Элективный курс Решение задач повышенной сложности по физике
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа элективного курса физики составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования и Концепции профильного обучения, соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников.
Основные цели данного курса:
- научить учащихся, интересующихся предметами естественнонаучного цикла, не только понимать физические явления и закономерности, но и применять их на практике при решении задач повышенного уровня;
- способствовать развитию творческих способностей, интереса к физике, формированию мировоззрения, усвоению сущности научного познания природы.
Умение решать задачи делает знания действенными, практически применимыми, позволяющими школьникам поступить и продолжить учебу в высших профессиональных учебных заведениях естественнонаучного профиля.
Основные задачи курса:
обучающие: обобщение, систематизация, углубление знаний по основам электродинамики; электромагнитных колебаниях и волнах; оптике; квантовой физике; формирование умения комплексного применения знаний при решении задач повышенного уровня;
развивающие: развитие общеучебных умений: самостоятельной работы, использования дополнительных источников информации;
- развитие общечеловеческих умений: способностей к абстрагированию, индукции, дедукции;
- развитие мышления: критичности, самостоятельности;
- формирование интереса к предмету;
- развитие творческих способностей;
воспитательные: расширение кругозора; воспитание самостоятельности; развитие аккуратности, воли, внимания; развития мировоззрения.Данная курс построен таким образом, что он позволяет отработать навыки практического решения задач повышенной сложности по темам, которые представлены в учебнике Мякишева Г.Я., Б.Б.Буховцева, Чаругина «Физика».
После изучения курса учащиеся должны:
знать основные понятия по основам электродинамики; электромагнитных колебаниях и волнах; оптике; квантовой физике; уметь объяснять явления связанные с основами электродинамики; электромагнитными колебаниями и волнами; оптике; квантовой физике; решать физические задачи повышенной сложности связанные с данными явлениями.В процессе реализации данной программы рекомендуется использовать такие методы обучения:
• метод проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления;
• метод частично-поисковой деятельности, способствующий самостоятельному решению проблемы;
• исследовательский метод, который поможет школьникам овладеть способами решения задач нестандартного содержания.
Программа предназначена для 11 классов, в которых для изучения физики выделяется два часа в неделю, в соответствии с БУПом 2004 г. Объем программы - 68 часов, по 2 ч в неделю. Состоит из четырех разделов: «Основы электродинамики» (продолжение), «Колебания и волны», «Оптика», «Квантовая физика» изучаемых в курсе физики в 11 классе на базовом уровне, которые требуют расширенных знаний для подготовки и успешного поступления в ВУЗы.
Содержание программных тем обычно состоит из трех компонентов.
• Во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку;
• во-вторых, выделены характерные задачи или задачи на отдельные приемы;
• в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами.
Задачи учитель подбирает исходя из конкретных возможностей учащихся. Рекомендуется, прежде всего, использовать задачники из предлагаемого списка литературы, а в необходимых случаях школьные задачники.
Текущий и итоговый контроль будет осуществляться следующим образом:
- фронтальный опрос;
- тематические самостоятельные работы;
-тематические контрольные работы.
Учебно-тематический план 11 класс
№ п/пНазвание разделов, тем Количество часов Количество часов Формы контроля
теория практика 1. Основы электродинамики (18 часов) 2 16 1-9. Магнитное поле. 1 8 К/р. № 1.
10-18. Электромагнитная индукция. 1 8 К/р. № 2, 3.
2. Электромагнитные колебания и волны(12часов) 10 19-26. Электромагнитные колебания. 1 7 С/р.
27-30. Электромагнитные волны. 1 3 К/р. № 4.
3. Оптика(27 часов) 23 31-39. Геометрическая оптика. 1 8 К/р. № 5.
40-48. Волновая оптика. 1 8 К/р. № 6.
49-54. Элементы теории относительности. 1 5 С/р.
55-57. Излучения и спектры. 1 2 С/р.
4. Квантовая физика (11 часов) 2 9 58-62. Световые кванты. 1 4 К/р. № 7.
63-68. Физика атома и атомного ядра. 1 5 К/р. № 8.
Итого: 68 ч. 10 58 8
Содержание программы.
1. Основы электродинамики.
Индукция магнитного поля. Принцип суперпозиции магнитных полей. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
2. Электромагнитные колебания и волны.
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. Трансформатор.
Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитныхволн.
3. Оптика.
Прямолинейное распространение света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Формула тонкой линзы. Оптические приборы и оптические системы. Разрешающая способность оптических приборов.
Свет как ЭМВ. Скорость света. Дисперсия света. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света.
Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь полной энергии с импульсом и массой тела. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практическое применение.
4. Квантовая физика.
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А.Г.Столетова. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Опыты П.Н.Лебедева и С.И.Вавилова.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора и линейчатые спектры. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Спонтанное и вынужденное излучение света. Лазеры.
Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Нуклоновская модель ядра. Энергия связи ядра. Ядерные спектры. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Законы сохранения в микромире
Тематическое планирование 11 класс (2 часа в неделю)
Тема Последовательность уроков в теме Минимум содержания на тему Формы контроля
Основы электродинамики (18 часов).
Магнитное поле (9). 1. Классификация задач по теме «Магнитное поле». Правила и приемы решения физических задач по теме «Магнитное поле». Индукция магнитного поля. Принцип суперпозиции магнитных полей. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Фронтальный опрос.
2,3- РЗ. Магнитное поле тока. 4,5. РЗ. Сила Ампера. 6,7. РЗ. Сила Лоренца. 8. Решение комплексных задач по теме «Магнитное поле». 9. К/р. № 1. Магнетизм. К/р. № 1.
Электромагнитная индукция (9). 10. Классификация задач по теме «Электромагнитная индукция». Общий подход к решению задач на электромагнитную индукцию. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Фронтальный опрос.
11. РЗ. Явление электромагнитной индукции. 12. РЗ. Индуктивность. 13. РЗ. Энергия магнитного поля. 14,15. Решение комплексных задач по теме «Электромагнитная индукция». 16. К/р. № 2. Электромагнитная индукция. К/р.№ 2.
17. РЗ. Переменный ток. 18. К/р. № 3. Переменный ток. К/р. № 3.
Электромагнитные колебания и волны (12 часов).
Электромагнитные колебания(8). 19. Классификация задач по теме «Электромагнитные колебания». Правила и приемы решения физических задач по теме «Электромагнитные колебания». Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. Трансформатор. Фронтальный опрос.
20. РЗ. Свободные электрические колебания в контуре. 21,22. РЗ. Активное, емкостное и индуктивное сопротивления. 23.РЗ. Мощность переменного тока. 24. РЗ. Трансформатор. 25. Решение комплексных задач по теме «Электромагнитные колебания». 26. С/р. Электромагнитные колебания. С/р.
Электромагнитные волны (4). 27. Общий подход к решению задач на электромагнитные волны. Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Фронтальный опрос.
28,29. РЗ. Электромагнитные волны. 30. К/р. № 4. Электромагнитные волны. К/р. № 4.
Оптика (27 часов).
Геометрическая оптика (9). 31. Правила и приемы решения физических задач по теме «Геометрическая оптика». Прямолинейное распространение света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Формула тонкой линзы. Оптические приборы и оптические системы. Разрешающая способность оптических приборов. Фронтальный опрос.
32. РЗ. Прямолинейное распространение света. ЗЗ.РЗ. Закон отражения света. 34. РЗ. Закон преломления света. С/р.
35. РЗ. Преломление света в плоскопараллельной пластинке и призме 36. РЗ. Формула тонкой линзы. 37. РЗ. Оптические приборы и оптические системы. 38. Решение комплексных задач по геометрической оптике. 39. К/р. № 5. Геометрическая оптика. К/р. № 5.
Волновая оптика (9). 40. Классификация задач по теме «Волновая оптика». Общий подход к решению задач на волновую оптику. Свет как ЭМВ. Скорость света. Дисперсия света. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Фронтальный опрос.
41, 42. РЗ. Дисперсия света. Скорость света. 43, 44. РЗ. Интерференция света. 45,46. РЗ. Дифракция света. С/р.
47. Решение комплексных задач на волновую оптику. 48. К/р. № 6. Волновая оптика. К/р. № 6.
Элементы теории относительности (6). 49. Правила и приемы решения физических задач по теме «Элементы теории относительности». Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь полной энергии с импульсом и массой тела. Фронтальный опрос.
50. РЗ. Релятивистский закон сложения скоростей. 51. РЗ. Относительность промежутков времени и расстояний. 52. РЗ. Зависимость массы от скорости. 53. РЗ. Закон взаимосвязи массы и энергии. 54. С/р. Элементы теории относительности С/р.
Излучения и спектры (З). 55. Правила и приемы решения физических задач по теме «Излучения и спектры». Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практическое применение. Фронтальный опрос.
56. РЗ. Излучения и спектры. 57. С/р. Излучения и спектры. С/р.
Квантовая физика(11).
Световые кванты (5). 58. Правила и приемы решения физических задач по теме «Световые кванты». Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А.Г.Столетова. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Опыты Фронтальный опрос.
59. Фотоэффект. П.Н.Лебедева и С.И.Вавилова. 60. Фотоны. Эффект Комптона. 61. Давление света. Опыты Лебедева. 62. К/р. № 7. Световые кванты. К/р. № 7.
Физика атома и атомного ядра (6). 63. Классификация задач по теме «Физика атома и атомного ядра». Общий подход к решению задач на физику атома и атомного ядра. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора и линейчатые спектры. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Спонтанное и вынужденное излучение света. Лазеры.
Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Нуклоновская модель ядра. Энергия связи ядра. Ядерные спектры. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Законы сохранения в микромире. Фронтальный опрос.
64. Квантовые постулаты Бора. 65. Методы регистрации заряженных частиц. Закон радиоактивного распада. 66. Радиоактивность. Правила смещения. Состав атомных ядер. Ядерные реакции. 67.Дефект массы. Энергия связи. Энергетический выход ядерных реакций. 68. К/р. № 8. Физика атома и атомного ядра. К/р. № 8.
Список литературы для учителя.
1. Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. _М.: Дрофа, 2008.
2. ЕГЭ 2010. Физика. Типовые тестовые задания / О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов. - М.: Издательство «Экзамен», 2010.
3. Физика. Полный курс подготовки: разбор реальный экзаменационных заданий / И.Л.Касаткина _ М.: ACT: Астрель, 2010.
4. ЕГЭ - 2009. Физика: сдаем без проблем! / В.С.Бабаев. - М.: Эксмо, 2008.
5. ЕГЭ - 2008. Физика. Репетитор / В.А.Грибов, Н.К.Ханнанов. - М.: Эксмо, 2008.
6. ЕГЭ 2008. Физика. Сборник заданий / Г.Г.Никифоров, В.А.Орлов, Н.К.Ханнанов. - М: Эксмо, 2008.
7. ЕГЭ 2009. Физика. Федеральный банк экзаменационных материалов / Авт. -сост. М.Ю.Демидова, И.И.Нурминский. - М.: Эксмо, 2008.
8. Касаткина И.Л. Репетитор по физике. Механика. Молекулярная физика. Термодинамика. / Под ред. Т.В.Шкиль. - иРостов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.
9. Касаткина И.Л. Репетитор по физике. Электромагнетизм. Колебания и волны. Оптика. Элементы теории относительности. Физика атома и атомного ядра. / Под ред. Т.В.Шкиль. - иРостов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.
10. Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 9 - 11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008.
11. Кирик Л.А. Самостоятельные и контрольные работы по физике. Разноуровневые дидактические материалы. 11 класс. Магнетизм. Электродинамика, оптика, квантовая физика.
Список литературы для ученика.
1. ЕГЭ 2010. Физика. Типовые тестовые задания / О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов. - М.: Издательство «Экзамен», 2010.
2. Физика. Полный курс подготовки: разбор реальный экзаменационных заданий / И.Л.Касаткина _ М.: ACT: Астрель, 2010.
3. ЕГЭ - 2009. Физика: сдаем без проблем! / В.С.Бабаев. - М: Эксмо, 2008.
4. ЕГЭ 2008. Физика. Сборник заданий / Г.Г.Никифоров, В.А.Орлов, Н.К.Ханнанов. - М.: Эксмо, 2008.
5. Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 9 - 11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008.