Статья Развитие творческих способностей учащихся на примере урока «Женщины в жизни Печорина» по роману «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова.
Развитие творческих способностей учащихся
на примере урока «Женщины в жизни Печорина»
по роману «Герой нашего времени» М.Ю.Леронтова.
Литература развивает творческое начало в человеке, в конечном счете искусство направлено на то, чтобы сформировать воображение". (В. Давыдов)
Что чувствует современный школьник к герою классической литературы? Как он относится к Онегину, Печорину, Раскольникову? На уроках литературы мы иногда сталкиваемся с проблемами, когда дети не хотят читать художественные произведения, воспринимают и самих авторов, и их героев как «дела давно минувших дней». Как пробудить интерес к чтению художественного произведения? Как научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, независимо?
Развитие творческих качеств личности тесно связано с формированием коммуникативной культуры. На это указывает и ФГОС основного общего образования: «Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи)». Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, на своих уроках.
Сегодня для организации диалога с произведением используется целый ряд технологий, в основе которых лежат поисковые методы: проблемное обучение, технология проектов, дискуссии, а также эмоционально - образные формы деятельности: сюжетно - ролевые игры.
При изучении романа М. Ю. Лермонтова уже на первом этапе изучения романа – этапе обмена первоначальными читательскими впечатлениями – возникает стихийная дискуссия. Скорее даже, не дискуссия, а спор, вызванный приятием или неприятием образа Печорина или других образов романа. Спор очень эмоциональный, часто с отождествлением литературы и жизни, подставлением себя на место Печорина и других героев и пониманием их не как литературных персонажей, а как реальных людей.
Подробнее остановимся на одном из уроков «женщины в жизни Печорина и Печорин в жизни женщин. Рассмотрим, как проблемно-поисковые и эмоционально-образные способы деятельности помогают найти ответ на проблемный вопрос: «Способен ли Печорин на настоящую любовь?»
Анализируя женские образы повести «Княжна Мери», с целью развития воображения использую прием словесного рисования душевного состояния героинь. 1.Делю класс на 4 группы в соответствии с системой женских образов: Бэла, девушка-контрабандистка, Мери, Вера.
2.Предлагаю каждой группе следующее задание - инструкцию:
Составить небольшой рассказ героини о себе, подобрать музыкальное произведение, нарисовать в виде символа и объяснить эмоциональное состояние героини после разлуки с Печориным, ответить на вопросы:
1.Изменилась ли в чем-то героиня после встречи с Печориным?
2. Какую роль сыграл Печорин в её жизни?
3. Какие средства создания образов использованы для обрисовки характера героини?
4.Выберите из ряда предложенных иллюстрацию, которая наиболее отражает ваше представление о героине (группам предлагаются иллюстрации художников В. Серова, М. Врубеля, Н. Тырсы, В. Верещагина).
Например, учащиеся взяли мелодии из фильмов «Королёк – птичка певчая», «Жестокий романс», романс «О жизнь без завтрашнего дня», подготовили схему, по которой действовал Печорин в случае обольщения девушки Мери. На рисунках изображали символами, что чувствует обманутая женская душа. В одном случае, это был помятый цветок, по которому прошёлся Печорин сапогом. В другом случае, это была свеча, которую небрежно затушил наш герой.
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. На уроках литературы особо востребован прием яркого образного начала, для развития эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости учащихся. Живопись и музыка делают урок живым, создают доверительную и комфортную атмосферу в классе, позволяют ребятам настроиться на изучение творчества того или иного автора, вводят произведение в культурно-исторический контекст. Картина помогает понять и замысел писателя, и образно представить ученикам главного героя. Поэтому организую сопоставление иллюстраций работ разных художников к одному и тому же произведению, где можно сравнить образы действующих лиц и увидеть разные точки зрения, высказать своё мнение. Лучше понять характер героя помогает экранизация произведений. В данном случае берём эпизод из фильма, где Печорин пытается догнать Веру.
Для итогового сочинения предлагаю темы творческого характера:
1. Письмо от лица литературного героя – Мери или Вернера – своим подруге или другу, в котором дается объяснение характера Печорина (в тексте романа есть подобное письмо – письмо Веры),
2. Исповедь Максима Максимыча (дневниковые записи Печорина, имеющие исповедальный характер, станут для учеников отправной точкой в написании этой работы).
Этот урок даёт возможность взглянуть на Печорина с разных точек зрения. Таким образом, диалог с произведением, организуемый на основе интеллектуально - логической и эмоционально-образной творческой деятельности, служит формированию коммуникативной культуры читателя, проявляющейся в следующем:
1.В умении ставить вопросы к тексту, способности видеть проблемы, нуждающиеся в разрешении, получать интеллектуальное и эстетическое удовольствие от процесса научного и художественного поиска;
2. В понимании (интерпретации) авторской позиции, авторского замысла на различных структурных уровнях произведения;
3. В умении выразить свое понимание в устных и письменных высказываниях различных жанров научной и художественной речи;
4. В способности вступать в корректный диалог с другими читателями, использовать возможности этого общения для углубления своего представления о произведении.
Современному обществу необходима творческая личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях. Только сильная личность, готовая жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способная смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом, в состоянии сделать свою жизнь и жизнь окружающих содержательной, интересной и счастливой.