Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе детского сада.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА-ЛИЦЕЙ №1420 ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «РОДНИЧОК»
«Путешествие в зимний лес».
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием здоровье сберегающих технологий во II младшей группе.
Составила: Воспитатель I категории Суховерхова Г.С.
Г. Москва 2016г.
Цель: Расширить словарный запас детей.
Способствовать формированию навыков здорового образа жизни.
Обучающие задачи:
- пополнить словарный запас детей;
- закреплять умения детей понимать пространственное значение предлогов;
- закреплять умение изменять слова в предложении, правильно подбирать предлоги для определения места нахождения;
- создать условия для закрепления умения образования относительных прилагательных от существительных;
- создать условия для закрепления техники выполнения различных видов оздоровительного массажа, офтальмологической гимнастики, дыхательных упражнений.
-закреплять знания детей о диких животных, о месте их обитания;
- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
Развивающие задачи:
-способствовать расширению запаса знаний и представлений об окружающем мире;
-создать условия для развития мышления, памяти, внимания, воображения;
Воспитательные задачи:
-воспитывать находчивость, сообразительность, быстроту реакции;
-воспитывать эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать любовь к животным, чувство сопереживания.
Тип занятия. Закрепление ранее приобретённых знаний.
Форма занятия. Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Продолжительность.15 минут
Участники. Дети второй младшей группы детского сада.
Возраст обучающихся: 3- 4 года.
Оборудование и материалы:
Создать имитацию зимнего леса. Мягкие игрушки- дикие звери.
Раздаточный материал:
Лисички на палочках, для гимнастики для глаз. Снежинки для проведения дыхательной гимнастики.
Предварительная подготовка:
Знакомство с разными видами массажа, заучивание скороговорок.
Методы и приемы работы с детьми.
• Игровой (игровая ситуация, использование сюрпризных моментов: красочное письмо от зверят, мягких игрушек: белки, лисы, медведя, белого зайца).• Наглядный (использование изготовленных баночек с «вареньем» ).• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).• Поощрение, анализ занятия.
Ведущая образовательная область: речевое развитие, физическое развитие (здоровье).
Структура занятия:
Этап занятия Содержание Время
Вводная часть. Чтение письма, одевание на улицу, поездка на поезде. 3мин.
Основная часть Встреча с животными леса, помощь им, игры с ними. 10 мин.
Заключительная часть Рассказ зайцу, кого видели в лесу и что с ними делали. 2 мин.
Вводная часть:
В.: Ребята! Сегодня, когда я шла в детский сад, нашла волшебное письмо (показывает конверт). Почему оно волшебное? Да потому что, это письмо из леса от зверят!
Воспитатель: Давайте скорее откроем его и прочитаем. (открываем конверт читаем письмо.
Здравствуйте дорогие ребята!
Пишут Вам зверята. Мы приглашаем Вас в гости на Волшебную полянку. Очень ждем.
Звери лесной полянки.
Воспитатель: Что будем делать? Как вы думаете?
(Ответы детей. Все пришли к выводу, что надо поехать в гости на волшебную полянку. ) Ребята, нам надо взять с собой гостинцы. Вот варенье разное, шишки. Положим всё в корзинку.
Ребята, а какое время года сейчас у нас ?Д.: Зима!
В.: А как вы узнали?
Д.: На улице холодно, снег идёт.
В.: А что мы должны сделать, прежде чем пойти гулять?
Д.: Одеться.
В.: Правильно, одеться.
Проводиться игра-имитация «Оденемся на прогулку»
Раз, два, три, четыре, пять!
Собираемся гулять!
Мы штанишки надеваем,
Про носки не забываем, валенки ещё обуем.
Свитерочки мы наденем,
Шубку дружно застегнём,
Не забудем шапку, шарфик,
Так же варежки возьмём, А теперь гулять пойдём.
Вот мы оделись и теперь готовы к путешествию.
Друг за дружкой поскорее
Становитесь, детвора!
На прогулку в зимний лес
Отправляться нам пора!
В.: А на чём можно отправиться в лес? (Ответы детей)
В лес мы отправимся на поезде.
(Дети встают в круг друг за другом и выполняют массаж спины «Паровоз»)
Чух-чух, пыхчу, пыхчу, стоять на месте не хочу (похлопывание по спине ладонями)
Стоять на месте не хочу, колёсами стучу, стучу (поколачивание пальцами)
Колёсами стучу, стучу, садись скорее, прокачу! (поглаживание ладонями)
Чу,чу,чу! Поехали! (дети, согнув руки в локтях «едут» по группе, работая локтями)
Вот поезд наш мчится , колёса стучат,
А в поезде нашем, ребята сидят.
«Чух-чух-чух-чух.» (дети проговаривают последние слова).
Обращать внимание детей на чёткое проговаривание «Чух-чух-чух-чух.» (индивидуальная работа).
Основная часть:
В.: Вот мы и приехали в зимний лес. Посмотрите, ребята, как красиво зимой в лесу…Много снега, намело большие сугробы. А кто это там сидит? (Воспитатель обращает внимание детей на белку, которая сидит на ветке) (Ответы детей) Где сидит белка?
Д.: Белка сидит на ветке.
В. Посмотрите, какое настроение у белки? (ответы детей)
Как вы думаете, что случилось у белочки? Почему она такая грустная?(Предположения детей) А давайте спросим у неё.
В.: Белочка, что случилось, почему ты такая печальная?
Белочка: Да я далеко от своего домика убежала и заблудилась. Зимой холодно, без домика плохо. Что делать не знаю.
В.: Не волнуйся, белочка, ребята тебе помогут. Поможем, ребята?(Ответы детей) А как мы можем ей помочь? (Ответы детей)
Давайте , ребята, построим домик для белочки.
Массаж рук «Строим дом»
Воспитатель: Целый день тук да тук,
Похлопывание ладонью правой руки по левой руке от кисти к плечу.
Раздается звонкий стук.
Похлопывание ладонью по правой руке.
Молоточки стучат,
Поколачивание правым кулачком по левой руке от кисти к плечу.
Строим домик для зайчат.
Молоточки стучат,
Поколачивание кулачком по правой руке.
Строим домик для бельчат.
Этот дом для белочек,
Растирание правым кулачком левой руки круговыми движениями.
Этот дом для зайчиков,
Растирание кулачком правой руки.
Этот дом для девочек,
Быстро «пробежаться» пальчиками правой руки по левой от кисти к плечу.
Этот дом для мальчиков.
«Пробежаться» пальцами по правой руке.
Вот какой хороший дом,
Погладить ладонью левую руку от кисти к плечу.
Как мы славно заживем,
Погладить ладонью правую руку.
Будем песни распевать,
Скользящие хлопки ладоней друг о друга («Тарелочки»).
Веселиться и плясать.
Белочка так обрадовалась: Спасибо, ребята, спасибо. И сразу стала в новый домик носить шишки, которые принесли дети.
(Добиваться при проведении массажа не только правильного выполнения массажа, но и четкого проговаривание текста.)
Мимическое упражнениеВоспитатель:
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.
Дети выражают мимикой смену настроений в стихотворении.
Белка шишку уронила,
Прямо в Мишку угодила.
Застонал, заохал Мишка:
— На носу вскочила шишка!
Мишка: «Э-э-э-э» Что это такое, кто меня разбудил.(Воспитатель достает медведя из сугроба)
В.: Ребята, где медведь спал?
Д.: В берлоге. Он должен спать всю зиму, что делать? (Ответы детей. Возможно кто то из детей предложит накормить его вареньем.)
В.: Давайте угостим его вкусным вареньем, он поест и уснёт.
Дидактическая игра «Какой, какая, какое»
В.: …Варенье из малины какое? (Малиновое) Ваня. Скажи медведю: «На, миша, ешь малиновое варенье.»Так проговаривает каждый ребёнок. Варенье из яблок, клубники, сливы, апельсина. смородины, лимона, банана. Дети угощают медведя, и он засыпает снова.
Воспитатель привлекает внимание детей.
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?..(Лиса)
В.: А где лиса сидит?
Д.: Под ёлкой.
В,:А шубка у лисы какая? (Мягкая, пушистая, тёплая и т.д.)? Лисичка, а что ты здесь делаешь?
Лиса: Зайца жду, Вы его не видели?
Д.: Нет.
Лиса: А может вы плохо смотрели? Сейчас я проверю. ( Раздаёт детям картинки, и проводиться гимнастика для глаз).
Гимнастика для глаз, с проговариванием чистоговорки.
Са-са-са — вот идет Лиса.
Су-су-су — видим мы Лису.
Сы-сы-сы — хвост пушистый у Лисы.
Са-са-са — Лисонька-краса.
За-за-за — закрывай глаза.
Ся-ся-ся — вот и сказка вся.
Движения глазами вправо — влево, вверх — вниз, вправо — влево, вверх — вниз. Закрыть глаза. Поморгать глазами. (Добиваться чёткого произношения скороговорки и правильного выполнения движений глаз, без поворота головы).(Приложение 1.)
Лиса: Да, смотрите вы хорошо. Что холодно очень стало не заболеть бы мне.
В.: А ты , лисичка, почаще делай массаж и не будешь болеть.
Лиса: Массаж? А что это такое? Я не знаю.
В.: Мы тебя сейчас научим, лисичка.
Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний.
(выполняют дети).
В.:Са – са – са, Вот идет лиса.
(скользящими движениями растирать ладони)
сы – сы- сы, хвост пушистый у лисы.
(пальцами растираем лоб)
Со –со – со Вот возьму я колесо.
(Провести по щекам)
Са – са- са,
Лисонька – краса.
(растирать крылья носа)
со – со – со,
Ну-ка, брось колесо.
(пальцами растирать мочки ушей)
Су – су- су,
Не поймать тебе лису.
(погладить ладонями лицо)
(Чёткое произношение скороговорки и чёткого выполнения массажа).
Лиса: Спасибо, ребята, что научили меня массажу. А ручки у вас не замёрзли? Моя бабушка очень любит вязать рукавички. Посмотрите как. Слушайте внимательно и выполняйте движения.
Массаж пальцев «Рукавицы».
В.: Вяжет бабушка Лисица
Всем лисятам рукавицы:
Поочередно потереть большим пальцем подушечки остальных пальцев.
Для лисенка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисенка Коли,
Для лисички Оли,
Поочередный массаж пальцев левой руки, начиная с большого (при повторении массировать пальцы правой руки).
А маленькие рукавички
Для Наташеньки-лисички.
В рукавичках — да-да-да! —
Потереть ладони друг о друга.
Не замерзнем никогда!
Лиса: До свидания, ребята, пойду поищу зайца.
Воспитатель обращает внимание детей на сугроб под ёлкой.
В.: Он состоит из многих снежинок. Снежинки какие? (Лёгкие, холодные и т.д.) (Приложение2).
Дыхательные упражнения
В.: Как подул Мороз —
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
Дети дуют на суроб, снежинки разлетаются, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение.
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
(Н. Нищева)
Заключительная часть:
Появляются ушки зайчика. Воспитатель обращает внимание детей, на зайца, который сидит за ёлкой.
В.: Ребята, а чьи это ушки выглядывают из-за ёлки? (Да это зайка, вот где он прятался) Где сидит зайка?
Д.: Зайка сидит за ёлкой.
В.: Почему у зайки шубка белая? (ответы детей)
Заяц: (Воспитатель имитирует сильный испуг зайца). Здравствуйте, ребята, ушла лисица? Ой, как я её боюсь. А вы что видели в нашем лесу? Кого встретили? Белку? Где она сидела? Что делала? А где спит медведь? Что ему вы принесли? А хитрая плутовка-лисичка где пряталась? Чему она вас научила? Понравилось вам ваше путешествие в лес? Придёте ещё к нам? До свидания!
В.: Зайка, подожди, а как нам выйти из леса ?Заяц: Я вас провожу.
Динамические упражнения «Заинька» (для ног)
В. Скачет Зайка босой
Подскоки с ноги на ногу.
Под высокой сосной.
А Зайчишка маленький
Шаг на всей стопе.
Топает в валенках.
Каблучками он стучит,
На друзей своих глядит.
Стоя на месте, руки на поясе, подниматься на носках и опускаться на всю стопу, пристукивая каблучками.
На качелях покачался,
Перекаты с пятки на носок, стоя на месте.
Зайка всем заулыбался.
Заяц: Вот вы и пришли обратно в детский сад. До свидания! Жду вас в лесу весной и летом. До свидания, ребята. (Дети прощаются с зайцем).
В.: Вот и закончилось, ребята, наше путешествие. Понравилось оно вам? А что больше всего понравилось? (Ответы детей).
Литература:
Валентина Викторовна ГербоваЗанятия по развитию речи во второй младшей
группе детского сада. Планы занятий.
Марина Юрьевна КартушинаКонспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет.
3.Интернет ресурсы.
Приложение 1.
Приложение 2.