Конспект урока по письму и развитию речи на тему: Слова, обозначающие действие предмета (4 класс для учащихся с ОВЗ)


Разработка урока по письму на тему:
«Слова, обозначающие действие предмета»
Тема: «Слова, обозначающие действие предмета»
Цель:Формировать и систематизировать знания учащихся о словах, обозначающих действие.
Задачи:1.Продолжить формировать умение выделять слова, обозначающие действия предметов,ставить вопросы к словам ним.
2.Развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, пополнять словарь учащихся.
3.Воспитывать стремление трудиться, любовь к природе и животным.
Оборудование: тетради, ручки, учебники, ИКТ, карточки, снежинки.
Ход урока
1.Орг.момент
Покажите свои умные глазки, ровные спинки
Повернитесь к гостям, улыбнитесь им.
Повернитесь ко мне. Готовы ль вы к уроку? - Садитесь
Все ль на месте? Все ль в порядке?
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
-Повторяйте за мной:
Мы – умные!
Мы – старательные!
Мы – внимательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
-Ребята, посмотрите, у меня на столе появилась красивая снежинка. Давайте посмотрим, что это за снежинка. Смотрите, а здесь какое-то письмо. Но от кого оно?
«Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в мое зимнее, лесное царство. Я приготовил для вас волшебный сундучок с сюрпризом. Но отыщите вы его тогда, когда выполните все задания. Мои друзья, лесные жители вам заданья зададут и к сундучку вас приведут. Ваш друг Лесовичок»
-И сейчас мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес (слайд 1)(закрыть)
2.Пальчиковая гимнастика.
-Выполним первое задание – пальчиковую гимнастику для того, чтобы мы красиво писали и наши ручки не уставали:
Раз, два, три, четыре, пять,(Загибают пальчики. )
Мы с тобой снежок слепили. (Дети "лепят".)
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)
Раз — подбросим, (Подбрасывают).
Два — поймаем, (Ловят).
Три — уроним (Роняют).
И... сломаем. (Топают).
- Молодцы! Теперь вы все будете писать красиво и правильно.
3.Работа в тетради:
-Открыли тетради и приготовим для работы, положите их правильною
-Поднимите глаза на доску, прочитаем дату, день недели и вид работы.
-Запиши красиво и правильно в тетрадь.
-Проведем минутку чистописания: Посмотрите, какой красивый зимний узор у меня получился, сейчас мы с вами научимся тоже так писать. Смотрим и следим за мной внимательно, а теперь попробуем все вместе прописать в воздухе. А сейчас красиво пропишите в тетради. Молодцы!
-Переходим к следующему заданию к словарной работе (слайд 2)
* Составить слово из букв (ратвамй - трамвай)
*По картинке записать слово (трактор)
(Илона списывает слова с листочка, заранее заготовленный учителем.Саша составляет и списывает тоже с листочка)
закрыть
4.Повторение
-Молодцы, ребята! Переходим к следующему заданию:
-Назовите слова, которые обозначают предметы на зимнюю тему (снег, метель, вьюга, снежинки, снеговик, Снегурочка)-На какие вопросы отвечают предметы? (Кто?Что?)
5.Сообщение т.у. и ц.у.
- Посмотрите на слайд3
кукушка охотился
медведьспрятался
волк спит
заяцкукует
- Прочитайте слова первого столбика.
-Какой самый главный общий признак есть у этих слов?
-На какой вопрос они отвечают? (Слова первого столбика обозначают предмет и отвечают на вопрос кто?)
- Прочитайте слова второго столбика. Какой самый главный общий признак есть у этих слов?
- Эти слова обозначают действия предмета. Какие вопросы можно задать к словам, обозначающим действие предметов? (Что делать?Что сделать?)
-Слова, которые вы назвали, что обозначают? (Слова обозначают действие предмета)
-Кто может сказать, какая тема урока? (слайд 4)
-Отталкиваясь от темы урока и используя опорные слова, (слайд 5) поставьте перед собой цель урока.
На слайде запись:
1. Учиться задавать вопрос к словам, обозначающим действие предметов.
2. Учиться отличать … … … … от других слов.
(слайд 6)
6.Работа в тетради:
кукушка охотилсяСлайд 7
медведьспрятался
волк спит
заяц кукует
- Какое задание со словами первого и второго столбика можем выполнить?
- Можно подобрать к словам первого столбика слова из второго столбика, подходящие по смыслу.
- Подберите к предметам из первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика, задав к каждому из них вопрос.закрыть
(Дети выполняют задание учителя.Например, кукушка (что делает?) кукует).
На слайде запись: (слова записаны в два столбика) (на парте тоже листочки с этим задание – работа в парах, соединяют линиями, составляют словосочетания)
- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действия предметов?
Учитель выставляет вопросы на доску.
Дидактическая игра «Третий лишний».(слайды 8-11)
- Вы быстро выполнили задание, теперь немного поиграем.
- Посмотрите, на экране три слова. Подумайте, все ли слова являются действиями предметов и назовите «лишнее»
1) лепка, лепить, слепил
2) кружится, падает, летает
3)прыгает, прибежал, проскакал
4) мороз, заморозил, морозный- Молодцы!
7. Физминутка«Лепим, лепим ком большой….»
6.Работа в тетради:
- А сейчас настало время еще одного интересного задания. Посмотрите, на экране картинка и схема к ней.
- Кто изображен на картинке? Придумайте предложение о медведе по схеме. Подчеркнуть действие предметов
( Записать: 1-у доски, 2-сам-но) (слайды 12, 13)
7.Оценки за урок.Слайд 14
8.Рефлексия(снежинки) Ребята, у нас с вами получился замечательный урок. Сейчас вы должны оценить себя и свою работу. Возьмите в руки снежинки, если у вас все получилось и хорошее настроение, то прикрепите свои снежинки к моей. А если вам грустно и вы не справились с заданием, то оставьте снежинку у себя и мы выясним, что у вас не получилось.
9.Итог урока
- Чему учились на уроке? (выделять слова, обозначающие действие предметов).
- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действие?
- Как мы подчёркиваем слова, обозначающие действия?
Молодцы, ребята! Мы с вами отыскали волшебный сундучок с сюрпризом, а там записка: «Дорогие друзья! Вы выполнили все задания, приготовленные для вас лесными жителями, получите зимнюю вкусняшку – мандарины.Слайд 15