Урок русского языка Обобщение знаний о глаголе (3 класс)


Урок русского языка
«Обобщение знаний о глаголе»
Технологическая карта урока
Учитель начальных классов: Якушкова Елена Вениаминовна
Класс: 3
Урок: русский язык
Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Общедидактическая цель урока: создать условия для формирования системы знаний по теме «Глагол» средствами информационных и коммуникационных технологий.
Цели по содержанию:
образовательная: способствовать формированию системы знаний о глаголе как части речи;
развивающая: развивать умения определять грамматические признаки глаголов; обеспечить условия для познавательной активности каждого ученика;
воспитательная: формировать коммуникативные навыки через сотрудничество на уроке; воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
общеклассная;
парная;
групповая.
Средства обучения:
карточки для групповой работы;
проектор;
мультимедийная презентация
Структура и содержание урока
Этапы урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяI. Организационный Приветствует обучающихся, создаёт доброжелательную атмосферу в классе. Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места.
II. Актуализация знаний Создаёт условия для включения обучающихся в активную познавательную деятельность. Предлагает в группах из предложенных слов исключить «лишнее», объяснить, почему исключили. Включаются в работу, из группы слов исключают «лишнее», объясняют, почему исключили.
III. Целеполагание Предлагает назвать тему урока, тему урока.
Предлагает ученикам по началу предложенных фраз сформулировать цели урока. Называют тему урока.
Формулируют цели урока.
IV. Обобщение и систематизация
Предлагает ответить на вопросы по теме.
Организует работу по повторению грамматических признаков глагола: письмо словосочетаний с комментированием, письмо предложения с исправлением ошибок, определение времени глаголов в словах, записанных на доске.
Организует работу в парах по составлению из слогов глаголов.
Предлагает от глаголов неопределённой формы образовать временные формы.
Предлагает послушать стихотворение А.Шибаева «Весёлые рифмы» в исполнении детей и запомнить глаголы с частицей НЕ.
Предлагает записать предложение, раскрывая скобки.
Предлагает прочитать стихотворение, по вариантам сделать морфологический разбор глаголов.
Предлагает в предложениях определить части речи у слов, одинаковых по написании. Отвечают на вопросы.
Пишут с комментированием, разбирают глаголы по составу.
Пишут предложение, исправляя ошибки, выделяют грамматическую основу, определяют у глагола время, число, род.
Определяют время глаголов, записанных на доске.
Составляют слова.
Образовывают от глаголов временные формы.
Слушают стихотворение, называют глаголы, повторяют правило правописания НЕ с глаголами.
Записывают предложение, объясняют, называют слово-исключение.
Читают стихотворение, поясняют его смысл, делают морфологический разбор предложенных глаголов.
Определяют, доказывают.
V. Формулирование вывода Вместе с учениками делает вывод об употреблении глаголов в речи. Вместе с учителем делают вывод.
VI. Проверка понимания. Предлагает тестовые задания. Пишут тест, проверяют по эталону.
VII. Рефлексия
Предлагает детям проанализировать работу на уроке и ответить на вопросы. Отвечают на вопросы.
Ход урока
Организационное начало
Актуализация
Групповая работа: в группах прочитайте слова, исключите лишнее слово и объясните, почему вы его исключили.
1 группа: весна, солнце, пришла, радость;
2 группа: весенний, сияет, яркий, лучистый;
3 группа: они, мы, тебе, льёт;
4 группа: хорошо, весело, искрится, тихо;
5 группа: пою, без, под, через;
6 группа: один, десять, пять, считать.
- Вы все исключили слова-глаголы.
- Определите тему урока.
Целеполагание
- Сформулируйте цели урока, используя начало фразы:
Повторить … (материал о глаголе)
Проверить … (свои знания по теме)
«Блиц-опрос»
- Что такое глагол?
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Как изменяются глаголы?
- Согласны ли вы с утверждением, что глаголы прошедшего времени обозначают действие, которое ещё будет происходить?
- Согласны ли вы с утверждением, что глаголы в будущем времени отвечают на вопросы «что буду делать? что сделаю?»
Обобщение знаний о глаголе
Время глаголов
Комментированное письмо
- Глаголы разберите по составу, устно определите время и род.
Купил пальто, цветут на берёзе, полетишь на самолёте, посадили яблони.
Работа с предложением
- Прочитайте предложение:
Весенее сонце осветила спартивную площядку.
- Что заметили?
(Ошибки).
- С красной строки запишите без ошибок это предложение.
- Подчеркните главные члены предложения, подпишите части речи.
- Что вы ещё можете сказать о глаголе «осветило»?
(Прош. время, ед. число, ср. род).
По рядам у доски дети определяют время глагола:
лежат -упала -поёт -
принесёт -слышим -играла –
молчали -расцветёт - тает -
клюют -белела -станцуют –
дышит -пригласил -ворчит –
зазвенит -закроет -погаснет –
Рефлексия: кто не ошибся в определении времени глагола, отметьте на полях.
Неопределённая форма глагола
Работа в парах: слоги рассыпались, собрать слова.
Какие слова получили?
(Рисовать, беречь, найти).
Определите время этих глаголов.
(Определить нельзя, т.к. эти глаголы стоят в неопределённой форме).
Что вы ещё можете сказать про глаголы неопределённой формы?
(Оканчиваются на –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ).
Глагол «найти» очень хочет попасть в настоящее время, но это у него никак не получается. Почему?
(Отвечает на вопрос «что сделать»?)
Образуйте от глаголов временные формы.
(Рисовать – рисовал, рисует, будет рисовать;
Беречь – берёг, бережёт, будет беречь;
Найти – нашёл, - , найдёт).
Правописание частицы НЕ с глаголами
- Послушайте стихотворение А.Шибаева «Весёлые рифмы» и запомните как можно больше глаголов с частицей НЕ:
– Слезь со стула!
– Не хочу!
– Упадешь!
– Не упаду!
– Отойди!
– Не отойду!
– Приедешь?
– Не приеду!
– Придешь?
– Нет, не приду!
– Услышишь?
– Не услышу!
– Найдешь?
– Нет, не найду!
– Слезаешь?
– Не слезаю!
– Решаешь?
– Не решу!
– Мечтаешь?
– Не мечтаю!
– Молчишь?
– Нет, не молчу!
– Конфетку, может, хочешь?
– Нет! Да, хочу, хочу, хочу!
- Какие глаголы с частицей НЕ вы можете назвать?
- Какую роль выполняет частица НЕ? (Придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению).
- Как пишется частица НЕ с глаголами?
- Запишите предложение:
(Не)волнуйтесь за меня, мне немного (не)здоровится, но температура (не)поднимается.
Как написали глаголы? (исключение – нездоровится)
Рефлексия: кто не ошибся в написании глаголов, отметьте на полях.
Морфологический разбор глагола
- Прочитайте стихотворение:

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.

Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
В.Солоухин- О чём это стихотворение? (Слово действенно. Словом можно обидеть человека и словом можно его утешить).- Разобрать как часть речи глаголы: 1 в. – одарит, 2 в. – слушает.
(Проверка)
Рефлексия: кто не ошибся в разборе глагола, отметьте на полях.
Релаксация (музыкальный клип «Мир водопадов»).
Различие частей речи, одинаковых по написанию:
- Определите части речи слов с одинаковыми написаниями:
Снежное покрывало всё поле покрывало.
Была Надюша запевала, она все песни запевала.
Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.
Тест
Глаголы отвечают на вопросы:
а) какой? какая? какое? какие?; б) что делать? что сделать?; в) кто? что?2. Глаголы обозначают:
а) действие предмета; б) предмет; в) признак предмета.
3. Укажите глагол неопределённой формы:
а) белит; б) беречь; в) болел.
4. Какой глагол стоит в форме прошедшего времени:
а) плывёт; б) принесёт; в) покупала.
5. Найдите глагол среднего рода:
а) сияло; б) сияла; в) сияли.
6. В каком слове допущена ошибка?
а) не хотеть; б) не бояться; в) негодовать.
Самопроверка по образцу
Рефлексия: кто не ошибся, отметьте на полях.
Подведение итогов
- Какие грамматические признаки глаголов мы повторили?
- Посмотрите на поля своей тетради, поднимите руки, у кого всё получилось.
- Вот что пишет о глаголе А.Югов:
«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи».
- Почему автор произносит «хвалу» глаголу? Глагол выполняет важную роль, это самая часто употребляемая после существительного часть речи.
Рефлексия
- Проанализируйте свою работу. Ответьте на вопросы:
Что узнал нового?
Что было особенно интересным?
Какую оценку мог бы себе поставить?
Что мог бы себе посоветовать?
Над чем стоит поработать?