Игровая программа «В подводном царстве»
«В подводном царстве»
Познавательно- игровая программа для учащихся 2 классов.
Задачи:
познакомить с разнообразием мира морей, океанов и рек;
показать неразрывную связь человека с природой;
пробуждать интерес к изучению тайн природы.
Ход занятия.
Ведущий: Велик и интересен животный мир морей и океанов, рек, озёр, прудов. Мы поговорим о рыбах. У нас очень часто возникают вопросы: Как они там живут? Почему не задыхаются под водой? Как передвигаются без ног и крыльев?
На земле около 200 тысяч видов рыб. Рыбы- дети воды: где вода, там и рыбы. Каких только рыб нет!
Что ни рыба, то своя, особая форма тела, свой цвет и свой размер. Тонкие и длинные, как хлыст, толстые и круглые, как мячик, крохотные - с муравья и огромные - больше слона. То есть, размеры рыб самые разные: от 1 см. до 20 метров. Есть рыбы травоядные, как овцы и козы, и есть хищные, как тигры и львы.
Тело почти всех рыб покрыто чешуёй, как кольчугой. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт - и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт - и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет.
Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, и это облегчает им плавание. Жабры извлекают из воды нужный для дыхания кислород. Хвостовой плавник-весло движет рыбу в воде. В особых камерах в голове плавают камешки - отолиты, они помогают рыбе сохранять равновесие.
Есть у рыб плавательный пузырь - ни у кого, кроме рыб, его больше нет! Он помогает рыбам нырять, всплывать и парить в воде. И даже «разговаривать»! И есть ещё удивительный орган - боковая линия. Она позволяет рыбам видеть без глаз и слышать без ушей. У нас с вами пять чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. А у рыб шесть: ещё и чувство боковой линии. Хищника не видно и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение - боками!
Наука, изучающая рыб, называется ИХТИОЛОГИЯ. А люди, которые занимаются этой наукой - ИХТИОЛОГИ.
Какие бывают рыбы? Чтобы узнать, какие есть названия рыб, нам помогут книги:
Н. Сладкова: «Рыбы», «Подводная газета»;
С. Сахарнова: «В мире дельфина и осьминога».
Задание :
1. Записать в тетрадь названия книг.
2. Записать названия рыб.
О рыбах, загадочных и таинственных, написаны стихи. Послушайте одно из них.
Рыбка
Рыбка, рыбка - ласточка речная!
То мелькнёшь ты на холме волны,
То, траву у берега качая,
Солнышком блеснёшь из глубины.
А когда в реке тебе взгрустнётся -
Выплывешь на тоненькую мель,
И невольно с губ твоих сорвётся
Пузырьков задумчивая трель
Т. Белозеров.
Сейчас вам, ребята, следует быть очень внимательными, чтобы отгадать загадки.
Загадки
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыба)
Приманку сорвала
И, не сказав «спасибо»,
Куда-то уплыла
Невежливая (Рыба)
Вильнёт хвостом туда-сюда,
И нет её, и нет следа. (Рыба)
В воде она живёт,
Нет клюва, а клюёт. (Рыба)
Его ведь даже щука
Не может проглотить. ( Ёрш )
Он в иголках, словно ёж,
Как зовётся рыба? ( Ёрш)
Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно (Сом)
Опасней всех в реке она.
Хитра, прожорлива, сильна.
Притом, такая злюка!
Конечно, это (Щука)
В реках, старицах, озёрах
Много зарослей, в которых
И в карьерах обитает
С промерзающей водой.
И серебряный бывает,
И бывает золотой. (Карась)
Ребята, у вас было домашнее задание: познакомиться с книгами о рыбах. Надеемся, что вопросы викторины не вызовут у вас сильных затруднений.
Викторина «В гостях у Золотой рыбки».
1. У кого оба глаза на одном боку?
(у взрослой рыбы камбала)
2. У кого рот на брюхе
( у акулы)
3. Какая лисица хвостом рыбу глушит?
(акула - лисица)
4. Какая собака не лает?
(Рыба -собака: она не лает, но кусается крепко, может откусить палец. Икра и печень рыбы - собаки ядовиты.)
5. Какая рыба для икры вьёт гнездо?
(колюшка)
6. Кто плавает хвостом вперёд?
(мальки горбуши)
7. Кто летает, а не птица?
(летучая рыба: может пролететь более ста метров, в воздухе она не машет плавниками, а летит как планер)
8. Какая рыба одомашнена человеком?
(зеркальный карп)
9. Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру?
(морской конёк)
10. Какие рыбы имеют усики?
(осетровые, усач, карп, сазан, сом)
11. Почему рыбы спят с открытыми глазами?
(у рыб нет век)
12. Какие рыбы носят оружие на носу?
(меч - рыба, рыба - пила)
13. Какие рыбы носят названия небесных светил?
(луна- рыба, рыба -солнце)
14. Какие рыбы долго живут?
(белуга до 100 лет, щука больше 100 лет, сом до 60 лет)
15. Какая рыба плавает быстрее всех других рыб?
(скорость меч -рыбы достигает 25 м/сек.,
а рыбы- парусника 130 км/час.)
16. Какая рыба стала похожа на доску?
(камбала)
Тест
Из предложенных названий, вам, ребята, нужно выбрать правильный ответ.
ЩУКА
СОМ
ЛЯГУШКА
1. Кто из этих названий здесь лишний? (лягушка)
2. Он в самом омуте живёт,
хозяин глубины. (сом)
3. Кого из них называют подводным санитаром? (щуку)
АКУЛА
КИТ
ЁРШ
1. Найди лишнее название.
(кит)
2. Колется, как ёж
(ёрш)
3. У какой рыбы постоянно растут и меняются зубы? ( у акулы)
Лото
«За что рыбы получили свои названия»
( о речных рыбах)
верховки
Эти рыбы всегда плавают поверху воды. За это и получили своё название
гольян
На этой рыбе очень мелкая, едва заметная чешуя, а на брюшке чешуи нет совсем.
колюшка
Вместо брюшных плавников - острые шипы - колючки. На спине тоже колючки. Из-за этих колючек рыбу даже щука редко трогает.
краснопёрка
За красное «оперение», то есть за окраску плавников, рыба получила своё название.
ёрш
Внешний вид этой рыбы: голова, хвост, посередине колючки.
пескарь
Эта рыбка любит песчаное дно.
окунь
Эта рыба с большими глазами-«очами».( Именно так в старину назывались глаза - очи)
вьюн
Издали похож на змею: гибкое тело, маленькая, очень похожая на змеиную головка. Рыба извивается, вьётся всем телом.
карп
Имя этой рыбы греческое. В переводе на русский язык обозначает «плод», «приплод». И в самом деле эта рыба очень плодовита. У неё есть прозвище «водяная свинья» за привычку рыться в иле. Рыба эта прожорлива и малоподвижна, поэтому быстро толстеет.
Пантомима: «На рыбалке, у реки»
Задание: Сейчас вам, ребята, нужно будет проявить своё актёрское мастерство. Постарайтесь передать содержание рассказа пантомимой.
1-й рассказ: однажды сложил я в сумку снасти, положил на плечо удочку и поехал на велосипеде на рыбалку. Расположился у реки, насадил наживку, закинул. Только собрался съесть бутерброд, как начался клёв. Выждал время и резко подсёк. Но огромная рыбина с силой рванула, и я, не удержавшись, очутился в воде.
2-й рассказ: однажды вечером на рыбалке я набрал хворосту, разжёг костёр. При этом меня страшно донимали комары. Вдруг я услышал плеск. Очевидно, в сетях билась огромная рыба. Я вскочил на лодку, начал торопливо грести, затем выбирать сети. Из воды вдруг высунулась голова такой огромной и страшной рыбы, что я, отпрянув, перекувыркнулся с лодкой прямо в воду.
Использованная литература:
1. Сахарнов С. В мире дельфина и осьминога: рассказы о морских животных. - М.: «Малыш», 1987. - 120 с.
2. Сладков Н.И. Подводная газета. Изд. 2-е, доп. - Л.: «Дет. лит.», 1973. - 287с.
3. Сладков Н.И. Рыбы. Ихтиология в картинках. - М.: Дет. лит., 1986. - 32с.
4. Тамбиев А. Как увидеть морское дно? - М.: «Малыш», 1988.
Составитель: Белоусова О. И., воспитатель КОУ СКОШИ
Шербакуль, 2015
13PAGE 15
13PAGE 14515
15