Урок литературы в 10 классе по теме Образ Печорина
Материалы разработки учебного занятия с применением интерактивного оборудования
Сценарный план учебного занятия по теме: Философия жизни Григория Александровича Печорина по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
Предмет: литература.
Класс: 10
Тип урока: урок-диспут.
Вид урока: интерактивный урок с применением технологий компетентностно-ориентированного обучения и проблемно-диалоговой технологии.
Цель урока: определить нравственно-философскую позицию Лермонтова в романе «Герой нашего времени»;
развивать умение размышлять над прочитанным, анализировать текст, дискутировать, делать выводы и обобщения;
воспитывать самостоятельность мышления, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы.
Единица содержания: схема анализа «Портрет литературного героя»
Планируемые достижения учащихся на уроке:
Личностные:
Создание у учащихся представления о человеке как объекте и продукте воздействия обстоятельств и окружающих людей, и человеке как творце обстоятельств;
Формирование понятия об образе жизни как системе деятельности и личностных смыслов: «что делаю в этой жизни?», «что считаю главным в жизни?»;
Предоставление ученику пространства для самоопределения, принятия решений, самовоспитания с позиции представления о жизни, достойной человека, самоанализа.
Метапредметные:
Смысловое чтение;
Умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение;
Умение учащегося построить и продемонстрировать грамотно оформленный монолог;
Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия;
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные:
Умение понимать тему, идею литературного произведения, учитывать родовую специфику;
Умение пересказывать, отвечать на вопросы с использованием образных средств русского языка,
Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, формировать эстетический вкус;
Устанавливать связи литературного произведения с эпохой его создания.
Пед. технология:
личностно- ориентированное обучение;
встречных усилий, развивающего обучения посредством групповой и самостоятельной работы, развитие критического мышления, технология проблемного обучения.
Методы:
Метод творческого чтения - приемы:
слово учителя, выразительное чтение отрывков из произведения.
Эвристический метод - приемы:
диспут по вопросам, предложенным учителем, пересказ с элементами анализа.
Исследовательский метод - приемы:
самостоятельное решение проблемы.
Виды учебной деятельности:
комментированное чтение,
пересказ с элементами рассуждения.
Источники информации:
1) Учебник «Литература» 10 кл.1 ч., В. И. Коровин.
2) Пособие для учителя «Поурочные разработки по литературе» И. В. Золотарёва, Т.И. Михайлова.
3) http://www.muzeum.ru/Painting/index.htm/.
4) Русская классика. Избранные страницы. Учебник-практикум для ОУ. Под редакцией Г.И. Беленького. Москва, «Мнемозина», 2000.
5) Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе, 9 класс, М.: Просвещение Коровина В. Я.2013.
6) Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. Полат Е. С. М: ИЦ «Академия» Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М .В.,2004.
7) Поурочные разработки по литературе. И.В. Золотарёва, Т.И. Михайлова.Москва,»Вако»,2012.
Оборудование и электронные ресурсы:
Компьютер,
проектор,
мультимедийный экран,
интерактивная доска,
шаблоны таблиц по количеству учащихся.
текст романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»,
толковый словарь С.И. Ожегова,
Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова,
Философский словарь под редакцией И. Т. Фролова,
портреты писателя М.Ю. Лермонтова,
презентация «Портрет хужожественного персонажа.Печорин»(подготовленная мной),
CD-RW-диски с фрагментами экранизации романа «Герой нашего времени» режиссёр С. Ростоцкий (1965г),
листы оценивания.
Ход урока
Этап мотивации к учебной деятельности.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Оргмомент.
Психологическая подготовка к изучению новой темы.
Вопросы к уроку показаны слайдом на интерактивной доске):•Почему, говоря о Печорине, мы имеем в виду все поколение?
•Каков Печорин, если судить героя по его поступкам?
•Оправдывает ли Печорина его эпоха и воспитание?
•Достоин ли Печорин подражания?
•Что такое нравственность? Нравственен ли Печорин?
Приветствуют учителя. Записывают в тетради дату и вопросы для обсуждения.
Ученики дают возможные варианты ответов. Регулятивные УУД:
умение мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности».
Личностные УУД: действие смыслообразованияКоммуникативные УУД
участие в формировании атмосферы исследования и сотворчества
Методический комментарий. Перед уроком учитель выводит на интерактивной доске тему урока, эпиграф и проблемные вопросы, вынесенные на семинар-диспут. В процессе урока ребята делают необходимые записи на доске и в тетради.
Выстраивает рассуждения и аналитические выводы, ориентированно на сообщение задач урока, участвует в организации различных видов деятельности, сборе информации групповой работы.
Этап актуализации знаний и пробного учебного действия. Определение темы урока.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Открывая диспут, учитель ставит вопрос: «О литературных героях всегда говорят, спорят. А Лермонтов к тому же предсказывает в «Думе»:
И прах наш, с строгостью судьи
И гражданина,
Потомок оскорбит презрительнымСтихом,-
Он как бы подсказывает нам, каким путем идти».
Возможные ответы учеников:
1 ответ: «В предисловии к роману сказано, что в Печорине собраны пороки времени. Пороки! Значит, он требует действительно осуждения, оценки!»
2 ответ: «Но ведь в Печорине не только одно плохое собрано,- возражают другие,- зачем сразу осуждать его, надо сначала понять, что в нем плохо, что норма, и почему?»
Регулятивные УУД:
формирование и реализация умения включаться в разные виды учебной деятельности,
применение знания, полученных на предыдущем уроке в рамках созданной учителем учебной ситуации, реализовывать навыки решения практической задачи индивидуальным образом.Коммуникативные УУД:
умение проявлять себя.
реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности.
Личностные УУД:
умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.
Методические комментарии. Помогает правильно сформулировать цели и задачи урока.
Участвует в подготовке к восприятию художественного произведения.
Этап постановки проблемы.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Слово учителя.
Задумаемся, чем ценен человек - благими намерениями или поступками?
Слово учителя:
Обратимся к самому Печорину еще раз, к его сложному характеру, к поступкам человека, которого сам автор приблизил к нам, говоря о гражданском праве потомков строго судить о нем. Важно выяснить, поучительна ли его история для нас, людей совсем иной эпохи, иного воспитания? Возможные ответы учеников:
1 ответ: «В предисловии к роману сказано, что в Печорине собраны пороки времени. Пороки! Значит, он требует действительно осуждения, оценки!»
2 ответ: Но ведь в Печорине не только одно плохое собрано,- эгоизм?
3 ответ: Можно ли целиком оправдать человека, если его дурные поступки порождены влиянием времени, воспитания?
4 ответ: Придает ли разочарованность человеку привлекательность? Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные УУД: целеполагание
Методический комментарий. Создает условия для осознания и осмысления учебного материала, применяя его в знакомой и новой учебной ситуации, проверяет уровень усвоения системы знаний и умений средствами технологии встречных усилий, развивающего обучения.
Этап построения проекта выхода из затруднения.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Слово учителя.
Обратимся к самому Печорину еще раз, к его сложному характеру, к поступкам человека, которого сам автор приблизил к нам, говоря о гражданском праве потомков строго судить о нем. Важно выяснить, поучительна ли его история для нас, людей совсем иной эпохи, иного воспитания?
Слово учителя.
Но … легко ли понять героя тридцатых годов?
Слово учителя.
Что же главное в человеке, чем определяется его ценность? Тем, что он сам о себе думает и говорит? Очевидно, нет! Но от чего, в конечном счете, зависит наше мнение о человеке? - От его поведения в жизни, от того, как он относится к другим людям. Возможные ответы учеников:
1 ответ: «Вечное» противостояние добра и зла рождало споры между Онегиным и Ленским. Лермонтова возмущало постыдное равнодушие к добру и злу.
2 ответ: Мы заинтересованы в том, чтобы разобраться в причинах трагедии человека, не нашедшего себя. Не оставившего «векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда».
3 ответ: Это тем более важно, что Печорин - «Герой своего времени», один из тех, кто вобрал в себя его горести, страдания и пороки.
Возможные варианты ответов.
1 ответ:
Нет, нелегко:ведь даже близкие друзья, Максим Максимыч, например, не понимали его.
2 ответ:
Нам легче, чем Максиму Максимычу, Вере, Вернеру, Мери; на расстоянии виднее, а к тому же перед нами не один эпизод, а вся жизнь героя, его дневник, исповедь.
3 ответ: Личность Печорина полно и ярко предстает перед нами, но характер его сложен и противоречив, и на предыдущих уроках мы могли в этом убедиться. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.
Личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос) Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.
Методический комментарий. Организовывает работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала
Этап реализации построенного проекта.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Слово учителя.
В чем сложность оценки лермонтовского героя?
Мы говорили ранее о дуализме образа Печорина.
В чем заключается двойственность образа?
Слово учителя.
Что это значит?
Возможные варианты ответов.
1 ответ: Одно из главных противоречий человека - противоречие между «умом» и «сердцем». Между эмоциональным и рациональным началами в человеке. В Печорине рациональный человек подавляет эмоционального.
2 ответ:
Печорин говорит о себе: «Из жизненной бури я вынес только несколько идей - и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…»
3 ответ:
Разумный человек подавляет эмоциональное, в итоге Печорин превращает себя в нравственного калеку.
Ответ учеников:
Он качественно меняет систему истинных ценностей: пытается рационально обосновать нравственные законы, что приводит его к эгоизму. Печорин руководствуется рассудком, а не чувством («не вынес ни одного чувства»). Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Методические комментарии. Организует эвристическую беседу, работу с таблицами, Участвует в обсуждении и поиске общего решения проблемных вопросов, представления результатов работы, акцентирует внимание на точности формулировок.
Этап первичного закрепления во внешней речи.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Слово учителя:
-Докажите текстом.
Ученики цитируют монолог: «Да, такова была моя участь с самого детства!» Личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор
Регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.
Познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач
Методические комментарии. Организует работу с художественным текстом, участвует в аналитической беседе, контролирует поисковую деятельность со словарем литературоведческих терминов.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Слово учителя.
Оформляем цитатную таблицу по следующим пунктам:
Какими качествами обладал Печорин?
Какие он приобрел в обществе?
Для чего происходит нравственное опрощение героя?
Ученики самостоятельно оформляют записи в таблице. Личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор
Регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.
Познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач
Методические комментарии. Организую аналитическую беседу.
Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Слово учителя.
Выясним отношение Печорина к собственным поступкам: строг ли он к себе, оправдывает ли его то, что он горько кается, казнит себя (вообще, можно ли простить человеку поступки, если он сам осуждает их)? Чем становится для Печорина внутренний суд, суд сердца, источника терзаний? Путем к переменам, самобичеванием? Возможные ответы учеников:
1 ответ :«Пробегаю в память все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…»,- рассуждает Печорин.2 ответ: Может быть, смысл человеческого существования в формировании души, в подготовке ее к жизни в Мирах Высших, что предполагает всяческие испытания? Может быть, душа действительно бессмертна, а период земной жизни лишь дает импульс ее дальнейшему развитию?
3 ответ: Ум и сердце могли освоить метафизические истины- результат тысячелетних прозрений человечества - по малейшим ее фрагментам, вошедшим в соприкосновение с собственными убеждениями; мир его произведений многомерен, включает в себя не только земное бытие, но и бытие Вселенной. Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.
Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.
Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Методические комментарии. Проводит аналитическую беседу, систематизацию материала, обобщение.
Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Слово учителя.
Заканчивая наш сегодняшний разговор о герое своего времени, о Печорине, мы расстаемся так и не придя к общему выводу: каков он, Печорин?
Возможные ответы учеников:
1 вариант: Мы полны уважения и любви к этому человеку. И немудрено: в Печорине есть некий магнетизм, притягательная сила. Так всегда поражают оригинальные, самобытные натуры «неподражаемая странность и резкий охлажденный ум…».
2 вариант: А мы отказываемся от всяких симпатий к герою, видя в нем портрет, сотканный из пороков.
3 вариант: У меня сложное отношение к Печорину, и, пожалуй, - это чувство горечи и гордости - от сознания силы и значительности внутреннего протеста Печорина против существования, которое могло бы удовлетворить лишь «самолюбивую посредственность».
4 вариант: Я думаю, вы согласитесь со мной: к Печорину можно относиться по-разному, но опыт его жизни ужасен. Можно много спорить о том, что побудило героя поступить так или иначе в каждом отдельном случае. Поведение Печорина действительно противоречиво, поэтому в целом мы говорим о дуализме его образа.
5 вариант: В целом судьба лермонтовского героя трагична и безысходна. Уйдя из жизни, «герой времени» не оставил векам «ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда». Может быть, это слишком высокое требование? Но Печорин не оставил после себя ни друга, согретого теплом его участия, ни женщины, счастливой его любовью.
6 вариант: Повторить судьбу Печорина - значило бы испить чашу одиночества, глубокой неудовлетворенности и скептицизма, бесприютности и тоски.
7 вариант: И все же пример Печорина не бесплоден. Он не оставляет читателей на протяжении многих лет, тревожит, мучит, заставляет нас отвечать на сааме главные вопросы: что такое счастье? Для чего живет человек? Что может дать он людям? Кого винить, если жизнь не удалась? Познавательные УУД: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: выработка учащимися индивидуального маршрута преодоления зон затруднения. Волевая саморегуляция оценки – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
рефлексия,
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Методические комментарии. 1.Образовательные:
формирование умения применять полученные знания на практике.
2.Методические:
включать в учебную деятельность по реализации алгоритмов устного и письменного ответов учащихся.
3.Организационно-рефлексивные:
создание условий для коллективной и индивидуальной работы учащихся с учетом их проблемных зон, установление ситуации осознанного усвоения учащимися нового учебного материала.
Этап домашнего задания
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Слово учителя.
В этом смысле наш спор не заканчивается, а лишь начинается как разговор об ответственности человека перед своей судьбой, а также перед временем, эпохой, суть которого верно отразил Наум Коржавин:
«А время?
Время давно.
Это не подлежит обсуждению,
Подлежишь обсуждению ты…»
О герое наших дней речь пойдет на следующем уроке.
Домашнее задание. Сдают листы оценивания, записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы, переспрашивают непонятое. Коммуникативные УУД : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;Познавательные УУД : рефлексия;Личностные УУД :смыслообразование.
Методические комментарии. Вопросы к уроку-диспуту даются в ходе урока. Даёт информацию о домашнем задании. Отвечает на вопросы, делает уточнения, разъясняет этапы работы для индивидуального творческого задания. Проверяет записи в дневниках.
Самоанализ урока литературы по теме:
«Философия жизни Григория Александровича Печорина по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
(На материале глав из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
23 октября 2015 года мной был подготовлен и проведён урок литературы в 10 классе на тему: «Портрет литературного героя», (на материале глав из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Это четвёртый урок по произведению и 15-ый урок по творчеству М.Ю. Лермонтова.
Профильность класса соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Поэтому уже в 10 классе учащиеся самостоятельно определяют круг целей и задач, исходящих из темы урока. Формирование УУД учащихся осуществляется в процессе сотрудничества учителя и учащихся, т.к. в этом возрасте ведущим типом деятельности является общение.
Урок разработан в рамках программы для профильного изучения литературы под редакцией В.И. Коровина (8 часов в неделю). Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой используется учебно-методический комплекс: В.И. Коровин. Литература.10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый и профильный уровни. В 2 ч.Ч.1,13-ое изд.-М.: Просвещение,2013.
Тип урока – урок-диспут. На уроке сочетались разные виды работ: групповые (задания по группам), творческие задания оперативного характера (составление ассоциаций), которые закрепляют эмоции и служат в целом развитию творческого и нравственного начал, и т.д.
Реализация целей осуществлялась через важные вспомогательные элементы: эмоциональную вспышку (нестандартное начало, чтобы включить учащихся в поиск), внешнюю установку (слайдовая презентация, звуковое сопровождение урока, которые воспитывают эмоциональную утончённость). Все эти моменты использовались для органической организации урока, углубления и расширения знаний.
На уроке мне удалось создать пространство для всеобщей коммуникации. Послушайте, что говорят ваши одноклассники! Согласны с ними? Дополните, не повторяясь. Нет? Аргументируйте свое выступление. То есть настоящий урок – это 40 минут непрерывного интеллектуального напряжения и общения, обеспеченного тщательно продуманной со стороны учителя технологией, в которой важно всё: внешний облик учителя (его взволнованность, увлечённость) и нечто персональное для ученика (область исследований, творческое задание). Ученик на уроке и зритель, и участник, и творец.
Для актуализации знаний, определения темы, целей урока изучения нового материала мною была подготовлена презентация, которая позволила в доступной и наглядной форме объяснить новый материал. После выполнения задания учащиеся анализировали и объясняли полученный результат, делали выводы. Также для этапа закрепления знаний использовалось на разных этапах урока приёмы работы в группах, технология встречных усилий. Домашнее задание (по выбору) было зафиксировано на слайде презентации. Рефлексия и подведение итогов урока осуществлялись на каждом этапе урока. Материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся, развитию интереса к учению; мотивировал учащихся на дальнейшее, более глубокое освоение предмета; помогал учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.
В процессе учебного занятия реализовывалась постановка учебной задачи на этапе изучения нового материала; сочетались разные формы работы: индивидуальная, групповая, классная. Осуществлялось развитие логического мышления, умений сравнивать, делать выводы. Были подведены итоги каждого этапа и всего урока. Чередовались разные виды деятельности.
Мною были введены в ход урока логические переходы от одного этапа к другому: управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины, для этого определен объем учебного материала на уроке, распределение времени на выполнение заданий. Характер обучения был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно, поэтому излагали свои мысли открыто, обдумано, показали навыки творческого применения знаний, умения самостоятельно делать выводы, проводить исследовательскую работу.
Домашнее задание, с предложенным мною планом по подготовке, стало обобщением знаний, полученных на уроке.
План урока выполнен полностью, были достигнуты личностные, предметные и метапредметные результаты, на мой взгляд, цель урока достигнута. Все этапы последовательны и логически связанны. Считаю, что именно такие уроки целесообразно проводить при знакомстве с жизнью или творчеством поэтов и писателей, так как именно они способствуют повышению интереса к личности мастера, предмету, развитию любознательности, интеллектуальных способностей, а также нравственных и эстетических чувств учащихся.
Приложение №1
Маршрутный лист
Ф. И. ___________________________________________________________________
ТЕМА УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): _______________________________________________________________________
ЦЕЛЬ УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ___________________________________________________________________________
Этап
Учебная деятельность Моё участие на данном этапе
(Отметьте верные для вас утверждения галочкой)
Начало урока Настрой на урок включился с желанием узнать новое
включился с интересом
включился, так как надо
1 шаг Повторение пройденного материала получил правильный результат, работая индивидуально и в паре
получил правильный результат, работая индивидуально
передал инициативу партнеру, работая в паре
2 шаг Выполнение пробного задания - действия попробовал выполнить задание, но не смог обосновать как
попробовал выполнить задание, но встретился с затруднением
не попробовал выполнить задание
3 шаг Построение проекта выхода из затруднения активно выдвигал идеи при обсуждении построения проекта
с интересом участвовал в обсуждении построения проекта
согласился с большинством при обсуждении построения проекта
4 шаг Реализация проекта выхода из затруднения успешно работал в группе
работа в группе принесла удовлетворение
передал инициативу партнерам в группе
5 шаг Первичное закрепление отвечал у доски, применяя новое знание
получил результат схожий с образцом, работая на месте
списывал готовый результат с доски, закрепляя новое знание
6 шаг Самостоятельная работа с самопроверкой выполнил самостоятельно задание без ошибок
выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил
не смог самостоятельно выполнить задание, отложил на потом
7 шаг Применение нового материала в системе знаний принял активное участие в работе
участвовал в работе по мере своих возможностей
созерцал происходящее на данном этапе
8 - 9 шаги
Инструктаж по домашнему заданию и итог урока мне всё понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание
мне в целом понятна тема, я внимательно буду делать домашнее задание
мне понятна большая часть темы, перед выполнением домашнего задания проконсультируюсь у учителя или одноклассника.
Приложение № 2
Портрет Григория Печорина
Странности и противоречия в портрете Социальное в портрете Черты романтического героя в портрете героя Авторское отношение к герою Описание глаз Печорина Описание улыбки
Приложение №3
Скриншоты презентационного файла к учебному занятию литературы по теме:
«Философия жизни Григория Александровича Печорина по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»