План-конспект урока Выборы в демократическом обществе


План – конспект урока по дисциплине  « Право» (группа ООП 101)
На тему: «Выборы в демократическом государстве» ( слайд1)
Методические материалы:
 Презентация «Выборы в демократическом государстве»
Учебно-практическое оборудование: Конституция РФ, ФЗ «Об основных гарантиях на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Проект закона «Об обязательном участии в выборах», задания группам.
Цели урока:
Сформировать новые понятия по изучаемой теме;
Раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей;
Сформировать понимание роли различных участником избирательного процесса;
Ознакомить обучающихся с избирательным законодательством;
Развивать навыки работы с нормативно - правовыми документами;
Формировать активную жизненную позицию.
Основные понятия: выборы, избиратель, избирательное право, активное и пассивное избирательное право, прямое избирательное право. Тайное голосование, кандидат, политическая партия.
Раздаточный материал:
Текст «Конституции РФ»
ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдумах граждан РФ»
Текст проблемного задания с планом его выполнения.
Карточки для деловой игры
Карты самооценки
Карточки для синквейнов.
Ход урока:
Первый этап урока
Преподаватель:
В жизни всегда приходится выбирать: между плохим и хорошим, между одной профессией и другой и т.д. Сделать выбор подчас трудно, особенно если речь идет о собственной судьбе, о судьбе государства. : Участие в выборах – проявление социальной активности, совести, политической и правовой зрелости каждого взрослого человека, каждого гражданина.
Следует особо отметить, что гражданин постоянно выбирает в политической и социальной сферах. Он делает это, потому что неравнодушен к судьбе страны, своего региона, города, села. Вряд ли, можно назвать настоящим гражданином человека, который в день выборов остается дома, отдавая решение социально-политических вопросов на откуп стихии.
Никто не вправе контролировать волеизъявление избирателя. Однако мировая практика показывает: чем активнее и сознательнее участвуют в выборах население, тем скорее страна достигает удовлетворительного уровня своего развития.
Сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах.
Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов.
Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в различных регионах страны активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом, избирать. Почему так происходит? Попробуем разобраться.
Второй этап урока
Преподаватель предлагает записать в тетрадь ключевое слово «ВЫБОРЫ».
Задание:
Запишите рядом еще два, три понятия по ассоциации.
Попробуйте изобразить графически смысл этого понятия.
Возможные ответы: власть, государство, избиратель, кандидат, политическая партия, избирательная комиссия.
Слайд 3.
Третий этап урока
Блок 1.
Преподаватель: попытайтесь дать свое определение понятия «выборы» и запишите его в тетрадь.
Задание:
Посмотрите, как трактуется это понятие в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан на участие в референдумах», Конституции РФ.
Сравните свое определение с тем, которое содержится в документах.
( Анализируя документы, обучающиеся делают вывод и дают оценку своей работе).
Блок 2.
Задание:
Всегда ли выборы являются демократическими? Назовите несколько ситуаций, когда выборы не будут считаться демократическими.
Работа в группах (Каждая группа выбирает лидера, который будет направлять, и организовывать свою работу, выставлять за нее оценку)
Возможные варианты ответов:
- безальтернативные выборы;
- не тайные выборы (указывать свои данные);
- дезинформация избирателей в ходе выборов;
- не всеобщие выборы (имущественный ценз или национальный);
- выборы в обстановке давления на избирателей.
Вывод: Сам по себе факт проведения выборов не гарантирует демократичность общества. Важна система проведения выборов, принципы избирательного права, права, обязанности и роли участников выборов.
Блок 3.
Вопрос обучающимся: Почему важно принимать участие в голосовании?
Записать на доске ключевые слова.
Проводим ранжирование ответов (т.е. выделяем главное).
Голосование – это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвует в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп.
Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы необходимые для жизни здорового общества.
Равнодушие и безучастность граждан позволяет некомпетентным и коррумпированным чиновникам оставаться на своем месте, открывать путь для демагогии и авторитарности.
Блок 4.
Задаются вопросы. Слайд 7.
Преподаватель: Группа депутатов разработала законопроект об участии граждан России в выборах в центральные и местные органы власти.
Задания группам.
После обсуждения результатов работы группы по предложенному проекту, проводим всеобщее голосование.
Четвертый этап урока.
Слайд 8. Вопрос обучающимся: Паспорт человеку выдается в 14 лет, а право избирать – лишь в 18 лет. Почему?
Задание:
На основе документов получить информацию по каждому пункту плана.
Слайд 9.
Обсудить поставленный вопрос.
Пятый этап урока.
Слайд 10.
Преподаватель: Объясните, как вы понимаете это высказывание.
Обсудить мнения обучающихся.
В заключении обучающимся предлагается написать синквейн по теме урока.
Слайд 11.
Зачитать синквейны и проанализировать их. Выбрать те, которые наиболее точно отвечают теме урока.
Шестой этап урока.
Заполните карту самоконтроля.
Вывод: Мало иметь избирательное право, необходимо еще быть подготовленным к роли избирателя, по своим личным качествам. Необходимо быть гражданином в широком смысле, т.е. сознательно и посильно участвовать в управлении страной.
Карта самоконтроля обучающегося
Тема урока Момент урока, вызвавший интерес Что понравилось на уроке Моя активность Самооценка Предложения