Статья на тему«Исследовательская деятельность на уроках общественных дисциплин и во внеурочной деятельности как средство формирования общих компетенций обучающихся»


Тема: «Исследовательская деятельность на уроках общественных дисциплин и во внеурочной деятельности как средство формирования общих компетенций обучающихся»

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны. Следовательно, востребованными социумом в настоящее время становятся успешные, конкурентоспособные выпускники, адаптировавшиеся к новым социальным условиям, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.
Это учитывают требования ФГОС СПО, которые предполагают формирование общих компетенций выпускника - метапредметных умений и навыков, которые являются результатом образовательной формы, выстраиваемой поверх традиционных предметных знаний, умений и навыков. И сегодня поэтому необходимы такие технологии, методы и приемы обучения, которые способствуют раскрытию творческих, интеллектуальных и коммуникативных задатков личности студента и возможности превращения его в субъект (а не объект) обучения. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время способна решить эту важную задачу.
Цель работы: выявить эффективность исследовательской деятельности обучающихся в формировании общих компетенций студентов в процессе обучения истории, обществознания и во внеурочной деятельности; создать условия для освоения методики исследования, обеспечить вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие
задачи:
- изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике; методику организации исследовательской деятельности обучающихся; определить пути и средства вхождения студента в исследовательскую деятельность;
- создать условия для осуществления исследовательской деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания;
- развивать общеучебные и социальные умения и навыки, необходимые для организации исследовательской деятельности;
- способствовать развитию творческого потенциала студента, его культурному самоопределению, самоидентификации;
- определить механизмы формирования общих компетенций через учебно-исследовательскую деятельность обучающихся.
Исследование в современном мире рассматривается не только как узкоспециальная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая часть любой деятельности, как стиль современного человека.
По мнению А.С. Обухова, исследование можно рассматривать как творческий процесс познания мира, себя и бытия себя в мире, что в соответствии с научной теорией Л. С. Выготского, где процесс обучения проявляется как сотрудничество более опытного человека с менее опытным, дает следующее определение исследовательской деятельности: творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения.
Исходя из этого определения можно отметить значительную роль педагога в формировании у обучающихся внутренней мотивации подходить к любой возникающей проблеме (научного, бытового содержания) с исследовательской, креативной позиции.
Любая исследовательская деятельность должна соответствовать ряду принципов: естественности (проблема не должна быть надуманной и интересной); осознанности (понимание проблемы, цели, задач, хода и результатов исследования); самодеятельности (использование собственного опыта); наглядности и культуросообразности (традиции миропонимания и взаимодействия, характерные для данной социальной общности).
Однако, нужно четко разграничить типы исследовательской деятельности: научно-исследовательская и учебно-исследовательская.
С точки зрения М. Н. Арцева, научно-исследовательская деятельность подразумевает под собой вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний. Такой вид деятельности подходит далеко не для всех обучающихся учреждений СПО, он более направлен на внеклассную работу с отдельной творческой группой студентов.
В отличие от научно-исследовательской, учебно-исследовательская деятельность своей целью имеет образовательный результат и направлена она на обучение подростков, развитие у них исследовательского типа мышления. Последний вид деятельности возможен как во внеурочное время, так и при урочном изучении дисциплин.
Исследования – вид деятельности, задаваемый определенными нормами.
Н.Г. Алексеев отмечает: «практически все знают, что существует особая, выделенная от других деятельность, исследовательская деятельность». Спонтанное, неосознанное исследование свойственно человеку, оно всегда сопровождает его независимо от способностей и социального статуса, являясь мощным средством освоения действительности. Только с появлением науки и через науку исследование становится явлением культуры, обретает свою историю, методологию.
Исследовательская деятельность позволяет решать одновременно вопросы обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Однако воспитательные аспекты исследовательской деятельности учащихся могут проявиться не сразу, а в течение жизни человека.
При выборе темы исследования ученик впервые серьезно задумался о проблеме, волнующей его. Уже при выборе темы исследования формируется активная жизненная позиция, любовь и уважение к своей малой родине, бережное и ответственное отношение к природе и людям. Авторы работ осознают актуальность проблемы, значимость ее для себя, общества. При выполнении исследования идет воспитание таких качеств, как:
целеустремленность; (автор до конца довел свое исследование)
желание и готовность продолжить свое образование;
серьезное отношение к своему выбору;
трудолюбие и настойчивость;
исследовательский стиль мышления;
идейность, патриотические устремления и порожденное ими чувство общественного долга;
нравственность, стойкость убеждений, интерес к другой личности;
формирование системы ценностных ориентаций;
внутренняя толерантность (способность к принятию решений и размышления над проблемой).
Таким образом, воспитательный аспект исследовательской деятельности заключается в том, что формируются коммуникативные компетенции подрастающего поколения (вступление в коммуникацию с целью быть понятым).
Сегодня мною в теории исследуемой проблемы уже проработаны такие вопросы, как:
- общая характеристика мышления (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение, сравнение, систематизация), виды мышления;
- особенности исторического мышления;
- компоненты исторического мышления;
- современные методы обучения истории, их классификация;
- исследовательская деятельность, ее компоненты и уровни.
На практике активно использую исследовательский метод в обучении:
- включаю поиск в задания по работе с документами, картинами и иллюстрациями, картами, таблицами, схемами, учебными пособиями;
- использую прием «свертывания» материала в схемы, таблицы, опорные конспекты;
- учащиеся определяют цели, ставят задачу, выдвигают гипотезу, определяют метод поиска (исследования);
- готовят индивидуально, либо группой доклады, сообщения, рефераты, сайты, пишут эссе;
- самостоятельно пишут историю семьи, рода, города, края и т.д.;
- участвуют в дискуссиях, диспутах, публичных защитах проектов.
При этом диагностируются как общеучебные умения и навыки, так и основные умения, которые необходимы при обучении истории (ориентация в информации, критика, исторический анализ, исторический синтез).
Учебный и воспитательный процесс я организую как целостную дидактическую систему, позволяющую не столько учить, сколько помогать студенту учиться, направлять его познавательную деятельность.
Важным моментом в работе с обучающимися является дифференциация исследовательской работы. Для этого прежде всего я ставлю цель: развитие познавательной активности, стимулирующей самообразовательную деятельность обучающихся. Далее выделяю группы ребят с учетом максимальных познавательных возможностей и уровня самостоятельной познавательной деятельности. Затем подбираю задания различного уровня сложности для: 1) формирования выводов на основе материала параграфа; 2) формирования выводов на основе материала изученных параграфов путем составления схем, таблиц сравнительного характера.
Одним из важных способов организации исследовательской работы обучающихся на уроках истории и обществознания является работа с письменными источниками. Она позволяет научиться анализировать и интерпретировать информацию, заключенную в тексте; видеть подтекст, связывать авторские идеи друг с другом и с содержанием текста в целом; понимать как отдельные мысли автора, так и общую идею документа, выраженную в нем авторскую позицию; соотносить содержание документа с реалиями современности; определять личностное отношение к идеям, содержащимся в нем. Вопросы составляю таким образом, чтобы студент не просто прочел документ и нашел в нем подтверждение чьих-то мыслей, а сам сумел добыть как можно больше информации и на ее основе доказать свою точку зрения.
В работе с источниками важно все: какой материал выбрать, как составить вопросы для его анализа, в какой форме провести этот анализ, как организовать его так, чтобы ребята выполняли задания с удовольствием, чтобы у них появились уважение к источнику и желание вновь обратиться к подобной работе.
Для активизации интереса к предмету, создания образного представления о событии или явлении, обеспечения максимальной наглядности в процессе обучения истории и обществознанию я стала использовать фотографии, песни, лозунги, анекдоты, плакаты, карикатуры, репродукции картин, видеоисточники – это документальная хроника, документальные и художественные фильмы – как объект анализа в проблемном задании.
Помимо умения работать с первоисточниками важным является накопление данных для построения таблиц, графиков, диаграмм, умения работать с респондентами, проводить опрос по значимым вопросам. Обучающиеся знакомятся с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов. Учатся составлять библиографию, писать научную статью, доклад, тезисы, аннотации, выступать с докладом и оппонировать. Разрабатываю для обучающихся памятки: “Типовая структура исследовательской работы”, “Как выступить с докладом”, “Как написать аннотацию”, “Как выступить с рецензией” и т.пр.
В процессе обучения истории и обществознанию наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов.
Во время уроков и во внеурочной деятельности применяю самые разнообразные интерактивные формы: игры, дискуссии, проблемные ситуации, проектирование. Все они обеспечивают педагогически эффективное познавательное общение в группах.
Групповая форма обучения позволяет одновременно решить три задачи:
1.познавательную, вытекающую из конкретной учебной ситуации;
2.коммуникативно-развивающую, в процессе которой создаются условия и формируются умения общения как внутри, так и за пределами группы;
3.социально-ориентационную, формирующую и развивающую гражданские качества, необходимые для социализации студента в современных условиях.
Для активизации исследовательской работы обучающихся я использую разнообразные приемы интерактивного обучения: «мозговой штурм», «корзина идей», «техника аквариума» и др.
Одним из важных направлений исследовательской работы обучающихся, способствующих формированию ключевых компетенций, является проектирование.
В проектной деятельности удается, как правило, наладить диалог между преподавателем и каждым студентом.
С 2008-2010 гг. мною были разработаны два проекта: «Мир с высоты моих 16 лет», «65-летие победы советского народа в Великой Отечественной войне». По виду деятельности указанные проекты можно отнести к прикладным, с элементами информационного, межпредметного, исследовательского типа. Долгосрочный характер деятельности (до года) определялся содержанием изучаемой проблемы, поэтому подготовка и реализация проектов проходила во внеурочное время. По характеру контактов - коллективные, внутритехникумовские проекты, с вовлечением в них преподавателей и родителей. Итоговые рефераты используются мной при изучении тем по обществознанию. В ходе реализации проекта «65-летие победы советского народа в Великой Отечественной войне» обучающиеся были вовлечены в исследовательско-поисковую деятельность в следующих формах: конкурс исследовательских работ «История моей семьи в истории Родины» (для обучающихся 2-х курсов.), конкурс военного плаката «Родина–мать зовет» (для обучающихся 1-х курсов.), организация встреч с ветеранами войны. Материалы проекта были обобщены и представлены на общетехникумовсий вечер «Фронтовой огонек», на I городском фестивале учебных проектов (Ремезов Михаил, студент группы А-11 занял 3-е место с докладом ''Подвиг и трагедия жителей Сталинграда''). В 2010г. под моим руководством студент группы Б-11 Усанов Филипп выступил на студенческой научной конференции ''Духовно – нравственное и патриотическое воспитание молодого поколения: героические страницы Великой Отечественной войны'' с исследовательской работой ''Букановский плацдарм (высота 220.0)''. В 2010 г. под моим руководством студенты техникума стали участниками V Волгоградского регионального конкурса студенческих проектов по направлению ''Проблемы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации», проект ''Права студентов СТТ'' был отмечен грамотой.
Во внеурочной деятельности формами проведения учебных занятий с применением исследовательских методов является работа в архивах, библиотеках, работа в компьютерном классе.
Высший уровень исследовательской деятельности - научно-исследовательская деятельность. На этом уровне реализуются следующие задачи:
1.Совершенствование умений и навыков научно-исследовательской работы;
2.Подготовка учащихся для систематичной научно- исследовательской работы.
Ведущие виды деятельности: проведение исследования, защита результатов исследования.
Результат работы: участие в районных и краевых конкурсах и конференциях. В 2013г. как руководитель студенческих исследовательских работ участвовала в общетехникумовской научно-практической конференции «Научно – исследовательская работа как способ познания». Мною были подготовлены выступления с исследовательскими работами троих обучающихся, которые были отмечены дипломами ГБОУ СПО СТТ. Являюсь организатором двух студенческих научно-практических конференций: в 2009 г. ''Права человека в новом веке'', в 2010 г. ''Глобальные проблемы человечества''.
Мои студенты участвовали в работе областной научно – практической конференции в 2006 г. ''Страницы истории казачества и актуальные проблемы современного казачьего движения'', в 2008г.-''Казачество в истории России''. По итогам конференций работы ''Еще живы традиции'', ''Казачество в годы Великой Отечественной войны'' были отмечеы дипломами.
Мои студенты показывают, как правило, хорошие прочные знания, у них сформирован интерес к предмету. Об этом свидетельствует результаты участия в предметных олимпиадах, конкурсах, студенческих конференциях: в 2010г. мои студенты участвовали в региональной юридической олимпиаде, итоги которой:
- 1-е командное место;
- 2 место - Абакумов Дмитрий, группа А-21;
- 3 место – Фомичев Александр группа А-21;
- 4 место – Котелевская Дарья группа А-21.
А качество знаний по обществознанию и истории выросло с 60% до86%.
На наш взгляд, организация исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время способствует развитию творческого и интеллектуального потенциала обучающихся.
Исследование как вид деятельности дает возможность развития у обучающихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности возможность усваивать не суммы готовых знаний, а овладевать методами приобретения новых знаний при стремительном увеличении совокупной информации в мире в целом.
Исследование как культурное явление позволяет подойти к воспитанию морально-нравственных качеств. Это и патриотические чувства, и любовь к Родине (гражданственность), так и способности уважать и понимать представителей иных культур.
Исследовательская деятельность позволяет обучающимся выйти на культурное пространство самоопределения. Студент оказывается в ситуации проектирования собственной предметной деятельности в избранной им области (разделе, теме, проблеме), сталкивается с необходимостью анализа последствий своей деятельности. Каждый достигнутый результат порождает этап рефлексии и как следствие - корректировка знаний, появление новых планов.
Учебная активность приобретает непрерывный и мотивированный характер. Обучающийся получает творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов.
Студенту, овладевшему навыками исследования гораздо легче войти, быть признанным и в коллективе вуза, да и в большинстве подобных сообществ.
Итак, исходя из собственного опыта работы, можно сделать вывод: организация последовательной   исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время способствует:
- позитивной динамике показателей успеваемости обучающихся;
- росту мотивации в изучении предметов;
- формированию практических умений  творческого уровня, формированию дополнительныех профессиональных значимых компетенций;
- формированию у студентов способности к рефлексии, к самоанализу, самооценке;
- реализации принципов индивидуализации и дифференциации;
развитию интересов, склонностей и способностей обучающихся;
развитию коммуникативности студентов;
способствует воспитанию морально-нравственных качеств;
формированию основных компетенций, обладание которыми стимулирует самостоятельную познавательную активность.



















Библиографический список

1. Дашевская А. Е. Исследовательская деятельность педагогов и учащихся. – Методический сборник. Изд. 2-е, доп. Перераб. – Киров: Изд-во Лицея естественных наук, 2003.
2.. Ларина В. П. Инновационная практика: организация инновационной деятельности педагогов и учебно-исследовательской деятельности учащихся: Методическое пособие – Киров: Издательство Кировского областного ИУУ, 2004.
3. Краева И. И. Диагностический подход в управлении исследовательской деятельностью участников педагогического процесса. – Сборник научных материалов. Часть 1 . – Под редакцией Г. А. Русских. – Киров: ИУУ, ВГПУ, 2000.
4. Подготовка педагогических кадров и оценка их качества в системе непрерывного образования: Материалы международного семинара. – Киров: Издательство ВГПУ, 2001.
5. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика – Под редакцией П. И. Третьякова. – М.: Новая школа, 2001.





13 PAGE \* Arabic 14815



Default Paragraph Font Body Text ,
·,Содержимое врезки* Page NumberМаркеры списка15Нумерованный список 1
·