Урок повторение В царстве корней
Русский язык 2класс учитель: Звонцова В.А.
Тема урока: Повторение. «В царстве корней»
Цели урока:
· повторить признаки однокоренных слов;
· закрепить умение выделять общую часть родственных слов;
· развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;
· развивать мышление, память, внимание, орфографическую зоркость, речь;
· воспитывать взаимоуважение, взаимовыручку, трудолюбие, прилежание, бережное отношение к воде, любовь к природе.
Оборудование:
· презентация «В царстве корней»;
· опорная таблица;
· учебник «Русский язык» 2 класс;
Тип урока: интегрированный
Интеграция:
· русский язык, окружающий мир
Организация учебной деятельности:
· индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Ход урока:
Орг. Момент. Эмоциональный настрой.
Приветствие.
· Громко прозвенел звонок –Начинается урок.Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.Работаем старательно, слушаем внимательно.
Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Сегодня мы повторим , что такое корень слова и признаки однокоренных слов. Продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
Сегодня мы совершим путешествие в лесное царство корней.
(Слайд № 1)
3. Сели ровно, приготовились к минутке чистописания.
Чистописание (Слайд № 2)
- Отгадайте загадку: «Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает». (Дерево)
- Объясните смысл загадки. Как вы отгадали? Какой звук вы слышите первым? Дайте ему характеристику. ( согласный, мягкий, парный, звонкий). Запишем букву, обозначающую этот звук.
4. Комментированное письмо.
Дерево живет корнями, а человек друзьями
- Что это за высказывание? (Пословица)
- Как вы её понимаете?
- Прокомментируйте, запишите.
- Проверьте друг у друга.(взаимопроверка)
5. Работа по теме урока.
(Слайд № 3)
1) -Какие значения имеет слово «корень»:
*подземная часть растения,
*часть волоса, зуба, ногтя,
*начало, источник чего-либо.
«Так же как и у кустов, корень есть у слов».
2) -Что же такое корень? Выделите главное.
Послушайте сказку:
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.
Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)».
3) Вспомним правила:
-Как называется общая часть?(корень)
-Какие слова называются однокоренными?(слова с одинаковым корнем)
На доску вывешивается таблица:
родственные слова
близкие по смыслу общая часть
корень слова
4) Работа с учебником. Упр. 676, стр. 235.(самостоятельно, письменно)
5) Слово "корень" употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. "Смотри в корень" или "зри в корень".
-Как вы думаете, когда так говорят?
Это означает: "Выдели самое главное". Слов без корня не бывает. Это центр слова.
6) Слайд № 5: «Как растут слова»читает ученик) Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- Назовите однокоренные слова.
Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.
- Ребята, скажите, а как надо относиться к природе? К растениям? Как вы помогаете природе?
6.Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали 1-2-3,
Ручками похлопали 1-2-3.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем 1-2-3-4-5.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
7. Закрепление изученного материала.
1) - А сейчас мы подошли к лесной речке. (Слайд № 6.)
- Найдите однокоренные слова на картинке и запишите: Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить.
2) (Слайд № 7.)
- Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
· Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
· Почему гости не сразу приметили чужака?
· Не поможете ли вы ему найти родственников?
(Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).
· Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».
· -Как пишутся корни в однокоренных словах? (Одинаково.)
· Какое значение в жизни человека имеет вода? Как надо использовать воду? Почему?
3) (Слайд № 8.) «Какое слово лишнее?»
Списать однокоренные слова, выделить корень.
Лес, лесной, лестница, лесник.
Гора, гореть, горный, пригорок.
Тепло, теплица, тёплый, жаркий.
Гриб, грибок, грибной, грибница.
4) (Слайд № 9.) Выписать однокоренные слова, выделить корень.(письменно, самостоятельно)
Тот, кто с гусятами близко знаком,
Знает: гусята гуляют гуськом;
Тот же, кто близко знаком с гусаком,
К ним не рискнет подойти босиком.
Гусята, гуськом, с гусаком.
-Родня ли Гусеница Гусю? Почему?
5) Слайд № 10. Найти семью родственных слов.(устно, коллективная работа)
Эту сказку ты прочтешь Тихо, тихо, тихо... Жили-были серый еж И его ежиха.
Серый еж был очень тих, И ежиха тоже. И ребенок был у них - Очень тихий ежик.
Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.
7. Итог урока.
· Какие слова называются родственными?
· Что такое корень слова?
· Какие слова называются однокоренными?
МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!
8. Домашнее задание: Стр. 235, упр. 675.