Коррекционно-развивающее логопедическое занятие по теме:Слова,обозначающие предмет ,действие, признак предмета.
Подгрупповое коррекционно – развивающее логопедическое занятие
в 4 классе коррекционной школы VIII вида.
Учитель – логопед Бердникова Елена Владимировна.
Тема: Слова, обозначающие предмет, действие, признак предмета.
Цели.
Образовательные:
-Закрепить у обучающихся понятие о словах обозначающих предмет, дейст-
вие предмета, признак предмета.
-Упражнять в согласовании слов во фразах и предложениях.
- Обогащать словарный запас по теме «Инструменты», «Люди труда»
Развивающие:
- Развивать умение доказывать свою точку зрения
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, речь.
- Развивать умение выполнять задание по образцу.
Воспитательные:
- Воспитывать положительную мотивацию к обучению.
-Воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться.
Оборудование: демонстрационный и раздаточный материал, таблицы, кар-
точки.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.
Ход:
1.Тема урока: Слова, обозначающие предметы, слова, обозначающие дейст-
вия, слова, обозначающие признаки предмета.
2 .Работа с загадками. У меня на столе карточки с загадками. Выбираете
любую, читаете. Называете отгадку и слова – предметы, слова – действия,
слова – признаки, имеющиеся в загадке.
Загадки.
Быстро грызёт, мелко жуёт, а сама не глотает (пила). Например: грызёт, жуёт
глотает – слова, обозначающие действия, пила – слово, обозначающее
предмет.
Конь стальной, хвост льняной (иголка с ниткой).
Зубастые, а не кусаются (грабли).
Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю делать
горку, строить дом (лопата).
3.Упражнение «Предмет – действие». Подберите к словам, обозначающим
предметы, слова – действия, которые могут производить эти предметы, либо
действия, которые можно производить с этими предметами.
Молоток рубит
Топор забивает
Клещи зажимают
Тиски вытаскивают
Кисть стригут
Ножницы красит
Игла режет
Нож шьёт
Обучающиеся должны провести линию от предмета к действию.
Слова представлены на отдельной карточке. Выполняется индивидуально.
Проверка выполнения.
4.Поставь вопрос, закончи фразу и запиши (можно использовать картинки)
на карточку.
Строгает (кто?) столяр.
Убирает (кто?) … .Варит (кто?) … .Красит (кто?) … .Подстригает (кто?) … .Шьёт (кто?) … .Слова для справок: уборщица, повар, маляр, парикмахер, швея.
Проверка выполнения.
5. Упражнение «Найди лишнее слово и назови».
- Подметать, стирать, мыть, отдыхать.
-Поливать, стучать, полоть, выращивать.
-Трудолюбивый, работящий, деловитый, ленивый.
-Чтение, письмо, счёт, безделье.
Объясни свой выбор.
6. Динамическая пауза.
За дровами мы идём
И пилу с собой несём (ходьба)
Вместе пилим мы бревно
Очень толстое оно
Чтобы печку протопить
Много надо напилить (пилят)
Чтоб дрова полезли в печку
Их разрубим на дощечки (рубим)
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём (наклоны)
После этого труда можно посидеть всегда.
Маме дружно помогаем:
Сами в тазике стираем:
И рубашки, и носочки
Для сыночка и для дочки (наклоны, полоскания)
Через двор натянем ловко
Для одежды три верёвки (потягивания, руки в стороны)
Светит солнышко – ромашка,
Скоро высохнут рубашки.
7. Упражнение «Вставь пропущенное слово».
Прочитай предложение, вставь пропущенные слова.
Маляр потолок.
Столяр доску.
Суп варит .Уборщица пол.
Слова для справок: белит, доску, повар, моет.
8.Упражнение «Назови одним словом по образцу».
Образец:
Гвозди из железа – железные.
Расчёска из пластмассы - .Выкройка из бумаги - .Стена из камня .Дом из кирпича .Дверь из дерева .Нож из стали .9.Работа с предложением.
Составь предложения из слов :- Дежурили, в, классе, ребята.
-Классную, Катя, доску, вытирала.
- Поливал, растения, Ваня, комнатные.
-Подметали, Полина, и, Андрей, пол.
Запиши предложения и подчеркни слова – предметы одной чертой, слова –
действия двумя чертами, слова – признаки волнистой линией.
10. Развитие речи.
Учитель – логопед: Труд – основа жизни. Поэтому в народе придумано много
Пословиц и поговорок о труде. Предлагаю повторить некоторые из них.
- Не будет скуки, если заняты руки.
- Не спеши языком, спеши делом.
-Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
11. Итог. Чему мы сегодня научились?
Список используемой литературы:
- Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся началь-
ных классов: книга для логопедов. – М.: Просвещение, 1991.-224с.
И.В. Скворцова. Логопедические игры. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» 2008
-208с.
Л.Н. Смирнова. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6 -7 лет с ОНР:
Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика –
- Синтез, 2006 – 96с.
Отчёт
работы учителя – логопеда за первое полугодие 2013-2014г.
Разуевой Аллы Ивановны.
Всего занимается 24 воспитанника 1 -7класса. Все имеют диагноз: системное недоразвитие речи при умственной отсталости. Нарушено звукопроизноше-
ние у 14 воспитанников. Не развита мелкая моторика – 13 воспитанников. Нарушение письма – 21 воспитанник, нарушение чтения – 16 воспитанников.
В 1-ом классе развиваем фонематический слух, звукоразличение и структуры слова, расширяем словарный запас. Положительная динамика у Ромы К. – звукопроизношение, чтение, письмо. Положительная динамика у Лёши С. – поставлены звуки (Ш), (Ж), читает, пишет. Дима К. – сложное тяжёлое нарушение речи, с трудом усваивает звукопроизношение, письмо, чтение. Поставлен звук (С). Валерия Б. звукопроизношение в норме, письмо по обводке, чтение с трудом.
Во 2-ом классе учим правильно произносить и анализировать слова, списывать текст, расширяем словарь. Положительная динамика – Женя Л.: автоматизируем звук (Л), самостоятельно пишет, читает. Андрей С. – автоматизация звука (Р), чтение, письмо удовлетворительное. Виталя Н. – уточняем звукопроизношение. Улучшилось письмо, чтение. Дима С. – улучшилось чтение, письмо.
3класс – развиваем фонематический слух, соотносим звуки и буквы, делим слова на слоги, составляем новые. Положительная динамика – Дима Ш: автоматизация звука (Р), чтение, письмо. Юля К. – автоматизация звука (Ш), лучше читает, продолжить работу над письмом. Маша Е.- автоматизация (Р), коррекция чтения и письма. Никита П. – уточнять звукопроизношение , коррекция чтения.
В 5-а классе списываем, пишем под диктовку, проверяем орфограммы. Анжела – уточняем звукопроизношение, работаем над развитием мелкой моторики, каллиграфией. Оля Ш. – коррекция мелкой моторики , каллиграфии, улучшилось письмо, чтение.
В 5-б Женя Ч.- коррекция звукопроизношения, дифференциация ш-ж, дизартрический компонент, нарушение мелкой моторики. Динамика присутствует. Ксюша О. – коррекция чтения и письма, уточнение звукопроизношения - положительная динамика. Сергей П.- уточнение звукопроизношения, меньше ошибок чтения и письма.
6класс – различают простые и сложные предложения, определяют члены предложения, называют части речи по их признакам, знают способы проверки орфограмм. Мадина Л. – лучше читает, меньше ошибок на письме.
Виола П. – незначительная положительная динамика по чтению и письму, звукопроизношению.
6и класс – Виталий В. – тяжёлое нарушение речи , развиваем словарь, работаем по зукопроизношению, начинает читать слоги, слова. Алёша З. – уточняем звукопроизношение, улучшилось чтение и письмо.
7класс. Катя Ф.( грубое нарушение речи). Работаем над звукопроизношением, дифференциация согласных звуков, коррекция письма. Кристина У. – положительная динамика по произношению, чтению и письму.
Выступала с докладом на МО воспитателей, представила открытый урок к педсовету.
Отчёт
работы учителя – логопеда за первое полугодие 2014 – 2015 уч.года Бердниковой Елены Владимировны.
Всего занимается 32 воспитанника 1-7классов. Имеют диагноз системное недоразвитие речи при умственной отсталости.
Нарушено звукопроизношение 13воспитанников. Слабо развита мелкая моторика 15воспитанников. Нарушено чтение у 23воспитанников. Нарушено письмо 25 воспитанников.
В 1-ом классе развиваем внимание, фонематический слух, звукоразличение структуры слова, расширяем словарный запас. Наблюдается положительная динамика. Настя П. – читает, пишет слова, слоги с изученными буквами, дифференцируем звуки З – С. Поставили, автоматизируем звук (Ш) в слогах, словах Наташе Б. – читает, пишет слоги. С Никитой П. – дифференцируем звуки С – Ш..
2 И – воспитанники с тяжёлым нарушениями речи; Ксюша К., Вика В., Женя В..Развиваем артикуляционную, общую и мелкую моторику, работаем над дыханием, уточняем артикуляцию имеющихся звуков. Неплохая динамика у Жени, старается. Поставили звук С, автоматизируем. С Ксюшей автоматизируем звук Р.. С Викой В. уточняем имеющиеся звуки.
Во 2-ом классе учим правильно, отчётливо произносить все звуки алфавита, анализировать слова. Наблюдается положительная динамика. Ромы П., Тимура Х. – улучшилось чтение, письмо – получается писать под диктовку, продолжаем работу по развитию мелкой моторики. Поставили звук (З) Наташе М., автоматизируем в слогах, словах. Егору К. – автоматизируем звук Л.
В 3-ем классе продолжаем работу по умению соотносить звуки и буквы, различать гласные и согласные, правильно ставить ударение в словах. Упражняем в делении слов на слоги, в умении составлять новые слова, в анализе. Положительная динамика у Лиды Б, Влада Л. – улучшилось чтение и письмо. С Ариной М. поставили, автоматизируем звук Ж в слогах, словах.
С Владом Н. дифференцируем звуки С – Ш.
В 4 –ом классе упражняем в правописании проверяемых и непроверяемых
безударных гласных. Выделяем и различаем слова , обозначающие признак, предмет и действие. Упражнялись в согласовании.
Работали с именами собственными. С Ромой К., Вероникой П. продолжаем работать по дифференциации согласных. Развиваем словарь.
Рустама А, Саша М., Славу М. продолжаем упражнять в анализе.
В 5-ых классах с Вовой И. продолжаем работать по автоматизации, дифференциации звуков (Р),(Р). С Катей В. дифференцируем звуки (С - Ш). Вову И., Катю В., Андрея Ш. упражняем в различении звуков, букв, пишем под диктовку, проверяем написание гласных, звонких – глухих согласных, путём изменения формы слова, разбираем по составу. Динамика положительная, развивать самоконтроль.
В 6 - 7 классах различаем простые и сложные предложения, называем части речи по их признакам, определяем способы проверки орфограмм, читаем, пересказываем. Хорошая динамика у Никиты М., Наташи С..
Продолжить работу над грамматическим строем, пересказом с Кимиё Д., Рустама Я. упражнять в анализе. С Ваней Н. работать над осознанным чтением.
За данный период открывала урок к педсовету с воспитанниками 2 класса по коррекции дисграфии. Тема «Мягкий знак в конце слова».
Опубликовала своё занятие на сайте «Копилка уроков».