Программа курса по выбору «Решение расчетных задач по химии повышенной сложности» (8 класс)
О.Н. Сускина
Программа курса по выбору
«Решение расчетных задач по химии повышенной сложности»
(8 класс)
Рекомендовано Государственным университетом
имени Шакарима г.Семей
Сускина О.Н. Программа курса по выбору «Решение расчетных задач по химии повышенной сложности» (8 класс).
Семей, 2016.
Пособие содержит программу курса по выбору, учебно-тематическое планирование, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, список литературы.
Пособие составлено в соответствии с программой для 8 класса общеобразовательной школы.
Данное пособие предназначается для учителей химии общеобразовательных школ, студентов педагогических вузов и слушателей курсов повышения квалификации.
Рецензент:
Л.С. Ибраева - заведующая кафедрой химии и географии Государственного университета имени Шакарима г.Семей, кандидат химических наук, доцент. Пояснительная записка
Данная программа предусматривает систематизацию и углубление теоретических знаний учащихся по химии. Она способствует развитию у школьников навыков применения теоретических знаний при решении расчетных задач, то есть развитию у них функциональной грамотности. Программа играет важную роль в формировании основы для успешного изучения предмета в старших классах.
Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа и соответствует программе 8 класса общеобразовательной школы. Последовательность тем представлена с учетом возрастных особенностей учащихся.
Программа рассчитана на школьников, проявляющих повышенный интерес к изучению химии. Она предназначена для учителей, занимающихся проведением курсов по выбору в среднем школьном звене.
Цели программы:
1. Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по химии.
2. Формирование у учащихся основ решения типовых химических задач.
Задачи программы:
1. Повысить теоретический уровень знаний учащихся по химии.
2. Развивать у учащихся навыки применения теоретических знаний при решении типовых химических задач.
3. Способствовать интеграции знаний учащихся, полученных ими при изучении предметов естественнонаучного профиля.
Содержание программы
Всего 34 ч
Тема 1. Решение расчетных задач по химическим формулам (5 ч.)
Вычисление массовых отношений элементов в сложных веществах. Вычисление массовых долей химических элементов в сложных веществах. Вычисление массы химического элемента по известной массе сложного вещества. Вычисление массы сложного вещества по известной массе химического элемента.
Тема 2. Решение расчетных задач
на нахождение химических формул веществ (4 ч.)
Нахождение эмпирических формул веществ по массовым долям химических элементов. Нахождение формул веществ по массовым отношениям химических элементов.
Тема 3. Количество вещества. Молярная масса.
Молярный объем. Число Авогадро (7 ч.)
Определение количества вещества по известным массе или объему вещества. Определение массы или объема вещества по известному количеству вещества. Определение числа атомов и молекул по известным массе или объему вещества. Определение массы или объема вещества по известному числу составляющих атомов и молекул.
Тема 4. Решение расчетных задач по химическим уравнениям реакций (6 ч.)
Вычисление массы, объема или количества вещества продукта реакции по известным массе, объему или количеству исходного вещества. Вычисление массы, объема или количества исходного вещества по известным массе, объему или количеству вещества продукта реакции.
Тема 5. Решение расчетным задач по термохимическим уравнениям реакций (4 ч.)
Нахождение количества выделившейся теплоты по известной массе одного из реагирующих веществ. Нахождение теплового эффекта реакции по известным массе вещества и количеству выделившейся теплоты.
Тема 6. Решение расчетных задач на газообразные вещества (3 ч.)
Определение плотности и относительной плотности газов. Вычисления, связанные с объемными отношениями газов при химических реакциях.
Тема 7. Решение расчетных задач на растворы (5 ч.)
Вычисления с использованием массовой доли растворенного вещества. Вычисления с использованием плотности растворов. Вычисления с использованием растворимости веществ.
Учебно-тематическое планирование
№
п/п
Тема занятия
Кол.
часов
Форма
проведения
Образов.
продукт
учащихся
Дидактическое
обеспечение
Календарные сроки
8 «А»
8 «Б»
8 «В»
Тема 1. Решение расчетных задач по химическим формулам (5 ч.)
1
Вычисление массовых отношений элементов в сложных веществах.
1
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач
2-3
Вычисление массовых долей химических элементов в сложных веществах.
2
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач
4
Вычисление массы химического элемента по известной массе сложного вещества.
1
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач
5
Вычисление массы сложного вещества по известной массе химического элемента.
1
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач
Тема 2. Решение расчетных задач на нахождение химических формул веществ (4 ч.)
6-7
Нахождение эмпирических формул веществ по массовым долям химических элементов.
2
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач
8-9
Нахождение формул веществ по массовым отношениям химических элементов.
2
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач
Тема 3. Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем. Число Авогадро (7 ч.)
10-11
Определение количества вещества по известным массе или объему вещества.
2
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач
12-13
Определение массы или объема вещества по известному количеству вещества.
2
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач
14-15
Определение числа атомов и молекул по известным массе или объему вещества.
2
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач
16
Определение массы или объема вещества по известному числу составляющих атомов и молекул.
1
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач
Тема 4. Решение расчетных задач по химическим уравнениям реакций (6 ч.)
17-19
Вычисление массы, объема или количества вещества продукта реакции по известным массе, объему или количеству исходного вещества.
3
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач
20-22
Вычисление массы, объема или количества исходного вещества по известным массе, объему или количеству вещества продукта реакции.
3
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач
№
п/п
Тема занятия
Кол.
часов
Форма
проведения
Образов.
продукт
учащихся
Дидактическое
обеспечение
Календарные сроки
8 «А»
8 «Б»
8 «В»
Тема 5. Решение расчетным задач по термохимическим уравнениям реакций (4 ч.)
23-24
Нахождение количества выделившейся теплоты по известной массе одного из реагирующих веществ.
2
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач
25-26
Нахождение теплового эффекта реакции по известным массе вещества и количеству выделившейся теплоты.
2
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач
Тема 6. Решение расчетных задач на газообразные вещества (3 ч.)
27
Определение плотности и относительной плотности газов.
1
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач
28-29
Вычисления, связанные с объемными отношениями газов при химических реакциях.
2
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач
Тема 7. Решение расчетных задач на растворы (5 ч.)
30
Вычисления с использованием массовой доли растворенного вещества.
1
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач
31-32
Вычисления с использованием плотности растворов.
2
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач
33-34
Вычисления с использованием растворимости веществ.
2
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны называть:
важнейшие вещества по молекулярным и структурным формулам;
основные типы химических реакций;
основные месторождения полезных ископаемых в Казахстане.
Учащиеся должны определять:
по молекулярным формулам принадлежность неорганического и органического вещества к определенному классу:
свойства вещества по молекулярной формуле;
валентность и степени окисления элементов по молекулярной формуле;
вид химической связи в соединениях;
тип химической реакции по признакам.
Учащиеся должны объяснять:
строение атома химических элементов;
структуру периодической системы;
закономерности изменения свойств простых веществ химических элементов в периодической системе;
влияние различных факторов на скорость химических реакций;
причинно-следственные связи между свойствами и применением веществ.
Учащиеся должны вычислять:
формулу вещества, используя массовые доли элементов;
по известной массе сложного вещества массы элементов, входящих в его состав;
массу и объем вещества по количеству вещества;
массу растворенного вещества по известной массе раствора и массовой доле;
массу, объем продуктов реакции горения углеводородов;
по химическим формулам относительную молекулярную массу;
массовую долю химического элемента в соединении по химической формуле;
массу вещества по заданному количеству вещества и количество вещества по известной массе
массу вещества (количество вещества) по известному количеству вещества (массе) одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ
по химическим уравнениям;
массу, объем или количество вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых дано в избытке;
молекулярную формулу газообразных веществ по относительной плотности.
Список литературы
Архангельская О. В., Жиров А. И.-, Еремин В.В., Лебедева О. К., Решетова М. Д.
Теренин В. И.,Тюльков И. А. Задачи всероссийских олимпиад по химии. М.: Экзамен, 2003.
Берданосова С.С. Справочник школьника по общей химии. Учебное пособие. М.:
Аквариум, 1997.
Бекишев К. Олимпиадные задачи по химии (8-11 классы). Алматы: Мектеп, 2001.
Врублевский А.И. Решение заданий химических превращений с тестовым самоконтролем. Минск: ООО «Юнипресс», 2003.
Врублевский А.И. 1000 задач по химии с цепочками превращений и контрольными тестами. Минск: ООО «Юнипресс», 2003.
Врублевский АИ., Барковский Е.В. Задачи по органической химии с примерами решений. Минск: ООО «Юнипресс», 2003.
Врублевский А.И. 6000 новых тестов для старшеклассников и абитуриентов. Минск, «Юнипресс», 2007.
Papa Н.Н., Зуева М. Контрольные и проверочные задачи по химии (8-11). М.: Дрофа, 2000.
Глинка Н. Л. Задачи и упражнения по общей химии. Ленинград: Химия, 1984.
Гольдфарб Я., Ходаков Ю. Задачник по химии для 8-11 классов. М.: Дрофа, 2000.
Егоров А. С. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Крестинин А. Н. Задачи по химии. Нет ничего проще. Учебное пособие для 8-11 классов. М.: Генжер, 1998.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999.
Макареня А. А. Повторим химию. Для поступающих в вузы. Практическое пособие. М: Высшая школа, 1989.
Максименко О.О. Химия. Пособие для поступающих в вузы. М.: Эксмо, 2003.
Потапов В. М., Татаринчик С. Н. Органическая химия. М.: Химия, 1980.
Радецкий А. М. Проверочные работы по химии в 8-11 классах. М: Просвещение, 2001.
Радецкий А. М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 10-11 классов. М.: Просвещение, 2002.
Резяпкин В. И. 700 задач по химии с примерами решения для старшеклассников и абитуриентов. Минск: ООО «Юнипресс», 2001.
Слета Л. А., Холин Ю. В., Черный А. В. Конкурсные задачи по химии с решениями. Пособие для старшеклассников и абитуриентов. Москва-Харьков: Илекса, Гимназия, 1998.
Сорокин В. В., Свитанько И.В., Сычев Ю. Н., Чуранов С. С. Химия. Сборник задач с решениями и ответами. М.: Астрель, 2001.
Суворов А. В. Карцова А. А., Потехин А. А. Днепровский А.С. Увлекательный мир химических превращений. С-Петербург: Химия, 1998.
Хомченко И. Г. Общая химия. М.: Химия, 1987.
24. Хомченко Г.П. Химия. Учебник для подготовительных отделений. М.: Высшая школа, 1981.
25. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1985.
15