Урок внеклассного чтения по сказке С.Т.Аксакова Аленький цветочек


Урок внеклассного чтения по сказке
С.Т. Аксакова « Аленький цветочек»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
ОШ № 73 г. Горловки
Каминская Е. А.
Тема урока С.Т. Аксаков. "Аленький цветочек"
Задачи урока Повторить и обобщить знания о жизни и творчестве С. Т. Акса-
кова;
донести до детей мысль, что русская классическая литература –
это бесценная кладовая мировой культуры;
расширять читательский кругозор учащихся, воспитывать
читательскую культуру;
развивать умение видеть и чувствовать богатство и своеобразие
живой народной речи в литературной сказке;
развивать монологическую и диалогическую речь учащихся;
развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы;
развивать мыслительную деятельность учащихся: умение
анализировать, обобщать полученные знания;
развивать фантазию, воображение;
создавать психолого-педагогические условия для личностного
роста каждого ученика;
воспитывать умение ценить в человеке его душевные качества.

Ход урока
1. Сообщение темы и задач урока
Много жанров есть на свете:
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас.
Что наш маленький народ
В мир волшебный унесёт,
Полный смеха, света, краски?
Он зовётся чудо-сказки!
2. Беседа о сказках.
– Далеко, далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве находится огромная страна – мир сказки. Туда нельзя ни приехать, ни прийти. Но можно просто перенестись, вообразив себе этот мир и увидеть все, что там происходит. Там побывали все дети нашей Земли, а когда они вырастали и становились взрослыми – они снова возвращались туда со своими детьми… Кто побывал там однажды, уже никогда не забудет эту волшебную страну и будет стремиться туда снова и снова. ( На фоне музыки)
-1-
3. Беседа об авторе.
- Сказку какого автора мы читаем?
- Что было задано на дом?
- Что вы узнали об авторе?
Сообщения детей.
1) Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе. Отец его служил прокурором. На формирование будущего писателя исключительное влияние оказала его мать Мария Николаевна. Между ними установились дружеские, редкие отношения. Мать разделяет и горести и радости своего сына, выступает его советчиком. Сережа пристрастился к чтению книг, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть
2) В 9 лет Сергея помещают в Казанскую гимназию. Мальчик очень любил природу. Он обладал даром натуралиста. Радуется приходу весны, замечает приметы, пытливо наблюдает. В гимназии естествознание было его любимым предметом. Так же в гимназии новый Аксаков испытывает потребность писать.
3) Через 4 года Сергей Аксаков – студент Казанского университета. Там он играет в студенческом театре. А через 3 года Сережа оставляет университет и приезжает работать в Петербург. Здесь он женится. Позже решает поселиться в деревне, чтобы заняться сельским хозяйством.
4) Но через 10 лет семья Аксаковых вновь появляется в Москве. Сергей Тимофеевич сближается с литераторами. Он был знаком с Пушкиным, Гоголем, Белинским, Толстым. В эти же годы писатель полностью отдается литературному творчеству.
5) Последние годы жизни Сергея Тимофеевича Аксакова отмечены удивительной творческой деятельностью. Он сильно болел, ( на стареющего писателя надвигалась слепота), но он продолжал писать. Повесть «Копытьев» осталась незавершенной. Умер писатель на 68-м году жизни, в ночь на 30 апреля 1859 года в Москве.
4. История создания сказки «Аленький цветочек»
– Кому была посвящена сказка «Аленький цветочек»?
(Внучке Оленьке)
-2-
Осенью 1854 года в подмосковное Абрамцево, где он жил почти безвыездно, приехал из Петербурга средний сын, Григорий, и привез с собою пятилетнюю дочь Оленьку. Кажется, именно тогда Сергей Тимофеевич в последний раз почувствовал себя здоровым и молодым.
Радостная, бегала Оленька по дому и не умолкала никак: «Дедушка, ты обещал пойти на реку!.. Дедушка, а где лесной Мишка живет?.. Дедушка, расскажи сказку!..»
И он стал рассказывать ей про свои детские игры, про старые книжки, что запоем читал когда-то в далекой Уфе, про свои зимние и летние поездки из города в деревню и обратно, про рыбную ловлю, которой увлекся едва ли не с младенчества, про бабочек, которых ловил и собирал... Но сказки – не было.
Погостивши, Оленька уехала. Настала зима. 26 декабря 1854 года ей исполнилось шесть лет, и дедушка послал ей подарок: стихотворение – совершенно детское и гениальное в простоте своей:
Поздравление
С.Т.Аксаков
Рано дед проснулся,
Крякнул, потянулся,
Давши мыслям волю,
Вспомнил внучку Олю.
Семь часов пробило;
Затопили печку,
Темно очень было,
И зажег он свечку.
И дедушка хилый
К внучке своей милой
Пишет поздравленье
С днем её рожденья.
Если бог даст силы,
Ровно через год
Оле, внучке милой,
Дедушка пришлёт
Книжку небольшую
И расскажет в ней:
Про весну младую,
Про цветы полей,
Про малюток птичек,
Про гнездо яичек,
-3-
Бабочек красивых,
Мотыльков игривых,
Про лесного Мишку,
Про грибочек белый -
И читать целый день
Станет Оля книжку.
– От кого узнал эту сказку Аксаков?
Приложением к повести, но совершенно самостоятельным произведением является «Аленький цветочек» - одна из самых добрых и мудрых сказок. «Сказка ключницы Пелагеи» - значится в подзаголовке.
Как-то к маленькому мальчику Сереже Аксакову пришла перед сном «деревенская Шахерезада», ключница Пелагея, «помолилась Богу, подошла к ручке, вздохнула несколько раз, по своей привычке всякий раз приговаривая: «Господи, помилуй нас грешных», села у печки, подгорюнилась одною рукой и начала говорить немного нараспев:
«В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех...»
Кто же была эта Пелагея? Крепостная крестьянка. В юности во времена Пугачевского бунта со своим отцом она бежала от жестокого обращения своего хозяина-помещика Алакаева из Оренбурга в Астрахань. В родные места вернулась только через двадцать лет после смерти барина. Пелагея была ключницей в доме Аксаковых. В старину ключница заведовала всеми съестными припасами в доме, у нее хранились ключи от всех помещений, в ее ведении была и домашняя прислуга.
Пелагея знала много сказок и была мастерица их рассказывать. Маленький Сережа Аксаков часто слушал в детстве ее рассказы. Впоследствии писатель, работая над книгой «Детские годы Багрова-внука», вспоминал ключницу Пелагею, ее замечательные сказки и написал «Аленький цветочек».
Сам Аксаков так писал сыну Ивану: «Я теперь занят эпизодом в мою книгу: я пишу сказку, которую я в детстве знал наизусть и рассказывал на потеху всем со всеми прибаутками сказочницы Пелагеи. Разумеется, я совсем забыл о ней; но теперь, роясь в кладовой детских воспоминаний, я нашел во множестве разного хлама кучку обломков этой сказки, а как она войдет в состав «Дедушкиных рассказов», то я принялся реставрировать эту сказку».
-4-
5. Работа над содержанием сказки.
– Итак, мы отправляемся в путь по сказке (зачитывается начало сказки на фоне музыки).
–Кем был отец трех дочерей и куда он должен был ехать? (Он был купец и часто уезжал по «купецким делам».)
–Какие гостинцы попросили дочери?
( Старшая дочь попросила «золотой венец из камениев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнышка
красного, и чтоб было от них светло в тёмную ночь, как среди дня
белого».
Средняя дочь – «тувалет из хрусталю восточного, цельного,
беспорочного, чтобы, глядя в него, видела я всю красоту поднебесную и и чтоб, смотрясь в него, я не старилась и красота б моя девичья
прибавлялася».
Младшая дочь попросила «аленький цветочек, которого бы не было краше
на белом свете»).
–Как купец оказался в дремучем лесу? («Налетели на него разбойники бусурманские, турецкие да индейские».)
– Каким же образом очутился купец во дворце?
( краткий пересказ)
– Какие чудеса он увидел в том дворце? (выборочное чтение)
– Где увидел отец цветок? (В саду на пригорочке зеленом.)
– Каким оказался цветочек? Прочтите.
(«…на пригорочке зелёном цветёт цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать…запах от цветка по всему саду ровно струя бежит…») –Что случилось, когда купец сорвал его? (зачитать)
– Почему так рассердился на него «зверь лесной, чудо морское»? Какое купцу было наказание за это? (Купец сорвал цветок - утеху всей жизни чудища: он «всякий день утешался, на него глядючи»; наказание было - умереть смертью безвременной или прислать вместо себя одну из дочерей своих.)
– Почему чудовище отпустило купца? Какое условие оно поставило?
– Как можно было попасть во дворец к «зверю лесному»? (При помощи перстня: «кто наденет его на правый мизинец, тот очутится там, где пожелает, во единое ока мгновение».)

-5-
– Итак, в зачарованном дремучем лесу купец нашел и сорвал для младшей дочери аленький цветочек, но тот час явился зверь лесной, чудо морское. Смерть ждет купца, если одна из дочерей не пойдет жить к чудовищу.

– Когда купец вернулся домой, как приняли его подарки дочери? (Две старшие - рассматривали гостинцы и не могли опомниться от радости; младшая, «увидав цветочек аленький, затряслась вся и заплакала, точно в сердце ее что ужалило».)
– Почему именно младшая дочь согласилась отправиться к чудовищу?
(выборочное чтение)
– Что стало с цветочком, когда младшая дочь оказалась у «зверя лесного»?
(Он сам вылетел из рук ее и прирос к стеблю.)
– Показался ли девушке хозяин дворца - зверь лесной? Как он с ней сначала разговаривал? (Сначала не показывался, его слова появлялись на мраморной стене огненными буквами.)
– Как девушке жилось у чудовища? (пересказ)
– Каким образом общались чудовище и девушка?
–Когда в первый раз появляется чудище страшное, безобразное, что вы
почувствовали?
– Что случилось, когда купецкая дочь впервые увидела зверя лесного? (Упала без памяти.)
–Как отреагировала девушка, когда увидела чудовище?
– Хочется ли вам остановить сказку? Почему? (зверь лесной был очень страшен).
– Прочитайте описание зверя.
( «Да и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи,
весь мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос
крючком, как у беркута, а глаза совиные»)
– Почему же девушка перестала его бояться? Каким она его видела?
(дочь купца совсем не боялась чудища и мы стали смотреть на него ее глазами)
– Почему же все-таки она решила побывать дома? Прочтите.
– Послушайте песню младшей купеческой дочери и догадайтесь, а еще почему?
(песня Настеньки из м/ф «Аленький цветочек»)
– Какое условие поставил зверь морской? (прочитать)
– Довелось ли купецкой дочери повидаться с отцом и сестрами? Сколько дней она у них гостила? (Три дня и три ночи.)
– Почему девушка не смогла вернуться во дворец в срок? Что случилось тогда со зверем лесным? (Старшие сестры перевели стрелки часов на час назад; а зверь лесной бездыханный лежал на пригорке, обхватив аленький цветочек лапами.)
-6-
– Какие слова купеческой дочери избавили зверя от чар злой волшебницы?
(« Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя, как жениха желанного!..»)
–Что с ним произошло?
– Народная мудрость гласит: «Хорошим словом мир освещается». Благодаря доброте девушке, чудовище превратилось в принца.
– Кто наложил на принца это страшное заклятие?
– Сколько лет принц был заколдован? (Тринадцать.)
– Сколько девушек жило у зверя лесного до купеческой дочери? (Одиннадцать, но ни одна из них не полюбила его за добрую душу, за ласку и угождения.)
– Почему именно младшая купеческая дочь помогла принцу?
– Мы часто судим о человеке по внешности и, к сожалению, можем смеяться над недостатками.
Но полюбить можно за доброе сердце, потому что главное в человеке – его душа.
«По наружности о человеке не суди».

– Эта сказка очень близка к народной.
– Какие элементы народной сказки встречаются в сказке Аксакова?
6. Работа над устаревшими словами
Медленно, неторопливо течет повествование, будто слышишь протяжную напевность русского сказа. Старинная, торжественная речь переносит нас в мир чудес и располагает к раздумьям о героях сказки, их судьбе и характерах.

Слова угасшей старины
Вдали мерцают еле-еле,
А прежде, жизнью рождены,
Они ласкали, жгли и пели.
-7-
И даже в наши времена
Для тех, кто с русской речью дружен,
Не так легко добыть со дна
Родные россыпи жемчужин.
( Всеволод Рождественский)
Пригорок муравчатый
Старая русская мера длины (2м13см)

Яства сахарные Спать легла

Опочивать легла Шёлковая ткань, расшитая
золотистыми нитями

Челядь дворовая Стол с зеркалом
+
Парча Еда, кушанье

ТувалетБугорок, поросший мягкой и сочной
травой

Паче зеницы ока Слуги, дворовые

Сажень Беречь больше, чем глаза

Казна Жемчуг особенно крупный и
круглый

Жемчуг бурлицкий
Деньги

Без сумленияБез сомнения

Девушка сенная Стремительный, быстрый

СередовичДаже

Инда
Человек средних лет

ПрыскучийСлужанка
-8-
7. Работа над иллюстрациями.
– Многие известные художники любили иллюстрировать сказки. Это Билибин, Дехтярев, Лебедев, Конашевич.
Многие художники иллюстрировали сказку С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».
Это Людмила Трощенкова. Ее книга выполнена в виде шкатулки. Художник А.Азелин иллюстрировал книгу, которую вы брали в библиотеке. Очень ярко и красочно иллюстрировала свою книгу Любовь Ионова. У художника Н.Деткова рисунки черно-белые, но очень выразительные, так же рисунки черно-белые в книге художницы М.Успенской. Интересны иллюстрации в книге художника А.Олина.
– Вы тоже нарисовали иллюстрации к сказке, приобщились к ней непосредственно, стали участниками в ее жизни.
8. Конкурс рисунков
9. Заключительное слово.
– «Аленький цветочек». Мог ли кто из обширной семьи Аксаковых предположить, что именно этой, реставрированной дедушкиной сказке суждено бессмертие? Что именно эта бесхитростная, хотя и фантастическая, история о том, как черное зло в жизни побеждается любовью и благодарностью, станет навсегда символом рода Аксаковых? Что слова «аленький цветочек» будут первыми, приходящими на ум после того, как будет произнесена эта фамилия?
– О чем же эта сказка?
– «Аленький цветочек» - сказка о любви и благодарности.
Владимир Солоухин в своем очерке «Аксаковские места» пишет о сказке «Аленький цветочек»: «Главное в ней - доброта и любовь. И то, что нехорошие чувства: жадность, зависть, себялюбие - не торжествуют, а черное зло побеждено. Чем побеждено? Любовью, Добром, Благодарностью. Эти качества живут в душе человека, они суть души и ее лучшие побуждения. Они-то и есть тот аленький цветочек, который посеян в душе каждого человека, важно только, чтобы он пророс и расцветал».
-9-