Доклад на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников»






Доклад на тему:
«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования
социально-личностного развития»

Автор:
Воспитатель
МАДОУ д/с №11 «Светлячок»
Финагеева Светлана Георгиевна







«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский
Детство - это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности. Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.
ФГОС ДО определяет следующее содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
- формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно решать конфликты со сверстниками.
Работая с детьми 4-5 лет, возникла следующая проблема: отсутствие у детей умений объединяться в игре, выполнять игровые действия, разворачивать в самостоятельной деятельности ролевые действия и диалоги.
Поэтому возросла необходимость в формировании навыков сюжетно-ролевой игры как средства социально-личностного развития ребенка.
В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Этому свидетельствуют сюжеты и содержание игр.
Для того чтобы отобразить в игре, какие-либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших. Что же добавляет к этому знакомству игра? Конечно, при организации игры и в ходе ее от взрослых и сверстников могут быть получены дополнительные сведения. Однако главное здесь не количество сведений, получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации. В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть отношений между людьми.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Нами разработан проект, основанный на сюжетно - ролевой игре «Магазин».







Проект по сюжетно - ролевой игре в средней группе «Магазин»
Тема проекта: «Сюжетно-ролевая игра «Магазин» как средство формирования социально-личностного развития»
Авторы проекта: воспитатель Финагеева С.Г.
Участники:
- Воспитанники средней группы «Одуванчик»
- Воспитатели
- Родители
- Психолог ДОУ
Вид проекта – средней продолжительности, групповой, игровой.
База проекта – муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 «Светлячок», группа №6 (средняя)
Срок реализации: 3 месяца (март, апрель, май).






Цель проекта: Обогащать игровой опыт детей, расширять сюжет игры, подводить детей к созданию собственных игровых замыслов.
Задачи проекта:
1. Формировать знания детей о профессиях, связанных с торговлей: продавец, кассир, директор магазина, охранник, шоферы, грузчики.
2. Прививать элементы навыков социального общения, развивать ролевой диалог,
3. Формировать положительные отношения между детьми.
4. Учить детей выполнять игровые действия в соответствии с замыслом.
5. Воспитывать культуру общения.
       Ожидаемые результаты:
Мы предполагаем, что достижение поставленной цели и реализация выделенных задач позволит добиться у дошкольников социально - значимых результатов:
- вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, обогащая свои действия фантазированием, придумыванием, изменением условий игры;
- самостоятельность (выполнение действий, решение каких-либо задач своими силами, без привлечения помощи взрослых или сверстников);
- инициативность (внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком - либо действии);
- нестандартность, оригинальность (поведение, идеи, действия, которые отличаются, выделяются на общем фоне группы);
упорство в достижении результата (настойчивость в решении задач различного рода);
- любознательность (активность, направленная на познания окружающего мира).



Этапы игровой деятельности:
Планово-прогностический этап:
Выявление проблемы, планирование деятельности, подготовка предметно – развивающей среды, изучение и анализ научно – методической литературы, разработка технологий, подбор и разработка взаимодействия участников проекта.
а) Изучение методической литературы по теме проекта.
б) Мониторинг знаний детей по теме проекта (до начала игры)


Практический этап:
Формы работы
Совместная работа с психологом:
Тренинги на темы:2286015875
Создание замысла игры
Выявление интересов относительно своей роли в игре.
Совместная деятельность с родителями по обогащению сюжетной линии игры.





Дидактические игры: Чтение художественной литературы: Беседы с детьми:
«Отгадай по описанию»
«Профессии»
«Мы идем в магазин»
«Что из чего сделано»
«Узнай игрушку на ощупь (по звуку)»
«Ожившие игрушки»
«Что сначала, что потом»
«Продуктовый магазин»
«Овощи и фрукты»
С. Баруздин «Мамина работа»
В. Лифшиц «И мы трудиться будем»
В. Маяковский «Кем быть?»
С. Михалков «А что у вас?»
Н. Артюхова «Трудный вечер»
«Какие бывают магазины?»
«Кто работает в магазине?»
«О правилах поведения в магазине»
«Что делать, если ты потерялся в магазине»
«Кем ты хочешь быть? Продавцом или покупателем?»

Обогащение предметно-пространственной среды:
Сюжетные картинки на тему «Магазин»
Картина «Продавец» из серии «Кем быть»
Пополнение уголка «Магазин» необходимыми атрибутами
Работа с родителями:
Консультация для родителей на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры для дошкольников в возрасте 4-5 лет»
Помощь в обогащении предметно-пространственной среды уголка «Магазин». Изготовление атрибутов.
Пошив специальной одежды для продавца


Непосредственно образовательная деятельность:
Ознакомление с окружающим:
«Все работы хороши, выбирай на вкус» профессии людей
«Откуда овощи в магазине»
Развитие речи:
«Магазины»
Рассматривание иллюстраций «Витрины магазинов»
Изобразительная деятельность:
Рисование вывесок для магазинов
(овощи, фрукты, хлеб и др.)
Развитие элементарных математических представлений:
«Путешествие в магазин»
Третий шаг: Экскурсия с детьми в магазин: наблюдение за работой продавца, охранника, грузчика (с привлечением родителей).

Итоговый этап:
Трансляция опыта для педагогов
Трансляция опыта для родителей на сайте ДОУ
Открытое мероприятие – сюжетно-ролевая игра «Магазин»




Заключение:
Таким образом, в ходе проектной деятельности мы обогатили предметно-пространственную среду атрибутами, необходимыми для сюжетно-ролевой игры «Магазин».
Дети пытались научиться описывать признаки предметов и явлений; сравнивать их между собой; рассуждать о противоположности признаков и явлений; строить умозаключения;
- вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, обогащая свои действия фантазированием, придумыванием, изменением условий игры;
- использовать продукты своей игры в различных видах детской деятельности.