Рабочая программа факультативного курса для 10-11 класса Решение задач по органической химии
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13» с. Крутой Яр
Красноармейского муниципального района Приморского края
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР: Директор школы
_____________ ___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ»
10 -11 класс
(1 ч. в неделю, 34 ч. в год)
Учитель химии:
Купряжкина Наталья Геннадьевна
I квалификационная категория
Пояснительная записка
Решение расчётных задач и выполнение различных упражнений является важным элементом изучения курса химии, поскольку позволяет лучше усвоить и систематизировать теоретический материал, учит мыслить логически. Умение решать задачи по химии является основным критерием творческого усвоения предмета, способствует политехнической подготовке учащихся и знакомству с проблемами охраны окружающей среды, расширяет кругозор учащихся, позволяет установить связь химии с другими науками, особенно с физикой и математикой, воспитывает самостоятельность.
Однако при изучении органической химии в школьном курсе на решение типичных задач отводится ограниченное количество времени, которого не всегда хватает для отработки данных заданий. Разбор и отработка упражнений повышенной сложности требуют дополнительных знаний, умений и дополнительной затраты времени.
Данный факультативный курс позволит помочь учащимся более глубоко изучить и систематизировать школьный курс химии, подготовиться к ЕГЭ, а также к участию в химических олимпиадах, развивают интерес к изучению предмета. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Основной подход - разбор с помощью учителя задач и упражнений, предусмотренных программой, опирающийся на имеющуюся теоретическую базу, с последующим самостоятельным решением подобных и несколько усложнённых заданий, а затем - проверкой и обсуждением результатов. Курс основан на параллельном изучении теоретических основ органической химии в урочное время.
Календарно- тематическое планирование
№ п/пТема занятия Дата
Повторение основ неорганической химии Основные стехиометрические законы. Решение задач на нахождение массы продукта реакции по массе исходного вещества. Решение задач с использованием закона Авогадро. Составление формул алканов. Номенклатура. Решение задач на вывод формулы вещества по массовым долям химических элементов. Решение задач на избыток одного из реагирующих веществ по химическим свойствам предельных углеводородов. Изомерия циклоалканов. Номенклатура. Изомерия непредельных углеводородов. Составление формул. Номенклатура. Особенности строения алкадиенов. Составление уравнений химических реакций, отражающих
химические свойства непредельных углеводородов. Реакции полимеризации: механизмы, уравнения, формулы полимеров. Решение задач на выход продукта реакции. Изомерия аренов. Составление формул. Номенклатура. Решение цепочек превращений. Изомерия галогенпроизводных углеводородов. Составление формул. Номенклатура. Классификация, изомерия, номенклатура спиртов. 18-19. Решение задач на нахождение формул по продуктам сгорания веществ. 20. Составление уравнений химических реакций, отражающих
химические свойства альдегидов. 21. Решение задач на нахождение массы продукта реакции, если одно из реагирующих веществ содержит примеси. 22. Изомерия карбоновых кислот. Номенклатура. 23. Ионный механизм химических реакций, характерных для карбоновых кислот. 24. Решение цепочек превращений, отражающих взаимосвязи изученных классов органических веществ. 25. Решение задач с использованием понятия «концентрация раствора». 26. Обратимость химических реакций в органической химии. Условия смещения химического равновесия при протекании реакций этерификации. 27. Составление формул углеводов. 28. Составление уравнений реакций, отражающих альдегидный и спиртовой характер глюкозы, фруктозы. 29-30. Решение комбинированных задач. 31 Изомерия азотсодержащих соединений. Составление формул. Номенклатура. 32. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. 33-34. Решение цепочек превращений, отражающих генетические взаимосвязи органических веществ. Рекомендуемая литература:
Берман Н. И., СШ «Решение задач по химии»-М.,Слово.
Дайнеко В.И., «Как научить школьников решать задачи по органической химии»-М., Просвещение.
Магдесиева Н.Н., Кузьмегко Н.Е. «Учись решать задачи по химии»-М., Просвещение.
Пак М., «Алгоритмы в обучении химии».
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г., «Задачи по химии для поступающих в ВУЗы» -М., Высшая школа
Литература для учителя:
Вайзман Ф.Л. «Основы органической химии»- С-Пб, Химия.
Гузик Н.П. «Обучение органической химии»- М., Просвещение.
Чертков И.Н. «Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии»- М., Просвещение