Окружающий мир В подводном мире

Урок окружающего мира (2класс)
ТЕМА: В подводном мире
ЦЕЛИ: 1). Познакомить с обитателями морей и океанов,
особенностями их обитателей
2).Повторить и закрепить знания детей о рыбах,
обитающих в реках
3).Воспитывать бережное отношение к воде, её жителям и
прививать любовь к красоте окружающей природы.

Ход урока

1.Повторение и закрепление пройденного.

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик – в роднике,
А широкий в море.
(река)
Мы на берегу реки.
О чём говорили на прошлом уроке? (о рыбах)
Продолжим путешествие по подводному миру.
Проверка домашнего задания.

Угадайка
Разгадаем кроссворд

1.У неё во рту пила
Под водой она жила
Всех пугала, всех глотала,
А теперь - в котёл попала.
(щука)
2.Пресноводная рыба, одомашненная разновидность сазана, разводимая в прудах. Он бывает «зеркальный». (карп)

3.Прячет иглы в свой плавник,
Но поддаваться не привык.
Мы затронули (ерша)
Стал похож он на ежа.

4. Длинная хищная рыба из семейства тресковых, обитает в реках и проточных озёрах. Похожа на сома. Есть в реках республики Марий Эл.
(налим)

5. Маленькая речная рыба, роющаяся на дне в поисках пищи. Легко ловится на удочку. (пескарь)

6. Я всеми и всегда
Узнаюсь без труда:
Полосатый пиджачок,
Ярко-красный плавничок.
(окунь)

Работа в тетрадях с. 22 №20
Разгадывание загадки, рисование отгадки – рыбки.
Назовите части тела рыбы:
- обтекаемая форма
- голова
- туловище
- хвост
- плавники
- чешуя и слизь
- жабры
С помощью чего рыбы двигаются?
Работа по учебнику с. 73
(разбор пословицы)
Советы как вести себя у водоёма.

2.Объяснение нового материала
В реках и озёрах много рыб. Под водой кипит бурная жизнь.
Тема сегодняшнего урока: «Живые чудеса под водой».
А куда отправимся в путешествие сегодня?
Мы отправимся в путешествие в глубины морей и океанов.
А какая вода в морях и океанах? (солёная)
Пресной воды, которую используют в пищу, на земле очень мало, поэтому к ней нужно относиться бережно. Назовите способы бережного отношения к воде.
Просторы морей и океанов населены разнообразными обитателями.
Мы опустимся на дно на батискафе и встретимся с множеством интересных обитателей морских глубин.
Что такое батискаф? ( Стальной шар диаметром 2м. Окна - иллюминаторы в нём из твёрдого и толстого стекла. В шар через особую дверь-люк залезает человек.)
Давайте представим, что мы вместе с исследователями совершаем путешествие на батискафе. И так загружаемся и начинаем опускаться.
Мимо окон - иллюминаторов появляются загадочные парашютики.
Кто они? (медузы)
Что, вы, знаете о них? ( ответы детей).
Прочитайте и расскажите: (чтение на слайде)
Медузы бывают разные : одни меньше мухи, другие истинные великаны.У них студенистый купол, как большой зонт. Самая большая медуза- цианея.

Учитель: Медузы жалят, как крапива. Щупальца их покрыты пузырьками с ядом. В море все бояться медуз. Но вот около щупалец плавают бесстрашные рыбки. Кто они? Это друзья- мальки трески. Они очищают её щупальца от остатков пищи, а она бережёт своих санитаров от хищников.
( Возвращаемся к батискафу) Опускаемся чуть ниже
Осторожно, коралловый риф!
Посмотрите, на эти «чудесные растения». Но, это не растения. А что это?
Это не растения, а домики-квартиры из извести (кораллы), которые строят
Коралловые полипы. Коралловые постройки образуют огромные сооружения – рифы.
Учитель дополняет и рассказывает:
Среди них есть мягкий самый красивый (дендронефтия) (зелёного цвета в виде веточки).
( Возвращаемся к батискафу) Опускаемся ещё ниже...(13слайд)
Среди чудесных кораллов плавают разноцветные рыбки. (рассказ детьми заранее подготовленных сообщений.
- Как называется эта рыбка? (Морской конёк). Она напоминает шахматную фигуру коня.
С каким животным суши он схож? (с конём).
Они охотятся, прикрепляя хвост к предметам, замирают и ждут добычу. У самцов есть на брюшке сумка, куда самка откладывает икринки.
Кузовок. (толстая рыбка), она напоминает коробочку.
Они хорошо маневрируют с помощью прозрачных плавников, подобно вертолёту.
Ангел. Самые нарядные рифовые рыбы. Размеры их до 60см. Меняют окраску в течении жизни. Мальки одного цвета, взрослые-другого.
Бабочки-тело их имеет ярко-жёлтую окраску и дисковую форму (как чайное блюдце).При опасности такая форма помогает им забиться в узкую щель.
А заостренная голова с мелкими зубами позволяет доставать мелкую живность, как пинцетом.
Попугай имеет цвет домашнего попугайчика, за что и получил своё название. Рот снабжён мощными зубами. Измельчают веточки кораллов,превращая их в песок.
Хирург, его назвали так потому, что он имеет оружие около плавника, которое не уступает по остроте хирургическому скальпелю. Когда опасность, движением хвоста шипы отводятся в стороны и наносят рваные раны.
Физ. минутка
( Возвращаемся к батискафу) Спускаемся ниже и ниже.
Перед вами Райские сады океана. (рассказ учителя)
Посмотрите на эти яркие «цветы». Но это не цветы, а кишечнополостные животные.
Почему кишечнополостные? Их тело представляет двухслойный мешок. Внутри кишечная полость.
Актинии их размеры от нескольких миллиметров до свыше 60 см. Они прожорливые хищники. Их поверхность усажена многочисленными щупальцами. Все, проплывающие мимо касаются щупалец и парализуются, затем захватываются огромным ртом.
Человек и крупные животные получают болезненный ожог.
Среди актиний можно заметить такое животное
Непрошибаемый хитон (полосатый) панцирный моллюск, имеет обтекаемую форму, снизу голова и мускулистая нога. С помощью которой он мощно присасывается ко дну или камням. Питается водорослями.
( Возвращаемся к батискафу) Опускаемся ниже..
Примат моря.
Кто это? Осьминог. Почему его так назвали? Почему его назвали приматом? (самый главный главенствующий, преобладающий)
Учитель дополняет и рассказывает:
За феноменальные умственные способности его называют «приматом моря»
Осьминоги поддаются дрессировке могут различать геометрические фигуры, цвет, узнают тех, кто их кормит.
Каждая нога обладает огромной силой и имеет два ряда присосок. От мёртвой хватки осьминога освободиться невозможно. Если враг оказывается сильнее он выпускает чернильное пятно и ускользает.
Так почему его назвали приматом?(повторение)
( Возвращаемся к батискафу) Опускаемся ниже...
На дне есть «Беспощадные очаровашки».
Они очаровательны, но в тоже время ядовиты.
Кто они?
Морская звезда (кроссастер) Они питаются ежами. Сами очень ядовиты, их есть нельзя, их ткани содержат ядовитые вещества.
Морской ёж (диадема)
Какое животное суши схоже с ним?
Имеет самые длинные иголки до 30 см. Иголки содержат яд. Иголки очень тонкие и острые, острее швейной иголки. Есть у них незащищённое место-брюшко. Хищные рыбы переворачивают ежа струей воды, разгрызают его панцирь и съедают.
Кто питается ежами?
Возвращаемся к батискафу) Опускаемся ещё ниже .Вот мы и на дне.
Обитатель дна.
Морской чёрт, или удильщик.
Прочитайте и расскажите, что запомнили?(чтение со слайда)
Огромная голова составляет больше половины тела, на голове ужасная пасть, усажена частоколом острых и крупных зубов. На голове растёт длинная удочка.
Свою добычу поджидает зарывшись в песок. Над песком-флажок-приманка. Рыбы бросаются на огонёк и угадывают в ужасную пасть.
Вспоминай-ка
Кораллы кто они?
Чем жалит медуза?
Каких коралловых рыбок вы запомнили?
Чем знаменит осьминог?
Какие морские животные похожи на животных суши?
Донная рыба-удильщик?
Какое животное удивило вас больше всех? Почему?
(опрос детей)
Итог урока
Прекрасна, нарядна
Планета Земля
Прекраснее мне не найти
никогда!
И чистый здесь воздух,
Красивы леса
И синяя в море вода.
Много жителей обитает в подводном мире, поэтому я думаю, попав на берег реки или моря вы будете очень внимательны .


15