Элективный курс по русскому языку «Трудные вопросы русской грамматики»
Элективный курс
для учащихся 10 классов
«Трудные вопросы русской грамматики»
Автор(составитель) Федосеенко О. Н.,
учитель высшей категории,
учитель русского языка и литературы.
ст. Кущевская
2013 г.
Пояснительная записка.
Концепция обучения русскому языку в общеобразовательной и средней школе предусматривает обновление содержания и методов обучения, одним из компонентов которого является овладение знаниями, связанными с углублением филологического предметного цикла.
Предлагаемый курс предназначен для реализации в 10 классе общеобразовательной школы в течение одного учебного года, рассчитан на 1 час в неделю (34 ч за учебный год).
Курс «Трудные вопросы русской грамматики» расширяет и углубляет рамки учебной программы .Он состоит из следующих разделов: «Введение», «Морфология и орфография», «Морфология и словообразование» , «Явления переходности в грамматике русского языка», «Морфология и культура речи», «Грамматика. Синтаксис и пунктуация». В содержании современной школьной программы эпизодически рассматриваются вопросы функциональной омонимии знаменательных и служебных частей речи, морфологические и синтаксические нормы языка, вопросы культуры речи. Это нередко создает у учащихся трудности при подготовке к итоговой аттестации. В данном курсе внимание сосредотачивается на трудных вопросах , предполагающих повторение, систематизацию и углубление сведений из области морфологии и синтаксиса во взаимодействии со словоупотреблением , явлениями грамматической омонимии , вопросами культуры речи. Курс помогает выпускникам изучить типологию ошибок, овладеть приемами правки и редактирования текста. Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам словарей и справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Вокруг нас происходит размывание языковой нормы, уже обусловившее кризис русской речи, поэтому важно восстановить уважение к нормативному строю языка в его речевом функционировании . Человек, владеющий речевой культурой и нормами письменной речи, сегодня остро необходим современному обществу. Для решения практических задач курса , формирования устойчивых навыков владения языком необходимо углубление знаний о языке и речи и совершенствование на этой основе навыков языкового анализа.
Данный элективный курс актуален, т.к. открывает новые возможности с одной стороны для углубления содержания лингвистического образования , с другой стороны обеспечивает условия эффективной подготовки к ЕГЭ.
Основная форма реализации содержания программы – учебное занятие с устными и письменными упражнениями, практикумы и консультации. Важная роль отводится практической направленности данного курса как возможности качественной подготовки к заданиям ЕГЭ. Для совершенствования практических умений учащихся и отслеживания результатов используются задания формата ЕГЭ.
Цели обучения русскому языку согласуются с важной задачей , связанной с необходимостью готовить учеников к выпускному экзамену. Независимо от формы его проведения старшеклассники должны продемонстрировать результаты освоения родного языка:
владение всеми видами речевой деятельности, способность использовать язык в различных сферах и ситуациях общения; владение информационными умениями, основными нормами литературного языка, нормами речевого поведения в различных сферах общения
Задачи курса:
• формирование представления о русском языке как целостной структуре, овладение основными приемами самоконтроля и самоанализа;
• развитие и совершенствование орфографических, пунктуационных умений и навыков, углубление теоретических знаний по грамматике русского языка, развитие познавательного интереса к родному языку;
• углубление знаний о языке как развивающейся системе, языковой норме;
• овладение умениями оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности;
• применение полученных знаний и умений в собственной практической деятельности;
• совершенствование логического мышления, аналитических навыков.
создать условия для успешной подготовки к экзаменам по русскому языку
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:
тестовые задания и тренировочные упражнения;
практикум;
работа с различными видами лингвистических словарей;
знакомство с многоаспектностью существования слова;
творческие работы;
исследовательская и проектная деятельность
В результате выпускник должен :- соблюдать в практике письма и речи орфографические, пунктуационные , морфологические и речевые нормы современного русского литературного языка;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности ; -различать грамматические омонимы;
- владеть навыками морфемного и словообразовательного разбора;
-правильно вычленять грамматическую основу предложения;
-выполнять разбор сложных синтаксических конструкций
Достаточно высокая степень научности (опора на специальную литературу) должна обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов русской грамматики, поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне.
Учебно-тематическое планирование.
№ № Дата Программный материал Кол-во
час Количество
часов Оборудование Примечание
теория практика 1 1 7/09 Введение. Чему учит морфология и синтаксис. 1 1 Грамматика. Морфология и орфография. 9 2 1 14/09 Трудные случаи в применении орфографических правил правописания безударных гласных в корне слова. Разграничение омонимичных корней слов. 1 3 2 21/09 Трудные случаи в применении орфографических правил правописания Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.
1 4 3 28/09 Правописание Н-НН в различных частях речи 1 5 4 5/10 Трудные случаи в применении орфографических правил правописания НЕ с разными частями речи 1 6 5 12/10 Трудные случаи в правописании наречий. Слитное, раздельное , дефисное написание наречий 1 7 6 19/10 Слитное , дефисное , раздельное написание слов 1 8 7 26/10 Правописание служебных частей речи..1 1 9 8 2/11 Правописание частиц не и ни 1 10 9 16/11 Диагностика знаний. 1 Морфология и словообразование. 3 11 1 23/11 Морфологический и неморфологический способ образования существительных. 1 12 2 30/11 Словообразование прилагательных и глаголов 1 13 3 7/12 Особенности словообразования наречий. 1 Явления переходности в грамматике русского языка. 7 14 1 14/12 Функциональные омонимы. 1 15 2 21/12 Омонимия внутри знаменательных частей речи(субстантивация и адъективизация) 1 16 3 28/12 Отличие наречий от слов категории состояния и кратких прилагательных. Адвербиализация. 1 17 4 18/01 Переход знаменательных частей речи
в служебные. 1 18 5 25/01 Разграничение союзов и союзных слов. 1 19 6 1/02 Отличие частиц от других частей речи 1 20 7 8/02 Как различить грамматические омонимы? 1 Морфология и культура речи. 5 21 1 15/02 Грамматическая правильность русской речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол и его формы.
. 1 22 2 22/02 Грамматическая правильность русской речи. Имя числительное. Местоимение.Служебные части речи. 0,5 0,5 23 3 1/03 Грамматические нормы построения словосочетания и предложения 0,5 0,5 24 4 8/03 Грамматические нормы координации подлежащего и сказуемого 1 25 5 15/03 Грамматические ошибки
( морфологические и синтаксические)и приемы их устранения 1 Грамматика. Синтаксис и пунктуация. 9 26 1 22/03 Грамматическая основа предложения: проблемы и решения. 1 27 2 5/04 Безличное предложение. Формы выражения сказуемого. 1 28 3 12/04 Различные виды осложнения предложения 1 29 4 19/04 Как отличить вводные слова от членов предложения. 1 30 5 26/04 Типология и анализ сложного предложения 0,5 0,5 31 6 3/05 Сложные синтаксические конструкции. 0,5 0,5 32 7 10/05 Синтаксический разбор сложных предложений с различными видами связи. 1 33 8 17/05 Типичные случаи нарушения синтаксической нормы. 1 34 9 24/05 Диагностика знаний. 1 Итого 34 10 24 Содержание курса
1. Введение. 1ч
Основы языкознания. Язык, его структура. Роль языка в жизни человека.
2.Грамматика. Морфология и орфография. 9ч.
Система правил, регулирующих написание гласных в корне. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и чередующиеся. Корни-омофоны. Правописание н-нн в различных частях речи. Правописание н-нн в кратких прилагательных и кратких причастиях. Правописание не с различными частями речи. Правописание частиц не и ни. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. Слитное, дефисное и раздельное написание сложных слов. Правописание союзов, предлогов и частиц.
3. Морфология и словообразование. 3ч.
Типичные морфемные модели имен существительных , прилагательных , глаголов , наречий. Основные способы образования слов: приставочный, приставочно-суффиксальный, суффиксальный, сложение, бессуффиксный и неморфологические(морфолого-синтаксический, лексико-семантический)
4.Явления переходности в грамматике русского языка. 7ч
Явления переходности в системе частей речи. Дифференциальные признаки самостоятельных и служебных частей речи. Понятие о функциональной омонимии. Лексические и грамматические омонимы. Переходные случаи между существительными и прилагательными(субстантивация).Переходные явления между прилагательными и причастиями(адъективация) . Переходные явления между прилагательными и местоимениями(прономинализация). Переходные явления между наречиями и существительными (адвербиализация).Свойства существительных, образованных суффиксальным способом от числительных. Краткие прилагательные и их функциональные омонимы. . Местоимение что и его функциональные омонимы. Местоимение это и его функциональные омонимы .Омонимия в сфере служебных частей речи.
Сходство и различие союзов и союзных слов. Отличие частиц от других частей речи.
5.Морфология и культура речи. 5ч.
Морфологические нормы употребления существительных. Морфологические нормы употребления прилагательных. Морфологические нормы употребления глаголов и глагольных форм. Морфологические нормы употребления числительных. Морфологические нормы построения словосочетаний и предложений. Морфологические нормы сочетания подлежащих и сказуемых.
Основные категории грамматики . Имя существительное: род отдельных слов, в том числе несклоняемых, особенности в образовании падежных форм, Имя прилагательное: семантические оттенки полной и краткой форм, специфика образования полной и краткой форм степеней сравнения; особенности синтаксиса предложений, исключающие двусмысленность, которая вызвана местоимениями. Глагол: специфика недостаточных и избыточных, императив. Деепричастие — особая форма глагола: образование форм деепричастий; связь деепричастия с подлежащим (семантическая) и сказуемым (синтаксическая).Имя числительное, склонение составных числительных, как количественных, так и порядковых (счетных слов), числительные собирательные и возможность их образования; предлоги и их употребление в речи, производные предлоги и их грамматически правильное использование в тексте; речевое функционирование союзов; частицы, их стилистические и экспрессивные потенциалы; Основные случаи согласования слов в тексте. Моделирование, конструирование, объяснение морфологических и синтаксических закономерностей при рассмотрении взаимоотношений между словами.6. Грамматика. Синтаксис и пунктуация. 9ч
.Структура простого и сложного предложения. Грамматическая основа. Трудные случаи определения типов сказуемого Способы выражения подлежащего и сказуемого. . Трудные случаи определения составных сказуемых. Безличное предложение. Способы выражения именной части. Вводные слова и члены предложения..Типы сложного предложения .Сложные предложения с различными видами связи
Синтаксический разбор предложения.
Литература
Ефремова Т.О . Костомаров В.Г.Словарь грамматических трудностей русского языка М. 2002г
Тихонова Е .Н. Грамматический словарь русского языка: новый учебный словарь русского языка, М., 2003г
Н. Г. Гольцова, И В Шамшин Русский язык. Трудные вопросы морфологии 10-11 классы, М. «Русское слово» 2006 г
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М., 2001.
Беднарская Л.Д. Русский язык. Трудные вопросы изучения синтаксиса. – М.: Дрофа, 2009
Т. В.Шклякова. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов «Грамотей» 2008
И.Э. Савко Русский язык. Правильность речи.Лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические нормы
В.В. Бабайцева Понятие о функциональных омонимах //Русская словесность , М., 2003
Валгина Н.С. трудные вопросы пунктуации М, 1983