урок Севастополеведения — окрестности Севастополя
Урок по Севастополеведению - окрестности Севастополя Тема: «Мой родной Инкерман»
Цель: вызвать у учащихся интерес к познанию своего края; углубить и
расширить знания, узнать как можно больше необычного об
окружающем нас месте, где мы живем, где мы учимся и находится
наша школа. Развить познавательную активность ребят, их интерес к
краеведческому материалу. Воспитать патриотические чувства,
вызвать чувство гордости за причастность к жизни своего места
жительства – Инкерману.
Тип урока – комбинированный
Оборудование: карта Инкермана, символика города (герб, флаг, гимн), д/п,
Фото
План проведения занятия:
Вступление
Учитель: Вот мы вновь все вместе в своем родном классе. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем мысленно добрые слова. Молодцы!
(Звучит фонограмма песни «У Черного моря»)
Наш девиз: Ребята Инкермана,
живем в районе ТЭЦ.
Подарим Вам горячую энергию сердец!
Учитель: На нашем занятии присутствуют гости .
(приветствуют гостей)
Ученик: Как много гимназий, лицеев и школ
находятся в городе нашем.
Но все же родной школы 28-й
Вы вряд ли отыщите краше
И нашего дружного класса
Учитель: Ребята, давайте вспомним, как называется наш предмет?
Как можно объяснить это слово своему другу?
(Севастополеведение – знай город Севастополь)
Три ученика рассказывают стихотворение «Любимый город мой»
Есть один чудесный город
В бухте темно – голубой.
Залит солнцем, свеж и молод,
Город сердцу дорогой
Он стоит , с ветрами споря
Ясно видный издали
Из него уходят в море
Боевые корабли.
Даст отпор любым задирам,
Сокрушит любых врагов,
Город белых бескозырок,
Город смелых моряков
Учитель: Город наш большой и красивый. В нем проживает около 400
тысяч человек.
- Ребята, сколько районов в нашем городе?
(В нем 4 района – Ленинский, Балаклавский, Нахимовский и Гагаринский)
- А в каком районе мы с вами живем?
(Балаклавском)
- Назовите окрестности Балаклавы
- Отметьте их на контурных картах
- А как называется место, где мы с вами живем?
В колыбели гор и моря,
В свете солнечных лучей
Притаился славный город,
Как в проталинах ручей.
Удивительное имя
Носит он уж много лет
Величают «Инкерманом»
И такого больше нет
Ученик: Город Инкерман и крепость Каламита тесно связаны между
собой. Можно сказать, что Инкерман – это второе название
Каламиты. «Инкерман» переводится с тюркского, как «ин» -
пещера, «кермен» - крепость, т.е. «пещерная крепость»
Учитель: Инкерман это крайний юго-запад Крымского полуострова, территория города Севастополя. Инкерман - "пещерный город" на Монастырской скале, возникший в VI в. В прошлом - морской форпост средневекового княжества Феодоро. В нижней части Монастырской скалы находиться пещерный монастырь Святых Климента и Мартина, возникший в VIII - XI вв.
Предание гласит, что в конце I в. св. Клемент, папа римский, был сослан в Инкерманские каменоломни за исповедание Христовой веры.
Монастырь создавался, по всей вероятности, византийскими изгнанниками-иконопочитателями VIII-IX веков. Наиболее замечательны в нем три древних пещерных храма, вырубленных в монолитном теле скалы. В верхнем полукружии скальной апсиды третьего храма вырезан большой каменный крест, от которого как бы произрастают растительные побеги. Такие кресты часто именуют "процветшими", они обычны для византийского камнерезного искусства начиная с X столетия. Символический смысл такого изображения в некоторой степени проясняет греческая надпись на каменной колонне, вырезанная рядом с подобным крестом из Херсонеса Таврического. Она гласит: "Сей крест вырастает в отводок смоковницы Божьей и жнецы не искоренят его корней", намекая сим на несокрушимость Церкви Христовой. (Звучит фонограмма мелодии «Дориме», на сцене появляется Святой Клемент в черной рясе, садится и пишет летопись)
Дети озвучивают:
Там, где Черная река
В море Черное впадает,
Славный город Инкерман из тумана выплывает.
Здесь встречали корабли,
Здесь растили виноградник,
И овец в лучах пасли,
Добывали белый камень.
Время пронеслось стрелой,
Но года те не забыты
Верность времени хранят
Стены древней Каламиты.
Учитель: Первое укрепление на Монастырской скале появилось в VI веке. Его основало местное население. О жизни крепости раннего периода сведений нет. Название её известно из морских карт генуэзцев XIV - XV веков. Крепость Каламита защищала торговый порт Мангупского княжества -Авлиту. Впоследствии по её имени стал называться и порт.
В XV веке феодориты вели через Каламиту оживленную торговлю, пользовалась портом и Крымское ханство. Отсюда увозили невольников, захваченных татарами на русских, украинских и польских землях. Каламита становилась опасным конкурентом Кафы. Так, консул Кафы жаловался в Геную: "Мы говорим по отношению князя Феодора и братьев его, которые... вопреки праву и привилегиям Кафы открыто сооружают гавань в Каламите и там же грузят и разгружают суда к тяжкому ущербу податей Кафы".
Во время военного столкновения Мангупского княжества с генуэзцами в 1433 году Каламита была опорным пунктом при захвате феодоритами Чембало. Но через год войска под командованием Ломеллино снова овладели Чембало, осадили и Каламиту, требуя её сдачи. Защитники крепости согласились сложить оружие при условии, если им сохранят жизнь. Но, когда неприятель вошёл в крепость, она оказалась пуста. Ночью все её защитники ушли в горы. Генуэзцы разграбили и сожгли Каламиту. Однако после поражения Ломеллина под Солхатом Мангупские князья отстроили крепость.
(показ фото, рисунков, слайдов)
Ученик:
Шумит камыш над Черной речкой
Волнуя голубую ширь и зажигает, молча свечи
Святой Климентьев монастырь
Каламита, Каламита!
Крепость прошлых древних лет
Ты с годами не забыта
Краше места в мире нет
Учитель: Узнай где это?
Грот Морское окно на мысе Фиолент
Храм святого Пантелеймона. Расскажите его происхождение
Храм святого Владимира
Георгиевский монастырь
Крепость Каламита
Ворота крепости
Храм святого Климента
Учитель: Молодцы! Хорошо усвоили материал.
Ребята, кто из вас скажет, что это за книга? На каком уроке вы обращались к ней? Кто автор, написавший ее? Что вы знаете о нем? Сегодня мы познакомимся ближе с этим человеком.
Владимир ДАЛЬ (1801-1872). Да, это тот самый Владимир Даль, который оставил нам огромное богатство "Толковый словарь живого великорусского языка. В русской литературе он еще известен под именем Казак Луганский. Именно этот псевдоним стоит под многими повестями и рассказами Владимира Даля.
В мае 1817 года будучи гардемарином Даль совершил свое первое плавание на бриге «Феникс» вместе с будущим героем Синопа и Севастополя П. С. Нахимовым. А в 1819 году после окончания Морского кадетского корпуса, мичман Даль едет служить на Черное море и за время своей службы неоднократно бывал в Севастополе.
Но с Севастополем Владимир Иванович Даль Казак Луганский был связан до конца своей жизни: будучи управляющим Нижегородской удельной конторой, В. Даль сформировал три стрелковых батальона, которые в июне 1855 года Первой обороны города были направлены в осажденный Севастополь. Сохранились и письма Даля, которые он писал знаменитому хирургу Н. И. Пирогову в сражающийся город.
(показ слайдов и фото)
Инсценировка сказки «Правда и кривда»
Учитель: Кто еще посещал наш Инкерман? Что сказал А.С. Грибоедов
о нашем Инкермане?
Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)
Часть своего крымского отпуска секретарь русской дипломатической миссии, знаменитый русский писатель, создатель «Горе от ума», Александр Сергеевич Грибоедов посвятил Севастополю. И все дни пребывания в нашем городе Александр Сергеевич вел Крымский дневник. Из него-то мы и узнали, что окрестности Севастополя представляют поистине землю классическую. На каждом шагу вы наталкиваетесь на древности греческие памятники.
Из окрестностей, мыса Фиолент и Камышовой бухты, Грибоедов приехал в центр города. Осмотрел Артиллерийскую бухту, Приморский бульвар и вышел к Графской пристани... Город красив. Лучшее строение гошпиталь, над южной, самой пространной бухтою... Далее путь Грибоедова такой: вверх большой улицею мимо двух церквей, домой. Ночь звездная, но безлунная. Маяки светятся в стороне к Инкерману... побывав в карьере и оглядев его в лунном свете, писатель написал в дневнике: Инкерман самый фантастический город на земле.
Путешествие это он совершил 3 июля 1823 года, а на следующий день он вновь проходит по знакомым местам и посещает Херсонес Таврический. Не здесь ли Владимир построил церковь? Может, великий князь стоял на том самом месте, где я теперь, между Песочной и Стрелецкой бухтами. 5 июля 1823 года А.С. Грибоедов, взглянув на Севастополь и его окрестности глазами не только праздношатающегося писателя, но и глазами исследователя - ученого, историка и лингвиста, покинул город.
- продолжаем отвечать на вопросы:
- Как Екатерина II добиралась до Графской пристани?
- Где останавливалась императрица в Инкермане?
Учитель: Молодцы!
(за каждый правильный ответ дети получают жетон с изображением Каламиты)
Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось присутствовать на нем и принимать участие в его проведении? Так о чем мы говорили? Что нового вы узнали сегодня?
Наше занятие мы начинали девизом, а закончим гимном Инкермана, созданного Борисом Салагаевым, директором экологической фирмы «Акватории - порт».
Там, где крепость стоит сотни лет,
Севастополь встречает рассвет
С гор спускается к речке туман
С добрым утром, родной Инкерман.
Инкерман! Инкерман!
Город древних пещер и руин
Словно чайка парит Инкерман
Среди сказочных гор и долин.
Учитель: дома вы должны выполнить задание.
- нарисуйте эмблему Инкермана
- сделайте макет Инкермана будущего, каким вы хотели бы его видеть
- назовите фамилии людей, которые живут, работают и прославляют наш Инкерман в стихах, песнях, картинах, работе. Это нам будет на следующем занятии. Мы обязательно встретимся с кем-нибудь из них.
(под музыку «Мой Инкерман» идет награждение ребят отличившихся в ходе занятия)
15