравнивать и обобщать исторические факты;
-давать оценку значения событий и деятельности людей в истории;
-работать с различными источниками исторических знаний, историческими документами, общественно-политической литературой, периодической печатью;
-сопоставлять и критически анализировать информацию разных источников, обосновывать своё отношение к изложенным в них оценкам;
-составлять план и конспект, готовить доклад и реферат; собирать историческую информацию через анкетирование и интервьюирование;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
Элективный курс по истории России играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы работы:
- анализ исторической литературы и исторических источников;
- эвристическая беседа;
- лекция;
- дискуссия (дебаты);- сюжетно – ролевая игра («Суд»);
- подготовка и обсуждение сообщений учащихся;
- «мозговой штурм» и др.
Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями, творческие работы.
Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.
Учебно-тематический план
Темы Кол- часов
1.Древняя Русь 3 часа
2.ОтРуси к России. 7 часов
3 Россия в 16 в. 3 часа
4 Россия в 17 в. 4часа
5 Россия в 18 в6 часа
6. Россия в 19 в. 7 часов
7 Тестирование в форме ЕГЭ 4 часа
Содержание учебного материала
Тема 1 Древняя Русь 3 часа
Цели:
1.Расширить и углубить знания учащихся по темам:»Появление государства»,»Первые русские князья».
Знать:
1. Восточные славяне в VI—IX вв. Образование древнерусского государства. Территория России до появления восточных славян. Происхождение славян, их расселение. Освоение славянами Восточной Европы. Хозяйственная деятельность восточных славян: земледелие, торговля. Язычество древних славян. Перемены в общественных отношениях у восточных славян в VI—IX вв. и предпосылки образования государства. Проблемы происхождения Древнерусского государства и названия «Русь». Призвание варягов. Норманнская теория. Объединение Новгорода и Киева под властью Олега.
2.Киевская Русь. Деятельность первых русских князей (и княгини) Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира,Уметь:
1.Показывать по карте торговые пути.
2.Называть признаки государственности у славян в 8-9 в.в.
3.Составлять исторические характеристики русских князей.
4Аргументировать разные точки на деятельность князей.
Тема 2 От Руси к России 7 часов
1.Цель:
Расширить и углубить знания учащихся по темам:»Развитие феодальных отношений в 11 в.», «Феодальная раздробленность»,»Русь и Золотая Орда»,»В борьбе за единство и независимость»
Знать:
1. Русские земли в XII—XIII вв. Причины наступления периода раздробленности Руси. Положительные и отрицательные последствия раздробленности. Характерные черты политического строя отдельных русских земель. Владимиро-Суздальская Русь, особенности края и его колонизация славянами. Развитие Владимиро-Суз-дальской Руси в годы правления Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Новгородская боярская республика: государственное устройство, политическая жизнь, объединения жителей. Галицко-Волынское княжество: борьба князей с боярством. Деятельность князей Ярослава Осмо-мысла, Романа Мстиславича и Даниила Галицкого.
2. Монгольское нашествие. Экспансия с Запада. Русские земли под властью Золотой Орды. Образование Монгольского государства, причины завоевательных походов.
Создание Чингисханом мощной армии.Битва на Калке. Поход Батыя на Северо-Восточную Русь, взятие городов, разорение земель. Взятие Киева и поход Батыя на запад. Причины завоевания русских земель. Значение борьбы Руси против монгольских завоевателей. Нападения западноевропейских рыцарей на Северо-Западную Русь. Победы Александра Невского на Неве и Чудском озере, отражение угрозы агрессии с Запада. Образование Золотой Орды, установление ордынского владычества над Русью. Политика Александра Невского по отношению к Золотой Орде. Сущность и содержание ордынского ига. Последствия монгольского завоевания для истории России.
3.Усиление Московского княжества в XIV — первой половине XV в.
Различные судьбы русских земель после монгольского нашествия. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Борьба за первенство в Северо-Восточной Руси. Московское княжество. Деятельность князей Даниила Александровича и Юрия Даниловича. Борьба Москвы и Твери. Князь Иван Калита. Отношения с Золотой Ордой. Причины возвышения Москвы. Начало правления Дмитрия Донского. Дальнейшее усиление Москвы. Войны с Литвой. Ослабление Золотой Орды. Открытый вызов Орде со стороны Московского княжества. Битва на Воже. Подготовка к решающему столкновению. Роль Православной церкви. Деятельность митрополита Алексея и Сергия Радонежского. Куликовская битва и ее значение. Нашествие Тохтамыша и восстановление ордынского ига. Значение деятельности Дмитрия Донского. Присоединение земель к Московскому княжеству. Правление Василия I. Василий II феодальная война. Обретение автокефалии Русской православной церкви.
5.Образование единого Русского государства. Начало правления Ивана III. Завершение присоединения большинства русских земель к Московскому княжеству. Покорение Новгорода. Битва на Шело-ни. Присоединение Твери. Ликвидация мелких княжеств и уделов. Продвижение на Урал и в Западную Сибирь. Сущность ересей и политика Ивана III по отношению к еретикам. Судебник 1497 г. и его значение для укрепления единого государства. Начало формирования системы крепостного права. Этапы закрепощения крестьян. Причины создания крепостнической системы. Становление поместного землевладения и его роль в укреплении государства. Внешняя политика Ивана III. Походы на Казань. Стояние на Угре. Свержение ордынского ига. Войны с Великим княжеством Литовским и присоединение западнорусских земель. Борьба в Прибалтике. Предпосылки, причины и особенности образования единого Русского государства. Начало складывания самодержавия.
Уметь:
1.Характеризовать систему управления страной в 11 в.
2.Доказывать,что Древнерусское государство было раннефеодаоьным.
3.Подтверждать фактами,что Русь при Владимире Мономахе превратилась в часть европейского сообщества.
4.Называть причины феодальной раздробленности.
5.Доказывать или опровергать утверждение:Руси противостоял сильный противник в лице Золотой Орды.
6.Сравнивать политику московских князей.Характеризовать роль Ивана 3 в истории страны.
Тема 3 Россия в 16 в. 3 часа.
Цель:
1. Расширить и углубить знания учащихся по темам:Рформы Избранной рады,Опричниа,Внешняя политика Ивана 4.
Знать:
1. Территория и население России в XVI в. Факторы, оказывавшие положительное и отрицательное влияние на развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли. Изменения в положении различных сословий России. Правление Василия III. Формирование московской идеологии: споры иосифлян и нестяжателей, теория «Москва — Третий Рим». Правление Елены Глинской и ее реформы. Последствия боярского правления. Начало правления Ивана Грозного. Восстание в Москве. Венчание на царств
.2 Реформы Избранной рады и их значение. Государственный строй. Зарождение сословно-представительной монархии и ее особенности в России. Земские соборы. Становление новых центральных органов управления. Приказы. Опричнина Ивана Грозного и ее смысл. Опричный террор и его последствия. Внешняя политика Ивана Грозного. Взятие Казани. Присоединение Астраханского ханства. Поход Ермака и начало освоения Сибири русскими людьми. Борьба с набегами из Крыма. Ливонская война: ее ход и результаты. Итоги правления Ивана Грозного. Царствование Федора Ивановича. Возвышение Бориса Годунова. Введение заповедных лет и 5-летнего срока сыска беглых крестьян. Учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Избрание царем Бориса Годунова.
Уметь:
1.Характеризовать реформы Избранной рады.
2.Называть основные направления и задачи внешней политики Ивана 4.
3Аргументировать разные точки зрения на опричнину.
Тема 4 Россия в 17 в.4 часа
Цель:
1. Расширить и углубить знания учащихся по темам :Новые черты в экономике 17 в.,Смута,, внутренняя и внешняя политика первых Романовых.
Знать:
1Смутное время. Причины Смуты: ухудшение положения крестьян, династический кризис, борьба в верхах общества, стихийные бедствия, вмешательство зарубежных сил. Правление Бориса Годунова. «Голодные годы» и их последствия. Поход Лже-дмитрия I и причины его победы. Внутренняя и внешняя политика самозванца. Свержение Лжедмитрия I и воцарение Василия Шуйского, «крестоцеловальная запись». Восстание под предводительством Ивана Болотникова: причины, ход, подавление. Поход Лжедмитрия II, тушинский лагерь. Польская интервенция, вмешательство Швеции. Падение Василия Шуйского. Семибоярщина. Захват Москвы поляками. Национальный подъем. Первое ополчение. Второе ополчение. К. Минин и Дм. Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. и избрание царем Михаила Романова. Окончание Смутного времени.
2Россия после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых. Последствия Смуты. Консолидация общества при Михаиле Романове. Деятельность патриарха Филарета. Правление Алексея Михайловича. Развитие сельского хозяйства, ремесла. Первые мануфактуры. Торговля. Начало складывания всероссийского (внутреннего) рынка. Политика протекционизма. Восстановление и укрепление армии. Дворянская конница и полки «иноземного (нового) строя». Увеличение срока сыска беглых крестьян. Поиски новых источников государственных доходов, увеличение налогов. Эксперименты в сфере финансов и причины их неудач. Освоение Сибири, русские землепроходцы. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания, их причины и последствия. Восстание под предводительством С. Т. Разина: причины, ход, результаты. Патриарх Никон. Церковная реформа и раскол в Русской православной церкви. Старообрядцы. Дело патриарха Никона. Усиление само-державия.
3Внешняя политика России в XVII в. Заключение Столбовского мира со Швецией и Деулинского перемирия с Речью Посполи-той. Смоленская война: причины, ход, результаты. Поляновский мир с Речью Посполитой. Восстание под предводительством Б. М. Хмельницкого. Борьба украинского и белорусского народов за независимость и политика России.
Тема 5 Россия в 18 в. 6 часов
1.Цель: Расширить и углубить знания учащихся по темам:Эпоха Петра 1, Дворцовые перевороты,»Просвещенный абсолютизм» Екатерины 2.
Знать:
1. Начало правления и реформы Петра I. Причины борьбы за престол в 70—80-е гг. XVII в. Стрелецкий бунт. Правление царевны Софьи, ее внутренняя и внешняя политика. Крымские походы В. В. Голицына и их результаты. Воспитание Петра I, формирование круга его соратников. Приход Петра к власти. Значение поездки Петра I за границу в составе Великого посольства. Первые преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России. Создание регулярной армии, новая система ее комплектования — рекрутские наборы. Перемены в положении дворянства. Указ о единонаследии. Уравнение поместий и вотчин. Введение подушной подати. Перепись населения. Меры по развитию мануфактурного производства. Особенности российских мануфактур. Рабочая сила петровских мануфактур. Политика протекционизма и меркантилизма. Реформы государственного управления. Бюрократизация государственного строя. Учреждение Сената как высшего законосовещательного и контрольного органа. Система коллегий, особенности коллегиального управления. Дальнейшее подчинение церкви государству. Святейший синод. Создание системы надзора (фискалы, прокуратура). Реформа местного управления: образование губерний. Провозглашение Петра I императором. Табель о рангах и ее значение для социального развития России.
2Внешняя политика Петра I. Необходимость для России получения выхода к морям. Азовские походы, их результаты. Рождение российского военно-морского флота. Константинопольский мир. Заключение Северного союза, подготовка войны со Швецией. Начало Северной войны. Поражение русских войск под Нарвой. Борьба за Прибалтику. Основание Санкт-Петербурга. Поход Карла XII на Россию. Полтавская битва и ее значение. Петр I как полководец. Дальнейшие победы русской армии и флота. Прут-ский поход, причины его неудачи. Окончание Северной войны. Ништадтский мир и его значение для России. Тяготы войны. Народные восстания (Астраханское восстание под руководством К. Ф. Булавина).
3«Культурная революция» в России в начале XVIII в. Причины петровских преобразований в области культуры и быта. Новшества в быту: введение западноевропейской одежды, бритье бород. Переход на новое летоисчисление. Новые формы досуга высших слоев общества: ассамблеи. Необходимость развития образования. Учеба дворян за границей. Создание новых учебных заведений. Введение гражданской азбуки, распространение книгопечатания. Первая русская печатная газета «Ведомости». Меры Петра I по развитию науки. Создание первых публичных библиотек и музея (Кунсткамеры). Учреждение Академии наук, ее задачи. Общественная мысль петровского времени. Идеология. Публицистический характер указов Петра I. Обоснование необходимости реформ в публицистике Феофана Прокоповича. «Книга о скудости и богатстве» И. Т. Посошкова. Противники Петра. Дело царевича Алексея. Новые черты в культуре. Перемены в архитектуре и градостроительстве. Становление русской реалистической живописи (И. Никитин, А. Матвеев). Значение преобразований Петра I в сфере культуры и быта.
4Эпоха дворцовых переворотов. Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I (Екатерина I, Петр II), борьба за власть. Верховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии («затейка» верховников). Правление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Петровны, ее фавориты. Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Усиление крепостничества. Отмена внутренних таможен. Правление Петра III. Манифест о вольности дворянской и его последствия. Свержение Петра III и приход к власти Екатерины II.
5Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Путь Екатерины II к престолу. Екатерина II и просветители. Приближенные Екатерины II Влияние идей просвещенного абсолютизма на внутреннюю политику. Уложенная комиссия: причины созыва, порядок формирования, деятельность, результаты деятельности. Губернская реформа Екатерины II. Структура местного управления. Политика Екатерины II по отношению к дворянству: укрепление дворянского землевладения, расширение привилегий дворянства и их власти над крепостными крестьянами. Жалованная грамота дворянству. Создание дворянских корпоративных организаций. Политика Екатерины II по отношению к городам: меры по стимулированию промышленности и торговли, упразднение монополий. Жалованная грамота городам. Создание новой системы городского управления. Итоги внутренней политики Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева: причины, ход, особенности, результаты.
6Внешняя политика России в XVIII в. (1725—1796). Главные направления внешней политики России после Петра I: борьба за выход к Черному морю, присоединение земель Речи Поспо-литой, участие в «большой» европейской политике. Русско-турецкая война 1735—1739 гг.: основные события, результаты. Русско-турецкая война 1768—1774 гг.: причины войны, победы русской армии и флота. Кучук-Кайнарджийский мир и его результаты. Полководческое искусство П. А. Румянцева. Освоение Новороссии. Деятельность Г. А. Потемкина. Присоединение Крыма к России. Русско-турецкая война 1787—1791 гг.: причины, ход боевых действий на суше и на море, условия Ясского мира. Полководческое искусство А. В. Суворова. Флотоводческое искусство Ф. Ф. Ушакова. Значение получения Россией выхода к Черному морю и возможности освоения Северного Причерноморья и Северного Кавказа. Разделы Речи Посполи-той: причины, инициаторы, участники. Восстание в Польше в 1794 г. и его подавление. Значение присоединения к России Белоруссии, Правобережной Украины, Литвы и Курляндии. Участие России в Семилетней войне: действия русской армии, ее победы, выход России из войны. Начало борьбы России с последствиями Великой французской революции конца XVIII в. Итоги внешней политики России в XVIII в.
7Царствование Павла I. Личность Павла I, его взгляды, стремление к наведению порядка в государстве. Внутренняя политика Павла I. Указ о престолонаследии, указ о трехдневной барщине, частичное упразднение дворянских привилегий. Внешняя политика Павла I. Участие во II антифранцузской коалиции. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Победы флота Ф. Ф. Ушакова на Средиземном море. Причины выхода России из антифранцузской коалиции и сближения с Францией. Недовольство Павлом I в верхах общества, заговор против императора. Переворот 11 марта 1801г. и убийство Павла
Уметь:
1.Называть основные реформы Петра 1,Основные сражения Северной войны.,аргументировать точки зрения на деятельность Петра.
2.Называть причины дворцовых переворотов,сравнивать правление Екатерины 1, Петра2, Анны Иоановны,Елизаветы Петровны.
3.Сранивать личность и политику Екатерины 2 с предшествовавшими ей правителями.,характеризовать реформы Екатерины,основные направления внешней политики.
Тема 7 Россия в 19 в. 7 часов
Цель:
1. Расширить и углубить знания учащихся по темам:Реформы Александра 1, Отечечтвенная вона 1812 г.,Движение декабристов,Внутрення и внешняя политика Николая 1,Реформы Александра 2,Контррефрмы Александра 3.
Знать:
1. Реформы Александра I. Воцарение Александра I. Его взгляды. «Молодые друзья». Негласный комитет. Внутренняя политика Александра I. Создание министерств. Крестьянский вопрос. Указ о «вольных хлебопашцах». Реформы в сфере просвещения. Реформаторы и проекты реформирования государства. М. М. Сперанский, его проекты. «Записка о древней и новой России» Н. М. Карамзина.
Борьба с Наполеоном. Основные направления, способы реализации, результаты внешнеполитической деятельности России. Участие в коалициях против наполеоновской Франции. Тильзит-ский мир и его последствия. Подготовка Франции и России к войне. Войны со Швецией, Турцией, Ираном. Присоединение Финляндии, Бессарабии, части Кавказа. Накануне Отечественной войны 1812 г. Силы сторон. Причины, основные события войны. Бородинская битва. Полководцы войны 1812 г. (М. И. Кутузов, М. Б. Барклай де Толли, П. И. Багратион), герои (Д. В. Давыдов, Н. Н. Раевский). Итоги войны 1812 г. Причины победы России. Заграничные походы русской армии 1813—1814 гг. Венский конгресс. Участие России в создании и деятельности Священного союза. Восточный вопрос в царствование Александра I.
Внутренняя политика второй половины царствования Александра I. Восстание декабристов. Причины изменения внутриполитического курса. Попытки продолжения реформ. А. А. Аракчеев и аракчеевщина. Казенный мистицизм. А. Н. Голицын. Движение декабристов (участники, цели, программные документы, судьбы декабристов). Выступление декабристов 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади. Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами.
Внутренняя политика Николая I. Император Николай I. Особенности николаевской системы управления. Теория «официальной народности». С. С. Уваров. Меры по укреплению самодержавия. Свод законов Российской империи. Социально-экономические преобразования. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Крестьянский вопрос: основные проблемы и попытки их решения. Реформа государственных крестьян. Инвентарная реформа. «Мрачное семилетие».
Внешняя политика России во второй четверти XIX в. Крымская война. Кавказская война. Россия и Европа во второй четверти Х1Хв.: основные направления взаимодействия и противоречия. Польское восстание. Восточное направление внешней политики России. Русско-иранская и русско-турецкая войны. Нарастание противоречий между Россией и Англией и Францией в Восточном вопросе. Крымская война: цели, причины, основные события, результаты. Оборона Севастополя. Герои Крымской войны (В. А. Корнилов, П. С. Нахимов. Э. И. Тотлебен). Кавказская война: ход, результаты, последствия. А. П. Ермолов. Имам Шамиль и его государство.
Общественное движение в годы царствования Николая I. Причины активизации духовной жизни, способы организации, основные идеи участников. Дружеские кружки 20—30-х гг. XIX в. и их участники. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. Западники, славянофилы, их взгляды и деятельность. Русский утопический социализм. А. И. Герцен. Петрашевцы.
Уметь:
1. Характеризовать сущность проекта Сперанского,
2Давать оценку первых лет правления Александра 1 ,сравнивать ее с политикой послевоенных лет.
3Давать характеристику Аракчееву.
4.Сравнивать программные установки декабристов,характеризовать роль декабристов в России.
5Называть причины Крымской войны,ее итоги.
6, Характеризовать основные направления деятельности Александра 3.
Литература
Для учащихся:
1 Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991. 2 Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1999.
3 Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1999.
4 Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1993.
5 Греков и.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории. Русские земли в XIII- XV вв. М., 1998.
6 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1998.
7 Каргалов В.В. Полководцы X- XVI вв. М., 1998.
8 Каргалов В.В. Конец ордынского ига. М., 1999.
9 Куликовская битва. М., 2000.
10 Мавродин В.В. Откуда есть пошла Русская земля. М., 1998.
11 Пашуто В.Т. Александр Невский. М., 1995.
12 Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1998.
13 Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси: историко-бытовые очерки XI- XIII вв. М.; Л., 1998.
14 Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII- XIII вв. М.; 1993.
15 Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М.; 1994.
16 Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М.; 1993.
17 Сахаров А.Н. «Слово о полку Игореве»: историко-литературный очерк. М.; 1997.
18 Сергеев В.Н. Рублев. М.; 1990.
19 Скрынников Р.Г. Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. М.; 1993.
20 Скрынников Р.Г. Третий Рим. М.; 1993.
21 Творогов О.В. Князья Рюриковичи: краткие биографии. М.; 1992.
22 Тихомиров М.Н. Древняя Москва. XII - XV вв. Средневековая Россия на международных путях XIV – XV вв. М.; 1992.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
1. Буганов, В. И., Богданов, А. П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. – М., 1991.
2. Васяева, М. Н. Смутное время – время упущенных возможностей // Преподавание истории в школе. – 2001. – № 6. – С. 22–29.
3. Великие государственные деятели России. – М., 1996.
4. Древнерусская литература: книга для чтения. – М., 1993.
5. Жития и творения русских святых. – М., 1993.
6. Замалеев, А. Ф., Овчинникова, Е. А. Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской духовности. – Л., 1991.
7. Иловайский, Д. И. Краткие очерки русской истории // Учебники дореволюционной России по истории. – М., 1993.
8. Иоанн Грозный. Петр Великий. Меншиков. Потемкин. Демидовы: биографические повествования. – Челябинск, 1994.
9. История государства Российского: жизнеописания. IX–XVI вв. – М., 1996.
10. История государства Российского: жизнеописания. XVII век. – М., 1997.
11. История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая энциклопедия. – М., 1993.
12. Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. Т. 1. – СПб., 1993.
13. Карамзин, Н. М. Об истории государства Российского. – М., 1990.
14. Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I–XII. – Калуга, 1993.
15. Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций: в 3 кн. – М., 1993.
16. Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М., 1990.
17. Кирпичников, А. Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. – 1996. – № 11–12.
18. Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 1993.
19. Кучкин, В. А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. – 1995. – № 5–6.
20. Кучкин, В. А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. – 1992. – № 10.
21. Кучкин, В. А. Юрий Долгорукий // Вопросы истории. – 1996. – № 10.
22. Лютых, А. А., Скобелкин О. В., Тонких В. А. История России: курс лекций. – Воронеж, 1993.
23. Морозова, Л. Е. Гермоген, патриарх всея Руси // Вопросы истории. – 1994. – № 2.
24. Морозова, Л. Е., Демкин, А. В. История России в лицах: государственные деятели XVI века. – М., 2001.
25. Найденова, Л. П. Священник Сильвестр // Преподавание истории в школе. – 2002. – № 3. – С. 24–27.
26. Никольский, Н. М. История Русской церкви. – Минск, 1991.
27. Обухова, Л. А. Рассказы и чтения по русской истории. – М., 1995.
28. Перхавко, В. Б. История России в лицах: IX–начало XVII в. – М., 2000.
29. Рассказы русских летописей. – М., 1993.
30. Романовы. Исторические портреты: кн. первая: Михаил Федорович – Петр III. – М., 1998.
31. Русское православие: вехи истории. – М., 1989.
32. Сорокин, Ю. А. Алексей Михайлович // Вопросы истории. – 1992. – № 4–5.
33. Страницы российской истории / сост. П. П. Афанасьев. – М., 1995.
34. Путилов, Б. Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. – СПб., 1999.
35. Соловьев, С. М. Об истории Древней Руси. – М., 1993.
36. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси. – М., 1997.
37. Хрестоматия по истории России. – Т. 1. – М., 1994.
38. Хрестоматия по истории России. – Т. 2. – М., 1995.
39. Энциклопедия для детей: история России и ее ближайших