Урок повторение В царстве корней


Русский язык 2класс учитель: Звонцова В.А.
Тема урока: Повторение. «В царстве корней»
Цели урока:
 
·       повторить признаки однокоренных слов;
·       закрепить умение выделять общую часть родственных слов;
·       развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;
·       развивать мышление, память, внимание, орфографическую зоркость, речь;
·       воспитывать взаимоуважение, взаимовыручку, трудолюбие, прилежание, бережное отношение к воде, любовь к природе.
 
Оборудование:
 
·      презентация «В царстве корней»;
·      опорная таблица;
·      учебник «Русский язык» 2 класс;
Тип урока: интегрированный
 
Интеграция:
 
·      русский язык, окружающий мир
 
Организация учебной деятельности:
 
·       индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
 
Ход урока:
Орг. Момент. Эмоциональный настрой.
Приветствие.
·     Громко прозвенел звонок –Начинается урок.Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.Работаем старательно, слушаем внимательно.
Сообщение темы и целей урока.
-    Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Сегодня мы повторим , что такое корень слова и признаки однокоренных слов. Продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
Сегодня мы совершим путешествие в лесное царство корней.
(Слайд № 1)
 
3. Сели ровно, приготовились к минутке чистописания.
 
   Чистописание (Слайд № 2)
 
 - Отгадайте загадку:  «Весной веселит, летом холодит,                                   Осенью питает, зимой согревает». (Дерево)
- Объясните смысл загадки. Как вы отгадали? Какой звук вы слышите первым? Дайте ему характеристику. ( согласный, мягкий, парный, звонкий). Запишем букву, обозначающую этот звук.
                                                   
  4.    Комментированное письмо.
   Дерево живет корнями, а человек друзьями
- Что это за высказывание? (Пословица)
  - Как вы её понимаете?
  - Прокомментируйте, запишите.
  - Проверьте друг у друга.(взаимопроверка)
 
 5. Работа по теме урока.
     (Слайд № 3)
   1)  -Какие значения имеет слово «корень»:
   *подземная часть растения,
   *часть волоса, зуба, ногтя,
   *начало, источник чего-либо.
 
  «Так же как и у кустов, корень есть у слов».
 
 2) -Что же такое корень?    Выделите главное.
       Послушайте сказку:
                   Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.
 
Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)». 
3) Вспомним правила:
-Как называется общая часть?(корень)
-Какие слова называются однокоренными?(слова с одинаковым корнем)
На доску вывешивается таблица:
родственные слова
                                                           
                           близкие по смыслу           общая часть
 
                                                                          корень слова
 
 
4) Работа с учебником. Упр. 676, стр. 235.(самостоятельно, письменно)
 
5) Слово "корень" употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. "Смотри в корень" или "зри в корень".
   -Как вы думаете, когда так говорят?
   Это означает: "Выдели самое главное". Слов без корня не бывает. Это центр слова.
 
6) Слайд № 5: «Как растут слова»читает ученик)    Как-то много лет назад
    Посадили странный сад.
    Не был сад фруктовым –
    Был он только словом.
    Это слово – слово-корень,
    Разрастаться стало вскоре
    И плоды нам принесло –
    Стало много новых слов.
    Вот из сада
    Вам рассада.
    Вот еще посадки рядом.
    А вот садовод.
    С ним садовник идет.
    Очень интересно
    Гулять в саду словесном.
- Назовите однокоренные слова.
    Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.
- Ребята, скажите, а как надо относиться к природе? К растениям? Как вы помогаете природе?
 6.Физкультминутка.
                   Вы, наверное, устали?
                   Ну, тогда все дружно встали.
                   Ножками потопали 1-2-3,          
                   Ручками похлопали 1-2-3.
                   Покрутились, повертелись.
                   И за парты все уселись.
                   Глазки крепко закрываем,
                   Дружно до пяти считаем 1-2-3-4-5.
                   Открываем, поморгаем
                   И работать продолжаем.
 
7. Закрепление изученного материала.
1)    - А сейчас мы подошли к лесной речке. (Слайд № 6.)
    - Найдите однокоренные слова на картинке и запишите:                                                 Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить.
 
2) (Слайд № 7.)
- Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула  на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
·     Кто же оказался чужаком среди родственников воды? 
·     Почему гости не сразу приметили чужака?
·     Не поможете ли вы ему найти родственников?
   (Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).
·     Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».
·      -Как пишутся корни в однокоренных словах?  (Одинаково.)
·     Какое значение в жизни человека имеет вода? Как надо использовать воду? Почему?
 
3) (Слайд № 8.) «Какое слово лишнее?»
    Списать однокоренные слова, выделить корень.
    Лес,  лесной,  лестница,  лесник.
    Гора, гореть, горный, пригорок.
    Тепло, теплица, тёплый, жаркий.
              Гриб, грибок, грибной, грибница.
 
4) (Слайд № 9.) Выписать однокоренные слова, выделить корень.(письменно, самостоятельно)
Тот, кто с гусятами близко знаком,
Знает: гусята гуляют гуськом;
Тот же, кто близко знаком с гусаком,
К ним не рискнет подойти босиком.      
         Гусята,  гуськом,  с  гусаком.
             -Родня ли Гусеница Гусю? Почему?
 
5) Слайд № 10. Найти семью родственных слов.(устно, коллективная работа)
Эту сказку ты прочтешь Тихо, тихо, тихо... Жили-были серый еж И его ежиха.
Серый еж был очень тих, И ежиха тоже. И ребенок был у них - Очень тихий ежик.
Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.
 
7. Итог урока.
·     Какие слова называются родственными?
·     Что такое корень слова?
·     Какие слова называются однокоренными?
МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!
 
8. Домашнее задание: Стр. 235, упр. 675.