Сюжетно ролевая игра: как способ развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Сюжетно ролевая игра: как способ развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в
котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте
проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом
отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не
только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего
нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах
морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор
формирования личности, один из главных видов деятельности человека.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-
за неумения организовать общение, быть интересным окружающим,
чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому
понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости.
Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы
этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Главным видом любой деятельности у дошкольника является игра. Таким
образом, игра занимает ведущее место в воспитании, обучении и развитии
коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети
учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В
игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на своё место.
Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся за лидером в группе.
Группа во главе с лидером
– лучшая, наиболее естественная модель социализации ребёнка, принятия им норм общения и взаимодействия с людьми. Общение со сверстниками
занимает ведущее место в развитии интеллектуальных, речевых,
эмоциональных и нравственных задатков. Я считаю, что сюжетно-ролевая игра является наиболее эффективным средством для развития коммуникативных способностей дошкольников.
В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще организуется игра, тем больше возникает желание поиграть еще и еще. Таким образом, организуя сюжетно-ролевую игру, педагог вовлекает детей в прямое общение. Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», «Больница», «Школа»- это игры с более содержательным сюжетом или несколькими сюжетами
Наблюдая за детьми в группе мною были выявлены интересы детей.
Мною было создано несколько игр учитывая интересы детей и гендерный подход.
Также решая основные задачи:
Развиваем речь детей;
Воспитываем уважительное отношение к друг другу;
Обобщаем сведение детей о профессиях;
Активизируем воображение детей их творческие навыки.Также решая основные задачи:
Например, игра «Дизайнер» мной было рассмотрено, несколько видов дизайнера: Ландшафтный дизайнер, дизайнер одежды, дизайнер дома и дизайнер машин. Разделила на предпочтение я мальчиков и девочек. Умение взаимодействовать в этой игре. Собрано много материалов например, игра «Ландшафтный дизайнер»- коврик, разные виды и цвета гайка, материалы по временам года- цветы(лето, весна); кусты искусственные в горшочках, синтепон, листья и снежинки из фетра.
«Дизайнер одежды»-разные виды тканей, бисер, поетки, нитки, лента для мерок, швейная машинка.
В этой игре ребенок может общаться со сверстниками как «Заказчик- исполнитель» или играть одному но при этом, разнообразие материалов помогает творчески подходить к игре. В итоге ребенку захочется рассказать воспитателю или сверстнику о своей проделанной работе. Опираясь на алгоритмы ребенок замкнутый может самостоятельно выполнить работу, но игра основана так что без участие сверстников или взрослого ребенок не сможет. Так или иначе ему придется контактировать с другими детьми.