Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского


00Литературная викторина
Литературная викторина
00
ПО СКАЗам К.И. ЧУКОВСКОГО
0
ПО СКАЗам К.И. ЧУКОВСКОГО



МДОАУ детский сад «Родничок»
п. Дипкун
воспитатель: Е.С. Крушельницкая
первая квалификационная категория
2013год
Тема: ВИКТОРИНА ПО СКАЗКИ К.И. ЧУКОВСКОГО
Цель:
Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского,
выявить читательский интерес.
Задачи: - Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
- Закрепить знания детей о прочитанных сказках  К.И. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки; - Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку; - Участвовать в рассказывании; - Учить точно, отвечать на вопросы; развивать творческую инициативу, интерес к совместной деятельности.- Поддерживать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.- Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, развивать интонационную выразительность речи.- Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок.- Развивать память, мышление, воображение.
- Познакомить с новой техникой – изонити.
- Способствовать к развитию творческих способностей.
- Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
- Формировать гуманные чувства.
- Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация, Чтение художественной литературы, Познание, Художественное творчество, Музыка, Физическая культура, Здоровье, Труд, Социализация, Безопасность.
Словарная работа: псевдоним, трамвай, сострадание, дюжина, опера, уветюра, фанфары, марш, кочерга.
Оформление:
1) творческая выставка по сказкам;2) презентация; 3) выставка детских книг.
Предварительная работа:
чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др.; выставка книг в группе; творческие мастерские по сказкам К. Чуковского, игры, беседы, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций, заучивание наизусть отрывков из сказок, драматизация сюжетов, сюжетно-ролевая игры «Ветеринарная лечебница», коллаж «Чудо-дерево».

Последовательность работы:
- Здравствуйте уважаемые гости. Вы любите сказки? (да)
Мы друзей встречаем
Всем добра желаем
Каждый улыбается
Сказка начинается…..
Приглашаю всех совершить путешествие «Сказочную страну», где живут добрые сказки Корнея Чуковского.
В гости дедушка Корней
Приглашаю Всех детей
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать.
Мы друзей встречаем
Всем добра желаем
Каждый улыбается
Сказка начинается…..
Вы согласны отправиться в путешествие? (да).
Ну тогда пора тихонько
Нам места свои занять,
В мир волшебных приключений
Путешествие начать….
- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич. А его настоящую фамилию мы узнаем позже.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
- Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок. (сайд шоу «Книги К.И.Чуковского)
Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского и проверим ваши знания.
Задание номер 1. «Вспомни сказку».
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.
Веселится народ-Муха замуж идётЗа лихого, удалогоМолодого… (комара)«Муха – Цокотуха» Нет – нет! СоловейНе поёт для свинейПозовите-ка лучше… (ворону)«Телефон» И мне не надоНи мармелада, ни шоколадаА только маленьких, Ну очень маленьких… (детей)«Бармалей»
Лечит маленьких детей,Лечит птичек и зверей,Сквозь очки свои глядитДобрый доктор… (Айболит)«Айболит» Только вдруг из – за кусточкаИз-за синего лесочка,Из далёких из полейПрилетает… (воробей)«Тараканище»
А посуда вперёд и вперёдПо полям, по болотам идёт.И чайник сказал утюгу- Я больше идти… (не могу).«Федорино горе»
А за ним – то народИ поёт, и орёт:- Вот урод, так урод!Что за нос, что за рот!И откуда такое… (чудовище).«Крокодил» Солнце по небу гулялоИ за тучку забежало.Глянул заинька в окно,Стало заиньке… (темно).«Краденое солнце». Свинки замяукали – мяу – мяу,Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)«Путаница»
– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорино горя”, “ Телефона”… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать и радоваться. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
И сейчас я предлагаю разгадать кроссворд
Задание №2 Кроссворд
Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Разгадай кроссворд и ты узнаешь настоящую фамилию Корнея Чуковского
После того как ты разгадаешь все слова, она высветится красными буквами
- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял сказки и загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
А сейчас я и наша веселая гостья Маша предлагает немножко подвигаться.
Физминутка «Машина физкультминутка»
И я объявляю следующее задание:
Аукцион.
1.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3.В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7.На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10.Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
Молодцы, и вновь у нас гость – крошка Енот. Он приглашает вас на гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз
- Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
Задание № «Корзинка с потерянными вещами».
- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
- Стихи Чуковского очень музыкальны. Например, к сказке “Мойдодыр” композитор Ю. Левитин написал оперу. (Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.) Вначале звучит “Увертюра” –  вступление к опере. Звучат фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее звучит лучезарный солнечный марш: “Рано утром, на рассвете умываются мышата”. Финал оперы радостный. Звучит гимн воде.
Задание №4 «Музыкальная страничка»
Бармалей
Муха –Цокотуха
Крокодил
Айболит
Федорино горе
Мойдодыр
Тараканище
Телефон
- К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным». Вот таким веселы человеком был Корней Иванович.
А я хочу поиграть с вами в игру «Путаница»
Ваша задача разобрать предметы, которые лежат на столе, но отобрать только те, которые подходят по вашей сказке.
«Айболит»- градусник, фонендоскоп, грелка, банки.
«Федорино горе» - тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка.
«Муха – цокотуха» - самовар, варенье, баранки, чашка, мед.
«Мойдодыр» - мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа.
- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.
Задание № 5 «Героический поступок»
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит Зажгли море.
Воробей Проглотил солнце.
Крокодил Помыла свою посуду.
Комар Вернул солнце в небо.
Федора Потушила море.
Медведь Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка Съел таракана.
Лисички Вылечил зверей.
А сейчас давайте сделаем массаж нашим пальчикам.
«Поиграем с ручками»
Подготовительный этап.
Дети растирают ладони до приятного тепла.
Основная часть
Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.
Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
Заключительный этап
Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Эй, ребята, все ко мне.Кто стоит там в стороне?А ну быстрей лови куражИ начинай игру-массаж.Разотру ладошки сильно,Каждый пальчик покручу.Поздороваюсь со всеми,Никого не обойду.С ноготками поиграю,Друг о друга их потру.Потом руки «помочалю»,Плечи мягко разомну.Затем руки я помою,Пальчик в пальчик я вложу,На замочек их закроюИ тепло поберегу.Вытяну я пальчики,Пусть бегут, как зайчики.Раз-два, раз-два,Вот и кончилась игра.
Наши пальчики готовы. И нас ждет творческая работа. Я приглашаю вас за столы. А вам дорогие гости представляю к просмотру мультфильм «Путаница». Приятного просмотра.
Во время знакомства с произведениями писателя мы узнали о новой технике – изонити. Вот такая работа у нас получилась.
Входит бабушка Федора (плачет):
Федора: Ой, бедная я, бедная!!! (плачет)
- Что ты, бабушка, плачешь? Какая беда с тобой приключилась?
Федора: - А вот послушай:
Села бы я за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы я щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе мне,
Горе!
- Ребята, вы узнали, из какой сказки появилась эта бабушка? («Федорино горе»). Давайте расскажем ей что делать, что бы справиться с этой бедой. (Дети дают советы)
Федора:
«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!»
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!» (уходит)
- Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать и радоваться.
Ребенок: Нам жалко дедушку Корнея:В сравненье с нами он отстал,Поскольку в детстве “ Бармалея ”И “ Крокодила” не читал,Не восхищался “Телефоном”И в “Тараканище” не вник.Как вырос он таким учёным,Не зная самых главных книг?
- Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Ребенок: Спасибо Чуковскому мы говорим
За сказки его мы благодарим.
Они нам открыли дверь в царство книг.
Чтению друзья посвятим каждый миг.
Входит Федора с подносом. На нем самовар и баранки. Пришла сказать вам большое спасибо, что помогли мне с бедой моей справиться. Хочу угостить вас чаем ароматным с баранками, и вас дорогие гости.
Рефлексия.
Вот и подошло к концу наше с вами путешествие по дорогам сказок Корнея Ивановича Чуковского.