Работа над содержанием сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Тема добра и зла в сказке.
Тема: Работа над содержанием сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Тема добра и зла в сказке.
Цели:
Создать условия для работы над понятиями: добро и зло ;
На примере героев сказки продолжить работу по воспитанию нравственных качеств человека.
Задачи:
Развивать умение у учащихся работать над понятиями: добра и зла;
Учить анализировать поступки героев;
Развивать мышление, воображение;
Учить видеть позицию автора.
Оборудование:
- Учебник «Родная речь», авторы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова;
Портрет писателя С. Т. Аксакова;
Мультимедийный проектор;
Тип урока: работа с художественным текстом
Технология:
развитие критического мышления через чтение.
Приёмы:
чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, кластер, использование “тонких” и “толстых” вопросов.
Ход урока
Стадия вызова.
Прочитайте слова А.С.Пушкина, объясните как вы их понимаете?
- Над каким произведением мы сегодня поработаем?
- А кто знает, кто его написал?
Знакомство с автором – краткое)
Сказку «Аленький цветочек» записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859). Он услышал ее в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести «Детские годы Багрова-внука»:
«Скорому выздоровлению моему мешала бессонница По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная села у печки и начала говорить, немного нараспев: „В некиим царстве, в некиим государстве“
Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного?
На другой же день выслушал я в другой раз повесть об „Аленьком цветочке“. С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Более других помню я „Царь-девицу“, „Иванушку-дурачка“, „Жар-птицу“ и „Змея Горыныча“».
В последние годы жизни, работая над книгой «Детские годы Багрова-внука», Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку «Аленький цветочек» и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой.
Какова же будет тогда цель урока, на ваш взгляд?
(познакомится со сказкой и узнать в чём её смысл)
Мы прочитаем сказку, делая остановки, и попытаемся понять, почему автор дал такое название сказке.
2. Стадия осмысления.
Читают текст, используя приём технологии «чтение с остановками».
Фрагмент 1. Стр 195-198
Вопросы:
- Что вы узнали о семье купца? (простой вопрос)
- Какие подарки попросили сёстры? (простой вопрос)
- Согласны ли вы с тем, что купец любил своих дочерей? (оценочный)
Задание:Составьте кластер – купца
Читают фрагмент № 2 стр 198-202
Вопросы:
- В какой лес попал купец? (простой)
Как вы думаете, случайно ли это произошло, и мог ли он оттуда выбраться самостоятельно? (творческий)
Как он понял, что нашёл тот самый цветок? (простой)
Как должен был быть наказан купец? (простой)
Почему он вернулся домой? (объяснительный)
Задание: Дополнить кластер дочерях
- Как встретили дочери отца? (простой)
Почему младшая дочь решила вернуться вместо отца к чудищу? (объяснительный)
Ребята, подумайте, легко ли сделать такой выбор: отправиться на погибель вместо близкого вам человека? (Очень любить человека. Нести ответственность за свои поступки) (творческий)
Задание:Составить кластер о дочерях, купце
Читают фрагмент № 3 стр 202-213
Вопросы:
Какие чудеса происходили с младшей дочерью во дворце? (простой)
Как вы думаете, почему заболел отец? (простой)
Возможно ли такое на самом деле, чтобы дочка увидела сон о том, что заболел отец? (простой)
Почему сёстры хотели помешать возвращению сестры во дворец? (объяснительный)
Задание: дополнить кластер о сёстрах, чудовище
Читают фрагмент № 4 стр 213-216
- Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу избавиться от колдовства? (объяснительный)
- Кто был примером для младшей дочери в её выборе поступков? (простой)
Построение сюжетного «Корабля»
Вступление (в некотором царстве)
Завязка (собирается купец по торговым делам)
Продолжение действия (поездка по чужим сторонам)
Развитие действия (сорвал аленький цветочек)
Кульминация (помутились её очи ясные)
Развязка (ты одна полюбила меня)
Заключение (честной купец дал своё благословение)
-Почему сказка называется «Аленький цветочек»?
-Аленький цветочек как символ проходит через всю сказку.
–Как вы думаете , что он может символизировать? (любовь, добро, милосердие)
-Какого человека называют милосердным? ( доброго, отзывчивого, сердечного, готового помочь в любую минуту)
Значит мы должны с вами вырастить у себя в душе свой аленький цветочек.
3. Стадия рефлексии.
Просмотр клипа
Домашнее задание.
Стр. 195-216
пересказ
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Ответы детей
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Ответы детей (любовь)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Портрет С. Т. Аксакова
Ответы детей на вопросы
Чтение фрагмента учащимися «цепочкой»
Ответы учащихся на вопросы
Ответы учащихся
Купец (честной, любящий, торговец)
Чтение учащимися фрагмента
Ответы на вопросы)
Старшие (самолюбивые, собой любуются, украшения, завидуют, лебезит, прихорашиваются)
Младшая (добрая, ласковая, ценит, ужас, страх, жалко, переживает, самопожертвование)
Ответы учащихся на вопросы
Дети предлагают свои варианты ответов.
Чудовище (душою добр, безобразен, ужасен, тоска, страдание, доброта, ласковый, угождающий, страшен)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415