урок русского языка по теме Обобщение о падежах имён существительных
3 класс.
Урок русского языка. (Учебник Т.Г.Рамзаева)
Тема: Обобщение о падежах имен существительных.
Цель:- Обобщить знания о падежах
-Упражнять в склонении существительных
-Развивать и закреплять умение определять падеж существительных в предложении
-Способствовать развитию речи, мышления, умения рассуждать.
-Способствовать развитию аккуратности , внимания , коммуникативных умений.
Оборудование: Таблица падежей (пособие по русскому языку 3 кл.), картины для зрительного диктанта (пособие словарные слова), игра «Падежи»
У детей: ромашки с лепестками гласных, родов, падежей, справочник для начальных классов Т.В. Шклярова.
План.
I.Орг. момент.
1) Проверка готовности (все ли необходимое на партах)
2) Установка на работу.
Дети стоят, закрыв глаза, и повторяют, внутренней речью слова за учителем:
«- Я пришел на урок русского языка. Буду внимателен. Каждая клеточка моего мозга запомнит и примет все, что говорят на уроке. Я все запомню. Мне будет легко работать дальше»
Дети садятся на свои места.
3)Постановка цели урока.
На доске написана тема урока.
–Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о падежах имен существительных)
–Что нам нужно будет сделать? (обобщить все о падежах)
-Верно, и разобраться, как мы усвоили эту тему.
II. Минута орфографии.
ребята, посмотрите, снова у меня на столе папка Незнайки. Видимо он, вновь забыл какие-то правила и хочет, чтобы мы ему напомнили.
Учитель открывает папку, в ней большой конверт. Из конверта достаю записку: «Вставь безударную гласную и определи падеж».
На малой доске написаны слова: С(и/е)нева, с ш(а/о) лунном, с в(е/я)занием.
К доске по желанию выходит ученик, и выполнят самостоятельно
4) в конверте ещё задание
«Определи род и число»
На второй половине малой доски написаны слова:
Охотник окно
Лето дети
Девочка сестра
Второй ученик работает самостоятельно
5) в конверте ещё задание
«Соотнеси карточку вопроса и названия падежей»
Работает третий ученик.
6)для всех остальных задание:
В папке есть картинки для словарного диктанта. Учитель показывает картинку (например, Корова) но дети записывают это слово в заданном учителем падеже.
Например, показываю картинку с изображением корова и прошу записать в Дательном падеже, дети пишут Корове и т.д.
Затем дети меняются тетрадями для взаимопроверки и выставления оценки на полях (карандашом).
+ проверяем работы ребят, работавших у доски, которые четко комментируют свои ответы. Для обратной связи дети используют ромашки и светофоры.
Кстати дети могут задать ребятам 1-2 вопроса по заданию дополнительно. Оценивают их работу (комментируя оценку)
III. Работа по теме урока.
–сколько падежей в русском языке?(6)
-что значит склонить слово? (Изменять по падежам и вопросам)
2)Просклоняем устно слово ПОЛЁТ(1 ученик, оценивание)
3) Просклоняйте самостоятельно слова:
ДРУГ ВАЗА ОКНО
Три ученика за шторой на доске.
-Что значит склонять? (изменить по вопросам)
IV. Физкультминутка.
V.Работа с таблицей (падежи с предлогами)
На доске прикреплена таблица.
И.п. кто? Что?
Р.п. кого, чего?
..
П.п. о ком? О чём?
Работаем все вместе (можно хором)
Называем падеж, вопросы, предлоги к падежам.
-что нужно знать при определении падежа существительного в предложении?
На доске появляется схема.
_что нужно знать, чтобы не перепутать падежи? (задавать оба вопроса, знать предлоги)
-чем отличается В.п от И.п. и от Р.п.?
Дети отвечают ( И.п отличается от В.п. вопросами , И.п является в предложении главным членом-подлежащим, а В.п второстепенным членом)
5) Упр.122. Определить падеж в предложении самостоятельно. Проверка вслух. Самооценка.
VI.Работа по развитию речи (резерв)
На доске картина по развитию речи «Помощники». Детям нужно составить 3-4 предложения и на выбор определить падеж существительных. Оценки.
VII. Итог.
-Какова была тема урока? Наша цель?
-Что значит склонять?
-Как определить падеж существительного в предложении?
-Для чего нужно знать 2 вопроса при определении падежа?
-Какие существительные нельзя склонять?
-Все довольны собой?
-Всем большое спасибо. Я за вас очень рада!
15