Путеводитель Усадьба Кощеевых и окрестности деревни Пионер
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детский оздоровительно-образовательный центр туризма, экологии и отдыха «Вояж»
муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Путеводитель
« Усадьба Кощеевых и окрестности деревни Пионер »
Составила: учащаяся объединения
«Юный эколог» Байбекова КаринаРуководитель: педагог дополнительного образования Янгильдина И.Я.
2015 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………....1
Часть 1. Повесть – пастораль «Призрак девушки»……………….………..1
Часть 2. Прошлое и настоящее усадьбы Кощеевых…………………..........3
2.1. История семьи Кощеевых……………………………………………….4
2.2. История усадьбы Кощеевых………………………………………….…6
2.3. Семейное кладбище Кощеевых………………………………………...12
2.4. Здание бывшей участковой больницы села Москово………………...14
Часть 3. Деревня Пионер и его окрестности……………………………….14
Литература …………………………………………………………………...18
Приложение
Введение
Путеводитель «Усадьба Кощеевых и окрестности деревни Пионер» предназначен для туристов и гостей деревни Пионер, а также для всех тех, кто хочет знать историю своей малой родины.
Целью настоящего путеводителя является ознакомление с историческим прошлым и настоящим усадьбы Кощеевых, особенностями природы и территории деревни Пионер.
Путеводитель состоит из трех частей:
I. Повесть- пастораль «Призрак девушки».
II. Прошлое и настоящее усадьбы Кощеевых.
III. Деревня Пионер и его окрестности.
Для людей располагающих свободным временем мы предлагаем двухдневное путешествие: 1 день - посещение и ознакомление с историей усадьбы и деревни Пионер, поход в лес (сбор грибов и ягод) и пруд (рыбалка); 2 день - знакомство с местными народными умельцами и поездка в село Москово Дюртюлинского района. Для тех, у кого ограниченное время (2-3 часа свободного времени) мы предлагаем посетить территорию бывшей усадьбы и ознакомиться с её историей.
-22860713105Деревня Пионер находится в 32 км от районного центра г. Бирска (приложение 1), доехать можно на автобусе Бирск – Кузово – Дюртюли до села Кузово и пройтись пешком (1 км) до деревни Пионер или на личном автомобиле.
Часть I. Повесть - пастораль «Призрак девушки»
Путешествие начинается с рассказа об остросюжетной повести уфимского писателя Александра Иликаева «Призрак девушки» [1]. Повестью можно заранее ознакомиться, прочитав ее в интернете [8] или в оригинале. В данном произведении история дворянской семьи Кощеевых, построивших в конце 19 века усадьбу на берегу речки Салаяз, переплетается с бытом советской деревни Айгильдино в конце 80-х годов.
Автор повести – Александр Сергеевич Иликаев (1977 г.р.), окончил Башкирский государственный педагогический университет. Живет в г. Уфа. Кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры политологии БГУ и Башкирского института социальных технологий (филиал) Академии труда и социальных отношений. В 2010 году в издательстве «Вагант» при Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмулы вышла его повесть «Призрак девушки».
Произведение создано по детским воспоминаниям Александра Сергеевича. Он часто приезжал на лето к бабушке в деревню, которое находится рядом с усадьбой Кощеевых. Вместе с местными детьми постоянно играл на территории усадьбы.
События, описываемые в повести, отсылают читателя в не такой уж и далекий 1989 год. Реалии горбачевской России – новые веяния в обществе, покосившиеся портреты вождей, которых уже никто всерьез не воспринимает, распад колхозов, эмансипация западной культуры, влияющая в первую очередь на молодежь, - все это подано через призму детского сознания героев повести местами с долей юмора, но обязательно с максимальной правдоподобностью. Нашли свое отражение и свойственные нашему региону стык культур, своеобразный и многонациональный состав населения. На страницах книги описывается дружба русского, марийского, татарского и башкирского народов, сплетение их традиций. Органично в произведении вплетено и фольклорное наследие этих народов – сказки, предания, анекдоты.
Пастора́ль (фр. pastorale — пастушеский, сельский) — жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь [9].
Сюжет повести закручен вокруг поиска фамильных сокровищ дворянской семьи Кощеевых, которая жила в Бирском уезде в конце ХIХ века в построенной усадьбе. Двое детей – приезжий из Уфы Митя и местная девочка Аленона, пытаются распутать загадочную историю убийства дочери помещика Кощеева Екатерины, которая за сотню лет успела обрасти всяческими мистическими подробностями и стала гуляющим по усадьбе призраком. Многие из местных жителей уверены, что призрак девушки до сих пор бродит по окрестностям.
Автор очень хорошо описывает пейзаж природы, который существует и в наше время. Дети гуляют по соседним деревням, по оврагам и рекам. Так и не сумев разгадать всех обстоятельств гибели Кати Кощеевой с помощью ее дневника, Митя и Аленона при прогулке по усадьбе неожиданно натыкаются на старинное зашифрованное письмо на пергаменте, в котором указаны сведения о зарытом Кощеевом кладе. Дети обращаются за помощью к школьному учителю истории, который расшифровывает послание. В итоге поиски сокровищ увлекают ребят не меньше, чем распутывание подробностей убийства девушки. В конце концов они находят сундук с золотыми монетами чеканки 1886 года. Для Мити и Аленоны наступило время славы…
Повесть, несомненно, адресована представителям подрастающего поколения. Но мы считаем, что книга эта будет интересна и взрослым. Наряду с увлекательным сюжетом, в ней есть и много правдивых интересных исторических подробностей. Так же Бирский район предстает здесь одновременно в двух обликах – в конце ХIХ и ХХ веков [4].
-6096010160
Часть 2. Прошлое и настоящее усадьбы Кощеевых (приложение 2)
Самым главным объектом нашего путешествия является усадьба Кощеевых. Здание усадьбы и прилежащие к нему постройки, составляют уникальный комплекс памятников истории и культуры РБ. И данный объект в соответствии с Федеральным Законом «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» относится к категории выявленных и подлежит государственной охране [3].
История семьи Кощеевых Усадьба эта принадлежала дворянину Кощееву Владимиру Григорьевичу,
152403810который родился 4 июля 1853 года. Происходит из почетных личных граждан Вятской губернии Слободского уезда города Слободы. В 1874 году окончил Санкт-Петербургский Практический Технологический Институт. По архивным документам на 1893 год Кощеев В.Г. был участковым мировой судьей 5-го участка Бирского округа в чине отставного капитана артиллерии, с 11 октября 1893 г. по 18 октября 1909 г. являлся председателем Бирской Земской Управы. Нам стало известно, что он имел чин титулярного советника в 1899 году, коллежского советника – 1901 год и статского советника – 1908 год [2].
Семья Кощеевых переехала из Слободского уезда Вятской губернии в Уфимскую губернию предположительно в 1881 – 1882 годах, выкупив 1731 десятин земли за 40500 рублей у вдовы генерал-адъютанта Веры Ивановой Анненковой. Купец 2-гильдии Григорий Павлов Кощеев, перед смертью завещал эти земли своей семье: жене Татьяне Саввиной и своим сыновьям Владимиру, Ивану, Петру, Якову, Василию и Михаилу. Владеть и управлять землей и всем имуществом по решению Уфимской палатой уголовного и гражданского суда от 19 сентября 1886 года, было поручено старшему из сыновей Владимиру Григорьевичу.
У Владимира Григорьевича была дочь Екатерина и сын. По рассказам старожилов дочь от неразделенной любви покончила жизнь самоубийством. После смерти дочери мать сошла с ума. Сын или кто-то из самих братьев Кощеевых учился в Казанском университете. Говорили, что у них была охранная грамота (мандат) за подписью В.И. Ленина, которая спасла их от раскулачивания. Жили они богато, к ним в гости приезжали помещики из близлежащих сёл и деревень. Во втором этаже в одной из комнат была богатая домашняя библиотека, книги которой ушли на растопку печей во время коммуны.
Из архивных документов на 1912 год мы узнали, что у Кощеевых имелось всего 900, 25 десятин земли: удобной – 850 и неудобной – 50, 25 десятин (лес, сенокос, поля и усадьба). Сеяли пшеницу, просо и горчицу. С местными жителями ближайших деревень они жили дружно: давали в залог зерно, советовали как вести хозяйство. Рассказывают, что они были людьми добрыми, жалели сирот, кормили и исправно платили наемным рабочим. Накануне революции они продали свои леса государству.
В начале 20-х годов они ещё жили хуторе Кощеевых, учредили трудовую артель для сохранения имущества. Рассказывают, что кто-то из Кощеевых жил там до 1924 года.
В одном из рассказов старожилов есть слова: «Помню со слов дяди Коли, как он на своих санях зимой отвозил семью Кощеевых до г. Бирска. Один из братьев произнес такие слова: «Придёт время, меня вспомнят, я никому не делал вреда». Дальнейшая судьба Кощеевых нам не известна. Кто-то из братьев или сыновей переписывался с жителем д. Айгильдино Асылбаевым Михаилом Александровичем. Письма приходили то ли из Саратовской области, то ли из Самары. Все письма и документы во время репрессий были сожжены детьми Михаила Александровича.
Из воспоминаний бывших учеников, мы знаем, что в 1947 году приезжал один из сыновей из г. Самары. В 1955 или 1956 году в школу заезжал человек в военной форме. Старшеклассники помогли вытолкать его застрявшую грузовую машину из грязи. Он долго ходил по школе, осмотрел всю территорию, побывал на кладбище и произнес такие слова: «Здесь и половины не осталось из того, что было» [2].
История усадьбы Кощеевых31203901958340 По словам старожилов, кирпичные здания усадьбы строились в 1905 – 1908 гг. Для строительства использовали кирпичи местного приготовления. Строили элементарные приспособления для производства кирпича – сырца. Для этого копали ямы-траншеи, укладывали дрова на них, а затем укладывали сырец пирамидой и обжигали. В состав сырца входил «опаленный» гравий, который возили наемные рабочие на своих телегах из карьера.
-1181102792730 Карьер находился на склоне горной возвышенности Сабанай. За каждый воз привезенного гравия платили деньги. При строительстве в раствор добавляли известь, которую сначала обжигали. Работали наемные рабочие, а руководили немецкие специалисты. Благодаря умелому руководству специалистов, качеству раствора и кирпича, сооружения сохранились до наших дней, но столбы от забора и ворот были разобраны и растасканы колхозниками в 1930-40 гг. Раствор был настолько крепким, что когда валили столбы трактором, кирпичи не отделялись от раствора. Рассказывали, что в то время раствор готовили таким способом: выкапывали глубокую яму в форме яйца, клали туда смесь глины с яичным белком, закрывали сверху торфом и выдерживали всё это 2 года. Нанимали стекольщиком местного умельца Ямета, жителя д. Кузово, так как стекло в то время было дорогим.
Было построено из кирпича двухэтажное здание, где в настоящее время находится школа, и рядом длинное здание из 8 помещений, соединенное аркой. Там располагались: амбар для хранения зерна, помещение для упряжей и сани, сарай, баня и жилое помещение над аркой, где жили приказчик и охранник.
На фасаде здания, на втором этаже над крыльцом находился балкон, позже его убрали. От самой земли изначально были выложены красным кирпичом стены прямо до второго этажа здания. Получившийся прямоугольник размерами примерно 4х3 метра сверху был перекрыт арматурой, забетонирован, по краям балкона приварены кованые решетки -32385308610для безопасности. Сверху балкона никакой крыши не было, поэтому снег, дождь, солнце и ветер за долгие годы привели балкон в непригодность. В 60 годах, для безопасности учащихся балкон был разобран.
Под аркой находились ворота. Усадьба была ограждена забором высотой 2,5-3 метра, который был снизу сложен из кирпича, а сверху были железные прутья решетки. Столбы забора и ворот были красиво сложены из кирпича, толщиной 1 x 1 метр. Столбы парадных ворот в форме арки располагались напротив арки амбара. Сами ворота были двухстворчатые, построенные из брусьев 8 см толщиной, скованные железными пластинками и угольниками. С двух сторон ворот располагались калитки из литого чугуна с красивым орнаментом. Рядом с двухэтажным кирпичным домом находился кирпичный туалет. Кроме кирпичных построек в этой усадьбе находились деревянные постройки: двухэтажный жилой дом, где жили хозяева до постройки кирпичного дома, специальная скотницкая изба, навес, где хранился сельскохозяйственный инвентарь, конюшня и овчарня, два погреба (деревянный и каменный), ледник-погреб и глубокий колодец. Рядом с усадьбой находились амбар, молотильный сарай, зерносушилка, мельница (была не водяная, а работали там лошади), пекарня, маслобойка и кузница. Было два сада: через дорогу большой сад и другой рядом с домом, где росли кусты смородины. Лес, который располагается на месте большого сада, местные жители до сих пор называют «Кощеевская дача». Также у них был пруд, где разводили карпов. Ниже пруда держали много домашней птицы. В жилом кирпичном доме находилась бакалейная лавка с отдельным входом.
152406915153463290-565785 В доме были две круглые сквозные печи (на два этажа) и несколько четырехугольных печей в первом этаже. Кладка печей и стены были украшены орнаментами (изразцами). Печи перекладывались несколько раз, в 1994 году во время капитального ремонта их убрали.
Послереволюционный период истории усадьбы начинается с совхоза
302514099695«Бугры», который был организован на базе усадьбы в 1920 – 1928 годах. На карте 1926 г. место обозначено: совхоз Бугры (х/б Кощеева). В декабре 1920 года была составлена опись имущества, передаваемого совхозу «Бугры». Из данной описи мы узнали, что до организации совхоза здесь была трудовая артель, учрежденная самим Кощеевым для сохранения имущества. Хозяйство было большое, богатое. Не хватало рабочих рук, жилья для рабочих. Рабочие на своих лошадях ездили из Айбашево, прибывали из Вятской губернии.
По описи перечислен весь сельхозинвентарь и все домашние животные. Постройки: каменный дом большой, флигель, общий корпус в котором: каретник, амбар, стойло на 18 лошадей, сарай для паровой машины, баня на 2 комнаты. Ледник, каменный, деревянный погреб – 2, колодец – 1, специальная скотницкая изба, дома для рабочих – 6, скотницкий двор, коровников – 2, свинарник – 1, птичник – 1 и др. Использовали восьмиполевой севооборот: овёс, пшеница, просо, горчица, картофель, лён, озимые и клевер. Выращивали овощи, урожай с огорода сразу грузили в телеги и сдавали государству.
Сколько лет сушествовал совхоз, у нас нет сведений. Но в 1929 году на базе кощеевского имения организовали «кассу взаимопомощи», которой руководил Фаткуллин Шайдулла. Она состояла из числа бедняков – бездельных (около 30 человек). Холостяки жили в здании школы, а семейные жили в деревянных домах. В 1930 году организовали артель «Сабан». И в том же 1930 году переименовали в коммуну «Пионер». До сих пор старожилы д. Пионер называют Коммуной.
В 1931-32 годах организовали колхоз «Путь», который входил в состав коммуны «Пионер». Председателем колхоза был Валеев Фазлей Янгирович. Во время коллективизации в двухэтажном кирпичном здании находились: правление колхоза, школа для ликвидации неграмотности и жилье для учителей и руководителя колхоза.
Из архивных документов за 1935 – 1936 учебный год, мы узнали, что была начальная школа. В 2-ом и 3-ем классах обучалось 24 учащихся, преподавание велось на татарском языке. Было 2 учителя, директор Курбанов.
В 1936 – 1937 годах было 2 класса - 1 и 2, всего 25 учащихся, директор Абдуллин.
В 1937 году заведующей начальной школы колхоза «Путь»
Тартышевского сельского совета была назначена Гирофанова Г.К., через два месяца Абдуллин М. В 1938 – 1939 годах было 2 класса, 18 учеников: 2 класс – 11 учеников и 3 класс – 7 учеников. В 1939 – 1940 годах ввели семилетнее обучение. Дети из ближайших деревень после начальной школы шли в 5 класс в Тартышевскую семилетнию школу. Коммуна «Пионер» входила в Тартышевский сельский совет, поэтому школа была названа «Тартышевская».
С 1942 по 1943 гг. в здании школы жили и учились эвакуированные детдомовские дети. Это были разновозрастные мальчики, по достижении совершенолетия большинство из них призывали на войну.
Местные деревенские мальчики с лошадьми ходили на водопой к пруду на речке Салаяз, где часто происходили стычки с детдомовскими мальчиками. Дети из детдома ходили по деревням Айгильдино и Кузово, собирали окурки и побирались. Младшие местные дети их боялись. Одна из воспитательниц, которая жила в деревянном доме, была швеей, и многие жители ближайших деревень ходили к ней для пошива одежды.
По воспоминаниям старожилов летом 1942 года деревянное двухэтажное здание было жилым. Во дворе был навес с железной крышей, где хранили сельскохозяйственный инвентарь: лобогрейку, сноповязалку, косилки, конные грабли. За кирпичным амбаром был конный двор и овчарня, рядом колодец. Напротив кирпичного двухэтажного здания были деревянные постройки (маслобойка и мельница). Ворота были чугунные узорчатые. Через овраг в сторону д. Айгильдино был сад.
Во время войны учеников из ближайших деревень в школе было мало. Возможности учиться не было, дети шли работать, помогать родителям.
По воспоминаниям бывшей ученицы школы с 1948 по 1956 года Гостюниной Ю.Я. было три параллельных класса: один класс на марийском языке обучения, два – на русском. В класс с марийским языком обучения шли дети из марийских деревень: Кузово и Айгильдино, в класс с русским – из русских деревень: Тартышево, Ляпустино, Андреевка, Погорелово, Новобазаново и из татарских деревень: Ильдусово и Ново-Уртаево. В марийских классах было по 40-42 ученика, а в русских – меньше, поэтому два класса с русским языком обучения объединили в один класс. За высокими длинными партами сидели по 4 ученика. На 3-4 ученика был один учебник, писали покупными чернилами в тетрадях. С нами учились дети на 3-4 года старше, они не смогли учиться с ровесниками, потому что им нечего было одеть и обуть. В пионеры принимали в школе, а в комсомол принимали в горкоме комсомола г. Бирска, возили на лошадях. Изучали иностранный язык – немецкий.
В сороковых годах, после войны директором школы был Фёдоров Павел Федорович, с 1948 по 1957 годы – Киселёв Василий Иванович, затем - Саитгалеев, Буторин. В 1960 – 61 годах школу переименовали в Тартышевскую восьмилетнюю, где уже обучалось 43 человека.
В семидесятые годы на втором этаже амбара, над аркой планировали обустроить жилье для учителей, но не получилось. Затем там был красный уголок для местной молодежи, показывали кино. В одном из помещений амбара стояла дизельная станция, которая в 1967 году была причиной пожара. В результате пожара сгорела крыша в левой части постройки, которую больше не восстановили. Хозяйственные постройки постепенно разрушались. Двухэтажное кирпичное здание сохранилось благодаря тому, что там находилась школа.
В школе обучение велось по параллельным классам: класс «А» - на марийском языке, класс «Б» - на русском. В класс «А» шли дети из марийских деревень Кузово и Айгильдино, а в класс «Б» - из русских и татарских деревень: Тартышево, Погорелово, Ляпустино, Ильдусово, Ново-Уртаево и Пионер. В 1976 г. обучение велось в обоих классах на русском языке, только в классе «А» преподавали родной марийский язык.
В 1989 году школа стала Тартышевская неполная средняя (9 классов), 1998 - 1999 гг. – Тартышевская основная общеобразовательная школа, в 2006 году – Муниципальное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа д. Пионер, 2008 г. – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа деревни Пионер. В 2009 году школа переименована в филиал МБОУ СОШ села Чишма. В 2013 году – переименовали филиал начального образования МБОУ СОШ с. Чишма. В настоящее время в школе обучаются дети 2-3 классов (7 учеников).
Весной и летом 2005 года построили новую дорогу, которая прошла
рядом со зданием школы. От вибрации тяжелой техники на стенах здания появились трещины. В первое время они были небольшие, но с каждым годом они увеличиваются. Хозяйственные постройки находятся в полуразрушенном состоянии. Был составлен акт обследования здания от 30.08.2005 года. Мы обращались в отдел по сохранению памятников Министерства культуры РБ. Получили ответ, что здание школы и прилежащие хозяйственные постройки включены в Реестр объектов недвижимого культурного наследия республики Башкортостан, и что будут учтены мероприятия по реставрации здания и прилежащих хозяйственных построек на 2009-2011 гг. Также мы обращались в администрацию Бирского района и г. Бирска об утверждении историческим памятником районного масштаба здания школы. В феврале 2011 г. от школы написали письмо в министерство культуры РБ и получили ответ с рекомендацией обратиться в администрацию Бирского района, для включения в муниципальную программу по сохранению и популяризации объектов культурного и природного наследия. Но воз и ныне там. На днях мы повторно написали письмо в министерство культуры РБ с просьбой помочь сохранить эти уникальные архитектурные памятники.
Семейное кладбище Кощеевых
На окраине деревни Пионер, в начале леса находится семейное кладбище Кощеевых. Кладбище было ограждено таким же забором, как и усадьба. Над калиткой висели большие часы. Кладбище имело участок 1,5 – 2 сотки, в форме квадрата. Неизвестно зачем был еще рядом небольшой, загороженный деревянным забором участок. На калитке было два замка: внутренний закрывали, когда входили, а наружный – когда выходили. На кладбище весной было красиво – цвела белая сирень, кусты которой были рассажены по углам кладбища. Столбы от забора разобрали, железные прутья растаскали для осей телег жители ближайших деревень во время коллективизации.
43815-266700 В настоящее время кладбище запущено, сохранились только четыре надгробные гранитовые плиты с надписями, которые мы прочитали с трудом.
2362200935355 1 плита. Надпись на лицевой стороне: Татьяна Саввина Кощеева. Скончалась 28 августа 1892г. 65 лет. Надпись на обратной стороне: Дорогой Матери от признательных детей.
100965969645 2 плита. Надпись на лицевой стороне: Кощеева Екатерина. Скончалась 53 л. 3 ноября 1907 г. Надпись на обратной стороне: Мир праху Твоему Бедная страдалица.
21526501095375 3 плита. Надпись на лицевой стороне: Василий Григорьевич. Скончался 10 июня 1893 г. 28 лет. Надпись на обратной стороне: братья и сестры безвременно погубившему себя брату, не нашедшему цели в жизни.
4 плита. Надпись на лицевой стороне: Первому управляющему Семену Саввину Маландину. Скончался 28 марта (год не понятен).
В 40-х годах на семейном кладбище забора уже не было, были только остатки фундамента от столбов. Там каждую весну цветут ландыши.
Здания бывшей участковой больницы села Москово (приложение 3)
3215640344043015240316230 В селе Москово Дюртюлинского района, которое находится в 15 км от д. Пионер, располагаются два здания участковой больницы. Они строились в 1908-1912 гг. для волостной больницы на 25 койко-мест, которая действовала до 2006 года. Когда открыли новую больницу, здания передали администрации сельского совета. Затем временно отдали их под квартиры нескольким семьям, которые долго там жили, пока не переехали. В настоящее время здания пустуют. Если сравнить здание школы и здания больницы, то можно найти много общего: кирпич и раствор одинаковые, узоры, стиль постройки, совпадает время постройки.
Один из старожилов нам рассказал: « В Москово жил, какой-то помещик или дворянин не слышал. Когда собирали материал по истории села, в архиве (г. Уфа) нашли документ, где писалось: Москово – центр одноименной волости Бирского кантона. Он служил и штаб-квартирой 10-го башкирского кантона, когда его житель хорунжий Абдулбасыр Абдулвахитович Сафаров в 1836 – 1839 гг. был кантонным начальником. Его сыновья Абдулхан, Абдулла, Гатаулла и Сибагатулла в 1873 г. были утверждены в дворянство» [3].
Мы предполагаем, что кто-то из них дружил с семьей Кощеева В.Г.
Часть III. Деревня Пионер и его окрестности (приложение 2)
Деревня Пионер относится к Чишминскому сельскому совету Бирского района.
История деревни тесно сплетена с историей усадьбы Кощеевых. Имея
большую площадь земель и огромное хозяйство (по нашим меркам) Кощеевы были вынуждены нанимать людей и для их жилья построить небольшие деревянные дома. В начале 20 годов их было 6. Начали создавать колхозы и люди стали переезжать из соседних деревень. Так как недалеко находились татарские деревни со временем основным населением деревни стали татары. 1930 году на базе совхоза «Бугры» была организована трудовая артель «Сабан», который в этом же году был переименован в коммуну «Пионер». Название коммуны дало название деревне [2].
В настоящее время деревня состоит из 36 домов: 6 кирпичных и 30 деревянных. По переписи 2012 года проживает 53 человека по национальности татары, башкиры и марийцы.
42633901198880В связи с отсутствием работы, школы (всего 2 класса), магазина и асфальтированной дороги население испытывает большие трудности. Жители вынуждены ездить на работу и в школу в близлежащие села и города.
-514351905635Богатое природное разнообразие окрестностей деревни и интересная история усадьбы привлекают внимание людей. Недалеко от усадьбы, в окрестностях: на полянах, на склоне небольших пригорков, в лесу можно найти редкие дикорастущие растения. Это ветреница лесная, лилия кудреватая или саранка, ландыш майский, адонис весенний или горицвет, купальница европейская, ятрышник пятнистый или пальчатокоренник и другие [6]. Из-за вырубки лесов, выпаса скота и сбора лекарственных растений, с каждым годом их становится меньше. Поэтому мы проводим разъяснительную работу о необходимости их охраны. Пройдя по определенному маршруту, можно с ними ознакомиться.
571530480В лесу и на небольших полянках в середине июня созревает земляника лесная, а на открытых склонах через некоторое время созревает клубника лесная. Для гостей будут приятными прогулки по небольшим склонам, где можно собирать ягоды.
358648019050Наша местность богата грибами. В лесу в конце лета собираем рыжики, рядовки, паутинники, грузди и другие грибы. В сентябре начинается сбор лесных опят [7].
Для зимнего периода мы предлагаем отдыхающим лесные прогулки на лыжах. Наша местность холмистая, можно организовать катание на санках [4].
15240922020У Кощеевых на реке Салаяз был большой пруд, в котором водилось много рыбы. В настоящее время на этом месте есть пруд. Местные жители круглый год ловят рыбу, а деревенские ребятишки купаются в нем.
95251922780C 2006 года на речках Салаяз и Каранка обитают речные бобры. Популяция бобра расширилась и чувствует себя хорошо. По всему берегу можно увидеть их следы обитания: погрызы, норы и плотины. Бобры осторожные животные – любой небольшой шорох заставляет их скрываться под водой. Но если соблюдать осторожность и терпение можно увидеть их плывущими и сидящими на берегу. Особенно если наблюдать за ними ранним утром или в сумерках. Зимой бобры живут в норах и хатках [5].
Недалеко от дороги есть обустроенный родник «Студеный». Имея свои колодцы, местные жители постоянно берут воду для питья, потому что родниковая вода мягкая и вкусная. Особенно она приятна для утоления жажды летом в жаркую погоду.
-60960-781050Рядом со зданием школы растут две вековые лиственницы. Они были посажены хозяином усадьбы помещиком Кощеевым В. Г. По словам старожилов, лиственницы были посажены во время стройки дома в 1907 – 1909 годах. Их было всего шесть деревьев, но по разным обстоятельствам сохранились только две. Прогуливаясь по территории усадьбы, можно отдохнуть под тенью величественных деревьев.
3329940252857015240328295Свободное время от путешествия мы предлагаем посетить местных народных умельцев Байбекова Геннадия Васильевича (плетет из ивовых прутьев изделия) и Янгильдину Валентину Ивановну (местная рукодельница). Также можно близко познакомиться с культурой и народными традициями местного населения (марийским и татарским фольклором).
Литература
1. А.С. Иликаев. Повесть-пастораль «Призрак девушки». г.Уфа, ООО «Вагант». 2010 г.
2. Ишмурзин В., Янгильдина А., Янгильдина И.Я. Исследовательская работа «История школы д. Пионер». 2007 г.
3. Бакиева В., Янгильдина И.Я. Исследовательская работа «История усадьбы Кощеевых». 2011 г.
4. Байбекова К., Янгильдина И.Я. Экскурсионный проект «Кощеевская дача». 2015 г.
5. Байбеков С., Янгильдина И.Я.«Среда обитания речного бобра на р.Салаяз». 2008 г.
6. Бакиева В., Янгильдина И.Я. Проект микрозаповедника «Заповедные холмы». 2010 г.
7. Янгильдина Ю., Янгильдина И.Я. Исследовательская работа «Видовое многообразие грибов нашей местности». 2008 г.
8. http://www.ivagant.ru
9. ru.wikipedia.org