Рабочая программа непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и познавательно — исследовательской и продуктивной деятельности (вторая младшая группа) на период с 01.09.2015 по 31.05.2016
Рассмотрено:
на заседании педагогического совета
Протокол № от Утверждаю:
Заведующий
_______________Т.Е. Карпова
Приказ № от
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад “Росинка” г.Ядрин Чувашской Республики
Рабочая программа
непосредственной образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений и познавательно - исследовательской
и продуктивной деятельности
(вторая младшая группа)
на период с 01.09.2015 по 31.05.2016
по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования
“От рождения до школы” под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Составитель:
воспитатель: Васильева Елена Геннадьевна
г. Ядрин
Пояснительная записка
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы, поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в школе и детском саду.
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
Цель раздела – формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.
Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные, а именно:
— приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;
— формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
— формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;
— овладение математической терминологией;
— развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.
Настоящий раздел программы разработан на основе программы «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования./Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой .- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-368с.
Межпредметные связи будут осуществляться по разделам:
«Изобразительная деятельность», где дети в своих работах передают форму, величину предметов, ориентируются в пространстве и на листе бумаги.
«Музыкальная деятельность», где дети слушают музыкальные произведения о временах года, о частях суток.
«Физическая культура», где дети во время подвижных игр учатся ориентироваться в пространстве.
«Художественная литература», где дети знакомятся со считалками, загадками и т.п.
«Ознакомление с предметным окружением», где идет расширение кругозора в процессе использования, обследования и анализа различных множеств предметов.
Количество занятий в год
- формирование элементарных математических представлений – 18
- познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности-17
Срок реализации с 01.09.2015 по 31.05.2016
Содержание рабочей программы.
Первичные представления об объектах окружающего мира. Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Учить определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко). Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость, мягкость). Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения. Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется). Учить группировать и классифицировать знакомые предметы (обувь — одежда; посуда чайная, столовая, кухонная). Сенсорное развитие. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения). Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная). Дидактические игры. Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2–3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета; собирать картинку из 4–6 частей. В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.
Формирование элементарных математических представлений.
Цель: Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Количество.
Цель: Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи — круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.).
Задачи:
Количество.
Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи — круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.).
Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».
Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов).
Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов».
Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из боль-шей группы.
Величина.
Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).
Форма.
Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником.
Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
Ориентировка в пространстве.
Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. Различать правую и левую руки.
Ориентировка во времени.
Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер.
Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
Цель:
Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий.
Задачи:
Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.
Сенсорное развитие.
Цель:
Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи.
Задачи:
Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств).
Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).
Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание раз- личных музыкальных инструментов, родной речи.
Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).
Дидактические игры.
Цель: Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2–3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета; собирать картинку из 4–6 частей. В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.
Календарно-тематический план.
Формирование элементарных математических представлений.
Месяц Дата Тематическая
неделя Тема образовательной деятельности Программное содержание Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса Сентябрь 1
01.09.15 До свидания, лето, здравствуй детский сад "Шар
и куб"
Закреплять умения различать и называть шар (шарик), куб (кубик) независимо
См. "комплексно-тематическое планирование" авторсост.
В. Вилюнова стр. 23
2
15.09. 15
Осень Кошечки
Игра"Подбери клубочек"
Закреплять умение различать контрастные предметы по размеру, используя при этом слова большой, маленький Побуждать детей к сравнению предметов по величине в окружении.
Формировать представления о величине предметов с помощью хороводной игры «Каравай».
См. "комплексно-тематическое планирование"
авторсост. В.Н.Мезенцева стр.9
Октябрь 3
29.09.15
Я
и моя
семья "Матрёшки" Закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова: один, много, мало Развивать креативность мышления детей.
См. "комплексно-тематическое планирование" по программе "От рождения до школы" автор:
В. Вилюнова стр. 23
4
13.10.15
Неделя художников- иллюстраторов и мультипликаторов Чувашии Игровая ситуация «Подарки от куклы Маши». Учить отвечать на вопрос «сколько?», определять совокупность словами: один, много, ни одного.
Познакомить с кругом. Учить обследовать его осязательно – двигательным путем.
Находить предметы данной формы в окружающей обстановке. Познакомить с чувашской сказкой «баба, дед и луна». См. "комплексно-тематическое планирование" по программе "От рождения до школы" автор:
В. Вилюнова стр. 35
5
27.10.15 Мой дом, мой город Игровая ситуация «Мы — веселые ребята». Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче.
Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами "один", "много", "ни одного Рассматривание чувашских национальных нарядов (женских и мужских) и сравнение их по длине.
Игра-соревнование «Сверни ленту» - формирование у детей представлений о длине. См. "комплексно-тематическое планирование" по программе "От рождения до школы" автор:
В. Вилюнова стр. 49
Ноябрь 6
10.11.15 Зима Игровая ситуация «Почтальон принес посылку». Познакомить с квадратом.
Учить различать круг и квадрат, указывать по просьбе воспитателя эти фигуры на картинках, выставлять их изображения в той очередности, которую предлагает педагог. Находить предметы данной формы в окружающей обстановке.
Формировать представления о форме (квадрате) в настольном театре «Теремок». См. "комплексно-тематическое планирование" по программе "От рождения до школы" автор:
В. Вилюнова стр. 59
Декабрь 7
24.11.15 Новогодний праздник "Колобок" Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами: длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине. Нахождение в групповой обстановке разных по длине предметов. См. "комплексно-тематическое планирование" по программе "От рождения до школы" автор:
В. Вилюнова стр. 66
8
08.12.15 «Серенькая кошечка села на окошечко» Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке. Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный — короткий, длиннее — короче.
Способствовать развитию образного мышления при помощи загадок (солнце, колесо, мяч, стол). См. "комплексно-тематическое планирование" по программе "От рождения до школы" автор:
В. Вилюнова стр. 66
9
22.12.15 "В гостях у козлят" Учить:
- сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения;
- обозначать результаты сравнения словами: широкий – узкий, шире – уже.
Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты словами по много, поровну, столько-сколько
Обогащать знания детей о длине предметов, используя хороводную игру «Каравай». См. "комплексно-тематическое планирование" по автор:
В. Вилюнова стр. 82
Январь
10
12.01.16
Зима "Письмо от зайчика" Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру
Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты словами по много, поровну, столько-сколько
Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий- узкий, шире- уже, одинаковые по ширине.
См. "комплексно-тематическое планирование" по программе "От рождения до школы" автор:
В. Вилюнова стр. 90
11
26.01.16 «Игрушки для елочки». Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько — сколько. Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху — внизу. Развивать математические и творческие способности путём введения различных ситуаций в сюжет сказки «Колобок». См. "комплексно-тематическое планирование" по программе "От рождения до школы" автор:
В. Вилюнова стр. 98
Февраль 12
09.02.16 День Защитника
Отечества "Путешествие в зимний лес" Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте; учить понимать слова: высокий – низкий, выше – ниже.
Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами: помногу, поровну, одинаково, столько – сколько. Выполнение счётных измерительных действий каждым ребёнком в игре «Магазин для кукол». См. "комплексно-тематическое планирование" по программе "От рождения до школы" автор:
В. Вилюнова стр. 102
Март 13
15.03.16 Знакомство с культурой и традициями чувашского народа «Строим скворечники для птичек». Продолжать учить:
- сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами: больше -меньше, столько – сколько
Закреплять умение различать и называть части суток: день – ночь.
Представлять детям возможности делать новые открытия. Формировать у детей представления о смене дня и ночи в игре «День и ночь». См. "комплексно-тематическое планирование" автор:
В. Вилюнова стр. 124
14
29.03.16 Игровая ситуация «Поможем героям сказок».
Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один). Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Учить вслушиваться в ритм, воспроизводить количество услышанных звуков. См. "комплексно-тематическое планирование" по программе "От рождения до школы" автор:
В. Вилюнова стр. 129
Апрель 15
12.04.16 Весна Игровая ситуация «В гостях у Маши и Даши». Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу в пределах трех (без счета и названия числа).
Совершенствовать умение различать и называть знакомы геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Формировать представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) через игру «Разноцветные фонарики». См. "комплексно-тематическое планирование" автор:
В. Вилюнова стр. 134
16
26.04.16 Игровая ситуация «Мы играем». Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много. Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя, обозначать их словами впереди — сзади, вверху — внизу, слева — справа. Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы. См. "комплексно-тематическое планирование" автор:
В. Вилюнова стр. 141
Май 17
17.05.16 Лето Игровое упражнение «Поможем кукле подобрать одежду для прогулки». Закреплять умение сравнивать две равные группы предметов способами наложения и приложения.
Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т.д. Определять местонахождение предметов в групповой комнате (используя предлоги на, под, в…). См. "комплексно-тематическое планирование" автор:
В. Вилюнова стр. 149
18
31.05.16 Игра «Найди лишнюю фигуру». Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб. Формировать представления детей о геометрических фигурах в игре «Найди одинаковые предметы», «Сложи узор». См. "комплексно-тематическое планирование" автор:
В. Вилюнова стр. 153
Планируемые результаты освоения программы:
Группировать предметы по цвету, форме, величине.
Составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
Сравнивать два контрастных по величине предмета, используя приемы наложения, приложения их друг к другу; показывать, какой из предметов длинный — короткий, широкий — узкий, высокий — низкий.
Различать круг и квадрат, предметы, имеющие углы и круглую форму.
Понимать слова: впереди — сзади, вверху — внизу, слева — справа, на, над —под, верхняя — нижняя (полоска).
КАЛАНДЕРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
Месяц Дата № Тематическая неделя Тема образовательной деятельности Программное содержание Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса Сентябрь
1
08.09.15 Башенка и
Лесенка З а к р е п л я т ь понятия высоты, цвета.
У ч и т ь :
- рассказывать, как будут строить;
- строить по образцу. Познакомить с высотными постройками города "Комплексно-тематическое планирование"
авторсост. В. Н.Мезенцева, стр.6
2
22.09.15 Путешествие зопарк. Башенка и
Лесенка З н а к о м и т ь с разным строительным материалом.
У ч и т ь анализировать постройку. "Комплексно-тематическое планирование"
авторсост.: В.Н.Мезенцева, стр.11
Октябрь 3
06.10.15 Башенки и
песенки У ч и т ь осуществлять сенсорный анализ постройки.
Д а т ь п р е д с т а в л е н и е об архитектурных постройках. Способствовать развитию творчества через создание архитектурных построек. "Комплексно-тематическое планирование" дошколы"
авторсост. В.Н.Мезенцева стр.17
4
20.10.15 Дорожки У ч и т ь :
- строить дорожки, варьируя их в длину;
- пристраивать кирпичики разными гранями. Научить детей играть в игру «Ручеек». "Комплексно-тематическое планирование" авторсост.В.Н.Мезенцева стр.22-23
Ноябрь 5
03.11.15 Дорожка для
Колобка З а к р е п л я т ь знания о длине, ширине, цвете Формировать умения выполнять роли в русской народной игре «Колобок», "Комплексно-тематическое планирование"
авторсост.В.Н.Мезенцева, стр.38
6
17.11.15 Мебель
для куклы У ч и т ь :
- строить детали по образцу без показа приёмов;
- анализировать изделие. Познакомить с видами мебели в прошлом Декабрь 7
01.12.15 Ворота У ч и т ь :
- изменять постройку в высоту;
- называть детали консруктора- кирпичики, кубики. Рассмотреть изображения ворот в иллюстрациях к чувашским сказкам.
Сформировать представления детей о назначении ворот. Чтение потешки «Радуга, дуга». "Комплексно-тематическое планирование"
авторсост. В.Н.Мезенцева, стр.44
8
15.12.15 Ворота У ч и т ь :
- строить ворота низкие, ворота высокие;
- разбирать постройки, складывать материал в коробки.
Рассмотреть изображения ворот в иллюстрациях русских сказок. Чтение потешки «Тень, тень, потетень». "Комплексно-тематическое планирование"
автосост. В.Н.Мезенцева стр.48
9
29.12.15 Домик П р е д л о ж и т ь выполнить усложнённую конструкцию. Уделять особое внимание цветовому решению и украшению постройки.
У ч и т ь «замыкать» пространство Рассматривание иллюстраций с изображением домов в чувашских селениях.
Обыгрывание сказки «Теремок». "Комплексно-тематическое планирование"
авторсост. В.Н.Мезенцева стр.60
Январь 10
19.01.16 Мебель
для кукол З а к р е п л я т ь :
- представление о знакомых предметах;
- умение правильно называть детали строительного набора.
У ч и т ь играть с постройками. Познакомить с чувашской детской мебелью – сапка.
Познакомить с люлькой, колыбелью.
Привить любовь к народному творчеству пением колыбельных песен.
"Комплексно-тематическое планирование" "
авторы: В.Н.Мезенцева, стр.65
Февраль 11
02.02.16 Загон для
лошадок У ч и т ь :
- огораживать пространство высоким забором;
- приёму ставить кирпичики на длинную узкую грань. Рассматривание иллюстраций с изображением видов заборов в чувашской республике.
Поддерживать интерес к народным играм – игра «Плетень».
Март
12
01.03.16 Подарок для мамы Учить:
- самостоятельно конструировать предметы (по замыслу) "Комплексно-тематическое планирование"
авторсост.. В.Н.Мезенцева, стр.70
13
22.03.16
Апрель 14
05.04.16
Ворота для
машины У ч и т ь строить разнообразные ворота, разные по высоте "Комплексно-тематическое планирование"
авторсост. В.Н.Мезенцева стр.81
15
19.04.16 Домик У ч и т ь :
- строить домик, забор вокруг него;
- обыгрывать различные ситуации вокруг домика со зверюшками и мелкими предметами. Познакомить со сказкой «Как коза избушку построила». "Комплексно-тематическое планирование"
авторсост. В.Н.Мезенцева стр.86
Май 16
10.05.16. Заборчик У ч и т ь огораживать большое пространство («озеро» для уточек).
З а к р е п л я т ь умение рассказывать, как будут строить.
П о о щ р я т ь стремление конструировать по своему замыслу и представлению Формировать представления о видах ограждения – заборе, его назначении. "Комплексно-тематическое планирование"
авторы: В.Н.Мезенцева, стр.91-92
17
24.05.16 Конструирование
из песка З а к р е п л я т ь знания о свойствах песка.
У ч и т ь строить башенку, домик для собачки, дорожки, скамейки, столы и т.д. Познакомить с природными ископаемыми Чувашской Республике.
Познакомить с потешкой «Дождик, дождик». "Комплексно-тематическое планирование"
авторсост. В.Н.Мезенцева стр.97
Планируемые результаты освоения программы:
Знать, называть, использовать детали строительного материала.
Уметь располагать кирпичики, пластины вертикально.
Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
Различать части постройки по величине (большая — маленькая, длинная — короткая, высокая — низкая, узкая — широкая).
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
№ Материалы, оборудование, учебно-наглядные пособия Информационные и технические средства обучения
1. Игрушки: Незнайка, куклы, машинки, Ноутбук, проектор, сд-диски, флеш-карты.
2. Геометрические фигуры(куб, шар, треугольник, квадрат) презентация «Что это такое?».
3. Наглядно-дидактические пособия 4. Строительный набор Список литературы:
1.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014. - 368с.
2.Сантирано-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях -СанПин 2.4.1.3049-13
3. ФГОС
4.Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений :Младшая группа .- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.- 64 с.
5.Комплексно-тематическое планирование по программе " От рождения до школы"./ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.Вторая младшая группа/ авт.-сост.В.Н.Мезенцева и др.- Волгоград: Учитель, 2012-101с.