Конспект ООД на тему: Укрась башкирскую пиалу. Область Художественно-эстетическое развитие, Область Познавательное развитие
Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира и изобразительной деятельности в старшей группе
Программное содержание: формировать знания детей по культуре родного края, продолжать знакомить детей с особенностями декоративно-прикладного искусства башкирского народа. Учить рисовать элементы геометрического орнамента, присущих башкирской росписи. Закреплять знания об элементах башкирского орнамента, развивать технические умения – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком и всей кистью, свободно двигать в разных направлениях).
Воспитывать любовь к родному краю, уважение к башкирскому народу. Развивать и обогащать речь детей.
Активизация словаря: башкиры, орнамент, роспись, геометрический орнамент
Предварительная работа:
Экскурсия в краеведческий музей, чтение стихов башкирских поэтов Рашида Нигмати, К.Бикбулатовой, Ахмета Хужа, Салавата Юлаева; чтение башкирских народных сказок “Медведь и пчелы”, “Леса - плотник”, “Как медвежонок поумнел”, “Али – Батыр”; рассматривание иллюстраций: быт башкир, национальная одежда, предметы утвари; игры: “Составь башкирский узор”, “Одень башкирских кукол“, “Найди башкирский орнамент“.
Методические приемы:
1) Звучание башкирских мелодий
2) Художественное слово
3) Беседа
4) Вопросы к детям
5) Рассматривание пиалы
6) Объяснение
7) Выполнение элементов росписи
8) Сюрпризный момент
Ход занятия:
Звучит башкирская мелодия. Дети входят, встают полукругом перед гостями.
Воспитатель: Какое солнце всходит над горами,
Как хорошо и радостно в душе.
Я день встречаю звонкими словами,
Цвети, Башкирия, цвети и зеленей!
Дети по очереди читают стихи:
1. Башкортостан, страна трудов
Страна цветов, страна плодов
И мы, которые росли,
Для торжества своей земли!
2. Башкортостан, страна услад.
Бесценный клад, нетленный сад,
Где лев по имени башкир
Родился и увидел мир! “
3. У наших гор вершины до небес
И соловьиных песен полон лес.
Богаты недра нефтью, серебром,
Поляны – ягодами, а сердца добром.
Воспитатель: Дети, о чём говорится в этих стихотворениях?
Дети: О республике Башкортостан.
Воспитатель: Да, ребята, мы живем в замечательной республике, которая называется Башкортостан. Мы много беседовали о родном крае, о ее природе, рассматривали иллюстрации, читали башкирские народные сказки, заучивали стихи башкирских поэтов. Но больше всего о жизни древних башкир, об их быте, о том, чем они занимались, как одевались - мы узнали где?
Дети: В краеведческом музее.
Воспитатель: Давайте вспомним экскурсию в краеведческий музей нашего города.
Показ слайд-шоу с комментариями детей.
Воспитатель: История родной республики начинается с краеведческого музея. В музее нас встретил кто?
Дети: Экскурсовод.
Воспитатель: Да, экскурсовод Мещерякова Анастасия Борисовна. О чём нам здесь рассказывал экскурсовод?
Дети: О коврах и паласах.
Воспитатель: Как называются узоры, которые вы видите на коврах и паласах?
Дети: Башкирский орнамент.
Воспитатель: Какие цвета присутствуют в башкирском орнаменте?
Дети: Чёрный, красный, жёлтый, зелёный.
Воспитатель: Где ещё присутствовал башкирский орнамент?
Дети: На одежде, посуде, одеялах, скатертях, полотенцах, даже на домах.
Воспитатель: Что вы можете рассказать об этой фотографиях?
Дети рассказывают и называют животных и птиц, которые живут в наших лесах.
Воспитатель: А теперь расскажите, что вы видите на этих фотографиях?
Дети рассказывают о национальной одежде башкир, убранстве их жилища, о пчеловодстве и т.д.
Воспитатель: Что вы видите на этой фотографии?
Дети: Самовары, посуду.
Воспитатель: Да, здесь башкирская посуда. Для чего нужен самовар?
Дети: Чтобы пить чай.
Воспитатель: Из чего мы пьём чай?
Дети: Из чашек, из пиал.
Воспитатель: Нам из краеведческого музея прислали самовар. Вот он. К нему приложили вот такие пиалы. Какая пиала по форме?
Дети: Она похожа на чашку, но сужается книзу.
Воспитатель: Посмотрите, чем эти пиалы отличается от этой?
Дети: На них нет узоров.
Воспитатель: Правильно. Эта пиала украшена башкирским орнаментом, а эти нет. Как вы думаете, мы можем это исправить и как?
Дети: Да, надо нарисовать узоры.
Воспитатель: Я тоже так думаю. Для начала узнаем, какие элементы башкирского орнамента вы знаете?
Дети: Крестики, ромбики, лесенки, зубчики.
Воспитатель: А теперь рассмотрим орнамент на этой пиале. Из чего состоит узор?
Дети: Из геометрических фигур: зубчиков, крестиков, полосок.
Воспитатель: А этот элемент вам знаком? Это рогообразный элемент. Повторите.
Дети: Рогообразный элемент.
Воспитатель: Я покажу, как его надо рисовать. Начинаю слева под черной нижней линией, поднимаю ворс кисти снизу вверх и его закругляю, возвращаюсь снова к линии, вновь поднимаю ворс кисти сверху вниз и закругляю. Давайте попробуем нарисовать кисточкой в воздухе.
А как вы будете рисовать ромбики? Концом кисточки мы проводим наклонную полоску сверху вниз, затем немного отступив сверху вниз проведу наклонную полоску, пересекая первую полоску. Далее от начала второй полоски проводим наклонную линию, опять пересекаем, возвращаясь к концу первой полоски.
Дети приступают к самостоятельной работе. Воспитатель напоминает детям технику рисования: некоторые элементы башкирского орнамента рисуют концом кисти, другие полным ворсом кисти.
После того, как дети закончили рисовать, пиалы складывают все вместе на одном столе.
Воспитатель: Чем сегодня мы занимались?
Дети: Рассказывали о Башкортостане, украшали пиалу.
Воспитатель: Какие элементы башкирского орнамента вы использовали в украшении пиал?
Дети: Ромбики, крестики, рогообразные элементы.
Посмотрите, какие красивые пиалы у вас получились. Так и хочется попить чаю.
Воспитатель вносит чак-чак и предлагает всем выпить пиалу чая.