Конспект урока по окружающему миру В подводном мире (1 класс)


Урока по окружающему миру на тему: «В подводном мире»
1 класс
Тема урока: «В подводном мире»
Цели урока:
● Обобщать знания о рыбах, их существенных отличительных признаках, особенностях строения;
● развивать познавательную активность и творческие способности обучающихся, развивать наблюдательность, эстетическое представление, вкус;
● воспитывать чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознания своей значимости в решении экологических проблем.
Формирование УУД:
Личностные:
● формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи,
● формирование основы экологической культуры: принятие ценности природного мира;
Регулятивные:
● организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения наблюдений,
● принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
● проводить сравнение и классификацию по заданным критериям,
● использовать и составлять схемы для решения задач;
Коммуникативные:
● формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
● договариваться и приходить к общему решению.
Планируемые результаты:
Учащиеся получат возможность:
● обобщать знания о рыбах, определять их существенные признаки и особенности строения;
● вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
● использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы.
Оборудование: видеопроектор, компьютер, экран, презентация + видео; план экспедиции, раздаточный материал для парной работы - рыбки; иллюстрации с изображением разнообразных животных, конверты с животными, словарь Ожегова, девиз урока, шапочки из бумаги для детей.
Литература:
1)Поглазова О.Т. Программа по окружающему миру УМК «Гармония». – Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2012.
2) ПоглазоваО.Т. Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. – Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2012. – 96 с.
3) Поглазова О.Т. Окружающий мир: тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
План урока:
I Организационный момент (1мин.)
II Проверка домашнего задания (5мин.)
III Актуализация знаний (15мин.)
IVФизминутка (1мин.)
V Исследовательская работа в парах (10мин.)
VI Экологическая сказка (5мин.)
VII Рефлексия. Итог урока (3мин.)
Ход урока:
I Организационный момент
- Здравствуйте ребята. Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу. Я рада начать урок. Надеюсь, вы будете активными.
- Какой урок нам предстоит сейчас? (окружающий мир)
- Я уверена, что все вы будете слушать внимательно, а думать самостоятельно.
II Проверка домашнего задания
- Ребята, я раздаю вам конверты. Открываем их. Собираем иллюстрацию и рассказываем о своем животном по плану (к какой группе относится это животное? По каким признакам мы его определили? Что еще вы о нем знаете?)
- Молодцы, ребята!
III Актуализация знаний
- Самое удивительное и замечательное явление природы - жизнь. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: в знойных пустынях, в вечных снегах, на суше, в воздухе, в воде. Окружающий мир очень многообразен и изменчив. Сегодня мы продолжим наше путешествие в мир живой природы, для сначала расселим животных по месту их обитания.
- Игра: «Кто где живет?»
- нужно распределить животных по месту их жительства, т.е. найти их дом (на инт.доске)слайд 1
- молодцы, ребята!
- Внимательно послушайте загадку, и мы поймем, с какими животными мы еще не познакомились.
- Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (Рыба)
- О ком мы будем говорить на уроке?(рыбы) слайд 2
- Тема нашего урока «в подводном мире»
- Рыбы обитают в озёрах, прудах, в реках, в морях и океанах, и даже в аквариумах.
- Я предлагаю сегодня нам всем отправиться в подводную экспедицию,
- Согласны?
- Кто знает, что значит экспедиция?
- А сейчас, ребята, мы с вами возьмем словарь Сергея Ивановича Ожегова и найдем наше слово. Даша читает, а остальные внимательно слушают.
- Экспедиция - это путешествие с определённым заданием. Бывает, ребята, военная экспедиция, бывает спасательная, а мы с вами отправимся в научную экспедицию.
- В этой экспедиции
На вас я буду полагаться,
На ваши знания и эрудицию
В дороге опираться!
Задача в экспедиции
Для вас для всех, для всех.
От её решения быстрого
Зависит наш успех!
- Как вы думаете, на чём можно путешествовать в подводное царство?
- А отправимся мы в экспедицию на подводном спускательном аппарате - батискафе. (На доску слово) слайд 3
- А что же это такое, кто знает?
- А давайте спросим у словаря? Открываем словарь. Читаем.
- Батискаф - самоходный аппарат для глубоководных исследований.
- Для чего предназначен этот аппарат?
- Он предназначен для наблюдения за рыбами и изучения морского дна. Батискаф - маленькая подводная лодка, находясь на которой, вы должны соблюдать определённые правила:
1. Не шуметь.
2. Быть внимательными.
3. Отвечать на поставленные вопросы.
- От чёткого выполнения этих правил зависит успех всей нашей экспедиции.
- Подводное путешествие будет проходить по плану, который записан в бортовом журнале.
- Дата отправления: «__» _____ 20_ года.
План экспедиции: (вывешивается на доске)
1. Установить, чем рыбы отличаются от других животных.
2. Ответить на вопрос: «Морской конёк - это рыба?»
3. Познакомиться с многообразием рыб.
4. Посоветовать людям, как сохранить окружающую среду.
- Наша экспедиция будет проходить под девизом: «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!» (на доску)
- Все готовы?
- Начинаем погружение на морское дно.
- Посмотрите на доску! (иллюстрации на доске)
- Кого вы узнали?
(акула, скат)
- Итак, ребята, про акул нам расскажет Смирнов Кирилл.
Акула
- Существует много различных акул. К настоящему времени известно более 450 видов акул: от глубоководной мелкой, длиной лишь 17 сантиметров, до китовой акулы— самой большой рыбы (её длина достигает 20 метров). Одна из самых опасных – белая акула достигает более 12 метров в длину и может весить три тонны. У неё более сотни острых зубов, которые расположены в несколько рядов.
Скат
- А про ската нам расскажет Дима.
- Скат - родственник акулы. Плавники у ската похожи на крылья. Питается скат мелкими рыбёшками. У некоторых скатов на хвосте есть ядовитая игла, которой они могут сильно ранить. Существуют даже электрические скаты. Большинство скатов живёт в морской воде, однако существует и несколько пресноводных видов.
- Ой, а это кто?(морской конек)
- А он похож на рыбу?
- Это и есть задание нашей экспедиции - ответить на вопрос: «Морской конёк это рыба?».
- Чтобы точно ответить на этот вопрос, нам сначала, нужно выяснить, чем рыбы отличаются от других животных, это наш первый пункт плана. ( у них обтекаемая форма тела, которое состоит из головы, туловища, хвоста. Кожа рыб покрыта чешуей. Плавают рыбы с помощью хвоста и плавников).
IVФизминутка- Как приятно в речке плавать (Плавательные движения)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо)
Речка лентой впереди. (Потягивания - руки вперёд)
Сверху мостик - погляди. (Потягивания - руки вверх)
Чтобы плыть ещё скорей.
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения)
А теперь пора нам братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте)
И на травке отдыхаем. (Дети садятся за парты)

V Исследовательская работа в парах
- На нашем батискафе есть научная лаборатория. Здесь в контейнерах лежат рыбки, исследуйте их.
1.Давайте вспомним, из каких частей состоит рыба? (голова, туловище, хвост, плавники)
- Что заметили под номером 1? (чешуя)
- Зачем она? (Это защитный слой)
- Чешуя - это дополнительная защита, а основной защитой является слизь, которая покрывает кожу рыб. Чешуйки расположены правильными рядами, плотно прилегая друг к другу.
- а что у нас под цифрой 2? Зачем плавники? А под цифрой 3? Зачем Хвост? (С их помощью рыба может плавать выше, ниже, а с помощью хвоста рыба может поворачивать)
2. Для чего рыбе нужны жабры? (Через жабры с водой поступает кислород)
- ребята, а вы знаете, что такое «плавательный пузырь»?
- Это мешок, наполненный воздухом, который позволяет рыбам легче всплывать на поверхность и опускаться в глубину.
Вывод: - Каковы же отличительные признаки рыб?
(Жабры, чешуя, плавники, плавательный пузырь).
- Наша экспедиция продолжается.
- На какой вопрос мы должны ответить по второму пункту плана?
- Морской конёк - это рыба? Слайд 4
- Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно ещё раз вспомнить о чём мы говорили, внимательно послушайте рассказ.
- Я расскажу вам об уникальном создании - о Морском коньке
- Вы, наверное, подумали, а чем же он уникален? Дело в том, что мама Морского конька откладывает икринки в карман, который находится на животе папы. И вот именно папа и вынашивает детёнышей. Этому морскому коню нечем кусаться и он питается мелкими рыбёшками, засасывая их своим ртом, словно пипеткой.
- Тело его покрыто не обычными чешуйками, а изменёнными и очень похожими на пупырышки. Хвост - это руль, с помощью которого он удерживается на плаву, прикрепляется им за водоросли. Перемещается Морской конёк с помощью плавников, которые есть на спине и брюшке. Дышит жабрами. Они тоже необычные, потому что закрыты кожей и практически невидны. Вот такой это необычный морской житель.
- Как вы можете ответить на поставленный вопрос? Докажите.
Вывод: Морской конёк - это рыба, так как его тело покрыто видоизменёнными чешуйками, у него есть жабры, плавники, плавательный пузырь, размножается с помощью икринок.
VI Экологическая сказка
- А теперь послушайте сказку.
- В тёплом море жил морской конёк. Он очень любил путешествовать. В одном из своих плаваний, он стал размышлять, хорошо ли живётся морским обитателям. И тут к нему стали подплывать разные рыбы и рассказывать ему о своих бедах.
- А вы знаете этих рыб? (выходят рыбки к доске)
Рыба-молот (Ирина)
Её глаза и ноздри располагаются по бокам широкой, как молот, головы. Это помогает рыбе видеть и чуять добычу даже на расстоянии.
Рыба-ёж ( Лиза)
Эта рыба вся покрыта колючками, как ёжик. Чтобы запугать своих врагов она принимает форму огромного колючего шара.
Рыба клоун ( Макар)
Чудесная окраска, похожая на наряд клоуна. Она живёт среди растений, щупальца которых ядовиты. Горе тому животному, которое прикоснется к этим щупальцам. А рыба - клоун покрыта толстым слоем слизи, который защищает её от яда.
И заговорили рыбы человеческим голосом.
IТеплоход по морю плыл
Вдаль туристов увозил.
На борту они гуляли
И отходы вниз кидали. (Ирина)
IIБаржа мимо проплывала
Нефть по корпусу стекала.
Но люди там не понимали,
Что природу засоряли. (Лиза)
IIIМного жителей морских
Так погибло из-за них. (Макар)
- садитесь, ребята.
- Опечалился морской конёк, грустно стало ему, ведь помочь своим друзьям он ничем не мог.
- А как вы думаете, кто виноват в бедах морских жителей?
- Какие советы (последний пункт плана) вы можете дать людям?
Не загрязнять окружающую среду.
Любить и охранять окружающую природу.
- «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!»
VII Итог урока
- наша экспедиция подходит к концу. Наверное, пора возвращаться. Путешествие было хоть не долгим, но очень содержательным.
-С каким видом живых существ вы сегодня познакомились?
- С какими рыбами познакомились в пути?
- а как мы узнаем, что это рыбы?
- Что посоветовали людям?
- Чтоб природе другом стать
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать
Научитесь наблюдать
Только вместе, только дружно
Изучать природу нужно.
- Итак, ребята, мы с вами выполнили все намеченные пунктики в нашем плане, все задания выполнили, узнали все о рыбах, теперь, мы многое знаем и будем делиться этим с окружающими.
- Все молодцы. Спасибо за урок!