Научно-исследовательская работа «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках».
МКОУ «Миленинская основная общеобразовательная школа»
Научно-исследовательская работа
«Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках».
Подготовил:
Лунева Инесса Николаевна
Ф.И.О. автора, обучающегося 5 класса
Руководитель работы,
Курлова Валентина Ильинична
Ф.И.О. руководителя работы
должность, место работы
заместитель директора общеобразовательного учреждения
МКОУ «Миленинская основная общеобразовательная школа»
Курск 2015 г.
Анкета-заявка
На участие в конкурсе
Профессионального мастерства учителей
Общеобразовательных организаций курской области
«Мой лучший урок»
По гуманитарному направлению
(на 2015/2016 учебный год)
1.Фамилия, имя, отчество автора(полностью) Лунева Инесса Николаевна
2.Год, месяц, день рождения 28 января 1989
3. Место работы (название образовательной организации в соответствии с полным юридическим адресом)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Миленинская основная общеобразовательная школа»
телефон/факс 8(4714) 43-13-38
e-mail для переписки fatezh293@yandex.ru
4. Должность учитель
5. Педагогический стаж 4 года
6. Преподаваемый предмет изобразительное искусство
7. Класс проведения урока ___5 количество детей в классе 9
8. Индивидуальные данные автора (полностью) телефон__________________________
Сотовый телефон 8(951) 319-98-88
E-mail __ina.luneva@mail.ru
9. Ф.И.О руководителя образовательного учреждения Пилюгина Ираида Алексеевна
телефон для связи 8(951) 084-74-59
e-mail: fatezh293@yandex.ru
Дата заполнения 09.10. 2015
Оглавление
Пояснительная записка 5
Сценарный план урока 8
Самоанализ урока 16
Рецензия 19
Пояснительная записка
К уроку изобразительного искусства в 5 классе
на тему «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках».
Урок на тему «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках», по программе Б.М. Неменского (1 час в неделю – 35) проводится является первым (из трёх отведенных часов) по данной теме.Эта тема не является для учащихся новой, они уже знакомились с филимоновской, дымковской глиняными игрушками в 3-ем классе, рассматривая их в общем контексте разговора о творчестве художника, проектирующего детские игрушки из самого разнообразного материала.
Главная задача уроков, посвященных данной теме,— направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях одного из промыслов.
Тип урока – комбинированный; на данном уроке учащиеся повторяют, получают более подробные теоретические знания, а так же работают в творческой мастерской, создавая эскиз глиняной игрушки.
Предусмотрены разные виды деятельности учащихся: декоративное рисование, аппликация, играНа данном уроке учащимся предложено побывать в роли Мастера украшения — создать эскиз пластической формы игрушки, не подражая, не копируя, но привнося в нее нечто новое, свое.
Этап проверки домашнего задания позволяет подвести учащихся к теме урока. На этапе актуализации субъективного опыта учащихся предусмотрено сообщение темы урока учителем и формулирование учащимися цели и задач урока.
Этап изучения новых знаний проводится в форме эвристической беседы, сопровождённой показом слайдовой презентации, где дети принимают активное участие.
Сравнительный анализ разнообразных по форме игрушек, принадлежащих разным промыслам, помогает выявить черты их пластического своеобразия, то особенное, что отличает их друг от друга.На этап применения изученного, контроля, самоконтроля ребятам предложено продолжить работу в творческой мастерской, но уже в технике декоративного рисования и индивидуально над своим проектом. Во время работы в творческой мастерской проведена зарядка для глаз, что позволяет соблюсти здоровье – сберегающий элемент на уроке
На этапе обобщения и систематизации проведён смотр – конкурс «Вы откуда, мастера?!» Каждый ребёнок высказал своё мнение, работы оценены совместно с учителем. Данный подход позволяет развивать умение анализировать творческую работу, выявлять ошибки.
На данном уроке были созданы условия для развития универсальных учебных действий наряду с традиционным изложением предметного содержания данной темы.
На уроке применяются различные формы организации учебной деятельности (групповые, индивидуальные). Применение различных методов обучения (традиционные: широко применялся наглядный материал; активные и интерактивные) позволило обеспечить более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, а также - доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Сценарный план урока
на тему «Древние образы в современных народных игрушках»
Технологическая карта урока
Учебный предмет Изобразительное искусство
Класс 5
Тип урока комбинированный урок
Технология построения урока проблемно-диалогическая
Тема урока Древние образы в современных народных игрушках
Цель урока Формирование духовно-нравственного развития
Основные термины, понятия Каргополь, Филимоново, Дымково, игрушечник, артель, народный промысел, роспись, обожжённая глина
Планируемый результат
Личностные Сформировать:
уважительное отношение к культуре и искусству своей страны
целостное мировоззрение
коммуникативную компетентность в общении со сверстниками
потребность в самостоятельной практической творческой деятельности
умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
МетапредметныеУметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроперспективной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД);
уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД)
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).Предметные Уметь сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам, распознавать и называть игрушки ведущих народных промыслов;
осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на народные традиции;
осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового решения.
Организация пространства
Формы работы Ресурсы
Фронтальная работа
Работа в группах
Индивидуальная работа Учебник для 5 класса Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», авторы Н.А.Горяева, О.В.ОстровскаяОбразцы глиняных игрушек (каргопольская, филимоновская, дымковская), таблицы с образцами росписи, компьютерная презентация, шаблоны игрушек, краски.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые умения
Организация на урок
Мотивация учебной деятельности.
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
установить тематические рамки;
- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности
Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии.
Цели:
- Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.
- Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
Выявление места и причины затруднения
Цели:
выявить
место затруднения
Построение проекта выхода из затруднения.
Цели:
Создать мотивацию для построения проекта выхода из затруднения.
Открытие новых знаний
Цели:
- организовать усвоение учащимися нового
способа действия с проговариванием во внешней речи.
Вкючение в систему знаний и повторений.
Цели:
Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы по учебнику для поиска информации по теме урока.
Самостоятельная работа.
Цели:
-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
-организовать самопроверку по эталону, самооценку
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- Зафиксировать новое содержание урока;
- Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку.
-Здравствуйте, ребята! Проверьте как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт.
Очень часто за событиямиИ за сутолокой днейСтарину не вспоминаем,Забываем мы о ней.Хоть и более привычны Нам полеты на Луну,Вспомним русские обычаи,Вспомним нашу старину.
Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. На сегодняшнем занятии мы закрепим знания о народных игрушках и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям. Тема урока «Древние образы в современных народных игрушках»
Сегодня на уроке мы будем наблюдать, анализировать, творить и рассуждать. Верю, что каждого ученика ждет успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
Подготовка к творческой работе.
-. Сегодня на уроке мы проводим ярмарку народных игрушек. А что такое ярмарка?
- Кем бы вы хотели быть на ярмарке?
(Продавцами, покупателями, мастерами народных игрушек.)
- И продавцам, и покупателям, и мастерам – всем им необходимо хорошо знать, чем отличаются друг от друга художественные промыслы, как украшаются изделия и какие особые приметы имеют украшающие их узоры.
Мы разделимся на группы-артели по видам художественных промыслов.
Сначала мы будем мастерами артелей.
Мастера каждой артели изобразят изделия по мотивам народных игрушек.
Потом они представят свой товар на ярмарку, будут его расхваливать так, чтобы захотелось его купить.
А затем мастера-продавцы станут покупателями изделий других промыслов, хваля или критикуя их мастерство.
В классе работают артели:
Народная игрушка.
«Каргопольская» «Дымковская» «Филимоновская»
Задание мастерам артелей:
выполнить эскизы и макеты изделий по мотивам промыслов;
подготовить их к выставке на нашей ярмарке;
прорекламировать свой товар и ответить на вопросы покупателей.
Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь,- это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.
Рассмотри игрушки разных промыслов и постарайся найти то, что отличает их друг от друга.
Обрати внимание, что все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционным орнаментом. Древни знаки орнамента, которым покрыты игрушки, можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в других произведениях народного искусства.
Мы рассмотрим сегодня три центра производства и росписи глиняных игрушек.
И помогут нам в этом разобраться наши мастера игрушечники.
Материал для учащихся
Дымковская игрушка - Эту игрушку называют “дымковской” по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит г. Киров видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали ёе – Дымково.
Отсюда и название игрушки. Её и сейчас ласково называют «дымкой». В начале были игрушки – свистульки.
Собирались люди на гуляние, весну встречать, зиму провожать. Засвистят, запоют на улице.
Так весну закликали
Уж ты пташечка,Ты зеленая,Ты слетай за сине мореТы возьми ключи весенниеЗамкни зиму – Отомкни лето.
Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали красками, растертыми на яичном желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.
Давайте на него посмотрим. (демонстрация слайда).
Что же этот узор означает?
Кружочки- солнышки – символ жизни. Точки, крестики – начало жизни – человека.
Квадратики с точками - засеянное поле. Квадратики - жилище Линии – покой, воду.
Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Например, дымковский индюк, не индюк, а жар – птица.
Филимоновская игрушка - А теперь посмотрите вот на эту красоту. По местному преданию основателем деревни ( еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон. Отсюда и Филимоново. Значит, название игрушки, какое?
Чем эти игрушки отличаются от дымковских? Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи похожи на змей-Горынычей. Все дело в глине. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. При лепке глина подсыхает, и игрушки быстро покрываются трещинками. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище. После обжига игрушка становится бело-розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает.
Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.
Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.
Расписывают такие игрушки анилиновыми красками, растертыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый.
Каргопольская игрушка. Её родина- русский север. Каргопольский район Архангельской области.
Игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Большеголовые, с короткими руками и ногами, чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в лопату. Конь – Полкан был один из самых любимых образов известной игрушечницы Ульяны Бабкиной.
Заметь, как красивы и необычны по цвету каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно – красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен хлебных колосьев и веточек растений.
Ребята, а давайте посмотрим, что объединяет все игрушки?
Правильно! Все они сделаны из глины.
А в чем различия?
Узоры
Форма
Работа с учебником (с 74.)
-Внимательно рассмотрите роспись игрушек. Обратите внимание на основные элементы росписи, цвета, используемые мастерами разных промыслов
Расписать игрушку по мотивам одного из промыслов
-Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.
Подумайте
Сколько цветов вы будете использовать для росписи выбранной игрушки?
Какие?
Какие элементы росписи будете использовать?
Приступайте к работе (во время самостоятельной работы детей звучит музыка).
После выполнения учитель собирает работы для организации выставки, при этом дети читают стишки о каждой игрушке).Почтеннейшие господа!
Посмотрите вы сюда!
Игрушки всякие на все манеры:
Вот и барышни и кавалеры.
У барынь алые щёки и губки,
Нарядные платья и тёплые шубки.
Красна девица в венце
У неё румянец на лице
Собой хороша,
Стоит не дыша!
Скажите себе «Я молодец, я думал, я старался, я делал открытия».
Благодарю за урок. Вы – молодцы! Настройка на урок.
Самооценка готовности к уроку. Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей.
Осознанно слушают
Учащиеся объединяются в группы-артели по выбранному промыслу. Возможно появление мастера-одиночки
Слушают и выполняют задания;
Формулируют
задачи, которые предстоит решить на уроке
Осознанно слушают
Под руководством учителя выявляют место затруднения
Подготовленные ученики(мастера - игрушечники), используя метод информационного поиска дополняют ответы
Просмотр остальными учащимися презентации
Участие в беседе
Дети работают в парах.
После работы с учебником выполняют тест на определение узоров промысла
Ученики расписывают игрушку, потом представляют свой товар на ярмарке, расхваливая так, чтобы захотелось его купить.
А покупатели задают вопросы об игрушках.
Отвечают на вопросы учителя
Самостоятельно фиксируют приобретённые знания.
Рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку в еженедельнике ЛУУД:
действие смыслообразования.
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
Самоконтроль по организации рабочего места
КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Умение слушать и понимать речь других.
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
РУУД: целеполагание, (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно) планирование (составление плана и последовательности действий)
ПУУД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, структурирование знания,
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД)
Уметь находить необходимый материал, выделять главное из прочитанного текста.
Уметь формулировать рассказ, поддерживать диалог одноклассников
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД)
Уметь слушать и слышать (КУУД)
Уметь внести необходимые дополнения и корректив в способ действия в случае расхождения реального действия и его продукта (РУУД)
Умение владеть монологической формой речи (КУУД)
Познавательные УУД (уметь применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств)
Поиск и выделение необходимой информации
(ПУУД)
Свободная ориентация и восприятие текстов научного, публицистического стилей (ПУУД, общеучебные ууд)
Смысловое чтение
(ПУУД. Общеучебные ууд)Логические УУД уметь обобщать, анализировать, сравнивать и классифицировать
Рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
(ПУУД, общеучебные)
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению, уровня усвоения. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки
(РУУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)
Самоанализ урока
Данный урок проводился в 5 классе. В классе 9 учеников (четыре девочки и пять мальчиков). Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика. Класс был разделен на три группы. Ребята в данном классе очень эмоциональные, все очень живые и подвижные. Обучение идет по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» автор программы Б. Неменский.
Тема урока: Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.
Задачи урока реализовала через следующие аспекты:
Образовательные:
Знакомство с глиняной народной игрушкой, её видами, историей происхождения, орнаментом, цветовой гаммой. Совершенствование навыки работы с кистью.
формирование представление о народной глиняной игрушке, опираясь на опыт учащихся, её видах, традициях формы и росписи.
Развивающие: Развитие творческой и познавательной активности, художественной фантазии и вкуса.
Воспитательные: Воспитание любови и интереса к традиционной русской культуре, своей Родине и истории.
Использовала на уроке презентацию, музыкальные композиции, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: беседа, практическая работа.
Используемые технологии:
информационные;
здоровьесберегающие;
игровые.
Используемые методы:
иллюстративно-наглядный;
словесный;
самоорганизация;
рефлексия.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
компьютер;
экран;
проверочные таблицы;
изображение дерева.
После урока учащиеся смогут:
применять знания, полученные на уроке на других предметах (история, литература);
применять навыки на других занятиях ИЗО, технологии;
Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.
На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе через не традиционное приветствие (стихотворение)
Данный урок очередной по плану, в котором была поставлена цель, показать работу учителя, а именно показать какие методы можно использовать на уроках изобразительного искусства, как используются информационно коммуникативные технологии.
Для подготовки данного урока мною был изучен и апробирован материал по данной теме (1 урок из 3х), где были использованы материалы ТСО (компьютер, мультимедийная установка).
Данный урок имеет межпредметные связи с историей, литературой, технологией.
Структура урока выдержана, все этапы урока имели логическую связь. Для проведения урока заранее было спланировано время на реализацию этапов урока, где больше времени отводилось на практическую часть.
Для проведения практической части урока заранее были подготовлены (шаблоны), что позволило сократить время на самостоятельную работу учащихся.
Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их успешного обучения в школе.
Тип урока комбинированный. Комбинированные уроки особенно широко распространены. Это объясняется возрастными особенностями школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимостьУрок прошёл в доброжелательной обстановке. Учащиеся были раскрепощены и раскованы. Мне удалось вызвать у детей интерес к изучаемому материалу. Использование ИКТ мне в этом очень помогло на разных этапах урока. Считаю, что триединая цель урока достигнута, так как все учащиеся успешно справились с заданием. Работы получились хорошие, аккуратные, все разные, так как каждый ребёнок творчески подошёл к выполнению изделия.
Рецензия
на методическую разработку урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» автора-составителя учителя изобразительного искусства МОУ «Миленинская ООШ» Луневой Инессы Николаевны.
Тема урока «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках, тип урока – комбинированный; на данном уроке учащиеся повторяют, получают более подробные теоретические знания, а так же работают в творческой мастерской, создавая эскиз глиняной игрушки.
Главная задача уроков, посвященных данной теме,— направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях одного из промыслов.
Из конспекта урока и презентации к уроку видно, что урок продуман и хорошо спланирован. Учитель выделяет четкую структуру урока, которая соответствует современным требованиям к уроку, продумана система разнообразных творческих заданий, способствующих более прочному усвоению изученного материала.
Тема и цель урока обозначены, указаны обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Цель деятельности учащихся на уроке формируется повторением и обобщением раннее изученного материала. Все этапы урока спланированы.
Предусмотрены разные виды деятельности учащихся: декоративное рисование, аппликация.
На уроке были созданы условия для развития универсальных учебных действий наряду с традиционным изложением предметного содержания данной темы.
На уроке применяются различные формы организации учебной деятельности (групповые, индивидуальные). Применение различных методов обучения (традиционные: широко применялся наглядный материал; активные и интерактивные) позволило обеспечить более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, а также - доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Из представленных материалов виден высокий профессионализм учителя, который владеет и применяет современные, инновационные методы обучения: ИКТ, проблемно-эвристический метод, и исследовательский метод. Учитель владеет практикой индивидуализированного обучения: он умело управляет не только усвоением учебного материала, но и самостоятельной творческой деятельностью каждого ученика.
Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.
Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержит весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволяет увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.
В целом, рецензируемая работа носит завершенный, самостоятельный характер и может быть рекомендована для участия в (муниципальном) этапе конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» в 2015 г.
Дата написания рецензии 08.10.2015 г.
Приложение
Таблицы с образцами росписи
Шаблоны игрушек