Урок русского языка в 4-м классе по теме:Обобщение знаний о глаголе
Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Обобщение знаний о глаголе.
Цели: 1) Сформировать умения учащихся правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов. Развивать умение распознавать спряжение глаголов. Совершенствовать знания о временных формах глагола.
2) Обеспечить развитие внимания, мышления, речи, коммуникативных навыков.
3) Способствовать воспитанию интереса к урокам русского языка, воспитанию культуры общения.
Ход урока.
1.Психологический настрой на урок.
-Я желаю вам плодотворной успешной работы. Работы сегодня будет действительно много. И у каждого из вас есть возможность проверить и оценить свои знания.
2.Постановка проблемы.
-Послушайте меня: спины, ручки и тетради, улыбку.
-Вы поняли, что я имела в виду?
-Тогда я скажу так: выпрямили спины, взяли ручки, открыли тетради, подарите улыбку.
-Какие я добавила слова?
-Какой частью речи они являются?
-И сейчас, наверное, вы сами сможете сформулировать тему нашего урока.
. Тема: Обобщение знаний о глаголе.
Чтение учителем стихотворения о глаголе.
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
Что им делать говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет,
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про глагол.
-Открыли тетради, записали число, классная работа.
3. Работа по теме урока.
-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране «Глаголы».
Поезд.
-Отгадайте загадку и вы узнаете, откуда наше путешествие начнется.
Тут грохочут поезда,
Шумно тут почти всегда.
Если едем на край света,
Покупаем тут билеты.(Вокзал)
Вокзал – специальное здание.
Ученик читает определение слова «вокзал».
-Вот мы встретились на вокзале. Как мы поприветствуем друг друга? Какие слова скажем? (здравствуй, доброе утро, привет).
-Прежде чем отправиться в путешествие, нужно правильно записать словарные слова.
Словарная работа.
Словарь: в..кзал, б..гаж, б..лет, в..гон, к..л..метр, д..рога, п..ссажир, р..бята, р..сстояние, учит..ль.-Проверяем «цепочкой» по одному.
-Оцените себя.( !, +, -).
-Наш поезд прибыл на станцию «Вспоминай-ка!».
-Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе.
Игра «доскажи словечко».
Глагол.
Являюсь- …..(частью речи).
Обозначаю- …(действие предмета).
Отвечаю- …(на вопросы что делать?, что сделать? И др.).Изменяюсь - …(по лицам и числам).
В предложении чаще всего бываю- …(сказуемым).
-Следующая станция «Называй-ка!».
В стихотворении найдите глаголы и назовите их.
В понедельник я стирала.Чашки в пятницу помыла,
Пол во вторник подметала.А в субботу торт купила.
В среду я пекла калач.Всех подружек в воскресенье
Весь четверг искала мяч.Позвала на день рожденья.
-В каком времени употреблены глаголы?
-Докажите. ( отвечают на вопросы что делала?, что сделала?, имеют суффикс –л).
-Теперь мы на станции «Узнавай-ка!»
Прочитайте стихотворение.
Уж тает снег, бегут ручьи.
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
-Выпишите глаголы настоящего и будущего времени, определите лицо и число.
Тает – 3л., ед. ч. Засвищут – 3л., мн. ч.
Бегут – 3л., мн. ч.Оденется – 3л., ед. ч.
-Мы прибыли на станцию «Помогай-ка!».
-Открыли учебники, стр.105, упр.491.
-Прочитаем текст упр. хором.
-Какие правила дружбы и товарищества вы знаете?
1) С друзьями разговаривай вежливо.
2) Помогай другу, не жди, когда он попросит о помощи.
3) Надо искренне радоваться успехам товарищей-тебя будут считать хорошим другом, честным человеком.
4) Поделись с другом игрушками, книгами, яблоком, конфетами.
5) Останови товарища, если он поступает плохо.
6) Чтобы у тебя были друзья, умей сам быть хорошим другом.
7) За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого.
-Вернемся к нашему упр.
-Прочитайте задание. Что нужно сделать, чтобы определить спряжение глаголов?
-Поработайте в парах (определите спряжение глаголов).
-Списать 1 четверостишие, надписать спряжение глаголов.
Физминутка.
-Станция «Отдыхай-ка!».
-Отдыхают наши глаза.
-Следующая станция «Определяй-ка!».
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?
-Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение.
В апреле.
Апрельское солнце свет..т ярко. Та..т последний снег. Первые стрелочки зеленой травки прореза..т весеннюю землю. Мягкий ветерок гон..т, тороп..т облака.На гибких ветвях берез появилась нежная листва.
Все в природе дыш..т, начина..т расти.
Дети записывают текст. Проверка написанного. Оценка своей работы (!, +, -).-Глаголы очень часто употребляются во фразеологизмах.
-Что такое фразеологизмы?
-Мы прибываем на станцию «Запоминай-ка!».
-Прочитайте, что такое фразеологизмы.
-Попробуйте объяснить значение фразеологизмов.
1) Водить за нос – вводить в заблуждение, обманывать.
2) Развешивать уши – слушать с чрезмерным увлечением.
3) Точить зубы – сердиться на кого-либо, накапливать злобу.
4) Клевать носом – дремать сидя и борясь со сном, поднимать то и дело опускающуюся голову.
5) Делать из мухи слона – сильно преувеличивать.
6) Прикусить язык – замолчать, умолкнуть внезапно.
7) Чесать языки – заниматься пустой болтовней.
8) Строить глазки – привлекать внимание.
9) Не в своей тарелке – чувствовать себя неловко.
-Вот и закончилось наше путешествие по стране «Глаголы». Вы вооружились знаниями, которые пригодятся в дальнейшем обучении.
4. Итог урока.
-Давайте подведем итог урока.
Я научился ….
Я узнал ….
Я повторил ….
Я для себя открыл …
Я вспомнил …
Мне еще нужно поработать ……
5. Домашнее задание.
-Я предлагаю вам разноуровневые задания в тетради на печатной основе. Выберите сами 1, 2 или 3 вариант стр.77 – 82 по желанию.