Конспект урока питание животных, бактерий и грибов
Дата 12.01.17 класс 6
ТЕМА: Питание животных. Питание бактерий и грибов
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями питания животных, бактерий и грибов.
Задачи урока:
Образовательные:А) Раскрыть особенности питания животных. Расширить знания учащихся о разнообразии способов получения пищи животными. учащиеся знакомятся с особенностями питания бактерий и грибов.
Воспитательные: А) продолжить умение работать в парах (коммуникативная культура общения),Б) развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности,В) создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности
Развивающие:А) научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.Б) продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками;В) развивать умение делать выводы;
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник “Биология 6 класс. Живой организм, Сонин Н.И.” , рисунки животных в учебнике, ТСО (слайдовая презентация уроков).
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие. Ребята сидят по группам. Группы подобраны с учетом индивидуальных способностей учащихся. Знакомство с планом работы на уроке.
2. Проверка знании о испарении воды листьями и листопад (индивидуальный и фронтальный опрос учащихся).
Изучение нового материала
3.Мотивация учащихся
Расскажите по схеме как питаются животные, грибы и бактерии?
4. Постановка цели урока перед учащимися)
Вопрос к учащимся: О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? - О питании животных, (запишите тему в тетради «Питание животных»)
Мы должны узнать, как питаются разные животные (типы питания). Выяснить, какие приспособления имеют животные для добывания пищи? Выяснит, что общего в процессе питания у всех животных?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Какие животные относятся к группе?
Чем питаются?
Приспособления для поглощения пищи
Ребята работают индивидуально с текстом учебника. Каждому дается карточка с названием группы животных а также инструкция по заполнению.
Растительноядные.
Пищей являются растения – их листья, побеги, плоды, семена, корни и т.д.
Особенностью устройства ротового аппарата является преобладание резцов и коренных зубов (для млекопитающих) или роговых пластин, приспособленных для перетирания растительной пищи. Клопы, тли, цикады обладают колюще-сосущим ротовыми аппаратами – этим обеспечивается питание соками растений. Развиваются дополнительные отделы желудочно-кишечного тракта – слепая кишка, рубец и т.д., формируется симбиоз с бактериями, перерабатывающими клетчатку. Для травоядных млекопитающих характерно относительное развитие периферического зрения. Сравнительно с хищными млекопитающими, у травоядных скелет и мускулатура более грубые и менее координационно развиты, вместе с этим, однако, повышается выносливость.
У некоторых животных развиваются узкоспецифические предпочтения – например, питание листьями и побегами лишь одного вида растения (коала – эвкалипт).
Паразиты – питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.
Адаптации к паразитизму: высокая плодовитость, органы прикрепления (например присоски у паразитических червей), покровы, не переваривающиеся в теле хозяина, особенности ротового аппарата (например, колюще-сосущий), способность переживать неблагоприятные условия среды (образование цист, устойчивые яйца и капсулы с личинками, инкапсуляция в теле хозяина)
Паразитизм близок к хищничеству, однако в отличие от настоящего хищника паразит не убивает хозяина сразу. Обычно он использует живого хозяина как место своего временного или постоянного проживания. Паразитов подразделяют на две основные категории: микропаразиты и макропаразиты.
К микропаразитам относятся те, которые непосредственно размножаются внутри тела хозяина (вирусы, бактерии, простейшие). Микропаразиты растут в теле хозяина, но, размножаясь, образуют особые формы, которые покидают одного хозяина, чтобы заселить другого.
К макропаразитам животных относятся круглые и ленточные черви (главные макропаразиты животных), вши, блохи, клещи, грибы.
В основном паразитами являются животные, стоящие относительно низко на систематической лестнице: типы Плоские и круглые черви, Членистоногие: Паукообразные (клещи), Насекомые (блохи, клопы, двукрылые (комары, москиты, мошки, слепни), вши), Ракообразные. Круглоротые (миксина).
Плотоядные, хищники.
Пищей в этом случае являются другие животные.
Развиваются различные орудия нападения и удержания жертвы: особенности ротового аппарата, в том числе устройство зубов и челюстей – преимущественное развитие получают клыки (для млекопитающих), вытянутая пасть (крокодилы), с несколькими рядами зубов направленными вовнутрь (акула); когти (кошачьи, хищные птицы). Для хищных млекопитающих характерно относительное снижение периферического зрения за счет увеличения его остроты. Для многих хищников характерен засадный метод охоты – выжидание жертвы и относительно короткий бросок – необходимы высокая скорость, точная координация, но это происходит в общем случае за счет снижения выносливости; развиваются различные виды покровительственной (маскирующей) окраски.
Своеобразный метод охоты мы встречаем у представителя иглокожих – морской звезды – она наползает на мидию, выворачивает желудок, оплетая им мидию, дожидается открытия створок и впрыскивает пищеварительные ферменты внутрь раковины.
Дятлы, которых можно отнести к насекомоядным, питаются личинками насекомых, живущими под корой деревьев. Приспособлением к этому служит массивный прочный клюв и особенное устройство лап и хвоста, позволяющих удерживаться на вертикальном стволе дерева.
Трупоеды ( падальщики) – питаются остатками организмов.
Падальщики – питаются мертвыми животными. Птицы падальщиков (грифы) обладают длинными шеями, практически лишенными оперенья, млекопитающие падальщики обладают узкими мордами. Для них характерно хорошее обоняние. К падальщикам можно отнести крабов. Личинки мух питаются мертвыми органическими остатками животных и растений. Жуки навозники, питаются экскрементами содержащими большое количество органических остатков.
Симбионты – организмы, живущие совместно и помогающие друг другу добывать и усваивать питательные вещества.
Классические примеры симбиоза сожительство рака – отшельника и актинии, зеленой гидры с одноклеточными водорослями.
Форму симбиоза приобретают взаимоотношения при питании муравьев сахаристыми выделениями гусениц бабочки – голубянки. Муравьи защищают этих гусениц от хищников и паразитов, а гусеницы перед окукливанием зарываются в муравейник. Аналогичные отношения отмечаются у многих муравьев и тли: муравьи защищают тлю от врагов, а сами питаются их выделениями.
В животном мире пример наиболее совершенного симбиоза дают термиты, пищеварительный тракт которых служит приютом для жгутиковых или бактерий. Благодаря симбиозу, термиты в состоянии переварить древесину, а микроорганизмы получают убежище, вне которого они существовать не способны. Или взаимоотношения воловьих птиц и носорогов. Птицы кормятся насекомыми-паразитами на коже носорога, а их взлет служит ему сигналом об опасности.
Всеядные – питание пищей как растительного, так и животного происхождения.
Для таких животных характерен наименее специализированный ротовой аппарат. В общем случае имеются черты свойственные и для хищников, и для травоядных. К всеядным животным можно отнести медведей, крыс, некоторых приматов, сверчков. Из пресмыкающихся это то агамы, синеязыкие сцинки, дневные гекконы и некоторые другие рептилии. Жабы, лягушки-рогатки и многие ящерицы не откажутся от мышонка подходящего размера. К этой группе относится и человек.
Питание бактерий и грибов
«В лесу есть все, что нужно для человека», - писал Сетон-Томпсон. Для нормального питания человеку нужны углеводы (в том числе крахмал и сахар), жиры и белки. Крахмал и жиры мы найдем в растениях, но вот белков мало в цветковых растениях. Даже в пшеничном хлебе всего только 8% белков. А где нам взять белки? Мы пойдем в лес за грибами. В сухом веществе грибов 40% белка. В грибах есть жиры и сахар. Вместо обычного в растениях крахмала, в грибах содержится гликоген - «животный крахмал». В этом году в лесу много грибов. (слайд 5)
-Почему Грибы и Бактерии нельзя объединить в одно царство? (Бактерии – прокариоты. Грибы – эукариоты, разное строение)
- А сейчас у нас первый привал. Можно ли набрать воду для питья в речке? Почему? (Там много вредных микроорганизмов) (слайд 7)
-Мы взяли с собой молоко, а оно скисло. Почему? (Из-за молочнокислых бактерий) (слайд 8)
-Полезны ли для организма продукты, полученные при помощи этой бактерии? (Кефир, ряженка, творог, сыр очень полезны для здоровья)
Веселая физминутка! "Ёжик”
Ходил ёжик по полянке
(Ходьба на месте)
Он искал грибы опятки.
(Повороты головы вправо и влево)
Глазки щурил и моргал,
(Сильно прищуриться и широко открыть глаза)
Но грибов не увидал.
(Развести руки в стороны)
Вверх смотрел он,
(Поднять голову, посмотреть вверх)
Вниз глядел,
(Опустить голову, посмотреть вниз)
Сам тихонечко пыхтел.
(Произнести "пых”, "пых”, "пых”)
Смотрел влево,
(Голова неподвижна, посмотреть влево)
Смотрел вправо,
(Голова неподвижна, посмотреть вправо)
Вдруг увидел гриб на славу!
(Плотно закрыть и широко открыть глаза)
Оглянулся он ещё
(Руки спрятать за спину)
Через левое плечо,
(Повернуть голову влево, посмотреть назад)
Через правое ещё.
(Повернуть голову вправо, посмотреть назад)
Ёж затопал по тропинке
(Ходьба на месте, высоко поднимая ноги)
И грибок унёс на спинке.
Закрепление материала
- Два организма взаимно полезны,
Связаны вместе просто железно.
Жить в одиночку? – огромный вопрос.
Такое сожительство есть (симбиоз)
- Какую пользу друг от друга получают гриб и дерево?
- Грибы не только пользу могут приносить, но и вред. Какие грибы вызывают заболевания растений?
- Кого можно назвать санитарами нашей планеты? (Бактерии гниения)
- Организмы, которые питаются органическими веществами отмерших организмов? (Сапрофиты)
- Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами (Паразиты)
Рефлексия
Учащиеся в ходе рефлексии дополняют предложения:
1.На уроке я работал .
2.Своей работой на уроке я.
3.Урок для меня показался.
4.За урок я
5.Мое настроение.
Если вам понравился урок, положите в корзинку белый гриб, если нет, то – мухомор.
7. Домашнее задание
Изучить § 39-40.
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
15