Конспект урока по окружающему миру 1 класс на тему: В подводном мире
УМК «Гармония»
1класс
Урок по окружающему миру
Тема: В подводном мире
Цель: формирование представлений о жителях подводного мира (рыбах).
Задачи:
формировать представление о морских обитателях, их разнообразии; развивать умение готовить небольшие сообщения, творческие способности; воспитывать интерес к жизни морских животных и бережное отношение к ним.
Формируемые УУД:
-Умение находить необходимую информацию из разных источников;
-умение работать с рисунками- схемами;
-умение работать в паре.
Деятельность учащихся:
-Выделяют основной признак рыб,
-находят части тела рыб по рисунку-схеме,
-сравнивают строение их тела с другими животными;
-работают с разрезными карточками,
-выполняют задания в рабочей тетради.
Это урок получения новых знаний. На уроке дети узнали о классификации группы рыб, о строении и месте их обитания. Закрепили полученные ранее знания о насекомых, путем сравнения их с рыбами, вырабатывали в себе бережное отношение к окружающей нас природе.
На этапе формирования знаний о строении рыб ученики научились выделять основные части тела рыбы, для чего им нужны хвост, плавники и жабры. Рефлексию провели в виде маршрутного листа, с целью самооценки своей деятельности на уроке.
Мотивация
Психологический настрой.
Ход и содержание.
Проверка домашнего задания
Группы по цвету рыбок (буквы)
Критерии оценивания
Правильность
Быстрота
грамотность
Формирование темы, цели, задач урока.
Тема на доске
В подводном мире
С. 68
Цель выводят дети
Цель формирует учитель
Задачи: где, как, из чего (на доске)
План:
Части тела рыб
Среда обитания рыб
Удивительные рыбы
Итог урока
1 этап
Части тела
Ответы закрывать фишками
Слова на доске
чешуя
хвост
плавники
жабры
Сообщение о чешуе (заранее приготовленное)
Индивидуальная работа в паре с. 69 (Сравнение рыб)
Опыт с виноградинкой
Выступление детей (с. 69)
2 этап. Среда обитания
Дополнить гипотезы детей конкретными фактами
С. 70
Морские
АмкабалЛьсеьдУлкааПресноводные
АмилнДкусаМосараьскМаркированное чтение
-прочитать текст
-выделить опорные слова
-пересказать текст
-составить 2,3 вопроса по тексту
3 этап
Удивительные рыбы
Работа в паре (учитель- ученик)
5.Итог урока
Дети выбирают любой цвет рыбок. (Три цвета рыб: желтый, красный, синий). Каждая рыбка имеет свое значение:
желтый - сомнение;
красный - настойчивость;
синий - уверенность, спокойствие
- Переверните рыбок и составьте слово, обозначающее группу животных, над которой будете работать.
- насекомые (9)
- птицы (5)
-звери (5)
На столах карточки с заданием:
Найти лишний признак; выделить признаки своей группы;
Выбрать картинку с представителем группы;
Выступить у доски;
Оценка работы группы (правильность, быстрота, грамотность)
На доске остаются карточки с изображением рыб.
- Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке? (о рыбах)
- Где живут рыбы? (в воде)
- Сформулируйте тему урока (варианты детей).
- Найдите тему урока в учебнике. Назовите страницу.
- С какой целью мы будем изучать тему?
(варианты детей: цель урока – узнать как можно больше о жителях подводного мира (рыбах).-Цель урока - формирование представлений о жителях подводного мира (рыбах).
- Посмотрите на слова-помощники.
Какие вопросы вам хочется задать, чтобы больше узнать об этих животных. (Варианты детей)
-Мы сформулировали задачи, которые помогут достичь цели урока.
- Многое вас интересует. Сегодня мы сможем ответить на некоторые вопросы.
Я их структурировала в виде плана.
( план на доске)
Перед вами маршрутный лист, при помощи его оцениваем этапы урока .– О чем сначала будем говорить?
- Чтобы ответить на первый вопрос, послушайте загадки.
- Кто поможет нам их прочитать?
1.Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом – такая злюка!
Конечно, это…(щука)
2.Он плавает на дне глубоком,
А иногда у берегов.
Он своим могучим током
Разгоняет тьму врагов. (Скат)
- Рассмотрите рисунок. Найдите щуку и ската. Закройте их фишками.
- Каких рыб мы не назвали?
- Каких рыб вы ещё знаете?
- Посмотрите на изображение этих рыб. Что у них общего?
( чешуя, хвост, плавники, жабры и др.).
- Для чего рыбе жабры? Хвост? Плавники? ( Жабры - для дыхания, плавники и хвост - для движения).
Тело рыбы покрыто чешуей, которая защищает ее тело. По чешуе определяют возраст рыбы. Под старой чешуей находиться более молодая. Из компонентов чешуи изготавливают помаду.
-Дети находят сходства и различия рыб.
-Итак: внешние признаки рыб
( хвост, плавники, жабры, чешуя)
- Внешние признаки вы знаете, а внутренние?
Многие из Вас наблюдали, как мама чистит рыбу. (Поднимите руку)
-Что Вы видели внутри рыбы? (варианты детей)
1. костный скелет - опора
2. плавательный пузырь (опыт)
Опыт:
Берем пустой сосуд и наполняем его газированной водой. Затем опускаем виноградинку.
- Что наблюдаем? (Виноградинка опускается на дно сосуда. Ее охватывают пузырьки. Через некоторое время она поднимается). -Так ученые объясняли поднятие утонувших лодок. Этот опыт сравнивают с плавательным пузырем рыбы. Возможно сравнить с животиками у людей (надуть-сдуть).
Выступление пары по странице 69
-Какая задача стоит перед детьми, работающими в паре? (учись анализировать и обобщать)
Найти сходства и различия рыб
- На какой вопрос урока нашли ответ? ( Строение рыб)
- Прочитайте вывод ( учебник с. 69).
Сделайте пометку в маршрутном листе.
- Без чего не могут жить рыбы? ( без воды)
- Вода – это их среда обитания( яблоко, разделенное на 4 части. ¾ -вода)
- Много ли рыб на Земле? Выскажите свои предположения.
В научной литературе сказано « в разных водоемах обитают 30 000 разновидностей рыб.»- Какие бывают водоемы? ( реки, моря, озера. океаны..)- Какая вода бывает в водоеме? ( соленая, пресноводная)
Наша задача: узнать в каких водоемах обитают эти рыбы .На столах у вас лежат карточки с заданием
-Как Вы думаете, какое задание я хочу вам предложить?
( составить слова).
Будем работать по рядам.
1ряд-узнать морских обитателей и отметить их фишками в учебнике
2 ряд - узнать пресноводных обитателей и закрыть их фишками
-Какую рыбу мы не отметили? (рыба-бабочка)
Учитель сообщает об этой рыб. ( Речная рыба. Обитает на поверхности воды. Защита от врагов является глаз –обманка.)
3 ряд- маркированное чтение. Текст под картинками
Проверка заданий. Оценка выполнения
-На какой вопрос мы ответили? (среда обитания)
Пометка в маршрутном листе.
Откройте печатную тетрадь с. 24 упражнение 21
Прочитайте задание.
- На какой предмет похожи эти рыбы? (Морской конек - шахматная фигура, рыба-молот-молоток)
-Каких еще удивительных рыб Вы знаете?
Учебник с. 71
Соединить описание с картинкой.
Проверка. Оценивание
Пометка в маршрутном листе.
- Вспомните тему урока.
-Назовите цель урока?
-Мы ответили на все вопросы плана. Значит, мы достигли цели урока? (да)
-О чем впервые Вы услышали на уроке?
Подведите свой итог по маршрутному листу