Конспект урока в 8 классе «Зарубки на сердце» по произведению Паустовского «Телеграмма»
Урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе
Тема: « Зарубки на сердце» по произведению
Константина Георгиевича Паустовского « Телеграмма»
Эпиграф: За добро плати добром,
не будь пустельгой.
К.Паустовский
Цели и задачи урока:
Знакомство учащихся с личностью писателя, с историей создания рассказа;
Формирование умений аналлиза художественного произведения; темы, идейно – художественного содержания, композиции, характеристики героев;
Выявление нравственных аспектов рассказа, чувства милосердия, сочувствия и сопереживания к близким людям;
Раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев.
Словарная работа:
Эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.
Зарубка – отметка рубящим орудием на чем – нибудь ( на дереве).
Ветла – вид ивы.
Интерьер – внутреннее помещение в здании.
Пустельга – 1) Хищная птица из семейства соколиных.
2) Легкомысленный, пустой человек.
( разг., неодобр.)
Ход урока.
( Чтение стихотворения Сергея Острового « Мать» под музыку)
Первое слово ребенок сказал:
- Мама!-
Вырос. Солдатом пришел на вокзал.
- Мама!-
Вот он в атаке на дымную землю упал.
- Мама!-
Встал. И пошел. И губами горячими к жизни припал.
- Мама!-
А у меня нет мамы. Она умерла.
Вот еще одной мамою стало меньше на свете.
Зачем же ты, мама, в постель земляную легла?
Или жесткой кровать показалась тебе на рассвете?
Ты ведь очень любила, когда зажигался рассвет.
Поднималась чуть свет. И детей на заре поднимала.
А сейчас тебя нет. Почему? Почему тебя нет?
Поднимись. Приходи. У детишек сползли одеяла.
Нет, уже не придешь. Из глухого того далека
Не приходят назад. Остаются на вечном ночлеге.
Странной формы сейчас над землею плывут облака,
Будто белые женщины едут на белой телеге.
Ты седая совсем. Стала белой твоя голова.
Видно, вьюги мели, а снежинки растаять забыли.
Муж без вести пропал. Ты с тех пор ни жена, ни вдова.
А потом сыновья на войну от тебя уходили.
От тебя? Нет, с тобой! Слышишь, мама, все время с тобой,
Только в письмах они очень редко писали об этом.
Больше женам писали. И шли по дороге рябой.
И на письма твои не всегда торопились с ответом.
Это только потом, через годы, я стал понимать,
Как казнят матерей безучастьем и черствостью дети.
Друг мой, брат мой, товарищ мой, если зовет тебя мать –
Рвись к ней сердцем. Спеши. Мчись к ней в самой крылатой ракете.
Каждый миг на счету. Будь быстрее, чем звук и чем свет.
Опоздаешь в пути – не простишь себе этого вечно.
Ты звала меня, мать? Я пришел. А тебя уже нет.
И дорога длинна. И разлука с тобой бесконечна.
Я сейчас вспоминаю – давно это было давно
Утро. Осень метет. Жмутся к небу озябшие птицы.
Ты все смотришь в окно. Ты все смотришь и смотришь в окно.
Хоть бы скрипнула дверь. Хоть бы вздрогнули вдруг половицы
В поэме « Мать» отразилась вся боль души известного поэта Сергея Острового от потери самого близкого и дорогого человека. Для каждого из нас мать – мама, мамочка, она - самая святая на свете.
Вот и сегодня наш урок посвящен взаимоотношениям матери и детей. А всегда ли вы – дети, готовы отдать все – ради них?
Исполнить их просьбу?
Сегодня на уроке – рассказ К.Г.Паустовского
« Телеграмма».
Тема урока : « Зарубки на сердце. »
( Запишем тему урока В ТЕТРАДЬ )
На уроке мы: 1) познакомимся с личностью писателя, историей создания рассказа;
2)Проанализируем идейно – художественное содержание произведения;
3) Выявим нравственные аспекты и постараемся раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев.
Предварительно проведем словарную работу.
Определим значения слов, необходимых для анализа рассказа.
- Обратим внимание на экран и прочитаем значения слов:
( читают дети, ЗАПИШЕМ ЭТИ СЛОВА В ТЕТРАДЬ)
- Какое слово употреблено в переносном значении?
- Как бы вы определили значение слова согласно идеи рассказа?
( дети отвечают)
Согласно нашего рассказа это слово имеет следующее значение:
а) Зарубка в памяти ( перен.: о том, что запомнилось крепко и надолго).
- Как называются слова, имеющие переносное значение?
( метафора).
Эпиграфом к нашему уроку послужила цитата из рассказа
« Телеграмма». ( читаю эпиграф, он на слайде). Слова Тихона, обращенные к Манюшке.
- Как вы их понимаете? Кого из героев эти слова характеризуют?
( ответы учащихся).
Вывод: По ходу урока , мы еще раз убедимся, что все творчество писателя, посвящено нравственным аспектам и раскрытию внутреннего мира героев.
Слово учителя. Книги К.Г.Паустовского представляют собой образец яркой, образной русской речи, отражают жизненный опыт и мировоззрение писателя, влияют на читателя.
Как писатель К.Г.Паустовский очень своеобразен, самобытен. Рассказ
« Телеграмма» ( 1946 г) дает возможность выявить многообразие взаимосвязей основных компонентов текста: в композиции, в отборе и внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров, в речи персонажей, в специфике деталей, интерьера и других художественных средств. Постижение авторской позиции – дело нелегкое, особенно если голос автора, как в « Телеграмме», почти не слышен. Наша задача на уроке – проникнуть, говоря словами В.Г.Белинского, в « тайну личности» писателя, понять своеобразие его таланта – то, что принято называть творческой индивидуальностью.
Этот рассказ написан на основе подлинных событий. В деревне под Рязанью, в усадьбе известного в свое время гравера Пожалостина. Прообразами героев Катерины Петровны и Насти послужили реальные люди. Автор изменил только отчество матери, в жизни ее называли Катерина Ивановна.
А теперь переходим к анализу идейно – художественного содержания рассказа.
Поделитесь своими впечатлениями после прочтения рассказа.
- Понравился вам рассказ? Почему? Чем ? ( ответы учащихся).
Анализ рассказа в форме беседы.
а) Углубление восприятия произведения.
-О чем этот рассказ?
( ответы учащихся)
Вывод: Действительно, основная тема произведения – взаимоотношения родителей и детей. Также в рассказе речь идет о милосердии, об ответственности за свои поступки.
- Почему же рассказ назван « Телеграмма», если речь идет о взаимоотношениях матери и взрослой дочери?
В этом есть какая - то загадка.
Заглавие звучит интригующе: хочется поскорее узнать, о какой телеграмме идет речь. Возможно, название символично. Оно как предостережение. Телеграмма обычно несет что – то важное: радость или беду.
Дома вы должны были прочитать рассказ и определить композицию рассказа.
Как построен рассказ? На какие основные части вы его разделили?
Как вы их озаглавили? И какие эпиграфы подобрали?
1 – Мать. « Эх, горе ее горькое, страданье неписанное!»
2 – Дочь. « Эх ты, сорока!»
3 – Телеграмма. « За добро плати добром, не будь пустельгой» ( на слайде).
Кроме этих трех частей в рассказе можно выделить еще одну часть, играющую важную роль в сюжете рассказа.
4 – часть – последняя в композиционном плане играет роль эпилога. Основное действие уже закончено: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами; дочь не успела не только увидеться с ней, но и на похороны. Но автор оставляет надежду на то, что холод души ее растоплен слезами боли и раскаяния. Для Насти это тоже « зарубка на сердце». ( говорю сама)
4. Постижение авторской позиции ( работа с текстом.)
Учитель: Автор в « Телеграмме » как бы самоустраняется: он находится в позиции наблюдателя. Однако незримое его присутствие ощущается в каждом слове. Мы еще вернемся с вами к названию рассказа, а сейчас прочитаем описание природы.
Обратимся к тексту рассказа. Перечитаем его начало ( от слов
« Октябрь был на редкость до слов « Из них назойливо сыпался дождь»).
Вывод: Наблюдая за пейзажем, мы видим, что происходит постепенное усиление признаков осени ( принцип градации), а у нас с вами нарастает чувство тревоги, ощущение близкой трагедии.
1)Анализ пейзажа, интерьера:
- Подумаем, для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?
( Она настраивает читателя на определенный лад, подготавливает к восприятию произведения, создает тональность повествования и помогает увидеть внутренний мир героев).
- Какие мысли автор передает через этот пейзаж?
Учитель: Пейзажную зарисовку пронизывает мысль об увядании, даже омертвении природы: октябрь - « на редкость холодный», ветлы – « облетевшие», « спутанная трава - полегла». ( Спутанная, потому что высокая, некошеная, мокрая от дождя.)
- Связана ли пейзажная зарисовка с состоянием души Катерины Петровны?
« Над лугами тащились из – за реки ( именно тащились, а не плыли), цепляясь за облетевшие ветлы, рыхлые тучи» ( тучи идут низко; они как бы растворяются в пространстве, лишены очертаний). « Из них назойливо сыпался дождь» ( не лил, а сыпался – дождь мелкий, словно песок, и сыпался беспрерывно, надоедливо, назойливо.)
Само время, кажется, замедлило свое течение
( тучи « тащились», « цеплялись», « дождь сыпался назойливо»), и вечно будет длиться этот нагоняющий тоску осенний месяц.
- Как соответствует безотрадная картина внутреннему состоянию Катерины Петровны?
К.Г.Паустовский, следуя традиции отечественной литературы, соотносит состояние природы с душевным состоянием человека. В природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание, нежелание « сдаваться» на милость зимних холодов и, наконец, сон, подобный смерти.
- Выражает ли автор прямое сочувствие героине?
Ни в одной строчке. Оно скрыто в характере повествователя. Когда жизнь природы замерла, Катерине Петровне « стало еще труднее вставать по утрам » ( значит, и без того было трудно.)
Прочитаем эпизод, начинающий со слов:
« Она задохнулась»
- Какой отклик рождает пейзаж в душе Катерины Петровны?
( Она сочувствует звездам, старому клену, жалеет их. Время изменило и некогда молодой сад. О нем тоже мало заботятся.)
- А если исключить строки с описанием природы из повествования, изменится ли что – либо?
( Потеряется лиричность, душевный настрой, аналогия с душевным состоянием Катерины Петровны.)
- Что поняла героиня во время непосильной для нее прогулки?
( Она убедилась в том, что очень слаба и дни ее, вероятно, сочтены. И тогда она написала Насте письмо.)
Следующей деталью в раскрытии внутреннего мира героини является интерьер.
- Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме?
Описание комнаты Катерины Петровны.
Дети: Жизнь героини - в далеком прошлом. Как приметы уходящей жизни, неухоженности, неуюта – пыльный дореволюционный журнал « Вестник Европы», пожелтевшие часики на столе, давно не чищенный самовар, потускневшие от времени картины, на которых ничего нельзя было разобрать,
« горький запах» нетопленных печей.
- Какие цвета преобладают в пейзаже и в интерьере?
( желтый, серый, черный; всюду неясность, расплывчатость)
- Как это соотносится с образом главной героини?
Вывод: Катерина Петровна живет воспоминаниями о прошлом. А в настоящем у нее нет никакой радости, только равнодушное ожидание смерти.
Вот как об этом пишет автор в главе « Зарубки на сердце»:
« все обстоятельства, все подробности, сама обстановка деревенского дома и осени – все это было в полном соответствии с состоянием Катерины Петровны, с той тяжелой душевной драмой, какую она переживала в последние дни.»
- Попробуйте проследить за душевным состоянием героини.
( Надежда, тяжесть, разочарование, осознание одиночества, душевная боль.)
Вывод: За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине.
Характеристика Катерины Петровны.
Учитель: Мы выяснили, что « мелодия прозы» способствует созданию образа пожилой одинокой женщины.
- Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна?
( ответы учащихся)
- Попробуем восстановить прошлое героини по ряду точных деталей.
Прошлое – в воспоминаниях Катерины Петровны: петербургская жизнь, « жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Это была счастливая и насыщенная событиями жизнь, отсвет ее в эскизе к « Неизвестной» Крамского ( подарок самого автора отцу героини).
Катерина Петровна живет воспоминаниями, они бы могли скрасить ее одиночество. Но и они тускнеют, как « потускнели от времени» картины на стенах.
( слайд с « Неизвестной»)
Вывод: Автор своим подтекстом подчеркивает, что
« сумрачно» не только в опустевших комнатах, но и в душе героини.)
- Что подчеркивает Паустовский во внешнем облике героини?
( Плохо видит, сгорбленная, маленькая.)
- Подберите синонимы к слову « маленькая» ( беззащитная).
- Как относятся к Катерине Петровне окружающие?
( С уважением, заботясь о ней, оказывают посильную помощь.)
Учитель: Мы С ВАМИ пока ничего не знаем о дочери героини.
Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катерине Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе.
- Как вы считаете, были ли у Насти серьезные причины, чтобы не приехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь?
Найдите строчки в тексте. ( Катерина Петровна знала)
Учитель: Завершающим аккордом первой части становится сообщение о том, что Катерина Петровна написала Насте письмо. Как вы думаете, почему она это сделала?
Послушаем, что же написала Катерина Петровна своей любимой дочери?
(Чтение письма ученицей.)
Учитель: « Ненаглядная моя!» - всю силу материнской любви вложила Катерина Петровна в эти слова, а в ответ?...
Учащиеся: Дочь чувствует лишь « смутное беспокойство». Насте не до матери – старушки и ее забот.
Учитель: Для чего понадобилось переносить действие рассказа в Ленинград, рисовать мастерскую скульптора, открытие выставки и пр.?
Учитель: Очевидно, без этих страниц повествование могло принять банальный характер об одинокой старушке и невнимательной дочери. Паустовский показывает, что Настя вовсе не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки. Как же могло случится, что заботящая о других Настя проявляет невнимание к родной матери?
Учитель: Оказывается, одно дело – увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое – помнить о близких своих, о матери – самом святом человеке на свете, не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает. Она, конечно, очень занята на работе. Но в такой ли мере, чтобы не откликнуться на трагическое письмо матери и не поехать в деревню?
(Прочитаем отрывок из рассказа)
« Она подумала о переполненных поездах»
Какую черту характера проявила Настя в данной ситуации?
Учитель: В сутолоке, в суете ленинградских дней Настя чувствует себя интересной и нужной людям, ею движет желание проявить активность своей натуры. Есть в Насте и эгоистическое чувство.
Вспомним: « На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, - сейчас она нравилась самой себе.»
Не присутствует ли доля эгоистического чувства даже в хлопотах о выставке Тимофеева?
Недаром же и на вернисаже говорят: « Этой выставкой мы целиком обязаны одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семеновне.» « Все зааплодировали. Аплодировали долго. Настя смутилась до слез».
Как бы там ни было, гармонии между заботами о « дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достигнуть не удалось. В этом трагизм ее положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести, которое посещает ее после смерти матери, и, которое поселится в ее душе навсегда.
2. Характеристика Насти.
Учитель: Во второй части рассказа Паустовский резко меняет место действия: он переносит нас с вами в иной мир – мир большого города, где живет и работает дочь Катерины Петровны, Настя. Композиционный переход оправдан и внешним и внутренним сцеплением событий: нам давно уже хочется узнать, что же это за бессердечная Настя.
Для чего же он понадобился?
Автор использует прием противопоставления, показывает разные поколения, разный темп и смысл жизни, ее восприятие.)
Обратимся к образу Насти.
Работа с портретом:
- Что в ее внешнем облике подчеркивает автор?
Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Сольвейг – в переводе означает « Солнечный путь». Но авторское определение « холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным. Глаза – зеркало души человека. Настя праздник устраивает, а « глаза холодные». Значит, и душа у нее черствая и холодная. Выставка предоставляла возможность самой Насте выдвинуться, стать значимой, прославиться.
- Почему Настя оказалась для окружающих
« незнакомкой»?
( Ее сущности не разглядел никто, кроме Гоголя, перед которым невозможно скрыть свое истинное лицо.)
Так звучит в рассказе тема воздействия искусства на человека. Искусство заставило Настю взглянуть на себя со стороны, задуматься над тем, что происходит.
Вспомним эпизоды, характеризующие отношения Насти
к художникам.
а) Настя в мастерской Тимофеева.
- Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя?
Произошло то, что происходит в момент встречи человека с прекрасным. Героиня потрясена . « Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый человек. Настя видела, как на виске его бьется тонкая склеротическая жилка», « А письмо – то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх ты, сорока! » В душе героини происходит
внезапный перелом в психологическом состоянии. Отступило суетное, сиюминутное – осталось главное: мать и ее одиночество.
Кропотливая работа художника увенчалась успехом: ему удалось передать в скульпторе тончайшие оттенки облика Николая Васильевича, так что «проступила душа». Что вы слышите в этих словах? Почему «СОРОКА»? ( Трещотка, легкомысленная птица.)
- Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно ( « будем драться») помогает скульптору Тимофееву?
Она, по – вашему мнению, бескорыстна?
И как это сочетается с холодным безразличием к матери?
б) Выставка Тимофеева.
Устраивая выставку Тимофеева, Настя ходила к председателю Союза художников.
- Бездушна ли, по – вашему, Настя ?
( Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки, и за всем этим она не успевала вспомнить о матери.)
- Вспоминала ли она о Катерине Петровне?
Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь, избегая всяких оценок.
( « Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырваться!» « Она подумала о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней.»)
Ничего Настя не забыла. Сама структура предложения передает нежелание ехать. Даже упоминание о материнских слезах –
« неизбежных» - выдает Настино раздражение. Паустовский предостерегает нас от беспамятства и нелюбви, нас, забывающих в суете повседневности о главном.
- Вспомним эпизоды, рассказывающие о выставке Тимофеева.
1) Обсуждение выставки, где звучат похвалы Тимофееву и Насте.
2) Появление Даши с телеграммой.
3) Выступление Першина.
- Как Настя принимает телеграмму? Почему она ее скомкала и нахмурилась?
Спокойно. Она даже не поняла, о какой Кате идет речь.
Телеграмма, отправленная Насте, лаконична, кажется на нее невозможно не ответить. Но этого не происходит. Получение телеграммы – кульминационный центр рассказа. Что можете сказать?
- Почему Настя не открыла старому художнику правду?
( Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у нее умирает мать.)
Чтение и анализ эпизода « Настя под « хмурым небом».
Какой вывод можно сделать из прочитанного?
Этот внутренний монолог героини – кульминация центральной части рассказа. Героиня переживает душевный кризис. Ее горькие слезы – это слезы очищенья. Но с просветлением души пришло и твердое понимание: « Поздно! Маму я больше не увижу». Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение
« ненаглядная моя!» и по – детски милое « мама», впервые произнесенное ею за последние годы, мы готовы простить все Насте за ее раскаяние.
-Успела ли Настя приехать к живой Матери?
( Поняв, что дочь опять осталась глуха, мать перестает ждать и - умирает.)
Не дождалась старушка дочери. Но односельчане проводили Катерину Петровну в последний путь по – человечески. Их доброта словно примирила мир природы с миром людей.
Найдите в тексте отрывок, который свидетельствует этому?
Чтение эпизода: « День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали над рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега. Впервые в пейзаже появляются не мрачные, а светлые, живые штрихи.)
Сопоставление Насти и молоденькой учительницы.
Есть в рассказе еще одна девушка – молоденькая учительница, недавно приехавшая в деревню.
-Как вы думаете, для чего нужно было Паустовскому вводить в рассказ этот образ? ( ответы учащихся)
Учитель: Вероятно, смерть старой одинокой женщины, по сути брошенной своей дочерью, послужит для нее уроком: ведь в областном городе у нее осталась мать – « вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая». Недаром учительница провожает гроб с телом до могилы, кланяется и целует Катерину Петровну в руку
( Душевная чуткость учительницы контрастна Настиной глухоте, Настиному « недочувствию».)
Работа над эпиграфом к уроку.
Обратимся еще раз к эпиграфу нашего урока.
- В качестве эпиграфа мы выбрали слова Тихона, сказанные Манюшке. Как вы думаете, почему они сказаны именно ей?
« Не будь пустельгой,» - говорит Тихон Манюшке, но ситуация и интонация произнесения этих слов позволяет предположить, что Тихон считает таковой именно Настю.
( Это напутствие пожилого человека девочке: она тоже дочь.Но это совет, предназначенный и Насте.)
- Какой смысл вкладывает в эти слова автор?
Дети: « не будь пустельгой» - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного.
Это и авторское напутствие читателям.
- Есть такая библейская заповедь. ( на слайде)
« Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле» ( пятая заповедь Божия).
-Нарушает ли ее Настя? (ответы учащихся)
Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын, За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Вот эту – то опору в жизни и потеряла Настя.
- Какие факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти все же пробудилась?
Дети: « Бросив все, она наконец – то поехала к матери: « проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый ( как на душе у Насти) рассвет», уехала « крадучись»
( стыдно перед людьми .) И не зря ей казалось, что никто, кроме матери, « не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести.»
Учитель: Вернемся к названию рассказа.
Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда сообщение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. В рассказе обе телеграммы отправлены Тихоном, который любит, жалеет Катерину Петровну, пытается поддержать ее в одиночестве, старости.
Обе телеграммы до конца не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадывается, кто составил телеграмму: Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у нее прощенья.
Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в вас, а то может оказаться поздно.
« Будь человеком,» - говорит К.Г.Паустовский. – За добро плати добром.
Наш урок подошел к концу, но беседы о добре, о взаимоотношениях детей и их родителей, о справедливости будут продолжаться. Я думаю, что совет, который принадлежит в рассказе Манюшке, пригодиться и вам. Запомните его на всю жизнь, ребята.
Мы с вами познакомились с произведением, сумели понять нравственные аспекты рассказа. Выразили свое отношение к поступкам и поведению героев. Правильно оценили внутренний мир героев. Вашу работу на уроке можно оценить следующими оценками:
Оле «5»,
Саше «4»,
Ване «5» и т.д.
Утро. Осень метет. Жмутся к небу озябшие птицы.
Ты все смотришь в окно. Ты все смотришь и смотришь в окно.
Хоть бы скрипнула дверь . Хоть бы вздрогнули вдруг половицы.
Будут годы идти.Будут яблоки падать в траву.
Будет солнце всходить. Будут реки врываться в пустыню.
Будут плыть корабли в белизну марсианских морей.
Домашнее задание: расскажите о способах характеристики Насти ( письменно); подготовьтесь к конкурсному художественному пересказу одного из эпизодов текста;
расскажите, какие «зарубки на сердце» оставил у вас этот рассказ ( задания по выбору в соответствии с интересами и желанием) ; мини - сочинение « Поступок, за который я себя осуждаю».
( без объявления включаем песню И.Саруханова « Дорогие мои, старики »)
15