Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в первой младшей группе по теме: «Русская изба»

Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»
в первой младшей группе по теме: «Русская изба»
Автор конспекта ННОД: Офицерова Татьяна Вячеславовна, воспитатель Детского сада № 106 ОАО «РЖД» г. Мичуринска
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевоее развитие»
Программное содержание:
познакомить с историей русского быта, его традициями.
формировать интерес и любовь к народному творчеству.
активизировать словарь.
Оборудование и материалы для педагога: Макет русской избы. Предметы кухонной утвари, самотканые половички, лапти, самовар, деревянная посуда и ложки, макет русской печки. Иллюстрированные книги русских народных сказок. Музыкальный центр. Аудиозапись песенки «Русская изба», аудиозапись русской народной песни «Ах, вы сени, мои сени».
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций в книгах по теме " Русская изба".
- беседа о народных предметах, связанных с предметами русского быта.
- разучивание, хороводов, песенок, потешек.
-чтение пословиц, поговорок, небылиц, русских народных сказок: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка» и др.
- знакомство с русскими народными подвижными играми «У медведя во бору», «Пузырь», «Жмурки» и т. д.
- слушание аудиозаписей русских народных песен,
- рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
Ход занятия:
Звучит русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени».
Воспитатель:
День добрый, детушки-касатушки!
Проходите, не стесняйтесь.
Поудобнее располагайтесь.
Всем ли видно, всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Дети рассаживаются:
Воспитатель: (обращает внимание на оформленную избу)
- В старину вот такой домик назывался – изба.





Дети слушают песню «Русская изба» (сл. и музыка З. Роот)
А рядом с моей избой стоит колодец, из него брали воду




У него часто играли в игры, водили хороводы. Давайте и мы поиграем: (Игра «Пузырь»)
Пузырь
Ход игры. Дети стоят тесным кругом и «надувают пузырь»: наклонив голову, дуют в кулачки, составленные один под другим – трубочкой. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а потом, снова наклоняясь, произносят «ф-ф-ф», выдувая воздух в свою трубку (действие повторяют всего 23 раза). При каждом раздувании дети делают шаг назад, будто пузырь немного надулся. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь назад и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Какие вы молодцы!
А теперь давайте посмотрим, что же внутри избы


















Это – печка, главная помощница в избе.
На дровах огонь, пламя шустрое,
Жарко топится печка русская.
И сверчок поёт, где то рядышком.
Хорошо с тобой печка матушка!
Печь не только обогревала избу. В печи готовили пищу. Сейчас нам ее заменяют электрические и газовые плиты. А еще раньше в печи пекли хлеб, пироги.
На печи сушат одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбу. Здесь можно было и спать. А сколько сказок и разных историй рассказано ребятам на русской печке. И даже сказки с участием самой матушки – печки «Гуси-лебеди», «По Щучьему веленью» (рассматривание иллюстраций к сказкам)
На полу лежат не ковры, а половички русские, они и избу украшают и тепло в избе сохраняют. Половички – это как сейчас ковры.
Давным-давно народ научился изготавливать необычную обувь. Вот такую, (демонстрация лаптей) полюбуйтесь! Это лапти! Делали их из лыка, из тонких деревянных полосочек. В такой обуви было и тепло и удобно!
Физкультминутка.
Ай, люли, люли, люли (руки полочкой перед грудью покачиваясь)
Наши дети в лес пошли (ходьба на месте)
Лыко собирали (имитация)
Да в корзинки клали (имитация)
А из лыка наперед (круговые движения кистями рук)
Лапти батюшка сплетет
Чудо лапоточки (хлопки в ладоши)
Для своих сыночков.
В избе посуда деревянная и глиняная – чашки, плошки, да ложки – вот они какие – нарядные, расписные!












-Каждый день, садясь завтракать или обедать, вы берёте ложку, которая лежит на привычном месте, она совсем не такая как эта.
- А такими ложками ели раньше простые русские люди в давние времена? (деревянными).













А на Руси, то есть много лет назад, когда жили наши прабабушки и прадедушки, было принято пить чай не из чайника, а из самовара.

Посидеть за самоваром
Рады все наверняка
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар гудит, шипит
Только с виду он сердит
К потолку пускает пар
Наш красавец – самовар!
Вот мы с вами и познакомились с русской избой.
Итог занятия
- Скажите, кого в избе называли матушкой?
- А откуда брали воду?
- Как называлась обувь из бересты?
- А из чего делали посуду?
- Из чего пили чай?
На прощание угощает сушками и баранками
15