ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 КЛАСС Тема. В царстве животных.


УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 2 КЛАСС
Тема. Почему люди болеют. Твоя аптечка.
Цель: формировать представление о возбудителях инфекционных болезней и путях их распространения; повторить правила личной гигиены; ознакомить с некоторыми лекарственными растениями и их целебными свойствами; предупредить о несчастных случаях, связанных с опасными для жизни и здоровья предметами.
Оборудование: иллюстрации с изображением разных моментов режима дня; рисунки предметов личной гигиены и вещей,., которыми пользуются во время уборки, и т. п.; рисунки лекарственных растений.
ХОД УРОКА
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Фронтальный опрос.
Какую тему изучали на прошлом уроке?
Что такое режим дня?
Какое значение для человека имеет режим дня? Зачем его необходимо соблюдать?
Расскажите, что вы. успеваете сделать в течение дня? Что вы успеваете сделать за 10 минут? за час?
На какие занятия вам не хватает времени? Почему?
Кто из вас умеет экономить свое время? Как вы это делаете,
расскажите.
Как вы понимаете выражение потерянное время?
—Послушайте сообщения о режиме дня, составленные вашими товарищами.
Как вы считаете, почему в ваших режимах есть различия?
— Различаются ли режимы дня девочек и мальчиков?
Какие дела являются общими и обязательными для всех учеников?
Выберите среди иллюстраций те, на которых изображены полезные дела, занимающие ваше свободное время после школы.
Какие еще любимые занятия у вас есть? Расскажите о них.
Кто из вас запомнил, как отдыхали Оксана, Сергей и Богдан из рассказа, который вы читали дома?
Что можно сказать об отдыхе Богдана? Нравится ли вам так отдыхать? Почему?
Поделитесь опытом, как лучше всего провести свободное время. Какие интересные дела вы можете предложить своим друзьям в свободное время?
Меняется ли ваш режим в выходной день? Почему?
Что в нем меняется?
2.Работа с пословицами.
От лени болеют, от труда здоровеют.
Труд — здоровье, лень — болезнь.
Спорт и труд здоровье дают.
3.Дидактическая игра «Дружим с режимом дня».
Каждый ученик (группа учеников) может подготовить инсценировку какого-либо этапа режима дня (утренний туалет, утренняя гимнастика, занятия в школе, помощь родителям, подготовка ко сну и т. п.).
Ученики, наблюдая сценку-пантомиму, отгадывают, о каком моменте режима дня идет речь. К инсценировке можно привлечь весь класс: один ученик говорит, что надо показать, остальные ученики показывают.
4.Индивидуальная работа с памяткой.
Каждый ученик, прочитав памятку, начисляет себе по 1 баллу за каждый выполненный пункт этой памятки. Если в сумме выйдет больше 7 баллов, значит, ученик умеет хорошо организовать свой день.
Памятка
Заранее планируй свой день.
Определи основные и второстепенные дела дня.
Каждое утро делай зарядку.
Употребляй пищу 4—5 раз в день в одно и то же время.
После занятий в школе отдохни на свежем воздухе полтора-два часа.
Гуляй на улице не меньше двух раз в день.
Занимайся физкультурой и спортом. Дружи с солнцем и водой.
На выполнение домашнего задания тебе должно хватить одного часа.
Отводи время на домашние дела, помощь родителям, младшим братьям и сестрам.
Не забывай утром и вечером принять душ, вымыть лицо, руки, ноги, почистить зубы. Ложись спать не позднее девяти часов вечера.
За что вы не насчитали себе баллы? Почему?
Подумайте, как это можно исправить?
По этой памятке подсчитывайте баллы ежемесячно. Это поможет вам научиться правильно планировать свой день.
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
Чтобы быть здоровым, хорошо учиться и все успевать делать, необходимо соблюдать порядок в жизни и труде: в определенное время вставать и ложиться спать, гулять и готовить уроки, принимать пищу. В свободное от занятий время помогать родителям, ежедневно трудиться физически и заниматься любимым делом. Но, к сожалению, иногда этого бывает недостаточно. Сегодня, продолжая изучать тему «Чтобы быть здоровым и все успевать делать», мы поговорим о том, что может навредить здоровью человека и как этого не допустить; как сама природа становится на защиту нашего здоровья.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа.
Как вы считаете, почему люди болеют?
Приходилось ли вам болеть? Чем вы болели, когда еще не ходили в школу? Какие признаки своей болезни вы запомнили?
Почему вы заболели?
Что делали ваши родители, чтобы вылечить вас?
IV.ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Рассказ учителя с элементами беседы.
Вам, наверное, знакомо выражение: «В здоровом теле — здоровый дух»?
—Как вы его понимаете?
Итак, это означает: если вы здоровы, то у вас отличное настроение, хороший аппетит, крепкий сон, и никакие, болезни вам не страшны. Но бывает и иначе: у вас плохое настроение, аппетит отсутствует, вы ощущаете слабость, боль, температура повышается. Все это — признаки, которые говорят о том, что человек заболел. Почему так бывает? Откуда берется болезнь?
Много веков люди не могли ответить на эти важные вопросы, не могли понять, откуда появляются болезни и как они переходят от человека к человеку. Поэтому и вымирали от болезней целые города и даже государства. Некоторые страшные болезни не знали границ, против них были бессильны лучшие армии мира. И лишь с изобретением микроскопа врачам удалось увидеть мельчайших врагов человеческого организма, которых называют бациллами, бактериями, микробами. Эти маленькие живые организмы, попадая в организм человека с воздухом или пищей, быстро размножаются, заражают кровь, вызывая ту или иную болезнь.
Болезни бывают инфекционные (заразные) и простудные. — Какие инфекционные болезни вы знаете?
Инфекционные болезни — это корь, дифтерия, коклюш, туберкулез, свинка, скарлатина, ветряная оспа, дизентерия, грипп.Для профилактики инфекционных заболеваний делают прививки. Во время прцвивки вводят вакцину, которую изготавливают. из ослабленных микробов. Организм борется с микробами и вырабатывает иммунитет — невосприимчивость к той или иной болезни.
Наш организм — сложная живая система, которая состоит из многих частей и многое умеет делать. Детальнее об этом вы узнаете в старших классах. Но чтобы все системы организма работали слаженно, надо ему помогать, т. е. вести здоровый образ жизни.
—Что это значит — здоровый образ жизни?
Итак, если вы много двигаетесь, едите с удовольствием полезные продукты, соблюдаете правила личной гигиены, гуляете на свежем воздухе, вовремя ложитесь спать и доброжелательно относитесь к людям, то вы ведете здоровый образ жизни. Все эти полезные привычки упорядочивают вашу жизнь, делают ее радостнее, приятнее и вместе с тем укрепляют ваше здоровье. Ведь заболевание легче предотвратить, чем лечить.
Расскажите, как вы заботитесь о своем здоровье.
Есть ли в вашей семье традиции здорового образа жизни? Какие именно?
—Подумайте, почему так важно соблюдать правила личной гигиены.
Очень важно предусмотреть в режиме дня время для личной гигиены. Личная гигиена — залог здоровья. Если вы каждый день моетесь, то не только смываете грязь и устраняете неприятный запах, но и ощущаете себя бодрым. Личная гигиена — это и поддержание чистоты нательного и постельного белья, одежды, обуви, жилища. Все это сохраняет и укрепляет здоровье. Кроме того, чистый и опрятный человек вызывает у людей симпатию.
—Какие основные правила личной гигиены вы знаете?
2. Обсуждение основных правил личной гигиены.
Примечание. Учителю целесообразно прокомментировать каждое правило, спрашивая у учащихся, для чего это необходимо делать.
• Каждый день умываться, чистить зубы утром и вечером.
Мыть руки перед едой, после прогулки, после общения с животными и туалета.
Регулярно обрезать ногти на руках и ногах.
Периодически мыть голову, следить за опрятностью прически.
Следить за чистотой одежды, обуви.
Пользоваться только своей одеждой, обувью, расческой, носовым платком.
Поддерживать чистоту дома и в классе.
Не сорить в общественных местах.
3.Работа с наглядным материалом.
Учитель выставляет на наборное полотно рисунки с изображением . предметов личной гигиены и вещей, которыми пользуются во время уборки.
—Среди изображений найдите предметы личной гигиены. Какие еще предметы личной гигиены вы знаете?
— Какие предметы здесь лишние? Почему?
Где мы их используем?
Почему предметами личной гигиены нельзя делиться с другими — друзьями, родителями, родственниками?
4,Работа с учебником (с. 14-15).
Здоровым быть хорошо, но иногда болезнь может нас подстеречь, и тогда мы должны суметь оказать первую помощь как себе, так и другим. —. Приходилось ли вам оказывать первую помощь своим друзьям или близким? Расскажите, при каких обстоятельствах и какую помощь вы оказали.
Прочитайте статью на с. 14 учебника. Об оказании какой помощи в ней идет речь?
Рассмотрите рисунки на с. 15 учебника. Назовите изображенные на них предметы. В какие группы их можно объединить?
Вредные или полезные эти предметы? Какую пользу они приносят?
Почему с этими предметами надо быть очень осторожными?
У кого из вас дома есть аптечка?
Что и зачем в ней хранится?
Вспомните, когда в последнее время вы принимали лекарства? Кто и почему вам их давал?
Как вы считаете, может ли ребенок пользоваться аптечкой без разрешения родителей? Почему?
5.Рассказ учителя о лекарствах зеленой аптеки с использованием материала учебника (с. 16).
Сейчас мы с вами поговорим еще об одной аптеке, замечательной аптеке, которую дарит нам природа-матушка. С давних времен люди заметили, что во многих растениях скрыта целебная сила, и начали использовать их для лечения различных болезней. Лекарственные растения очень разнообразные, они встречаются всюду: в лесах, на лугах, в.полях, в садах и даже на подоконниках наших квартир. Люди изучают лечебные свойства этих растений и используют их для лечения.
—Рассмотрите рисунки на с. 16. Какие из растений вам известны? Что вы знаете об их лечебных свойствах?
Назовите каждое из изображенных растений. Какие еще лекарственные растения родного края вам известны?
6.Работа в группе «Узнай лекарственное растение».
—А теперь внимательно послушайте маленькие рассказы-загадки и определите, о каких лекарственных растениях в них говорится.
Примечание. Учитель заранее готовит карточки. Ученики зачитывают рассказы.
«У этого растения красивая резная листва сизоватого цвета. Стебли мохнатые от мелких мягких волосков. Разломи стебелек. Оранжевым соком, который яркой каплей выступил на изломе, люди лечат кожные заболевания. Кожа становится здоровой и чистой. Отсюда и название». (Чистотел.)
«Узнать ее просто — по резным листьям и ярким ароматным цветам. Ветви у нее густо утыканы колючими шипами. Осенью с растения облетит листва, но почти всю зиму будут висеть на кустах ярко-красные плоды. Съешь несколько плодов, они вкусные и очень полезные». (Шиповник.)
«Летом ее легко узнать по серебристой листве. Да и острые короткие веточки-колючки тоже выдают это растение. А осенью она сама говорит: "Смотрите, какая я красивая и нарядная!" У нее яркие оранжевые плоды-бусинки. Они очень тесно прижались к ветвям,
облепили их. От этого растение и получило свое имя. А вот о том, как вкусны и полезны ее ягоды, многие знают». (Облепиха.)
—Попробуйте сами придумать рассказ-загадку об одном из лекарственных растений и загадайте ее.
Учитель выдает каждой группе рисунок с изображением лекарственного растения, знакомого детям. Ученики составляют небольшие рассказы-загадки. Потом представители каждой группы рассказывают о «своем» растении. Остальные должны отгадать, о каком растении идет речь.
Узнайте у родителей о лекарственных растениях, которые помогают при болях в животе, при простуде и т. п., а также какие лекарственные растения выращивают ваши мамы и бабушки на своих подоконниках.
Обсудите с ними, какими целебными свойствами обладают чеснок., лук и другие растения, которые выращивает человек.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ
1.Беседа.
Что является основой здоровья?
Почему нужно беречь здоровье?
Что полезно для здоровья, а что наносит ему вред?
:— Как вы каждый день заботитесь о своем здоровье?
2.Работа с пословицами.
Каждый народ ценит здоровье. С давних времен и наш народ главной ценностью в жизни считал здоровье. При встрече и прощании люди желали друг другу здоровья: «Здравия желаю!», «Здравствуйте», «Доброго вам здоровья», «Будьте здоровы!». Народные знания о здоровье сохраняются в народных обычаях и традициях, загадках и пословицах, легендах и сказках.
—Вспомните украинские народные сказки о ловком Ивасике - Телесике, сильном Кирилле Кожемяке, Любаве - травнице, казаке. Мамае. Подумайте, как герои этих сказок заботились о своем здоровье.
— Прочитайте пословицы и объясните, как вы их понимаете.Без здоровья нет счастья.
Здоровому все на пользу идет.
У чистого все чисто.
Грязные руки грозят бедой.
Болезнь с грязью в дружбе.
3. Обобщающая беседа.
Чему учат эти пословицы?
От чего зависит здоровье человека?
Что нужно делать, чтобы вырасти сильным и здоровым?
С чего вы начинаете свой день?
Что такое личная гигиена?
Назовите основные правила личной гигиены.
Продолжите мою мысль: заботиться о своем здоровье — это значит ежедневно принимать водные процедуры, находиться на свежем воздухе, заниматься спортом, соблюдать режим дня и т. п.
VI. ИТОГ У РОКА
Итоговая беседа.
О чем шла речь на уроке? ,Какое значение для человека имеет здоровый образ жизни?
Что это значит — вести здоровый образ жизни?
Чему вы учились на уроке?
Убедились ли вы в том, что здоровье каждого человека — в его собственных руках и только благодаря сильной воле его можно укрепить?
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Проработать материал в учебнике (с. 13—16).
Выполнить задачу в тетради (с. 5-6).
Узнать у родителей о лечебных свойствах некоторых лекарственных растений нашей местности и комнатных растений.
Написать небольшой рассказ об одном из лекарственных растений нашего края.