Технологическая карта урока по окружающему миру В подводном мире (1 класс)




ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ


Автор работы: Кунакбаева Евгения Куванышевна
Место работы МОАУ «СОШ №10 г. Новотроицка»
Образование высшее педагогическое
Специальность по диплому Педагогика и методика начального обучения
Преподаваемый предмет начальные классы
Стаж в должности 15 лет
Категория БК
Общий педагогический стаж 24 года




















Технологическая карта урока окружающего мира
в соответствии ФГОС.
УМК «Гармония», О.Т. Поглазова, 1 класс,
«В подводном мире».



Выполнила: Кунакбаева Е.К.
учитель начальных классов
МОАУ «СОШ №10 г. Новотроицк»

Технологическая карта урока. Окружающий мир. 1 класс.

Тема
В подводном мире.

Цель темы
Дать общее представление о рыбах (строение тела, питание, передвижение, среда обитания и др.); познакомить с разнообразием рыб.

Тип урока
Урок освоения новых знаний

Форма проведения
Классно-урочная

Планируемый результат
Предметные умения
УУД
Личностные


- формулировать основные понятия темы;
-узнавать рыб по строению их тела;
- называть отличительные признаки рыб;
- вести наблюдения за объектами живой природы

Личностные:
 - принятие социальной роли обучающегося,
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
- формирование готовности к саморазвитию, стремление преодолевать возникающие затруднения;
Регулятивные: 
- формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов;
- умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия;
- умение действовать согласно плану, инструкциям;
- умение оценивать результаты решения поставленной задачи;
Познавательные: 
- умение определять понятие;
- умение находить нужную информацию в различных источниках,
-анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;
- Коммуникативные: 
- умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах;
- умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения
- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту;


Урок построен
На основе системно-деятельностного подхода

Организация пространства

Межпредметные связи:
Литературное чтение, математика,ИЗО
Формы работы:
фронтальная
парная
групповая
Виды деятельности:
самостоятельная работа с текстом, учебником;
выполнение заданий в рабочей тетради;
исследовательская деятельность индуктивного типа в малых группах;
подготовка и представление выступления;
решение познавательных задач, проблемных ситуаций;
моделирование рыб (по выбору)
Ресурсы:
учебник «Окружающий мир» Поглазова О.Т., ч.2, с. 52-55,
рабочая тетрадь №2, с.24, №21-22;
методическое пособие «Окружающий мир» Поглазова О.Т., Миронова М.В.;
энциклопедия для детей;
Развитие исследовательских умений младших школьников. Под редакцией Н.Б. Шумаковой. Серия «Работаем по новым стандартам», 2011;
компьютер;
мультимедийный проектор



Организационная структура урока
Этапы урока
Содержание учебного материала.
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Формирование УУД
Промежуточный контроль

1 этап. Организационный


1.Организационный момент.
Цель: Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к изучению нового материала.
Прозвенел звонок веселый, Все готовы? Все готово! Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем.
Быть активными старайтесь, Отвечайте, не стесняйтесь!
- Улыбнитесь друг другу. Я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересным и полезным.
Слушают речь учителя; психологический настрой на продуктивную работу.
Л: принятие социальной роли обучающегося, положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

Устный опрос

2 этап. Информационно-деятельностный

1.Актуализация знаний обучающихся с последующей мотивацией.
Цель: Повторение уже имеющихся знаний, активизация деятельности, мотивация к последующей работе.
Обобщение знаний об изученных ранее группах животных (млекопитающих, птицах, насекомых).
- Ребята, у вас на партах лежат конверты, а в них карточки ,достаньте их, рассмотрите изображения.
Скажите, как одним словом назвать объекты природы? (Животные)
В конвертах карточки с изображением млекопитающих (ёж, медведь, тигр), птиц (дятел, сова, лебедь), насекомых (муха, пчела, бабочка) и одной рыбы (карась).
Распределите животных на 3 группы, выделяя существенные признаки каждой группы. (Работа в парах).
- Проверьте свои высказывания. (Учитель)
- Назовите, характерные признаки каждой группы. (Число ног - 4, тело покрыто шерстью, детёнышей вскармливают молоком. Число ног – 2, тело покрыто перьями, есть клюв и крылья . Число ног – 6, 3 части тела, у них крылышки и чувствительные усики).
-Докажите, что карась не является представителем класса млекопитающих, насекомых и птиц. ( Высказывания обучающихся )


Рассматривают изображения карточек на доске, называют объекты одним словом.

Распределяют животных на 3 группы, находят отличительные особенности. Обнаруживают, что одно животное (карась) не подходит по существенным признакам ни к млекопитающим, ни к птицам, ни к насекомым.
Л: формирование положительной мотивации
П: умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт; умение обобщать, классифицировать объекты
К: умение правильно выражать свои мысли в речи, уважать в сотрудничестве партнера, умение строить монологические высказывания
Выполнение задания.
Устные ответы.
Самоконтроль.

2.Введение в тему урока
Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
- Догадались ли вы, какова тема нашего урока? (Группа животных - рыбы)
- Сегодня мы поближе познакомимся с этой группой животного мира.
Какие названия рыб вы услышали в диалоге?
Подводное царство богато своими тайнами и секретами. Человеку многое известно о жизни подводных обитателей, но еще очень большое количество секретов скрывает этот чарующий своей красотой и неповторимостью мир.(просмотр слайдов)

Узнают тему урока.
Игра «Радиотеатр»
Подготовленные учашиеся читают диалог (В. Голявкин
Болтуны.)
П: умение находить нужную информацию в различных источниках,
-анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;

Р: умения принимать и сохранять учебную задачу,
К: умение участвовать в коллективном обсуждении, умение строить монологические высказывания
Выполнение задания.
Устные ответы.
Взаимоконтроль.

3.Вызов

Цель: создание проблемной ситуации





Что бы хотели узнать о рыбах?
Распределяют вопросы в группы и дают название каждой группе вопросов: строение, окраска и среда обитания, питание, передвижение, значение для человека.
Учитель все вопросы размещает на доске в виде «кластера»
13 SHAPE 1415
Отвечают на вопросы учителя, учатся задавать вопросы для уточнения информации.
Р: умения принимать и сохранять учебную задачу,
К: умение участвовать в коллективном обсуждении
Устный опрос.


















Составление кластера.

Цель: сформулировать цели исследования.




Цель: организовать групповую работу









Цель: провести инструктаж
Проведём маленькую исследовательскую работу. Создадим рабочие группы.
Как вы думаете, какова цель данной работы?
Цель исследования: найти ответы на поставленные вопросы для получения знаний о рыбах.
Повторение правил работы в группе.
-Какие правила работы в группе необходимо соблюдать?
Работать вместе.
Выслушивать мнение других.
Предлагать свои идеи.
Делать общий вывод.

Инструкция для организации работы в группе.
Внимательно прочитайте текст.
Подчеркните интересные факты о рыбах.
Прочитайте задание на рабочем листе и выполните его, распределив работу между собой.
Подготовьтесь к выступлению.
Формулируют цель исследования.


Обсуждают правила работы в группе.




Слушают инструкцию учителя.

Р: умения формулировать проблему, проговаривать последовательность действий для её решения
К: планирование учебного сотрудничества
Устные ответы.


4.Исследование в малых группах

Цель: создать условия для осуществления поиска необходимой информации
Организация групповой работы обучающихся. Контроль за работой в группах.

Каждая группа получает свой текст и рабочий лист.
Рабочий лист содержит инструкцию, которая поможет детям организовать работу в группе. (Приложение)

Работают в группе, осуществляя поиск ответов на свою часть вопросов, используя тексты, рабочие листы, подготовленные учителем.
Выполняют задания (рисунки, схемы и т.д.)
П: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт;
анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные
Р: овладение способами переработки полученной информации, составление плана работы над выступлением в результате совместной работы
К: умение договариваться и приходить к общему решению
Выполнение задания в группе (рисунки, схемы и т.д.)


5.Обмен информацией

Цель: создание условий для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой группой.
Организация представления результатов групповой работы.

- Оцените работу 1 (2, 3, 4) группы, покажите сигналом. Справились с заданием – зеленый цвет, не справились – красный.
Дайте совет группе, которая с заданием не справилась (если такая будет).
Каждая группа представляет собранные в ходе исследования материалы. Располагает материалы на доске под соответствующими вопросами.
Слушают, учатся задавать вопросы для уточнения информации.
Оценивают работу групп.
П: умение представлять результаты своего исследования
Р: умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия;
умение действовать согласно плану, инструкциям; оценивать работу.
К: умение обмениваться мнениями, строить понятные речевые высказывания
Устные ответы.
Взаимоконтроль, взаимооценка.

Физминутка
Проводят заранее подготовленные дети
Рыбы плавают в реке,

Шагают на месте. Ладони – лодочкой,

В глубоком море, в озерке.
Волнообразные движения ладонями.

Окунь, ерш, карась, налим -
Останавливаются. Перечисляя рыб, загибают пальцы обеих рук.

Все относятся к речным.


А еще есть щука, лещ -
Ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяем ладошки, показывая плоского леща.

 


В общем всех не перечесть.
Машут правой рукой.

Мы о рыбах продолжаем:
Руками указывают на себя.

О морских заводим речь.
Разводят руки в стороны.

В море плавают акулы,
Согнуть пальцы рук.

Веслоносы, рыба – лист.
Бол.палец – к носу и помахать всеми пальцами Повернуть ладони вверх.

 


Сельдь, помпон, рыба-пила,
Соединить ладони – волнообразные движения; имитация движений пилой.

 


Даже есть такая рыба
Имитация шитья иглой.

Под названием игла.
 

Они плавать не боятся,
Повороты корпуса влево - вправо с  полуприсядами.

Они плавают, резвятся.


Все, что связано с водой,
Волнообразные движения соединенными кистями перед собой. Соединить ладони над головой – «крыша»

Это рыбам – дом родной.


 



Выполняют упражнения, повторяя движения за учениками
Р: осуществление пошагового контроля своих действий, умение ориентироваться на показ движений одноклассниками
Выполнение упражнений

6.Обобщение

Цель: обобщение полученной информации. Фиксация нового знания
Организует обобщение изученного материала, выполнение творческих работ.
- Многое узнали о рыбах, выделите основные признаки.

Обобщение урока.
Работа на карточках (работа в парах).
Напишите основные признаки рыб.
Рыбы обитают в ________ и _______ водоёмах. Они имеют обтекаемую форму тела, которое состоит из ______, ______ и ______. Кожа рыб покрыта _______. Плавают рыбы с помощью _____ и ______.


· Мы целый урок говорили о рыбах. Как вы думаете, какова их роль в природе? (Ответы детей.)
- Рыбы полезны в природе, они очищают воду, поедают вредные растения. Для человека это полезная еда, в которой содержится фосфор, кальций, рыбий жир.
- А вмешивается ли человек в жизнь рыб? Поразмышлять нам поможет рисунок в учебнике на с . 55 (Загрязнение водоёмов человеком)
(Высказывают свое мнение.)

- Как вы думаете, ребята, все ли о рыбах вы сегодня узнали?
- Чтобы узнать всё о мире рыб, нужно всю жизнь заниматься их изучением.
- Наука о рыбах называется “ихтиология”. - Учёных, изучающих рыб, называют ихтиологами. Может быть, кто-то из вас станет учёным-ихтиологом.
- А пока вы можете пополнить багаж своих знаний о рыбах из энциклопедии (реклама энциклопедий).

А еще вы можете спросить о рыбах у рыбаков;
Вместе с родителями или самостоятельно поискать информацию в компьютере;
Посмотреть телевизионную передачу о морских обитателях.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют обобщение урока.
П: умение находить нужную информацию в различных источниках; умение обобщать полученную информацию









Л: навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе

Устные ответы.


7.Рефлексия

Цель: сопоставление поставленных задач и достигнутого результата
Вернуться к вопросам, которые задавали в начале урока.
- Есть ли вопросы, на которые не получили ответа?
Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы
Р: умение оценивать результаты своей деятельности – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить
Устные ответы.
Оценивание

8.Дифференцированная творческая работа

Цель: применение полученных знаний в новых условиях для понимания новых частных случаев
В конвертах даны задания 3-х уровневые, которые обучающиеся решают самостоятельно в группах по уровню сложности.

1 уровень – Найти ошибку художника (рыба нарисована без плавников), исправить.
2 уровень – Изобрази длину рыб отрезками:
4см.
7см.5мм.
3 уровень – Задание из учебника с. 52. Разделить рыб на 3 группы: аквариумных, живущих в пресных и соленых водоемах.

· Покажите сигналом, как вы справились с заданием. (Зеленый цвет
· задание выполнено правильно, красный
· допущена ошибка.)

Выбирают задание по уровню сложности.
Выполняют творческое задание.
Л: желание творческого самовыражения
П: умение применять полученную информацию, строить речевое высказывание в устной форме

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Выполнение творческих заданий.
Взаимоконтроль.

Внеурочная самостоятельная деятельность

Цель: применение полученных знаний в новых условиях
Дома (по желанию) составить правила ухода за аквариумом.

Подготовить сообщение о необычной рыбе.



П: умение применять полученную информацию




3 этап. Итоги урока. Рефлексия.

Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель: осуществление рефлексии деятельности
Оцените результаты своей деятельности на уроке.
Оценивание работы учителем.
Дети заполняют таблицу.
- Кто для себя сделал открытие?
- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке?
- Кому на уроке было интересно?
- Кому урок подарил хорошее настроение?
(Подсчитывают количество + и -)

Оценивают результаты своей деятельности на уроке, составляя устное высказывание.

Р: оценивание результатов своей деятельности на уроке
Л: умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием

Самооценка







Приложение к уроку.
Задания для работы в группах. Рабочие листы.
Инструкция:
1.Внимательно прочитайте текст.
2.Подчеркните интересные факты о рыбах.
3.Прочитайте задание на рабочем листе и выполните его.
4.Подготовьтесь к выступлению.

1 группа. Строение тела рыб.
У большинства рыб тело обтекаемой формы и состоит из основных частей: головы, туловища и хвоста. На голове есть глаза, рот, жаберные крышки. На теле рыбы имеются плавники. Поверхность тела рыбы покрыта кожей, на которой имеется чешуя.
Рабочий лист
Подпиши части тела рыбы.
На рабочем листе – рисунок рыбы.

2 группа. Окраска и обитание рыб.
Все рыбы делятся на пресноводных и морских. Пресноводные живут в озёрах, реках, прудах, а морские в океанах и морях с солёной водой. Окраска рыб зависит от того, где они обитают. Это помогает им прятаться от врагов.
Рабочий лист
Соедини рыб с местом их обитания.
Пресный водоём
Солёный водоём
Карточки демонстрационные с подписями: карась, камбала, окунь, акула, налим, сом.

3 группа. Передвижение рыб.
Все пресноводные рыбы плавают, а вот морские отличаются разными видами передвижения. Некоторые виды морских рыб могут летать, используя для этого передние плавники. У рыб, живущих возле дна, грудные плавники исполняют роль ног, и они двигаются прыжками. Третьи же передвигаются, извивая своё тело.
Рабочий лист
Найди на разрезных картинках рыб, которые летают, прыгают, извиваются, плавают.

4 группа. Питание рыб.
 Рыбы питаются по-разному. Одни едят растения – это травоядные рыбы. К ним относятся: сельдь, карп, карась, линь. Другие поедают мельчайшую живность и других рыб. Это хищники: осётры, лососи, окуни, щуки. Некоторые едят и растения, и живность.
Рабочий лист
Отметьте, кто из рыб чем питается.
Травянистыми растениями
Живностью
Картинки демонстрационные с подписями: щука, сом, карась, осётр, щука, карп, окунь


























Литература

Поглазова О.Т. Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. Ч.2. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011. - ч.2, с. 44-45
Поглазова О.Т. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. Ч.2. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. - ч.2, с.18-19, №11-13
Поглазова О.Т., Миронова М.В. Окружающий мир: методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012
4.Развитие исследовательских умений младших школьников./ Под редакцией Н.Б. Шумаковой.- М: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам»
значение для человека

строение

передвижение

среда обитания

?

питание

рыбы



15