Учебно-познавательная игра Сколько слов в русском языке?






«Сколько слов в русском языке?!»
( Учебно-познавательная игра для учащихся 6 класса)



Учитель русского языка и литературы
Дудниченко С.В.



















Мамлютская школа-гимназия №1
Цель: развитие навыков применения знаний в игре для достижения успеха.
Задачи: - показать богатство русского языка,
- раскрывать и развивать коммуникативные качества, творческий потенциал учащихся,
- воспитывать интерес к изучению языка, стремление к грамотной речи
- развивать творческие способности учащихся, память, речь, смекалку, внимание,
- воспитывать познавательный интерес к русскому языку.

Ход игры:
Ведущий: Самое удивительное и неповторимое чудо – человеческий язык, позволяющий нам выразить свои мысли, чувства, настроения, передать увиденное и поделиться своими знаниями. Русский язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он понятен многим людям разных национальностей, но «не зная языка хорошо – красиво и всем понятно не напишешь, правильно и грамотно – не скажешь!»
Наше путешествие пройдет по удивительной стране, название которой Лингвистика. Эта страна уважает грамотных людей. Сегодня мы узнаем, кто из учащихся достоин проживать в ней. Итак, в добрый путь!

1 тур. Лексический.
Вот и первые кочки на вашем пути. Попробуем не запнуться. Я зачитываю лексическое значение слова, а вы дайте незамедлительный ответ.
1. Догадка, предварительная мысль. (Предположение.) 2. Слегка дотронуться до чего-нибудь. (Прикоснуться.) 3. Приобрести загар. (Загореть.) 4. Прямая, имеющая общие точки с кривой, но не пересекающая ее. (Касательная.) 5. Смуглый от загара. (Загорелый.) 6. Сгореть до конца, погаснуть. (Догореть.) 7. Масло, добываемое из растений. (Растительное.) 8. Выцвести, потерять окраску. (Выгореть.)

2 тур. Коварная викторина
1.В каком цветочке разместилась целая страна? (Настурция)
2.Какую крупу каждый турист обязательно берёт с собой в поход? (Рис-турист)
3.С каким знаком препинания неразлучны все ласточки? (точки-ласточки)
4.Что шумит на ветру в каждом колесе? (Лес-колесо)
5.У какого фрукта глаз есть? (Яблоко)
6.У какого гриба есть ухо? (Мухомор)


3 тур. Орфографический.
В этом туре вам надо быстро назвать и написать нужное слово. Все они заимствованные слова. Какие это слова? 1.Прибор для измерения температуры (термометр)
2.Литературное произведение, в котором рассказывается о расследовании запутанных преступлений (детектив)
3.Искусственный водоем для купания (бассейн)
4.Жилой благоустроенный двухэтажный или трехэтажный дом в пригороде или поселке (коттедж)
5..Игра в мяч на льду на коньках (хоккей)
6.Спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку (теннис)
7. Вкусная лепешка с запеченными на ней кусочками мяса, сыра, овощей, грибов (пицца)
8. Коллективное посещение чего – либо, прогулка (экскурсия)

4 тур. Пословицы "шутят (Вставьте в пословицу правильное слово)
Два сапога – тара (пара)
Ус хорошо, а два – лучше (ум) (воду)
Голод - не щётка (не тетка)
Один в золе не воин (в поле)
Трус в своей лени боится (тени)
Жди у горя погоды (у моря)
Толочь в ступе соду (воду)
Трус кормит, а лень порти (труд)
Не зная броду, не суйся в моду (воду)

5 тур. Юмористическая страничка (Загадки-шутки).
Что можно видеть с закрытыми словами? (сон)
Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой (тень)
Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится (яма)
Какой болезнью никто на земле не болел? (морской)
Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)
Каким поясом не подпояшешься? (климатическим)
Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? ( Ни одной - все их нужно положить)
Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретится оно, а в огороде втрое? (Буква о)
Что получится, если написать тридцать я? (Зоя)

6 тур. Закончи пословицы
Корень учения горек,( а плод сладок)
Ученый водит,..( а неученый следом ходит)
Кто хочет много знать,..( тому надо мало спать)
Ум без книги (что птица без крыльев.)
В умной беседе ума наберешься( а в глупой – свой растеряешь)
Человек от лени болеет,( а от труда здоровеет)
Лодырь да бездельник( им праздник и в понедельник)
Новых друзей наживай,.( а старых не теряй)
Дело веди,( а безделье гони)

7 тур. Знаете ли вы фразеологизмы.
О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком, смешном положении ( Сел в галошу)
Прошли вместе много испытаний (Прошли огонь и медные трубы)
Об очень большой тесноте в помещении. (Яблоку негде упаст)ь
О полной тишине (Слышно, как муха пролетит)
Неразлучные друзья (Водой не разольешь)
Обманывать, изворачиваться , умалчивать что-то (Морочить голову)
О человеке, на которого постоянно сваливаю чужую вину, ответственность за чужой проступок (Козёл отпущения)
Об удачливом, счастливом человеке (В рубашке родился)
О состоянии тоски, тревоги, беспокойства (На душе кошки скребут)
О забывчивости, плохой памяти (Голова как решето)
Опозориться, потерпеть неудачу, оказаться в неловком, смешном положении (Сел в галошу)
Молчать, не издавая ни звука (Набрать в рот воды)

8 тур. Игра «Лесенка»
Подобрать слова, которые начинаются с одной и той же буквы, постепенно увеличивая их количество.
Он
Оба
Омут
Океан
Оптика
Оркестр
Оттепель
Остановка
Отчисление
Одиннадцать

9 тур. Полиглоты.

1.Скажите по-саамски «задняя нога тюленя», если для нас это спортивное снаряжение пловцов (Ласта.)
2. Скажите по-эвенкийски «обувь», если это очень тёплая меховая обувь (Унты.)
3.Скажите по латыни «шар», если для нас это школьное пособие для урока географии (Глобус.)
4. Скажите на латыни «в другом месте», если это общеизвестный юридический термин (Алиби.)
5. Скажите по-китайски «молодой листок», если мы видим эти листки исключительно в сушёном виде (Чай)
6.Скажите по-нидерландски  «человек», если для нас это бездушная кукла в витрине магазина (Манекен.)
7. Скажите по-немецки «змея», если этой «змеёй» садоводы поливают свои грядки (Шланг.)
8.Скажите по-турецки «рыба», если для нас это, безусловно рыба, но деликатесная и уже копчёная, без головы и костей (Балык.)
9. Скажите по-английски «знаю как», если для нас это эффективная технологическая идея, изобретение (Ноу-хау.)
10. Скажите по-итальянски «учитель», если мы так называем крупных музыкантов, живописцев и выдающихся шахматистов (Маэстро.)

10тур. «Поэтический»
Напишите рассказ, стихотворение на тему «Я русский бы выучил только за то». Самое главное в конкурсе – свобода творчества. Придумывайте, сочиняйте, творите! Всё в ваших руках!

Подведение итогов. Награждение победителей.












15